В Истру одним днем, или Как скрасить самый короткий день года

Раздел сайта: 
День рождения в конце декабря, воистину, беда путешественника. Кажется, всю свою сознательную жизнь мне хотелось провести его где-нибудь вне дома, в идеале — в старой доброй тихой Европе, с глинтвейном и праздничными огоньками вокруг. Только вот Европа в двадцатых числах декабря вовсе не тихая, а переполненная толпами туристов, штурмующих рождественские ярмарки. Да и стоимость поездки, мало-мальски устраивающей по уровню комфорта меня, избалованную хорошими отелями в центре города, выходит такая, что желание куда-то ехать сразу пропадает. Можно, конечно, отправиться в путешествие по России, но уж больно безрадостна погода на зимнее солнцестояние…
Вот так и получилось, что в ушедшем году я впервые в жизни — совершенно спонтанно — выбралась на день рождения куда-то, хотя бы одним днем. До поры до времени, впрочем, мне это маленькое путешествие казалось как бы ненастоящим, и я стеснялась о нем тут рассказать: некоторые на месяц укатывают на другой конец света, а тут — всего-то день, да еще и в своей же Московской области? Но все же в этом путешествии было все, чему полагается быть: большие открытия, исполнение давнего желания, даже посещение музея мирового уровня и дорожные трудности. Поэтому добро пожаловать в декабрьскую бесснежную Истру!
 

Содержание статьи:

План поездки и организационные детали

В Истру я планировала поехать уже довольно давно: с тех пор, как проездом увидела Ново-Иерусалимский монастырь во время путешествия в Вологду в 2018 году и обмерла от восторга. Тогда Истра попала в наш маршрут довольно случайно, и времени не было даже на то, чтобы закричать: «Давай сюда заедем!». Уже потом, на «разборе полетов», я выяснила поподробней, что же есть в Истре, и стала задумываться, что неплохо было бы ее скомпоновать с чем-нибудь ещё. Или просто съездить в Истру одним днем.

Тот самый пейзаж, запавший в душу

Но эта поездка, вероятно, откладывалась бы ещё целую вечность, не попадись мне на глаза заметка о выставке «Шагал: между небом и землей», проходящей в музее «Новый Иерусалим» с 16 ноября 2019 года. Творчество Шагала было для меня темным лесом, а 2019 год я могу смело назвать самым музейным в своей жизни — чем не время попробовать исправиться и понять знаменитого художника?
Поизучав, что ещё экспонируется в музейном комплексе одновременно с Шагалом, я с удивлением обнаружила ещё одну выставку, которой загорелась. Называется она «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья». В рекламной подводке обещали подборку работ таких художников, как Шишкин, Айвазовский, Саврасов и Поленов, и этого было достаточно, чтобы захотеть туда сходить (впрочем, забегая вперёд, скажу: суть блестяще устроенной выставки оказалась совсем не в этом).
Таким образом нарисовался нехитрый план поездки: выехать из Москвы ближе к обеду, засветло посетить Новоиерусалимский монастырь, а остаток дня провести в работающем до глубокого вечера музее — обязательно осмотреть две выставки, а дальше на что хватит сил.
Есть у меня, впрочем, мысль, что поездку в Истру в общем случае можно легко и приятно сделать двухдневной, если совместить культурные мероприятия с оздоровительными: забронировать один из многочисленных отелей на берегу водохранилища и провести выходные в спа, на лыжах или, если зимы в наших широтах продолжат теплеть, на пляже :) Монастырь при этом посмотреть на пути в отель, а более длинную музейную программу оставить на конец второго дня. Только вот непосредственно перед праздниками это практически невыполнимо, потому как водохранилище — популярное место для многочисленных корпоративов, и в декабре уже нечего бронировать, а если подсуетиться раньше, все равно рискуешь оказаться в большой компании не слишком трезвых людей.
Выехали мы около полудня, по незагруженным дорогам от запада Москвы до Истры оказалось меньше часа в пути: Новорижское шоссе в Подмосковье — широкая, быстрая магистраль. А вот сразу после съезда на Истру все не так радужно: дорога узкая, разбитая, с крутыми поворотами. К тому же ночью крайне неважно освещенная: если, как и мы, задумаете возвращаться по темноте, имейте в виду.

На подъезде к Истре

И у монастыря и у музея есть собственные парковки. Чтобы не переставлять машину и не идти в полутьме назад к монастырю, парковаться мы решили сразу на той, что у музея.

От парковки открывается вид на музей и монастырь

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Зимний день был короток, и первым делом по прибытии мы поспешили к монастырю по пешеходному мостику через Истру. От музейной парковки до монастыря примерно километр пешком, но извилистая дорога весьма живописна, да к тому же вполне прилично благоустроена: вымощена камнем и освещена.

Река Истра, в отдалении — скит патриарха Никона

Около самого входа в монастырь обнаружили две гостиницы: «Восточную» и «Западную». Здание как минимум одной из них, «Восточной», похоже, историческое: оно присутствует (и значится как монастырская гостиница) еще на открытках начала XX века. Внутри, однако, все современно: рейтинг у обеих гостиниц на Букинге приличный (9,2 и 9,4 на момент написания статьи), номера на картинках приятные, а вот цены очень даже гуманные, не то что на курортах на водохранилище.

Вход в монастырь и гостиницы

Сразу за гостиницами в подземных помещениях спрятался туристический туалет: довольно разбитый и без горячей воды, но чистый, с необычайно вежливым персоналом. На двери, конечно, красовалось объявление в духе «пожертвование в пользу монастыря — 20 рублей». Объявления в храмах и монастырях — это отдельный жанр (до сих пор вспоминаю надпись на двери одной из смоленских церквей: «Фотосъемка не благословляется!»)

Надвратный храм входа Господня в Иерусалим

А мы тем временем подошли к монастырским воротам. Из них открывается поражающий воображение вид: почти на уровне глаз путника — крыша и глава подземной церкви Константина и Елены.

Церковь Константина и Елены

Наконец, из-за ворот показался весь храмовый комплекс монастыря: за церковью Константина и Елены возвышался Воскресенский собор. Вблизи еще причудливее, чем показался мне с дороги! Стены храма и колокольни богато украшены яркой художественной керамикой.

Изразцы соборной колокольни

За Воскресенским собором видим Рождественскую церковь, отличившуюся свежей окраской стен: судя по архивным фото, еще недавно она была белая, а сейчас красно-белый рисунок на стенах имитирует рустовку — выступающие пирамидками камни, как на фасаде московской Грановитой палаты.

Рождественская церковь

Зашли в Воскресенский собор, изнутри оказавшийся как-то по-европейски барочным в декоре и не менее замысловатым по планировке: столбы, подпирающие шатер, сильно дробили огромное пространство.

Барочная лепнина внутри собора

Внутри храма чрезвычайно людно: длинная очередь верующих стоит к украшенной изразцами кувуклии — часовне, скрывающей главную святыню монастыря, Живоносный Гроб Господень. Туда мы совать свой нос не стали: все же мы туристы, а не паломники.

Шатер Воскресенского собора изнутри (внизу видна часовня-кувуклия)

Там же, где и кувуклия, то есть прямо в ротонде, под шатром мы застали выставку детских рисунков, очень красивую. Оказалось, рисуют воспитанники воскресной школы. Очень понравилось, что рисунки выставлены прямо в основном объеме собора: чувствуется, что вылизанный, свежеотреставрированный монастырь — не только парадная картинка для приезжающих. Живет своей, вполне насыщенной, жизнью.

Иконостас

Потом мы поднялись на монастырскую стену. На высоте ветрено, и ветер коварно надувает запахи выпечки из трапезной. Но мы смогли удержаться от соблазна.

Панорама монастыря со стены

Пройдя по стене, осмотрели Воскресенский собор со всех сторон. Если вблизи внимание на себя перетягивает яркий керамический декор фасадов, то со стены любуешься общей композицией и масштабом.

Колокольня, разрушена в 1941 году и восстановлена только во время реставрации 2011-2016 годов

 

Многострадальная ротонда, перекрытая шатром

Из монастыря можно было бы спуститься в сад, к реке, но мы не стали: после ночного дождя дороги выглядели раскисшими.

Музей «Новый Иерусалим»

Вечерело и холодало, и мы переместились в музей. Купили билеты сразу на две выставки (обычный билет на каждую — 400 рублей с человека), а вот постоянную экспозицию сознательно захватывать не стали: слишком много впечатлений, и с нашей склонностью прогугливать всё увиденное и читать потом дополнительные материалы — до конца десятилетия не справились бы :)
Сам музей, определенно, заслуживает всяческих похвал. Первое (но не главное), что нас поразило, — это вежливые охранники! Подсказывают дорогу, желают хорошего дня. Приятно.
А главное — это впечатления от технической организации экспозиций. На обеих посещенных выставках был отлично сделанный свет, такое не в каждом столичном музее увидишь. С одной стороны, яркий, подчеркивающий краски картин; с другой — совершенно ненавязчивый и, что особенно впечатляет, совершенно не бликующий на стеклах, закрывающих картины! Не только глаз (он просто радовался весь день), но и камера не словила ни единого блика. Ведь могут же сделать хорошо, когда хотят.
В фойе музея есть сувенирный магазин и кафе, где можно перекусить. В сувенирном не была, так — видела через витрину стандартные кружечки-магнитики, но, возможно, зря не зашла: помимо этой всей разноцветной шелухи, судя по сайту музея, магазин торгует добротными печатными изданиями, посвященными экспозициям (как постоянным, так и некоторым временным). А вот в кафе мы заходили после культурной программы. В целом нормально, чтобы вернуться в Москву, не одурев от голода, но ассортимент невелик: чай-кофе, выпечка, разогреваемые в контейнерах супы и салаты.

Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья

Выставка оказалась интересной и эстетичной, равно как и не слишком сложной для понимания. Картины хорошо известных нам всем русских авторов, собранные по подмосковным музеям — особенно, помимо Нового Иерусалима, отличился музей Серпухова! — сгруппированы не по авторам или стилям, а по доминирующему на полотне цвету. Всего «цветных» залов шесть.

Стильное оформление зала

С одной стороны, чтобы понять идею, не надо иметь сильного культурного бекграунда. С другой — выставке прекрасно удалось показать то, над чем иной раз не задумаешься: как по-разному художники работают с цветом.
Переснимать на фотоаппарат всю выставку — явный моветон, но пару примеров увиденного приведу.

Красный. Филипп Малявин. «Смеющаяся девочка»


Зеленый. Михаил Нестеров. «Сенокос»


Фиолетовый. Константин Богаевский. «Киммерийская область»

Для наглядности на каждой табличке к картине приведены семплы ее основных цветов, а также дана краткая информация о произведении, что позволяет мало-мальски обойтись без гида. Для тех, кто лучше воспринимает визуальную информацию, — просто подарок.

Шагал: между небом и землей

Выставка Шагала в Истре — событие международного масштаба. Выставка занимает три зала: ранние витебские работы; работы, связанные с путешествием на Святую землю; библейские гравюры. Всё это великолепие дополнено предметами быта, которые могли бы окружать юного Шагала.
Вообще я вынуждена признать, что приехала я на эту выставку плохо подготовленной: мои представления о Шагале крутились вокруг его витражных работ (долгое время я интересовалась архитектурой заметно сильней, чем изобразительным искусством, и до сих пор про многое имею познания более скудные, чем хотелось), а авангард все же требователен к подготовке зрителя. Мне стоило хотя бы взять экскурсовода, а еще лучше, чтобы до этого я побывала на какой-нибудь другой выставке Шагала — ретроспективной. В итоге половину идей я просто не смогла считать, не сориентировавшись «на ходу», и мои впечатления застряли где-то на примитивном уровне «здорово, но непонятно». Впрочем, выставке удалось в равной мере заинтересовать меня Шагалом (до сих пор никак не вылезу с сайта — собрания его наследия) и убедить меня в том, что за событиями в подмосковных музеях стоит следить. В общем, на следующую выставку я обязательно приду и приду во всеоружии :)
Фотографий в этом разделе нет, потому что фотосъемка на выставке не разрешена.

В заключение

Несмотря на то, что я не ожидала от этой поездки многого, однодневная вылазка в Истру оставила массу впечатлений. Всего лишь двух локаций — Воскресенского монастыря и музея «Новый Иерусалим» — вполне достаточно, чтобы сделать программу на целый день!
И если монастырь был вполне предсказуемо прекрасен, то музей — это настоящее открытие для меня. Хорошо обустроенный, современный и продолжающий развиваться. И если посмотреть сайт музея, становится понятно, что, помимо постоянной экспозиции, в музее почти всегда выставляется что-то очень «вкусное»: то Дюрер, то Пикассо, то Шагал… В общем, рекомендую перед поездкой посмотреть расписание выставок. И не игнорируйте экскурсии!

Выставки «Шагал: между небом и землей» и «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» продлятся до 8 и 29 марта 2020 года, соответственно.

Не хотите пропустить новую статью?
Подпишитесь на новости!
Реклама — поддержка клуба:

Комментарии ВКонтакте

Комментарии

Аватар пользователя galina
Марина, спасибо за интересный рассказ. Приятно, что ваша поездка удалась. Нам в этом плане не повезло.
Два года назад я тоже выбрала Истру для поездки на день рождения. Тютелька в тютельку в формате 2-х дней, о которых вы, Марина, рассказали. Мне тоже такой формат показался интересным и логичным. Но поездка стала провальной по всем статьям. Монастырь разочаровал. Впервые приехали сюда после реконструкции. И не узнали места. Лубок. Вылизанное, голое, но очень модное место. Душа ушла вместе со спиленными деревьями.
Всё усугубилось тем, что мой день рождения попал на Пасху. Увидели здесь настоящую демонстрацию... в модном стиле. Ярмарка тщестлавия псевдоверующих - у кого корзиночка мимимишнее. По пути проехали много сельских храмов. Везде тишь и гладь, ни единого человека. Все сюда - где моднее и престижнее.
Дорогущий отель тоже казался провальным. Я писала про него отзыв.
Когда на второй день подъехали к Выставочному залу, поняли, что уже ничего не хочется. Уехали домой. Хуже дня рождения, чем провели в Истре, я не помню. :))
Аватар пользователя marinam
Ох, Галина, как жаль... дело в том, что про спиленные деревья я вот узнала уже после того, как начала писать статью (когда искала гостиницу Восточная на старых фото), а лично не видела. Поэтому в саму поездку не о чем было досадовать, а вообще — понимаю печаль. Было, конечно, уютнее. Очень надеюсь, что высаженные деревца приживутся и вырастут, но они не большемеры, будет ой как нескоро.
Ну и парада ряженых не было в наш приезд. Повыпендриваться в серые декабрьские дни туда никто не ездит, видимо. Только по зову души :)

Отдельно напишу про ваш отель. Ужас, конечно. Я жила как-то в Яхонтах в Тарусе, и никакой обшарпанности там не было и в помине. Забронировала бы смело и попалась, если бы не видела вашего отзыва (а я видела уже).
На Истре мы пару лет назад останавливались в Мистрале (как раз та упомянутая поездка в Вологду, так странно вот вышло). Там было всё с иголочки, но ОЧЕНЬ ДОРОГО. Мало того что проживание дорогое (ну, тысяч эдак 6-7 в день и это только с завтраком), так ещё и платное вообще всё (нарды, например! Напрокат!). Зато бой посуды бесплатный :) 
Аватар пользователя elenau
Мариша, какие замечательные фотографии и рассказ - спасибо! 
Мы тоже пока не были в монастыре, поэтому  сравнивать не с чем.. Но то, что получилось на твоих снимках - очень впечатляюще! Надеюсь когда-нибудь выберемся в те края...
Выставка с "цветными " залами понравилась - интересный подход к живописи... Да и вообще, музей достойный... 
По всему видно, что твой день рождения удался, хоть прошёл и не в Европе.) Спасибо за идею поездки! 
Аватар пользователя marinam
Лена, всегда пожалуйста! :) Рада, что отчет заинтересовал.

Очень надеюсь, что, если вы выберетесь туда, разочарования, как у Галины, поездка не принесет, но вопрос, хороша ли вышла реставрация, правда довольно спорный. Я вот многие аспекты реставрации 2011–16 (достройку колокольни, перестройку шатра, восстановление недостающих изразцов) в итоге одобряю: с моей — впрочем, дилетантской — точки зрения это ничем не хуже, чем, например, ведущиеся сейчас работы по восстановлению Ноймаркт в Дрездене. С другой стороны, с благоустройством территории там правда что-то абсолютно в духе современной Москвы произошло (даже клумба перед входом засыпана той же цветастой щепой). Ну и деревья можно было бы высадить хотя бы большие, с таким-то бюджетом: если делать не ради освоения бюджетов, а правильно, они вполне нормально приживаются. А лучше не пилить старые под ноль. Но это я уже насмотрелась фото из архивов, а на месте я такими размышлениями не страдала. Ну и проблем с атмосферой не было: было довольно людно, но люди явно ради себя приехали, а не на ярмарку тщеславия.

А музей — это да, прямо открытие для меня. Не ожидала, что мне так понравится :) И есть подозрение, что туда еще много интересного привезут: в Подмосковье, видимо, всерьез решили развивать музейную жизнь.

Добавить комментарий

(все комментарии проходят ручную модерацию)

Если наш сайт оказался вам полезен, вы можете поддержать его развитие: