Пенза

Летнее путешествие длиной в 14 дней. Часть 4. Пенза

Пенза… Как много в этом слове… В Пензе училась моя мама, привозили и меня сюда, когда я была ребенком. В далеком уже 2016 году вместе с мамой и сыном мы навестили Пензу, прошлись по памятным местам. И вот летом 2019 года я снова сюда вернулась, теперь уже с мужем и сыном. Если меня спросить была ли я в Пензе, я отвечу: «Да, бывала», но на вопрос знаю ли я этот город, я скажу: «Нет, к сожалению, не знаю». Пенза настолько многогранна, что узнать ее можно только прожив здесь не один год.
Но вернемся к нашей летней поездке… Утром, сдав ключи, мы покинули отель в Саранске и помчались навстречу Пензе. Муж выбрал спокойную и красочную трассу (через Кочкурово, Большой Вьяс, Грабово, Бессоновку). Ведь автомобильное путешествие - это не только осмотр достопримечательностей, но и сама дорога. И очень хочется, чтобы и она тоже доставляла удовольствие и дарила приятные моменты. Ну а мы ехали и наслаждались возделанными полями с колышущимися и перешёптывающимися на ветру налитыми колосьями

Пенза - Тарханы - Наровчат. Первые впечатления бывают обманчивы. Отчёт

Приветствую вас любители путешествий! Меня зовут Настя, и я «путешествиеголик»! По городам и весям мы ездим с мужем Димой и дочерью Лерой. Мы из Нежного Новгорода.
На ноябрьские праздники решено было ехать вдвоем с мужем в Пензу. Маршрут Пенза - Тарханы - Наровчат был рассчитан на 3 дня и 2 ночи.
Об этом и попытаюсь вам рассказать.
Выехали в ночь с 3 на 4 ноября в 01:30, рановато, но уже не было сил сидеть и ждать начала приключений.
План трёхдневной поездки был таким:
  • 1 день. «Тарханы», далее заселение в Пензе, в театр «Дапертутто», прогулка по городу.
  • 2 день Поход в музей одной картины, в музей Мейерхольда, прогулка по городу.
  • 3 день. Выезд из Пензы, посещение в селе Сканово пещерного монастыря, дом-музей Куприна и музей-тюрьма в городе Наровчат.
Не все сбылось и удалось, но ведь это замечательный повод побывать в Пензе еще раз!
Итак, начнем.

Из Пензы в Тамбов. Часть 2. Тарханы - Белинский - Тамбов. День закрытых дверей

Продолжаю рассказ о нашем путешествии по Пензенской и Тамбовской областям. Третий день мы посвятили переезду из Пензы в Тамбов и знакомству с музеем-усадьбой "Тарханы".
...Мы покинули первый, основной, комплекс усадьбы, где посмотрели барский дом, церковь Марии Египетской, людскую избу, дом ключника, мельницу. Прогулки по парку усадьбы практически не было. Тарханы получились... транзитными. Тут всё сыграло роль - и подпорченное настроение от отсутствия экскурсии, и желание посмотреть Апалиху, и необходимость ехать дальше. К моменту выхода из усадьбы шёл уже пятый час. До Тамбова предстояло проехать 185 километров, не считая заезда в Апалиху. Уже по пути нарос Белинский. Как "акт отчаяния". День закрытых дверей был на пике. :)
В общем, парковая зона усадьбы Тарханы осталась без нашего внимания и, соответственно, фотографий. Но я не могу оставить вас без парка, Большого пруда, мостика, "Тайной" беседки, уютных тенистых аллей, природных красот лермонтовских мест. Вы должны представлять Тарханы в полном объёме, чтобы понимать, что одного дня на поездку сюда может быть и недостаточно... На помощь мне опять пришла Карина.

Из Пензы в Тамбов. Часть 1. Тарханы. "Кругом родные все места..."

Шёл третий день 5-дневного автопутешествия по маршруту "Пенза - музей-заповедник "Тарханы" - Тамбов - усадьба Ивановка". С утра позавтракали в шикарном "Гелиопарке Резиденс"; заехали за пирожками в Троицкий монастырь; забили пензенскими конфетами багажник. И с чувством выполненного долга взяли курс на Тамбов...
Если вы ищите новые интересные маршруты для небольших путешествий на машине, берите на вооружение наш. Неизбитый, романтический и одновременно содержательно глубокий. О туристических возможностях Пензы для вдумчивого путешественника я рассказывала в двух частях отчёта о Пензе: Часть 1 и Часть 2. Но это было только начало маршрута...
Наша программа в этот день складывалась так:
  • Мы посетили первый комплекс музея-заповедника "Тарханы" - барский дом, церковь Марии Египетской, людскую избу, мельницу...
  • Побывали в фамильном некрополе Арсеньевых-Лермонтовых с часовней - второй комплекс.
  • Пытались попасть в третий филиал Тархан - имение М.А. Шан-Гирей Апалиха, но съездили впустую.
  • Заехали в Белинский, где в усадьбу также не попали.
  • Прибыли в Тамбов; поужинали в кафе "Галерея", после чего заселились с приключениями в гостиницу "Театральная".

Пенза. Часть 2. Исторический центр. Достопримечательности

​Я не эксперт по Пензе. Уверена, что мы пропустили что-то важное и любопытное. Узнать город за два дня невозможно. Но увиденного мне вполне хватило, чтобы получить от прогулок по Пензе душевное удовольствие, узнать много нового, очароваться Пензой и пожалеть, что приехали всего на 2 дня... Я покажу в статье то, что мы успели увидеть. Вы ощутите хотя бы примерно объём "туристических возможностей". Достопримечательности в Пензе есть, не стоит их недооценивать и расслабляться. Чтобы потом не сожалеть.
В первый день мы знакомились с достопримечательностями улиц Московской, Славы и набережной р. Суры. Во второй - продолжили гулять по историческому центру, его старинным улицам. В первую очередь посетили улицу Кирова и прилегающие к ней территории. Здесь находятся главные достопримечательности Пензы, её интересные места.
Улица Кирова - старейшая улица Пензы, сложившаяся уже в XVII веке, на заре создания города. Когда-то на этом месте пролегала крепостная стена, отделявшая крепость от Большого Посада. Историки называют эту улицу "улицей одиннадцати названий". По этому видно, какая бурная жизнь здесь кипела. В середине XVIII века вдоль улицы был построен Троицкий монастырь. В конце XVIII - здание Дворянского собрания, где бывали герой Отечественной войны 1812 года поэт Денис Давыдов, поэт П. А. Вяземский, композитор С. И. Танеев. Располагалась здесь и духовная семинария, где учились выдающий русский историк В. О. Ключевский и основоположник советской нейрохирургии Н. Н. Бурденко. И главное народное училище, позднее гимназия, в которой учился В. Г. Белинский, директорствовал известный русский писатель И. И. Лажечников, стояла здесь. И, знаете, не всё со временем кануло в лету. Остался монастырь, храмы, старинные особняки и всё то, что делает Пензу важным культурным центром.

Пенза. Часть 1. Первое знакомство. Прогулка по центру города

Мы любим узнавать новые города. Каждый город уникален. Интересно окунуться в его атмосферу, прочувствовать ритм, энергетику, познакомиться с планировкой улиц, архитектурой, историей. Стать на один город богаче. :) Интересно осмысливать увиденное, рассказывать о нём вам, наблюдать за реакцией. В мае мы открыли для себя Пензу. Который раз убедилась, что неинтересных городов не бывает. Каждый примечателен по-своему, везде есть свои изюминки. Есть они и в Пензе.
...За неимением свободного времени к этой поездке я не готовилась. Нас это не пугало - узнавать город с ходу, исследовать, импровизировать всегда увлекательнее, чем действовать по плану. Небольшой список достопримечательностей я набросала "на коленке" уже в номере отеля. Найденное не очень вдохновляло - скудно, разрозненно.
К сожалению, да, полноценной информации о Пензе для туристов и путешественников в интернете мало. Толковых отчётов нет. Да, Пенза не столица, и с некоторыми областными центрами по количеству достопримечательностей её в ряд не поставишь. Обычно её посещают за компанию с усадьбой Тарханы, причём Тарханы - главное, в Пенза прицепом. Но в Пензе есть что посмотреть, что стоит посетить. Поверьте!
Мы провели в Пензе два полных дня. Увидели многое, посетили мало что. Поездка была "по поводу" (на годовщину свадьбы), поэтому слегка расслабились, каюсь. Только накануне отъезда поняли, что недооценили Пензу.

Трасса М5. Из Москвы в Пензу на машине

О майской поездке в Пензу и Тамбов я расскажу поэтапно, хотя изначально планировала сделать один общий отчёт. Поняла - торопиться не стоит, ведь речь пойдёт о новых для нас местах. А о новом писать непросто - впечатления не улеглись, чувства и отношение не сформировались. Даже первоначальная оценка - понравилось/не понравилось - может оказаться если не ошибочной, то не точной, пока не слетит всё наносное. Было у вас так?
Да, к отчёту я подхожу долго. Если с отзывом об отеле "Гелиопарк Резиденс", где мы жили в Пензе, всё было однозначно - отличный отель, то всё остальное... Как выбор направления нашей небольшой майской экспедиции был затяжной и муторный (изначально планировали ехать в Воронеж, потом переориентировались на Пензу и Тамбов), так и отчёт рождается медленно.
Отчет о поездке в Пензу и Тамбов начну с дороги - впечатления о трассе М5, путевые фотографии. Старалась фотографировать самые характерные моменты. Начну с рассказа, затем будет небольшой фоторепортаж.
Итак, ехали по М5 "Урал". Само название трассы - могучее такое! - говорит о том, куда по ней можно добраться. Сердце начинает учащённо биться, когда читаешь названия городов - Самара, Челябинск, Екатеринбург... Даст Бог, когда-нибудь так и будет... Но сейчас Пенза.

Отель "Гелиопарк Резиденс", Пенза. Праздник души и тела. Отзыв

Heliopark Residence - общепризнанно лучший отель в Пензе и один из лучших отелей в нашей путешественнической практике. У него лучшее расположение, лучший ресторан, великолепный SPA и сервис на самом высоком уровне. Жить здесь - это получать удовольствие каждую минуту, по-настоящему отдыхать.
Последнее время мы часто говорим с друзьями, участниками и читателями нашего "Клуба путешественников" о том, где жить в путешествиях, какую гостиницу выбирать. И я обратила внимание - со временем все приходят к мнению, что жить в путешествии надо комфортно и красиво. От этого зависит общее впечатление от поездки и, если хотите, самоощущение. "Гелиопарк" очень украсил и обогатил впечатлениями наше путешествие. Ведь это не просто гостиница. Это, можно сказать, городской курорт, настоящий праздник души и тела, где мы чудесно отметили годовщину нашей свадьбы.
Шаг за шагом, знакомясь с отелем, мы, будто жемчужины, "нанизывали на нитку" свои открытия - такого не видели, с этим не встречались. Чем сумел нас удивить и порадовать Heliopark Residence, с удовольствием расскажу сегодня в отзыве.
Кроме этого я покажу вам номера отеля различных категорий - от стандартов до люкса; SPA, включающий бассейн, джакузи, сауну, баню и проч.; ресторан "Давыдов", где мы завтракали; наш праздничный ужин и много другого интересного.