Из Пензы в Тамбов. Часть 2. Тарханы - Белинский - Тамбов. День закрытых дверей

Продолжаю рассказ о нашем путешествии по Пензенской и Тамбовской областям. Третий день мы посвятили переезду из Пензы в Тамбов и знакомству с музеем-усадьбой "Тарханы".
...Мы покинули первый, основной, комплекс усадьбы, где посмотрели барский дом, церковь Марии Египетской, людскую избу, дом ключника, мельницу. Прогулки по парку усадьбы практически не было. Тарханы получились... транзитными. Тут всё сыграло роль - и подпорченное настроение от отсутствия экскурсии, и желание посмотреть Апалиху, и необходимость ехать дальше. К моменту выхода из усадьбы шёл уже пятый час. До Тамбова предстояло проехать 185 километров, не считая заезда в Апалиху. Уже по пути нарос Белинский. Как "акт отчаяния". День закрытых дверей был на пике. :)
В общем, парковая зона усадьбы Тарханы осталась без нашего внимания и, соответственно, фотографий. Но я не могу оставить вас без парка, Большого пруда, мостика, "Тайной" беседки, уютных тенистых аллей, природных красот лермонтовских мест. Вы должны представлять Тарханы в полном объёме, чтобы понимать, что одного дня на поездку сюда может быть и недостаточно... На помощь мне опять пришла Карина.

И прежде чем я продолжу отчёт о майских Тарханах, посмотрите фотографии Карины с летними Тарханами. Сочная зелень, пышная сирень, нежные колокольчики. Восторг души! Теперь буду мечтать увидеть такие Тарханы. Впрочем, уверена, здесь всегда красиво - осенью и зимой тоже.

Колокольчики и лютики в Тарханах

Памятник Лермонтову на фоне кустов белой сирени

Вход в дом-музей обрамлён лиловой сирень

Тенистая аллея

Беседка "Тайная"

Дуб, по преданию посаженный М.Ю.Лермонтовым

Дерево погибло во время урагана 11 июня 1995 года

На берегу Большого пруда

Мостик через дамбу в Круглый сад

Загадочная Карина в "Тайной" беседке

Большой пруд

Барский пруд

А теперь возвращаемся к нашему путешествию, в майские Тарханы, - к ещё робкой зелени, скромным тюльпанам, редкой свежей траве... Сравните краски... Очень интересно по ощущениям.
Итак, после первого комплекса музея-заповедника мы приехали во второй - мемориальный.
В центре села Лермонтово на берегу Большого пруда стоит храм. Это церковь Михаила Архангела, возведённая на средства бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Храм был священ в 1840 году, за год до гибели Лермонтова. Это один из главных мемориальных объектов Тархан, потому что подлинник, "видевший" поэта. Заходим на территорию комплекса.

Обходим церковь и движемся в сторону усыпальницы.
Часовня-усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых была построена над могилами родных бабушкой после смерти любимого внука.
Здесь похоронен сам Лермонтов, его мама, бабушка и дедушка.

Могила М.Ю.Лермонтова.
Могила матери поэта - Марии Михайловны, умершей очень рано - в 21 год.
"Под камнем сим лежит тело М.М.Лермонтовой. Урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней".
Могила дедушки поэта - Михаила Васильевича.
Роспись на потолке усыпальницы.
Три могилы в центре усыпальницы. Четвёртая, бабушки, - левее,
на стене плита - Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Рядом с усыпальницей - могила отца Лермонтова. Бабушка не разрешила хоронить его в Тарханах. Прах перевезли из села Шипово Липецкой области уже в современное время - в 1974 году. Семья воссоединилась...
Очень говорящие строки "Эпитафии", посвящённые поэтом отцу.

После посещения часовни мы зашли в храм...
Церковь Михаила Архангела строилась достаточно долго: начало строительства - 1826 год, завершение - 1839-й. Освещена за год до смерти Лермонтова. Считается, что здесь 21 апреля 1842 года на двое суток был установлен для последнего прощания гроб с телом поэта, доставленный из Пятигорска.
Внутреннее убранство церкви - новое. В годы советской власти фрески были замазаны масляной краской и погибли.
Новая роспись тоже впечатляет, но, говорят, не сравнима с прежней...

На этом наше знакомство со вторым мемориальным комплексом Тархан закончилось. И мы мимо главных усадебных ворот отправились в третий комплекс, в Апалиху, имение тётушки Михаила Юрьевича Лермонтова - М.А. Шан-Гирей, племянницы Е.А. Арсеньевой.
Ехали мы по навигатору. Сначала покинули Лермонтово,
выехали на грунтовку. Какое-то время казалось, что едем не туда. Но тут в "чистом поле" увидели указатель, и на душе стало спокойнее.

А потом случилось неладное. Мы упёрлись в "шлагбаум" на замке. Было понятно, что пешком до усадьбы мы уже не доберемся, да и оставлять машину в поле - исключено.
Был момент отчаяния. Время было ещё не позднее, но от людей будто отгородились, чтоб понапрасну не разъезжали. Возможно сюда вообще можно попасть только по записи. Я не знаю.
Таким образом, увидеть роскошный поэтический парк Апалихи нам не удалось. Дом, увы, не сохранился. Но парк, говорят, весьма живописен. Фотографий в интернете, можно сказать, совсем нет. Самим увидеть не удалось. Будем верить на слово.
Ну а мы поехали по Р208 дальше - в сторону Тамбова. Чувство некой неудовлетворённости заставило нас зарулить в Белинский. Время уже поджимало. Но Косте загорелось посмотреть, что там за город такой, что за усадьба.
Город Белинский (до 1948 г. город Чембар) - маленький городок в Пензенской области с населением менее 8 000 человек.
В Чембаре прошли детские годы литературного критика и публициста Виссариона Белинского (1811-1848 гг.). Усадьба родителей сохранилась по сей день. Сейчас здесь музей. Вот и возникла лихая мысль - побывать! Не удалось.
Немного об усадьбе мы знаем от Карины. Экскурсий нет, осмотр самостоятельный, парк неухоженный. Об этом я уже писала в первой части отчёта. Нам дальше ворот и охранника пройти не удалось.
Что посмотрели снаружи - можете видеть на фотографиях, которые сделал Костя. Мягко говоря - прошлый век. Давно ничего не обновлялось.

На этом Пензенская область "пожелала" нам счастливого пути.
Тамбовская "сказала" - здравствуйте!
По пути мы встречали коричневые знаки туристической навигации - информационные указатели к памятникам воинской славы. Их здесь много...

Вдоль трассы стоят щиты, на которых размещены цитаты великих русских писателей. Например, такие:
"Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится". @ Иван Сергеевич Тургенев
"Быть русским - это дар и счастье, призвание и обетование, ... в этом есть Божия благодать, зовущая к служению и подвигам". @ Иван Александрович Ильин, русский философ, писатель
Так за чтением умных мыслей, размышлениями о дне уходящем и дне грядущем, приближались мы к Тамбову. Вечерело...
Здесь, на Рассказовском шоссе, "стоит на страже" один из Тамбовских волков. Деревянная скульптура символа города. Не могли не остановиться у лесного красавца.
Въезжаем в Тамбов.

С трепетом вглядывалась я сумеречный Тамбов. Этот город настолько полюбился нам с первого раза, что мы приехали сюда повторно, спустя всего полгода.

Первым делом мы отправились не заселяться, а ужинать. С утра ничего не евшие, к половине девятого вечера мы были голодные как... тамбовские волки. :) Припарковались недалеко от нашей гостиницы "Театральной" - на стоянке около кафе "Галерея", которую очень хвалили наши друзья Таня и Петя Пашковы (смотрите статью Татьяны "Тамбов на тарелочке" и пост "Лучшие кафе Тамбова" в нашем блоге). Но есть сюда мы сразу не пошли.
Ноги сами понесли нас в "Гренок". Все последние месяцы мы бредили этим заведением. По пути к "Гренку" с восторгом смотрели на тюльпановый Тамбов. Даже ноябрьский Тамбов полюбился, а уж майский...

Стремительно минуем тамбовский Арбат - Коммунальную.
Идём по улице Карла Маркса вдоль зелёного сквера.
Заходим в вожделенный "Гренок" и... Не помню дня, чтоб столько раз мы "поцеловали двери". "Гренок" нас тоже не принял - оказался забит под завязку.
Возвращаемся к "точке старта" - "Галерее".
И если "Гренок" был забит, то "Галерея" оказалась свободна на 95%. Вот и подумай... что, как и почему...
Само заведение - очень симпатичное. Цены - адекватные. Видимо, что-то с кухней не дотягивают.
По поводу "Галереи" наши мнения с Костей разошлись. Мне понравилось. Всё, что я ела, было очень вкусно. Костю же возмутило, что облепиховый лимонад в графине из-за огромного количества лимонных корок не тянул на оплаченный литр никак. Вместо 4 стаканов, у нас с натягом получилось 3. Да и самой облепихи там было куда меньше лимонов. Подобный обман (мягко говоря) всегда страшно выводит моего мужа из себя.

Не повезло моему мужу и со вторым. Но его опять подвела страсть к экспериментам и необычным блюдам. В то время как мы наслаждались простой и понятной едой- пельменями и печенью цыплёнка в сливочном соусе с грибами и картофельным пюре,
Костя ел неведомое блюдо "Оссо Бука", которое даже на внешний вид выглядит как-то не очень. :) Блюдо было самым дорогим из заказанных нами, от этого разочарование было ещё больше.
Для тех, кому интересно - страницы меню с ценами.
Чек потянул на 2 080 руб. Треть этой суммы - напитки. Очень хотелось пить!
В общем, совершенно безоблачным этот поход в кафе не назовёшь. Но и это было ещё не всё. Всю чашу испытаний до дна мы выпили там, где уж совсем не ждали, - в проверенной, чудесной гостинице "Театральная".
У "Театральной" нас тоже встречали тюльпаны. На открытой веранде кафе сидели люди. Вечер был тёплый.
Припарковались. Шли с воодушевлением и радостью. В прошлый раз гостиница очень понравилась. Отличный вариант городского отеля.
На ресепшене назвали фамилию, оплатили, получили ключ-карточку и отправились на лифте в номер.
И тут началось...
Захожу первая. Мои - следом. В узенькой прихожей номера разуваюсь. Ставлю сумку на пол. Прохожу в комнату и... столбенею. На кровати лежит детская одежда. На стуле - женские вещи, сверху - нижнее белье. Хватаем вещи и вылетаем из номера со скоростью звука.
Я бежала в панике босиком - с кроссовками в руках. Страшно представить, что было бы, если б мы вошли, а там люди раздевались или ещё чего делали. Да просто присутствовали! Это невиданный форс-мажор, недопустимый форс-мажорище. И если бы на нашем месте клиенты устроили скандал, то были бы совершенно правы. Гостинице с нами невероятно повезло. Мы мирные люди, причём профессионалы - travel-блогеры, специализирующиеся на отельной теме. К отелям относимся с пониманием.
Вернулись на ресепшен. Объясняем ситуацию - а реакция абсолютно вялая. Где хвалёный мною же самой сервис? Предвосхищение желаний клиента где? Перед нами даже не извинились, не предоставили комплимент от отеля. Даже хуже - нам дали прокуренный номер! И полагающейся всем, кто бронирует номер через Букинг, фруктовой тарелки и именной открытки-приветствия не было. На прокуренный номер мы жаловались всё время пребывания. Но реакции так и не последовало, номер нам не заменили.
Ну а теперь фотографии номера, где мы жили.
Номер небольшой, но продуманный. Широченная кровать, удобные розетки, наличие всего необходимого. Очень хороший номер!

На этом третий день нашего путешествия по маршруту "Пенза - музей-заповедник "Тарханы" - Тамбов - усадьба Ивановка" закончился. Главным в нём, конечно, была усадьба Тарханы, место, в котором я многие годы мечтала побывать.

День получился сложный. Для себя мы его называли - "День закрытых дверей". Всё не складывалось. Такого никогда в нашей практике не было. Но рано или поздно это случилось бы - не может быть всегда всё в путешествиях гладко.
Единственный момент, который совершенно не допустим, - ситуация с номером в гостинице. И знаете, что самое-то грустное? На будущее я вновь забронировала эту гостиницу. Снижать планку совсем не хочется. А лучше "Театральной" в Тамбове гостиницы нет.

Продолжение следует...

Да уж приключение с гостиницей...
Очень хороший маршрут. Еще после посещения Пятигорска размечталась побывать в Тарханах. Буду думать. Хотя на следующий год обещала дитю Москву. Но чемптонат меня очень смущает. Отпуск у мужа в первую половину июня. Стоит ли накануне чемпионата ехать в Москву? Может ну ее... и рвануть в Тарханы?!
Ох, Оль... Москва и Тарханы - это такие разные "вещи". Тут или то, или другое. Чего душа просит больше.
Душа просит Москвы. Очень! Но ехать в канун чемпионата как то ... Не окажется, что мы не попадем в половину желаемых объктов в связи с антитеррористической угрозой и тп.. Или из-за толп туристов, которые приехали пораньше Москву поглядеть. Вот и думаю. Не перенести ли поездку на ноябрь. А летом поколесить на машине по городам и весям необъятной родины)))
А вы по датам прям на сам чемпионат попалаете? Тогда, наверное, лучше перенести даты поездки. Москва и так не самый свободный от машин город...
Уже ни куда не попадаем. Вышел приказ - с 1 июня по 18 июля ни кто в отпуск не идет. А мы записаны были на июнь. Предложили сдвинуть отпуск на любой др месяц кроме летних. Ну разбили на две части май и ноябрь. Но на долго ни куда уехать не получится. У Ильи 4 класс в мае выпускной. В ноябре начало 5 класса. Куча учителей и тп. Дней на 5 и не далеко, с учетом захватить праздники. остались мы без большого отпуска и путешествия в следующем году.
Сочувствую, Оля. Может еще что-то поменяется?
Может. Если отменят чемпионат laugh В Таганроге на Торпедо будет тренировочная площадка, так что...
Распределяю маршруты на следующий год, пытаюсь распланировать. А тут еще и выпускной в 4 классе. ВПР!!! Два санатория. Похоже мы едем в санаторий в Геленджик wink Илью в Москву на елку с экскурсией от школы отправить. Планов громадье.
Я тоже, Оль, сейчас занялась распиской года... Бронирую помаленьку.
А когда у вас санаторий в Геленджик? И какой санаторий?
С 1 декабря дают путевку от ФСС мать и дитя. Илью берем с доплатой. Приеду из Сочи, буду доки оформлять. Надеюсь все получится.
Аватар пользователя nataliya_k
Да, потрясающее "везение". Надеюсь дальше было лучше. Ждем продолжения.
Дальше все было хорошо)) Только погода испортилась))
Аватар пользователя Галина
Да уж,казус с гостинницей неприятный.Мы в июле были в Астрахани,бронировали номер стандарт в "Азимуте",когда приехали,что-то там они напутали с бронью,но перед нами так извинялись и номер предоставили классом выше за те же деньги.Это я так ,к слову...Прочитав ваш отчет про Пензу и Тарханы,сделала вывод,что нам туда точно нужно.Мы были в Пятигорске на месте дуэли Лермонтова,в этом году были в Кисловодске и побывали на Лермонтовском водопаде и скале Лермонтова,так что завершить Лермонтовские места нужно в Тарханах.Очень понравились все фотографии.
Еще Лермонтовские места есть в Тамане. Домик, в котором он жил по пути на Кавказ. И этому городку на берегу Азовского моря Лермонтов посвятил главу "Тамань".
Хочу в Тамань)) Даст бог, побываем...
Галина, предоставить номер выше классом, тем более что так опростоволосились, и тем более что дали прокуренный номер, - это было бы нормой. Надо признавать свои ошибки и извиняться делом. Но в нашем случае вышло не очень-то красиво... А вот "Азимут" у вас оказался на высоте. Молодцы. Уровень есть уровень.
​А мы вот в Пятигорске и Кисловодске пока не были. Это в планах..
Галюш, какая досада с отелем... Ужасно просто. Представляю ваше состояние. Прокуренных номеров я не помню вообще. Мне казалось, что сейчас с этим очень строго. Оказывается, нет. А уж вручить ключи от занятого номера- это фантастика... Да, такие ляпы. Может, тебе написать письмо администрации с жалобой? Пусть как-то реабилитируются.
Да, какой-то невезучий день у вас был..
Интересно, в какие числа Кариша была в Тарханах... Я так поняла, что в июне... наверное, начало июня, раз цветет сирень еще? Лютики-цветочки в усадьбе - чудо просто...
Курево тянуло в вытяжку из другого номера. Разобраться с курильщиками они так и не смогли. И никаким образом не помогли нам. Мы обращались несколько раз.
Жаловаться задним числом в такой ситуации - вообще бесполезно. Они не реагировали на наши сигналы на месте - никак.

Невезучим мы тот день не считали. Не складывалось так как хотелось - это да. Это что касается всего, но не учитывая отель. А с отелем да, такое и не припомнишь. Особенно смешно это выглядит на фоне моего восторженного отзыва о них. Живешь за собственные деньги, пишешь, рекламируешь задаром - а потом "получи фашист гранату". Трагикомедия какая-то.
У нас этот отель забронирован на май))) Вот уж подумываю, может я погорячилась?)))
Галюш, так понравился отель, что и минусы такие серьезные не пугают?)) Тогда тем более, надо заранее списаться и соломки подстелить...)
А что писать? Что мы забронировали и чтоб дали непрокуренный и не занятый номер? Ну не знаю...
Я б списалась, если бы у меня были какие-то личные контакты, с кем-то была бы связь. Но мы в данном случае - рядовые клиенты. А рядовые клиенты никому особо не интересны. Будет только отписка.
Какой же ты- рядовой клиент???) Ты ж блогер!
Ну они же этого не знают! laugh
Я посмотрела, гостиница дорогая... я бы позвонила или написала, что в прошлый раз были неприятные моменты и могут ли мне дать гарантию, что в этот раз подобное не повторится... Пусть они отметят себе ваше бронирование, возьмут его на карандаш.
Замечательная идея, Ириш! Спасибо! Ближе к поездке обязательно напишу. Потом расскажу, что ответили.
И тебе бы прибавить, что ты блогер и не просто сама ездишь, но и людям советуешь... И это нормально, Галюш. И что , несмотря на такие ляпы, ты все равно считаешь их гостиницу одной из лучших в городе и будет обидно, если придется искать что-то другое...
Аватар пользователя elenal
Галя, и не говори! В таком перепуге бежала босиком в шоковом состоянии (предшоковом?) - явно, в неспокойном.
Я вообще и представить себе такого не могла, не думала, что ТАКОЕ может быть :-)) т.е. так просто не расслабишься в отеле :-)))

А вот с куревом....несколько раз вы обращались и они не могли вам заменить номер?
Это безобразие конечно, для меня лично, вонь от курильщиков.

С Апалихой досадно получилось, с графиком работы непонятно, глянула на сайте.
Галь, ну вы бывалые, к сожалению бывают такие дни, когда не везде успеваешь. Взять наши традиционные поездки по городам: едем на 2 недели, из них - 2 понедельника, когда в большинстве музеев выходные дни. Так, например, в прошлом году в Вятском попали на понедельник и в Мышкине - на следующий понедельник, большинство музеев было закрыто, вот, досадно, но ничего не сделаешь на тот момент. В этом году как-то в понедельники все сложилось :-)))
Летние Тарханы мне глянулись... хочу теперь в другое время года...
Аватар пользователя Ирина
Галина, второй раз мы останаливались в отеле "Галерея" в Тамбове, хорошая гостиница, рядом с обл и гор думой, в галлерейном крытом саду - кафе, где проходят завтраки, отличные. Посмотрите сайт. Просто в этот приезд небыло мест в Театральной. Рядом платная, всего 30 или 50 р в сут пногоуровневая парковка, есть и бесплатная. Это тоже центр. Спасибо вам и вашим учатсникам за описания путешествий. Всегда на них ориентируюсь. Мы ездили с мамой, человеком несколько ограниченным в движениях, многое оцениваю с этой точки зрения при бронировании отелей и посещении достопримечательностей. Кроме Тамбова и Липецка и соответственно этих областей, побывали в московск, владимирской, орловской, тульской, рязанской, ярославской, ивановской, костромской областях и областных центрах. Живем в Воронеже. Кстати, Липецк не богат древностями, но вот липецкая област интересна в сравнении с нашей, сохранилось больше усадеб. Посетили восстанавливающуюся усадьбу Скорняково-Архангельское, Пальну- Михайловку, но тут мало что можно посмотреть, интересен городок Чаплыгин, Лебедянь и Данков. Про Задонск и особенно Елец говорить нечего. Парк Кудыкина гора под Задонском.
У "Галереи" почему-то низковатый рейтинг. Отзывы не очень. А цены приличные. Детей не размещают... Странно...
Ирина, а фотографии гостиницы у вас есть?