Станица Старочеркасская (Ростовская область). Поездка на Масленицу

На улице чуть потеплело, и нынешняя погода напомнила мне прошлогоднюю поездку в Старочеркасск в канун Масленицы. Из всех поездок по Ростовской области эта оказалась самой удачной, запоминающейся... Пожалуй, можно смело сказать, что станица Старочеркасская – это жемчужина Донского края.
Город Черкасск был основан казаками в XVI веке и вскоре стал столицей донского казачества. Знаменит тем, что именно с него началось восстание Степана Разина, именно здесь, был убит другой бунтовщик Кондратий Булавин. В Черкасске родился известный атаман донских казаков Матвей Платов.
После войны 1812 года атаманом Платовым был отстроен новый Черкасск, куда и была перенесена столица. Старый Черкасск постепенно начал утрачивать статус города и стал именоваться станицей Старочеркасской. Сейчас, благодаря усилиям Михаила Шолохова, вся станица является Музеем-заповедником донской культуры (http://siamz-ro.ru/).
В станицу мы попали 21 февраля - накануне проводов Масленицы. Шла масленичная неделя...

Поехали заранее, так как хотели избежать массы народа, которая собирается в завершающий день праздника. А Старочеркасск является самым популярным местом у нас в Ростовской области для празднования проводов зимы. Очень колоритная там обстановка. Поехали впятером - я, мои пацаны и подруга с дочкой (моей любимой крестницей). Полтора часа, и мы на месте.
Первое, что мы пошли осматривать, это Атаманское подворье. Подворье когда-то принадлежало богатому казачьему роду атаманов Ефремовых. На территории несколько зданий:
  • дворец – двухэтажный дом традиционной постройки, на первом этаже были хозяйственные помещения, на втором жилые комнаты, строились так дома для защиты от весенних потопов;
  • Донская домовая церковь;
  • поварня,
  • келейная.

Атаманский дворец

Атаманское подворье

Домовая церковь Ефремовых
В XIX веке все подворье было пожертвовано монастырю. В зданиях находятся экспозиции музея, одну из них мы посетили в атаманском дворце - История Донского Казачества. Стоимость билетов 60 рублей взрослый, 40 рублей детский.
Выйдя из музея, сами того не ожидая, попали на гулянья. С удовольствием поводили хороводы с детишками, которых привезли на экскурсию в заповедник, и сожгли с ними чучело Масленицы.

Масленичные гулянья в Старочеркасской
Дальше пошли на майдан (площадь) к Воскресенскому Войсковому собору. Первый каменный собор на Дону построен в стиле украинского барокко. Вокруг него выстроена галерея, внешне здание напоминает казачий курень с первым хозяйственным этажом и вторым - жилым.

Войсковой собор

Рядом колокольня, памятник атаману Платову, трофеи Азовского осадного сиденья.

Трофеи Азовского сиденья

Церковь Петра и Павла
В самом храме хранятся кандалы Сеньки Разина, его держали в помещениях собора после ареста до отправки в Москву. Украшением собора является деревянный с позолотой резной алтарь.

Казачий курень, очень мне понравился, все налюбоваться им не могла.
На площади мы встретились с семьей еще одной нашей подружки, которая приехали из Ростова, чтобы вместе с нами погулять по Старочеркасску. С ними мы вернулись на подворье. Еще раз погуляли там, зашли в Домовую церковь, а затем пошли к Дону.

Дон зимой
К Дону наш путь лежал мимо очень симпатичного ресторанчика и гостиницы в казачьем стиле.

Гостиница
Затем мы увидели Камень казачьей славы и пристань. Мы не могли нагуляться, так все нам нравилось. Вернулись опять на подворье и от него пошли к Петропавловской церкви, где был крещен Матвей Платов, затем к дому Кондратия Булавина.

Курень Кондратия Булавина
По пути накупили сувениров: магнитик себе в коллекцию и декоративную булаву из дерева.

Сувенирная лавка
День уже подходил к концу, нужно было еще успеть вернуться в Таганрог до темноты, а прощаться с этим местом не хотелось. Но что делать, поехали. Всю дорогу делились впечатлениями. Решили, что когда-нибудь надо еще раз вернуться, в другое время года, летом, например, устроить пикник на берегу Дона и подольше насладиться красотой станицы Старочеркасская.

Аватар пользователя igorp
Самое замечательное в таких рассказах это то, что читая их понимаешь, на сколько велика и интересна наша Родина. И не везде есть возможность побывать, но читая такие путеводители испытываешь чувство личного присутствия. Спасибо!
Да уж, наша страна неисчерпаема. везде хочется, аж глаза разбегаются.
Аватар пользователя juliag
Приятно вспомнить масленицу не только блинами, но и такими замечательными поездками!
Замечательный рассказ, Оля! Вот так вместе с тобой познаем интересные уголочки твоего родного края.
Старочеркасск самае классное место в области и не далеко от Ростова, если будете в наших краях - станица обязательна для посещения. У них там даже современная застройка в старом стиле, такие домики красивые. Я полюбила это место всей душой.
Оль, мне очень понравились станицы, когда я по ним проезжала. В эту станицу тоже очень хочется и в Таганрог уже теперь)
У нас в Таганроге не чувствуется дух донского казачество, мы блльше на восточную Украину похожи, не зря же Таганрог даже входил в состав Украины одно время. И я все вот думала, живу в казатцком краю, но не чувствую этого. И только попав в Старочеркасскую уловила этот дух, дух Дона, все как по Шолохову.
А в Таганрог приезжайте, он прям вот такой мещанский, купеческий, чеховский весь.
Мещанский, купеческий и чеховский - это я люблю) Я практически уже вышла на финишную прямую нашей апрельской поездки на море. Но до сих пор не решила,какого формата ее сделать.. Двухнедельной или месячной... Только Геленджик или включить еще Адыгею и Пятигорск- Кисловодск. Если поедем на месяц, то летом, скорее всего, придется сидеть на даче. А летом так хочется тоже поездить)
Поэтому люблю дробить отпуск, лучше пусть три раза по недели, чем раз в год, но на месяц
Аватар пользователя AllaB
Оля, хорошая статья! И мне кажется, что побывать на масленичном гулянь в таком месте вообще СУПЕР!!!
Как говориться:"Человек предпологает, а Господь распологает!". И ведь правда! Когда увидела заголовок, то немного расстроилась, что ты меня опередила, ведь Старочеркасская входила в мои планы по написанию статьи. Но, как уже упомянула, раньше все сложилось не так как хотелось и я до сих пор эту статью не написала. И, открывая твою весенную статью, подумала, что просто добавлю, может быть, несколько фоточек в комментариях. Но, после прочтения, поняла, что все таки напишу отдельно, а то как-то много получится. А все пускай сравнять Старочеркасскую весенней и летней. Заранее хочу сказать, что она хороша в любое время года!
Всегда надо писать свое мнение. Я ее увидела такой, а ты может заметила совсем другое. Пиши, я буду ждать.
Аватар пользователя Александр Веселов
Вот наконец-то у меня интернет. В 2017 году ездил в Новочеркасск. Очень понравился Собор Войска Донского. Там усыпальница атамана Платова и других героев Отечественной Войны 1812 года. На тот момент усыпальница была закрыта на реставрацию. Обязательно надо будет вернуться туда и посетить Старочеркасскую. Ну и конечно Ростов и Таганрог. Ведь там произошла загадочная смерть Александра Первого.
Будете проезжать село Завидово Тверской области по М-10, заверните к церковному комплесу. Там находится сень, под которой находилось тело Александра и останавливался траурный кортеж по пути в Санкт-Петербург. Ещё этот комплекс интересен тем, что там служит настоятель уже более 40 лет. Там же находится музей "Государева дорога" и музейистории села Завидово, а так же музей игрушки. Некоторые игрушки можно купить. Заведует музееями и ведёт экскурсии дочь настоятеля. Рассказывает не заунывно, послушать одно удовольствие