Путешествие в Элисту. Город, люди, достопримечательности...

Путешествие в Элисту было окончанием небольшого летнего вояжа. Это один из тех немногих случаев, когда поехали просто для того, чтобы поехать. Маршрут сложился такой: "Москва - Дивногорье - Волгоград - Астрахань - Элиста - Джанхот - Ставрополь - Москва" (Прим. ред.: Весь маршрут на карте см. в конце статьи). Взяли по 10 дней с мужем за свой счет и просто поехали, настроение было такое - именно поездочное.
В Элисте мы уже были. Город, хоть и столица Калмыкии, небольшой, но очень аккуратный, активно строящийся, местами современный, местами настоящий старый буддийский…
Первый раз в Элисте мы оказались в 2007 году по возвращении с юга. Хотелось поехать домой не по М-4. Тот город запомнился кромешной темнотой в 12 часов ночи и большим количеством очень добродушных людей, гуляющих в этой темноте. На следующий день при свете поняли, что не ошиблись, что люди очень доброжелательны и приветливы, но так получилось, что времени на осмотр достопримечательностей не было. Мы просто покатались по улицам туда-сюда и захотели вернуться сюда еще раз. И вот, наконец, прошло 7 лет и у нас получилось поехать в Элисту на несколько дней.

Что тогда, что сейчас меня поразили бескрайние степи Калмыкии, кажется, что они правда бескрайние… Очень удивительно ехать по шоссе и вдруг посреди степи, где вроде и нет населенных пунктов, вдруг встретить продавца торгующего квасом, или машину, выезжающую откуда-то из степи…
Степь меня завораживает…кажется, ну что тут такого - ровное место, а она все время меняется, и по цвету, и по составу, и по запахам…
В Элисту мы ехали из Астрахани.
Выехали не рано. Ехать всего 300 км. Приехали уже к вечеру.
Гостинцу бронировали на Booking.com, называется «Мотель Байк Пост».
Сейчас посмотрела, там хоть 2 гостиницы есть (Прим. ред.: второе место размещения в Элисте - Сottage в Городе Шахмат). На тот момент не могли найти никакой. Выяснилось, что почему-то название города надо писать английскими буквами, и тогда одна единственная гостиница находится. Гостиница новая, только что открылась. Номера большие, чистые, светлые, но оставался ряд проблем, недоделок (может сейчас уже все наладилось): при пользовании душем больше 10 минут отключался бойлер, не было Wi-Fi, точнее он не доставал до дальнего номера, в который нас заселили, дали одно полутороспальное одеяло на двоих. Но хозяева всячески старались исправить свои косяки, поэтому я рекомендую этот мотель. Находится он прямо напротив главной достопримечательности Элисты - хурула "Золотая Обитель Будды Шакьямуни" (Бурхн Багшин Алтн Сум).
Несмотря на то, что приехали мы поздновато, и помня, что город 7 лет назад вообще не освещался, мы все же решаем пойти на вечернюю прогулку. Нисколько не пожалели. Теперь Элиста - город с вполне европейским видом, очень красивой подсветкой и такими же большими толпами людей, гуляющих по улицам. Днем было очень жарко, а вечером настолько комфортно и хорошо, что мы не заметили, как прошли всю улицу Ленина, а это не мало. Номер дома гостиницы 311. Такого количества памятников, скульптур, композиций я не видела ни в одном городе. Они на каждом шагу, в каждом сквере, в каждой подворотне.

Похожи?

Одна из самых известных скульптур Элисты называется «Эхо».
Белый старец.

Центральная площадь ночью. Вся в подсветке пагода Семи дней.

Машин по московским меркам мало, поэтому в городе достаточно тихо, за исключением улицы Ленина, но и на ней машины наплывами. Поэтому мы шли, наслаждались тишиной, скульптурами, запахами…
В 12 часов ночи на площади люди играли в шахматы. Вот не даром это столица шахмат…
С утра я у хозяйки гостиницы расспросила, как нужно вести себя в хуруле, и мы пошли на осмотр. Сказать, что мне понравилось, это сказать очень мало. Хурул произвел впечатление очень сильное.
Красотой,
мощью, монументальность, золотом, тишиной.
Как нас и научили, мы обошли хурул по часовой стрелке три раза. По дороге крутила все барабаны по 7 раз (рука потом болела жуть просто).
Желание загадывала только одно, пока не сбылось… Но оно не быстрое. Пока жду…Барабаны понизу расположены большие, находятся они в таких ротондах, называются кюрде.
При каждом обороте звонит колокольчик. Можно стоять на месте и крутить, а можно ходить вокруг и крутить.
По кругу вокруг хурула идут небольшие пагодки, в каждом скульптура божества, все разные, хотя мне показались лица у всех одинаковые.

Забыла еще сказать - при входе всех встречает скульптура Белого Старца - покровителя всего живого на земле (Цаган Аав),
После этого поднимаешься по ступеням до входа в хурул
и можно сразу, а можно при выходе обойти маленькие барабаны и покрутить их. Тут мне сказали - хватит и раза…Всего 6 рядов барабанов по 18 штук в каждом с 3 сторон хурула. Эти крутятся легко и звенят нежно.
После чего мы зашли внутрь. Служба уже закончилась, поэтому ходить можно было практически везде.

Обязательно при входе все разуваются. На полах везде расстелены ковры, ходить комфортно. В хуруле тихо и негромкий напев «Хари Кришна». Большая статуя Будды это нечто…
Фотографировать нельзя, но я исподтишка все же сняла…
Получив заряд необычайной энергии мы все же пошли дальше, на главную площадь города Площадь Ленина.
Тут расположена пагода Семи дней с неизменным барабаном.
Его я тоже крутила, и он тоже звенел, и желание загадывала все одно и тоже… Так же на площади есть фонтан «Три лотоса»,
к сожалению не работал, памятник Ленину, Южные Триумфальные ворота в тибетско-буддийском стиле.
Чуть в глубине памятник Пушкину.
Посмотрели, погуляли, пофотографировали памятники.
Дальше поехали в Город Шахмат. Честно, ожидала большего, а это просто оказался коттеджный поселок с Музеем шахмат
и парой скульптур

на шахматную тематику… разочарована… Рядом Сити Чессом находится еще одна из достопримечательностей буддийского стиля - Ступа Просветления.
Ступа - это что-то типа памятника, построенного к какому-нибудь событию и в то же время это может быть мавзолей или захоронение.
Ступа Просветления в Элисте - это место хранения реликвий.
В ступу заложены:
  • кусочек ткани, в которую был завёрнут текст Праджняпарамиты, который принёс Нагарджуна из страны нагов;
  • субстанция, выступившая на костях 3-го Будды Кашьяпы;
  • печать, которой Гуру Ринпоче запечатывал свои секретные поучения;
  • реликвии от 14-го, 15-го и 16-го Кармап;
  • земля из Лумбини, где родился Будда Шакьямуни;
  • тексты мантр, молитв и драгоценности.
Названия всех реликвий взяты мной из Википедии, как они выглядят и где заложены я не видела, но видимо есть.
Погуляв по небольшому скверу, поехали дальше. Увидали странную композицию, остановились, пошли смотреть…
Памятник жертвам сталинских репрессий. Странное сооружение и жуткое одновременно. Дальше на нашем пути встретился необычный памятник Остапу Бендеру.
Если в Элисте находится Город Шахмат, ну где же быть Бендеру как не тут…

Дальше мы поехали к хурулу Сякюсн-сюмэ, Старый Хурул или храмовый комплекс «Геден Шеддуп Чой Корлинг» - это все о нем.
Находится он на въезде в Элисту. На повороте к нему памятник монгольскому или калмыцкому лучнику.
Хурул без забора, ощущение свободы, как бы стоит прямо в степи.
Построен в 1996 году. На территории находятся три ступы в обрамлении флажков.

Ступы очень красивые. Заходим в хурул…
да, конечно,
это мене пафосный хурул,
но почему-то в нем и дышится, и думается легче…
тишина аж звенящая…
Хоть находились в Элисте всего два дня, но впечатлений о городе, местных людях, достопримечательностях столько, что хватит до следующего приезда. А то что мы сюда вернемся это точно!

Путешествие в Элисту было частью большого маршрута, который на карте выглядит так:

Аватар пользователя Ольга
Уже который раз читаю об этом чудесном городе. Должна ведь уже когда-то и попасть туда. Очень хочется.
Обязательно нужно ехать! Это город не такой, как мы привыкли и достопримечательности очень колоритные! Очень советую!
Аватар пользователя ladybloger
Мне в Калмыкии очень понравилось. Были мы там, правда, зимой, поэтому дороги были совсем уж пустынные. Элиста - очень колоритный город. А люди! Да, верно подмечено, люди там хорошие. Очень хочу в Элисту не зимой. Такая красота на этих фотографиях! Обязательно надо ехать туда весной.

И сам маршрут "Москва - Дивногорье - Волгоград - Астрахань - Элиста - Джанхот - Ставрополь - Москва" мне очень понравился. Не видела из всего этого только Астрахань и Ставрополь. Но в Ставрополь меня не тянет, а главные 4 города-курорта Кавминвод мы посмотрели.

Отчёт по маршруту будет полный? Очень интересно было бы взглянуть на Астрахань.
А я только вчера мужу говорила,что нам в Калмыкию нужно съездить зимой... Про Астрахань пока не думала с позиции описания, сам город меня не впечатлил... а вот точно рядом с Астраханью очень... туда хочу еще... но подумаю об описании именно самого города... Постараюсь что-то выбрать чтобы хоть как-то охарактиризовать город
Аватар пользователя ladybloger
Елена, зимой в Калмыкии очень сильные ветра. -5 кажется на все -30. Мы очень там мёрзли. Я даже простыла. Но я - не показатель, потому что вообще легко простываю и очень плохо переношу холод. Я всё равно рада, что мы туда съездили, хоть и зимой. Но весной бы мы точно гуляли больше.

Можете почитать у меня посты про зимнюю Калмыкию, посмотреть на пейзажи, сердце подскажет - ехать или нет. Я всегда путешествия по теплу предпочитаю зимним. Но просто новогодние каникулы такие длинные, не сидеть же дома. НО. Большой минус был на новогдних - многое просто не работало: гостиницы, кафе, музеи, некоторые сувенирные и прочие магазины... Такого не видела нигде и никогда, чтобы народ настолько отдыхал. ))

Спасибо! Буду ждать про Астрахань и окрестности!
Спасибо, обязательно посмотрю... я не люблю холод, но почему-то снежные пейзажи меня манят...
Аватар пользователя ladybloger
Вот и я такая же. Я очень люблю снежную зиму, но чтобы не холодно было. А просто красиво.

В Калмыкии в степи снег был. А в городе его просто сдувало с асфальта. Иногда вместе с нами. )) Вообще погода странная была, то подтаивало днём всё, то замерзало, ещё и дико скользко. И туман. Чего мы только там не застали из погодных катаклизмов. :)
Аватар пользователя Оксана
Хороший маршрут, надо взять на заметку. Мы в своей поездке только небольшую часть захватили: Волгоград+Элиста.
Каждый раз, когда просматриваю отчеты о поездках, ловлю себя на мысли, что приятно снова увидеть знакомые места. Элиста, очень необычный для русского человека город. Словно в другую страну попадаешь.
Конечно приятно... взгляд у меня поэтому упал именно на эту статью у Вас...
Аватар пользователя Александр Веселов
Давно тоже намереваюсь в Элисту попасть, но у меня не очень богатый выбор транспорта - из Москвы только самолёт, но это не интересно. А вот из Астрахани если есть автобус, то более подходит. Не успел ещё посмотреть в яндекс расписаниях есть рейс или нет. Да и не все расписания там имеются.
Да, из Астрахани есть автобусы и насколько знаю из Ставрополя тоже... так что вполне реально съездить даже без машины
Мы Элисту проезжали, наоборот, по пути в Астрахань и т.д. Было это давно, 20 лет назад, тогда город не впечатлил. А почему хуруп, а не дацан? и еще,нужно было тряпочки там привязать, на исполнение желаний.
Хурул-это калмыцкий храм, а дацен-это буддийский монастырь... флажки... не видела чтобы кто-то привязывал... а то обязательно бы
Мне нравятся такие города тем, что тут совсем другая культура и традиции и они очень отличаются от наших. Хурул впечатляет, наверно в жизни он выглядит намного внушительнее чем на фото.
Хурул впечатляет... размеры, размах стройки... если есть возможность обязательно съездите посмотрите...
Аватар пользователя Доктор
Интересно, узнал много нового. Всегда любопытно посмотреть на чужой опыт. А вот наше первое путешествие по Центральной России и Калмыкии, если интересно загляните почитать: http://hramputi.ru/rossiya-kalmykiya/ Потом расписал по всем регионам. Отправились в первое путешествие автостопом и в итоге проездили пол года с палаткой :) Калмыкия особенно впечатлила резкими переменами ландшафта и сильным ветром. Зато после купания и стирки одежды в реке, высыхаешь на таком ветре ровно за 5 минут :)
Спасибо! В палатке погода это мощно! Но не про меня, не турист ну совсем, я путешественник. А отчет почитаю, спасибо!