Сапожник без сапог. Впечатление…рассуждение или послевкусие о выставке "Щукин. Биография коллекции"

Всех путешественников влечет дорога. Что там скрывается за ее поворотом, за изгибом реки, за углом дома. Нам надо ехать, плыть, лететь, бежать, ходить и открывать новое или забытое старое. Именно где-то там ждет нас невиданное испытание, впечатление. Там необычные травинки, чудесное небо в лужах, там такие здания и букашки….которых мы…не увидим рядом? Чаще всего в поездках мы много гуляем, бродим, ходим по всевозможным музеям, чаще мы даже знаем их лучше своих, тех, что совсем рядом. Вот и получается, что сапожник без сапог! Конечно, это не всегда так, но народная мудрость, на то она и мудрость, что чаще всего оказывается верной.
Но случается и так, что при определенных обстоятельствах у нас нет возможности путешествовать. Мы остаемся в лабиринте из обстоятельств, распутать которые нам часто не под силу. Давайте тут вспомним великое произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», когда Алиса попадает вслед за кроликом в нору и с ней происходят удивительные превращения. И вот на каком-то этапе став слишком большой, она одним глазом видит крошечную дверку: «Какой чудесный сад там за дверцей! Цветы, фонтаны, хочу туда!». И мы, как и Алиса, находясь в столь стесненном положении, начинаем судорожно искать волшебный пузырек, говорящий пирожок, веер, который сделает нас меньше…но стоп! А если мечту оставить мечтой, не отказаться от нее, а всего лишь отложить, ведь жить без мечты невозможно, а просто принять сложившуюся ситуацию и со своим нынешним ростом сделать просто шаг в сторону. А сделав этот шаг, мы вполне обнаружим, что заманчивые лабиринты есть и рядом, и полно дверей не только не закрытых, но и подходящих под наш рост и размер, манящих и зовущих нас!
Вот так и мы, вступив на сложный и тернистый путь поступления в ВУЗ, остались в городе. Если бы не обстоятельства, мы бы счастливо жили на даче, любовались бы цветочками, пололи грядки, катались на велосипеде, ели шашлыки, закручивали банки, ну и все в том же роде, что обильно предлагает нам летняя жизнь на природе. Не могу сказать, что со мной точно произошло, но уверена, что раньше я бы сильно печалилась, что что-то цветет без меня, а это не вовремя полили или пропололи… Но тут я поняла, что надо жить и радоваться, что важнее в предлагаемых обстоятельствах видеть те несомненные плюсы, которые они могут нам принести. Так, не боясь сделать шаг в сторону из этого лабиринта, и смело шагая в открытую и манящую нас дверь, мы и оказались с дочкой, а это в последнее время редко удается, в Пушкинском музее на выставке «Щукин. Биография коллекции».

Щукины. Что я о них знала? Да не многое, а точнее почти ничего. Тут мне надо написать, что, к сожалению или даже к своему стыду… А почему у нас так страшно что-то не знать? Почему мы часто оправдываемся или делаем вид, что мы это знаем? К чему эта фраза: это должен знать каждый культурный человек! Как ты этого не ЗНАЕШЬ! Это надо читать, смотреть, знать потому что это все знают!? У нас сейчас так модно говорить о толерантности, но к незнанию мы, как правило, очень нетерпимы. Вот сравните две фразы: О, ты знаешь..! Или О, ты не знаешь..! Прибавьте к последней, соответствующее выражение лица и тон голоса…и эта фраза уже как обвинение или диагноз! А ведь всего лишь две буквы! Да, я не знаю этого, но знаю что-то другое, и это не делает меня хуже! А ведь узнавание это один из самых занимательных и интересных процессов. Особенно это осознаешь с возрастом, когда понимаешь, что нельзя останавливаться, надо идти в самых различных направлениях. Не бояться чего-то не знать. Так, узнавая и познавая новое, ты и этот мир начинаешь воспринимать иначе, он открывается для тебя с иной, часто доселе неизведанной тобой стороны!
Но вернемся к Щукиным и чудесной выставке. О нет! Я никоим образом не буду вас лишать процесса все познать самому, а возможно вы все и так прекрасно знаете! Если же нет, в интернете есть достаточно много интересных статей, подробно повествующих об этом замечательном семействе коллекционеров, у многих из которых была очень непростая судьба. Подавляющее большинство работ, которые я увидела, мне очень хорошо знакомы, многие очень любимы, но я не знала, что они из коллекции Щукина. Мне, кстати, так как я почти ничего не знала, информации, которая размещена на стенах залов, все же, несколько не хватило. Общее впечатление у меня сложилось, а остальное я с удовольствием почерпнула уже после, что сделало процесс узнавания, познавания или послевкусия от выставки еще более интересным!
Четыре брата, четыре судьбы, и судьбы, надо прямо сказать, непростые, четыре увлечения и какой итог для нас!
Мы интуитивно зашли в первый зал посвященный коллекции старшего из братьев – Петра Щукина. Как мы поняли, что он первый? Ну, во-первых, есть в этом определенная логика, а во-вторых, все экскурсии, которые водили по этой выставке, начинались именно отсюда. Надо сказать, что с первого же взгляда, этот зал производил несколько сумбурное впечатление. Петр Иванович собирал все… здесь есть и индийские миниатюры, турецкие ткани, китайские бронза и фарфор, картины, персидские подушки, русские прялки, ключи, пуговицы, комоды, священнические одеяния, ткани и еще много, много всего. Среди всего этого разнообразия, очень выделяется потрясающая и очень известная картина Ренуара «Обнаженная». Говорят, что сам хозяин, подробнейшим образом знал все о каждом экспонате своей коллекции и мог многое рассказать. Думаю, этого нам очень не хватает, обаяния личности самого коллекционера. Свою коллекцию он подарил городу, у нее даже было и свое здание, но с его смертью, коллекция разбрелась по различным музеям. Интересно отметить, как уже очень образованный человек из купеческого сословия, а Щукины были очень состоятельны и связаны с торговлей тканями, причем очень успешно, Петр ищет себя, выражаясь через предметы своего собирательства. Как его часто тянет к истокам и основам простого русского быта, а он часто бывал на нижегородской ярмарке, где и приобретал множество предметов. Но кроме этого, тут и тонкий вкус, и образование, в остальной части его коллекции. Видимо само купеческое происхождение, давало возможность братьям Щукиным не бояться нового, того, что еще даже и не признано в том самом утонченном и образованном обществе, а когда это становилось нормой, идти дальше вперед, открывая новые течения, веяния, горизонты. Полнее всего это отразится в собрании Сергея Щукина. Петр же представляется мне очень интересной, противоречивой, разносторонней и увлеченной личностью, сочетающей в себе купеческую основу с дворянской изысканностью. 
Другой брат - Дмитрий Щукин предпочитал работы старых мастеров французской, но особенно голландской школы ХVII века. Не думаю, что тут надо описывать что–то подробно, так как каждый вполне найдет, ну или не найдет, что тоже бывает, по своему вкусу интересные работы. Это спокойные залы для интересного созерцания.
Сильное впечатление производит зал Ивана Щукина. Жизнь его закончилась трагически, он покончил с собой, от долгов и распроданной коллекции, которой не хватило на их покрытие. А ведь это именно он познакомил Петра и Сергея с новым французским искусством. Он к тому времени собрал хотя и небольшую, но очень представительную коллекцию импрессионистов и символистов. Это довольно темный зал, пожалуй, не только самый темный, а для формата выставки очень темный, что очень подчеркивает трагическую его судьбу. А черная материя, которая была развешана, дабы закрыть другие работы постоянной экспозиции, очень усиливала эффект зала памяти, скорби, сожаления и воспоминания. Сильное впечатление! Каждая картина отдельно подсвечена, что в общем полумраке создает особое состояние. Картин тут не много, одна из них Эль Греко «Кающаяся Магдалина» смотрится особенно пронзительно. Зайдите, постойте, прочувствуйте, полюбуйтесь на портреты как самого И.И. Щукина кисти Игнасио Сулоага, так и на портрет работы Эдуарда Мане и на чудесную картину Клода Моне «Сирень».

Вот тут мы и добрались до самого известного брата, Сергея Ивановича Щукина. Думаю, что когда говорят о коллекции Щукина, имеют в виду именно его. Это именно ему удалось создать уникальнейшую не только в России, но, пожалуй, на тот момент и в мире, коллекцию шедевров современной западной живописи и, не делая из нее тайны, он показывал ее всем желающим (русскую он никогда не собирал). Именно картины из его коллекции, я хорошо знаю и многие из них очень люблю, хотя даже не подозревала о человеке ее собравшем. Посудите сами: К. Моне, А. Сислей, Э.Дега, П.О. Ренуар, П. Сезанн, П.Гоген, А. Матисс, П. Пикассо, А. Дерен, А. Руссо…. 
И первым, что ты видишь – зал импрессионизма. Надо отметить, что выставка воссоздает образ коллекции в том виде, в котором она располагалась в интерьерах особняка Щукина. В этом есть как удобство, так и не удобство. С одной стороны, интересно посмотреть развеску, но с другой, не все картины можно хорошо рассмотреть. Еще нам с дочей совсем не понравилась система подписей. Они не под каждой картиной, а списком в том или ином месте зала, что, кстати, крайне неудобно. Надо сказать, что начиная с этого зала, мы, как-то даже не сговариваясь, изменили схему просмотра. То есть каждый ходил по залу сам и смотрел и видел именно то, что ему важно. В какой-то момент мы соединялись и либо обсуждали особенно впечатлившие работы, либо шли дальше. Оказалось – это очень удобно! Конечно – этот зал мой. Я лишний раз убедилась, что очень люблю импрессионистов и по отдельности и вот так всех скопом, когда создается прямо аура впечатлений! 



Здесь мне хочется отделить мои впечатления от впечатлений дочери, тем более, что у нее все же совсем иной, а точнее именно точный… как масло масляное склад ума. В споре между лириками и физиками она будет на стороне последних. Так вот, импрессионисты ей понравились, но сильно не впечатлили. :)
А дальше… накал страстей для нее с каждым залом шел по нарастающей!
На очереди был Гоген. Конечно, как может не заворожить целая стена Гогена. Тут хочется постоять, подумать, насладиться, жаль, что это как раз сделать сложно – очень много народу! Не думаю, что еще можно что-то сказать, это надо увидеть! 
Матисс. Все же с Матиссом, ни у меня, ни у нее роман до конца не сложился. Некоторые работы очень понравились, остальное видимо не наше. Пожалуй, очень понравились его пейзажи, очень неожиданные, завораживающие и «втягивающие» в себя. Насладились ими с большим удовольствием. Сам же Сергей Щукин очень любил Матисса, собрав чуть ли не самую большую коллекцию. Он не только покупал полотна напрямую у художника, но многие полотна написаны специально по его заказу. Так что если вы любите и чувствуете своими полотна этого МАСТЕРА, то получите большое удовольствие! Но и мы открыли то, чего не ждали. 



Пикассо. Пикассо это именно тот художник, только ради которого дочь бы пришла на эту выставку. Он нравится ей уже давно, и даже открытка с его работой «Любительница абсента» висит у нее на зеркале. Не могу сказать, что ей нравятся абсолютно все его работы, но те, что нравятся, те ОЧЕНЬ! Причем это касается как ранних, так и поздних его работ. Пожалуй, в этих двух залах она получила истинное удовольствие! Что касается меня, то ранний Пикассо очень интересен, более поздние его работы, особенно наиболее абстрактные, все же не для меня. Мне было интересно смотреть не только картины, но и ее реакцию, и тут вспомнился один случай из детства….


Ходила она одно время в студию рисования, и одним из заданий было нарисовать идеальный город таким, каким они его видят. У нее были квадраты, линии…как тогда говорил еще маленький ребенок, это математический город…вот где Пикассо и восторг от его работы «Домик в саду»! Учительница тогда ее не поняла совсем и очень ругала, жаль, меня в тот момент не было рядом…., ну и понятно, что из студии мы ушли, а любовь к Пикассо – осталась! 



«Прежде чем я сужу о картине – она должна повисеть у меня с год, я должен привыкнуть к ней и понять ее» - С. Щукин.
Сергей Щукин часто сам водил экскурсии и, показывая новую картину, он заранее ожидал шокирующую реакцию на увиденное и любил повторять: «Сумасшедший писал, сумасшедший купил!»
Дерен. Андре Дерен стал последним фаворитом Сергея Щукина и нашим большим открытием! И если дочь теперь не может сказать, кто ей больше понравился - Дерен или Пикассо, то я просто открыла для себя очень интересного художника и это того стоило! 







Хочется отметить, что сохраняя некую таинственность и притягательность выставки, я приведу некоторые фотографии тех работ, которые нам особо понравились, впрочем, даже этих не всех, дабы не помешать вашим собственным впечатлениям. Подводя итог нашему сумбурному рассказу хочу только сказать, не бойтесь принимать обстоятельства такими, какие они есть, не пугайтесь запутанных лабиринтов и даже если вы не найдете волшебных говорящих пирожков, и не попадете в заветный садик, судьба вполне может повести по не менее интересному пути, где вас ждет много открытий. Главное не боятся как незнания, неизвестности, так и обстоятельств. Ведь даже если это будут не совсем те сапоги, это все же лучше, чем совсем без сапог!
Стоимость
за экскурсию:
12990 руб.
Глубокое погружение в историю одного из красивейших монастырей Москвы с гидом-экспертом
Стоимость
за человека:
4000 руб.
Прогулка по тайным уголкам самого фотогеничного парка Москвы
Стоимость
за человека:
3500 руб.
Прогулка по «скрытым» улочкам Москвы

Не хотите пропустить новую статью?
Подпишитесь на новости!
 
 
Реклама — поддержка клуба:

Комментарии ВКонтакте

Добавить комментарий

(все комментарии проходят ручную модерацию)

Если наш сайт оказался вам полезен, вы можете поддержать его развитие: