Это рассказ о впечатлении, о неожиданном открытии художника, чье имя всегда было на слуху. Если вы услышите имя – Эдвард Мунк… сразу всплывает картина «Крик»… Увидев, что в Третьяковке открывается выставка, решила непременно пойти. Я не буду углубляться в искусствоведческие тонкости и даже не буду вам пересказывать судьбу художника, это вы без труда найдете в инете, да, честно говоря, у меня и желания такого нет… И вот почему. Много лет назад, учась еще в университете, я попала, с трудом надо сказать, на лекцию своего любимого Умберто Эко, который приезжал в Москву. Сказал ли он эту фразу тогда или не говорил вообще, уже не важно, у меня в мозгу она прочно связанна с ним. И речь вот о чем. Когда его просили прокомментировать то или иное свое высказывание, произведение, он говорил, что все что хотел – он сказал, остальное - это ваше восприятие. Это к тому, что я очень люблю смотреть картины на восприятии, без лишней информации – она чужая, а я могу увидеть иначе, без гидов и т.д. Вся общая информация всегда есть на вставке. (Это не руководство к действию… Ходите на экскурсии, берите аудиогид, собирайте информацию, как вам будет удобно). Мне - так, я скорее начну изучать вопрос после, что для меня важнее. А тут добавился еще один момент. Только что, побывав на экскурсии в Переславле с Клубом путешественников "Лукас Тур" и слушая экскурсовода, кто-то из мужчин подметил, что так много интересной информации, и так мало она потом вспоминается…к сожалению. Ну и последнее… Один старенький профессор учил нас, чтобы понять архитектуру, надо представить себя колонной и всю тяжесть антаблемента поставить себе на голову… Так что выработанная мною методика просмотра меня вполне устраивает, позволяет комфортно воспринимать ту реальность, в которой я присутствую. И вот что у меня получилось…
Выставка начинается с графики Эдварда Мунка. Надо сказать, что Мунк был не просто графиком, но и гравером. Он испробовал себя практически во всех видах гравюрной техники и оставил колоссальное наследие. Его работы посвящены таким темам как «смерть», «любовь», «жизнь», отдельно я бы выделила «ревность». Все работы Мунка - особенные. Его манера письма настолько личная, каждый штрих, каждый мазок выражает эмоцию, что это просто поразительно. «Я не верю в искусство, что не рождено человеческой потребностью открыть свое сердце» - это его слова. И в графике это тоже прослеживается. Надо признаться, что все же графика, лично для меня, не самый любимый жанр, хотя, конечно, среди графических работ и художников, работающих в этой манере, меня много что восхищало, но и все же…
Интересно и то, что Мунк обратился к забытой во 2-й половине XIX века старинной разновидности деревянной гравюры – на доске продольного распила.
Страх, ревность, болезнь, горе, любовь – все эти чувства просто так и живут в работах Мунка. Часто работы под одним и тем же названием идут под номерами и вот почему: «Дело в том, что в разные моменты человек видит по-разному. Он видит иначе утром, чем вечером. То как человек видит, зависит и от его состояния духа. Вот почему один и тот же мотив можно увидеть по-разному, это и придает искусству интерес» Э. Мунк, 1889-1890
Интересно, что Мунк работал и с цветной печатью. Хотя, как было обещано, не будем много о стилях и техниках, у нас - впечатление.
Работы Мунка на выставке в Третьяковке мне понравились, некоторые особенно. Конечно, есть несколько довольно тяжелых работ, связанных с болезнью, смертью, его работы под общим названием – ревность – поражают. Так сильно передано это чувство, эта тема проходит через все его творчество. Если честно, темы со смертью проходила быстро, просматривала и проходила, а вот некоторые работы задерживали. Мунку особенно удаются темы меланхолии. Хороши его графические портреты, кстати, у него огромное количество автопортретов во всех жанрах, а по сути, в большинстве его работ присутствует его изображение в том или ином виде. Работы Мунка – это он сам, причем как в прямом, так и переносном смысле! Они ОЧЕНЬ личные. Но не буду больше вас мучить и скажу, что первое графическое впечатление Мунка – удалось.
Автопортрет. 1895
Девушки на мосту. 1918
Хедрик Ибсек в Гранд Кафе. 1902
Крик. 1895
Лунный свет. Ночь в Сен-клу. 1895
Мадонна. 1895.1902
Ревность II. 1896
Страх. 1896
Переходя к живописи, скажу, что первая картина, которая меня впечатлила – это Амур и Психея.
Амур и Психея. 1907
Не прочитав названия, никогда бы не догадалась, ну очень интересное решение! В том числе и цветовое!
А вот теперь о картине, которая произвела ошеломляющий эффект – «Убийца».
Убийца. 1910
Видела ли я эту картину раньше...? Вживую – нет, но я знала о ней. Вот хотите - верьте, хотите - нет, у меня прямо холодок пробежал по спине…Мне пришлось передернуть плечами от некоего оцепенения… С этой картиной надо быть осторожней…я мимо еще несколько раз ходила, но старалась не всматриваться, вот такой реакции ну совсем не ожидала.
Хороши очень картины «Меланхолия», «Мужчина и женщина на берегу моря». Вот работа «Голгофа» очень ценна своей экспрессией, ощущаешь, как тебя закручивает в водовороте событий заднего плана. Эта работа задержала меня надолго.
Меланхолия. 1893
Мужчина и женщина на берегу моря. 1907
Голгофа. 1900
А вот картина «Вечернее настроение» – это я перед поездкой в Переславль на встречу Клуба! Так все хорошо, радужно, светло, предвещает много новых впечатлений…а мне страшно…:)
Вечернее настроение. 1927
Необыкновенно передана картина «Удивление», не только мунковской манерой эмоционального письма, но и цветовым эффектом.
Удивление. 1907
Конечно, есть и работы, которые меня не так тронули, в целом его обнаженная натура как таковая, так и его модели не запали мне в душу.
Созревание (Переходный возраст). 1894
Я не буду подробно описывать вам свои ощущения о других работах, просто приведу здесь их изображения. Скажу только, что зал мне этот очень понравился, ко многим работам возвращалась не один раз.
Агония.1918
Крик. 1893
Пепел. 1925
Танец жизни. 1925
В целом же второе живописное впечатление – очень удалось!
Опуская рассказ об автопортретах Мунка… «Мне в наследство достались два самых страшных врага рода человеческого – чахотка и душевная болезнь – Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, стоявшие у моей колыбели» Эдвард Мунк. Сразу перехожу к его пейзажам.
А вот тут меня ждало открытие! Они меня потрясли! «Природа – это не только то, что видно глазу – это и внутренние образы души – образы на внутренней стороне глаза» Эдвард Мунк, 1907-1908
Вообще к картинам Мунка надо искать подход, надо найти точку просмотра, причем иногда она не одна, но ее надо искать и не подходить близко. Когда нашел – волшебство! Ты как Алиса из страны чудес, перемещаешься в пространство созданное художником в его необычной манере письма, видишь свет, чувствуешь ветер, слышишь шорох листьев… Живопись построена так, как будто это не кисть, а сама эмоция вместо кисти ложилась на холст цветными мазками. Они живые, объемные, реальные и нереальные – ты в другом измерении. Ты практически вживаешься..хочется помахать руками….Но это уже из области фантастики. Представляете, что подумает охрана, хорошо что хоть стоишь от картины не близко, а то... ;) Ищите точки, наслаждайтесь и получайте свое ощущение!!!
Взгляд пейзажный и третий по счету – поразил.
Берег моря. 1904
Дым поезда. 1900
Волна. 1931
Вязовый лес весной. 1923-1925
Вязовый лес весной. ок. 1923
Зима. Эльгерсбург. 1906
Цветущие фруктовые деревья на ветру. 1917-1919
Солнце. 1910-1913
Яблоня в саду. 1932-1942
Напоследок, и это четвертый взгляд - портрет. «Похож портрет или не похож – вопрос второстепенный. Первостепенный вопрос – чтобы он стал произведением искусства. Кому не нравится – пусть идут к фотографу. Конечно, сходство никто не запрещает – более того, художнику трудно избежать сходства… Я всегда слышу: «Мне нужно произведение искусства». Ну так и радуйтесь, что из вас сделали произведение искусства. Но с этим всегда возникают проблемы…» Эдвард Мунк. Пожалуй, этим все и сказано портреты у Мунка – хороши!
Женщина в сером. 1924-1925
Консул Кристен Сандберг. 1901
Турвальд Станг. 1909
Яппе Нильсен. 1909
Что хотелось бы сказать… Я открыла то, что не оживала увидеть. Ощутила, почувствовала, поняла, чем-то прониклась, что-то недопоняла или вообще не оценила. Как я обещала в начале, это ощущение, впечатление, а теперь еще и послевкусие и оно замечательное.
Смотрите Мунка правильно или неправильно, или не смотрите если не находите возможным. В любом случае я постаралась передать вам… а смогла ли…. а что передала…. вам решать, надеюсь только что была вам полезной. И да… побывать на выставке Мунка в Третьяковской галерее… оно того стоило!
Информация для тех, кто планирует посетить выставку Э.Мунка в Третьяковской галерее:
Сижу, читаю, а на сердце "масло льётся". Прям удовольствие-удовольствие. Вика, спасибо! Живопись - это всё! Наши самые любимые музеи в путешествиях - художественные. :)) Захотелось на выставку Мунка. Что-то нравится, что-то нет. Но интересно.
Что касается восприятия. Я, наверное, кому-то кажусь чудачкой, но я никогда не порчу впечатления перед поездкой прочтением чужих отзывов. Я - всегда белый лист. Поэтому получается иметь собственное мнение, создавать что-то своё, не под впечатлением, не переделанное с кого-то. Свой материал. Но это не только для работы. Для души это тоже важно. СВОЁ мнение, не замутнённое, за задавленное авторитетами.
И ещё. "Я не верю в искусство, что не рождено человеческой потребностью открыть свое сердце" - гениальные слова!
Спасибо, Галя! Я и правда была под большим впечатлением и текст был написан на одном дыхании! Рада, что оказалось полезной. А слова его и впрямь в самую точку!
Вика, спасибо за знакомство с творчеством Мунка! Интересно смотреть работы, уже зная немного биографию, тогда недоумения и непонимания меньше оказывается. Мне было познавательно читать!
Виктория! Интересно пишите! Сразу стало интересно прочесть весь отзыв! Мне показалось, Вы либо имеете отношение к искусству, либо все равно не случайный посетитель художественных выставок :-))
Для себя решила сразу, что на эту выставку не пойду, Мунк - не мое, для общего развития не пойду тоже. Информации много по Мунку, мне того и предостаточно. Интересными показались только портреты.
Спасибо Вам, Елена за внимание! Приятно, что удалось увлечь Вас статьей.Имею ли я отношение к искусству, ну...))) какое-то имею. Но выставки посещаю, все же, скорее по воле сердца. Мунк никогда не был в приоритете. Пошла и вот! Хотя как я и писала, не смотрите, если не считаете для себя это взможным. Рада, что портреты показались Вам интересными.
Вика, спасибо! Про Мунка слышала, но всё было мимо меня. А тут твой пост, написано живо, не равнодушно. С удовольствием смотрела фотографии, читала о твоих впечатлениях. Мне понравилась передача цвета, она необычно, интересные сочетания. Понравились портреты. Понравились эмоции и чувства на картинах, действительно от некоторых становится не по себе))
Отличный обзор, пишите чаще.
Спасибо, Карина, за внимание и понимание! Собственно и я о Мунке до выставки знала основное...))) А получилось то, что получилось. Писать чаще, надо попробовать, спасибо!
Спасибо, Катюша! Весь фокус в том, что и я не была поклонницей Мунка. Узнала о выставке, дай думаю пойду...))) Для меня это приятная неожиданность, даже открытие...)))
Вика, спасибо за такую душевную статью. Прочитала залпом твой отзыв о выставке, слог такой легкий, слова такие прозрачне, художественные. О Мунке слышала, но твоя статья дала толчок, прочитать больше. Пейзажи и портреты у Эдварда Мунка восхитетельны, смотришь и хочется снова вернуться, что-то еще увидеть необыкновенное. Да, художник и ты вместе с ним сумели затронуть какие-то струны души. Еще раз благодарю за такую статью, Виктория, пишите, у вас это классно получается!
Елена, большое спасибо за внимание! Прошу прощения, что долго не отвечала, замоталась...))) Если сумели затронуть струны души, то это просто замечательно, я искренне рада!
Писать больше...)))) попробую, спасибо!
Виктория, спасибо Вам за этот репортаж. (Галя, поклон за то, что разместила. Твой клуб - это сила!)
Виктория я видела Ваш репортаж сразу после публикации. Разместила ссылку в своей группе в фб "Шагаю по Москве". Но внимательно читать не стала. Потому что знала точно - у меня будет своя встреча с Эдвардом Мунком. И так получилось, что я едва успела запрыгнуть в последний вагон поезда. Посетила выставку в последний день.
Я полностью согласна с Вами. Мунк - это сила, это мощь, это чувства! Это грандиозные, захватывающие волны самых разных впечатлений! Это ощущения, которые переживаешь вместе с мастером.
Когда я смотрела на "Крик", я физически ощущала этот пронзительный вопль. Казалось, что вся картина, да и воздух вокруг вибрирует от кричащего голоса.... Это потрясающе!
Мне тоже очень понравилась графика. И если один и тот же сюжет был выражен средставами графики и живописи, то мне показалось, графика - сильнее, выразительнее.
Пейзажи Мунка - отдельная тема. Долго бродила у "вязов", не могла оторвать глаз от несущегося поезда...
И портреты.... Мне кажется, что только Винсент Ван Гог мог также откровенно говорить со зрителем, как Эдвард Мунк. Потрясающий художник!
Видела в отзывах определения - "это не моё".... Я тоже думала, что не моё. Но пошла, пошла из любопытства. И остолбенела, увидев эти работы.... Как здорово, что выставка такого рода прошла в Москве. Иначе я так бы и не встретилась с поразительным живописцем Эдвардом Мунком!
Тепрь, приходя в любую художественную галерею, я буду с замиранием сердца спрашивать - а Мунк, у вас есть Мунк? Также как я каждый раз ожидаю встречи с Ван Гогом.
Вика, простите за многословие. Просто на своём сайте уже не изложу свои чувства. Галя, пусть остануться на твоём.
А у нас ещё одна выставка которую надо-надо-надо посмотреть - это собрание Сергея Ивановича Щукина. Как же я хочу это видеть! (В поле сайта добавила ссылку на очень старую статью - лекцию ст.н.сотр..ГМИИ И.В.Фетисова об истории собирательсва И.А.Морозова и С.И.Щукина). И как же я хочу, чтобы морозовское собрание тоже показали в Москве. (До Питера вряд ли доеду).
А осенью у нас ещё встреча с испанскими имрессионистами в музее русского импрессионизма. Идём?
Татьяна! Безумно приятно найти человека, которого зацепил Мунк. Сама всего этого не ожидала! Просто восторг! На выставку из собрания С.И. Щукина собираюсь, однозначно! На выставку испанского импрессионизма - обязательно пойдем!!!!! Очень рада, что статья понравилась! И приятно такое многословие!
Комментарии
galina
07.05.19 13:28
#1
Что касается восприятия. Я, наверное, кому-то кажусь чудачкой, но я никогда не порчу впечатления перед поездкой прочтением чужих отзывов. Я - всегда белый лист. Поэтому получается иметь собственное мнение, создавать что-то своё, не под впечатлением, не переделанное с кого-то. Свой материал. Но это не только для работы. Для души это тоже важно. СВОЁ мнение, не замутнённое, за задавленное авторитетами.
И ещё. "Я не верю в искусство, что не рождено человеческой потребностью открыть свое сердце" - гениальные слова!
viktorias
07.05.19 15:50
#2
olgag
08.05.19 11:20
#3
viktorias
08.05.19 14:52
#4
Елена
08.05.19 11:24
#5
Для себя решила сразу, что на эту выставку не пойду, Мунк - не мое, для общего развития не пойду тоже. Информации много по Мунку, мне того и предостаточно. Интересными показались только портреты.
А Вам - спасибо за отзыв!
viktorias
08.05.19 15:03
#6
karina
08.05.19 20:47
#7
Отличный обзор, пишите чаще.
viktorias
14.05.19 15:49
#8
ekaterinal
18.05.19 19:47
#9
viktorias
20.05.19 00:52
#10
elenag
14.06.19 11:55
#11
viktorias
09.07.19 13:07
#12
Писать больше...)))) попробую, спасибо!
Татьяна
16.07.19 17:41
#13
Виктория я видела Ваш репортаж сразу после публикации. Разместила ссылку в своей группе в фб "Шагаю по Москве". Но внимательно читать не стала. Потому что знала точно - у меня будет своя встреча с Эдвардом Мунком. И так получилось, что я едва успела запрыгнуть в последний вагон поезда. Посетила выставку в последний день.
Я полностью согласна с Вами. Мунк - это сила, это мощь, это чувства! Это грандиозные, захватывающие волны самых разных впечатлений! Это ощущения, которые переживаешь вместе с мастером.
Когда я смотрела на "Крик", я физически ощущала этот пронзительный вопль. Казалось, что вся картина, да и воздух вокруг вибрирует от кричащего голоса.... Это потрясающе!
Мне тоже очень понравилась графика. И если один и тот же сюжет был выражен средставами графики и живописи, то мне показалось, графика - сильнее, выразительнее.
Пейзажи Мунка - отдельная тема. Долго бродила у "вязов", не могла оторвать глаз от несущегося поезда...
И портреты.... Мне кажется, что только Винсент Ван Гог мог также откровенно говорить со зрителем, как Эдвард Мунк. Потрясающий художник!
Видела в отзывах определения - "это не моё".... Я тоже думала, что не моё. Но пошла, пошла из любопытства. И остолбенела, увидев эти работы.... Как здорово, что выставка такого рода прошла в Москве. Иначе я так бы и не встретилась с поразительным живописцем Эдвардом Мунком!
Тепрь, приходя в любую художественную галерею, я буду с замиранием сердца спрашивать - а Мунк, у вас есть Мунк? Также как я каждый раз ожидаю встречи с Ван Гогом.
Вика, простите за многословие. Просто на своём сайте уже не изложу свои чувства. Галя, пусть остануться на твоём.
А у нас ещё одна выставка которую надо-надо-надо посмотреть - это собрание Сергея Ивановича Щукина. Как же я хочу это видеть! (В поле сайта добавила ссылку на очень старую статью - лекцию ст.н.сотр..ГМИИ И.В.Фетисова об истории собирательсва И.А.Морозова и С.И.Щукина). И как же я хочу, чтобы морозовское собрание тоже показали в Москве. (До Питера вряд ли доеду).
А осенью у нас ещё встреча с испанскими имрессионистами в музее русского импрессионизма. Идём?
viktorias
20.07.19 19:10
#14