Достопримечательности Большой Покровской улицы в Нижнем Новгороде. Фоторепортаж

Во время июльской поездки в Нижний Новгород мы очень много гуляли по городу. Знакомство с городом, его старинными улочками, историческим центром и было главной целью этой поездки.
Сбылась и моя мечта - основательно познакомиться с Большой Покровской улицей. Из четырех неполных дней первые три мы приходили и приезжали на Покровку ежедневно. Мне удалось погулять и по вечерней, и по дневной Покровской, рассмотреть многочисленные достопримечательности. Ведь на Покровке не интересного нет. Здесь все привлекает внимание - старинные доходные дома, театры, многочисленные скульптуры и памятники, музеи и выставочные залы, кафе и рестораны. Мы побывали в двух заведениях на Покровке - в культовом кафе "Библиотека" и стильном кафе-ресторане LeMur.

В конце концов мы с мужем пришли к выводу, что нижегородская Покровка красивее московского Арбата. Хотя, думаю, мы погорячились - каждый из них хорош по своему. Но там, на месте, именно такие чувства и охватили нас - полное очарование и восторг. Такие пешеходные исторические улицы обладают какой-то особой магией, абсолютно точно!
Приглашаю вас на прогулку по Нижнему Новгороду, которую мы совершили в первый вечер нашего июльского путешествия. Вы пройдете с нами от отеля "Ибис" на улице Горького, где мы остановились, через зеленый скверик с водопадами, по бульвару вдоль улицы Звездинки, по Малой Покровской и попадете... на Большую Покровскую улицу. Это самый конец нижегородского Арбата, потому что свое начало он берет практически от стен кремля.

Дорога от улицы Горького до Большой Покровской

Итак, в начале девятого выходим из отеля и "на ощупь", ориентируясь на просмотренные накануне карты Google, движемся в направлении Покровки.
На карте ниже указан наш путь. Имейте в виду, что время в пути, как и километраж, указаны неверно. Идти надо не менее 1,5-2 километров до Покровки. Мы шли не менее получаса. Возможно без детей и фотосъемки вы дойдете быстрее, но в 7 минут, как указывает карта, уложитесь только, если будете бежать.
Переходим широкую и постоянно несущуюся улицу Горького и неожиданно попадаем в симпатичный парк- маленький оазис среди стекла и бетона.
Доходим до Звездинки и по длиннющему бульвару топаем вперед. В старину на этом месте проходил огромный грязный овраг. А сейчас - зеленая аллея, выложенная плиткой дорожка. Жить стало, однозначно, лучше...
Наш путь оказывается значительно более дальним, чем мы предполагали, но интересным. Вдоль всей улицы стоит много старинных домов. А архитектура - наша слабость...

Это современное здание хорошо вписывается в старинную обстановку.
Интересный деревянный дом треугольной формы.
Выглядит ветхо, но на самом деле живет активной жизнью - в нем располагаются различные офисы и даже магазин для взрослых.
Старинный дом по адресу улица Звездинка дом № 5Б будто тонет среди новостроек. Дом этот очень примечателен. В нем несколько лет (1879-1883) жил и работал "мальчиком" А. М. Пешков (Максим Горький).
Подходим к концу "бульвара" - началу Звездинки. Здесь находится респектабельный ресторан "Английское посольство". "Чтоб я так жил!", как говорят одесситы.
Со Звездинки сворачиваем на Малую Покровскую. 20 метров ходу, и мы на Большой Покровской, где нас встречает
романтический почтальон на велосипеде. Здесь он стоит не просто так - неподалеку располагается здание главного почтамта.
Почтальон - одна из нескольких скульптур, которые установили на Большой Покровской 9 сентября 2006 года. Позже вы увидите других нижегородцев конца XIX века - даму с ребенком, влюбленную пару, швейцара, маленького скрипача и других.

Большая Покровская улица. Что здесь смотреть и что делать?

Несколько слов о Покровке, а также мои личные впечатления о ней.
Большая Покровская - одна из старейших улиц в городе. Названа была по располагающейся когда-то здесь Покровской церкви. Длина Покровки - 2232 метра. Проходит она от площади Минина, через площади Горького и Театральную, до площади Лядова. Участок от площади Горького до площади Минина - пешеходный. Его длина 1236 метров.
В старину здесь располагались дома нижегородской знати, сейчас по сути это улица-музей, где можно провести день, гуляя между памятниками, особняками, рассматривая таблички на них, окунаясь в историю, потягивая чашечку кофе в многочисленных кафе.
На соседних Покровке улицах тоже можно найти немало интересного. В непосредственной близости к "Арбату" на улице Пискунова, 9а располагается очень интересный музей - Русский музей фотографии. Мы были в этом музее, нам он очень понравился. Расскажу о нем отдельно.
Что касается, как я называю, "едальных" заведений на Большой Покровской, то, на мой взгляд, они в большей своей части рассчитаны на многочисленную молодежь, которая вьется здесь в каком-то неимоверном количестве.
Когда мы в поиске, где бы поужинать, шли по Покровке, то я обратила внимание на огромное количество баров и заведений итальянской кухни. Зайти посидеть с чашкой кофе, выпить пива, поесть пиццы - с этим проблем нет. Обычного кафе с нормальной русской кухней, для людей взрослых, семейных мы особо не увидели. Но это мое частное мнение.
Так получилось, что в тот день мы остались без обеда, поэтому вечером хотели полноценно поесть с первым и вторым. Муж заходил в несколько заведений - цены выше крыше, а обычного супа-лапши нигде нет.
В результате мы остановились на кафе-ресторане LeMur. Это тоже весьма специфическое место. О нем я расскажу в следующей статье.
В продолжении фоторепортажа вы увидите нашу прогулку по вечернему нижегородскому Арбату на закате солнца, а также в темное время, когда после длительного сидения в кафе, мы возвращались в гостиницу.
Просто смотрите на Покровку моими глазами и отдыхайте. Это не последняя наша прогулка по этой улице, это первое робкое знакомство - первый взгляд.

Достопримечательности Покровки. Фоторепортаж о прогулке

Дом 57 на Большой Покровской - доходный дом известного ростовщика Д.Н. Колчина, построенный в 1916 году. Ростовщик-миллионер жил скромно, сдавал 1-й этаж в аренду. Сейчас в доме располагается ювелирный салон "Византия" и гостиница "Жук-Жак". Этот частный отель весьма высокого уровня. Интересно, что он предлагает три варианта одноместных номеров (люкс по 9375 руб., полулюкс по 5250 руб. и 1 категория по 3750 руб.). Доплата за второго человека, если верить отзывам, 30%. Двушка только одного типа - полулюкс 6825 руб. Сайт отеля: http://www.jak-hotel.ru.

Дом № 52 коричневого цвета - доходный дом мещанки М.И. Сизовой и купца А.А. Хохлова, построен по проекту С.А. Левкова в 1907-1908 гг. Стиль - декоративный модерн.
Большая Покровская улица в Нижнем Новгороде - музей под открытым небом. Практически на каждом доме здесь такая табличка, практически каждый дом - живая история.

Юные создания в шортах с флагами зазывают гуляющих посетить какое-то заведение. Какое - не знаю. Оно плохо читалось на флагах.
Редкий для лицевой стороны Покровки дом в разрушенном состоянии. Вообще же вся Покровка блестящая, парадная, а вот если заглянуть во дворы, тогда да, можно увидеть немало ветхости.
Дом № 51 - кинотеатр "Октябрь", построенный в в 1963 году, первый в Нижнем Новгороде широкоформатный кинотеатр.
Около кинотеатра стоит вот такая скульптура барышни, прихорашивающейся перед зеркалом. Это очень в Сонином духе.
В доме № 46 располагается книжный магазин "Дирижабль", а также кафе, о котором я упоминала выше и расскажу еще отдельно - стильное, концептуальное и при этом демократичное кафе "Библиотека", весьма приятное заведение, в котором мы побывали на следующий день после этой прогулки. Сайт кафе: http://www.biblioteca-nn.ru.
Дом № 40 на Большой Покровской - уникален тем, что сохранил свой первоначальный вид с 1820-х гг. Это яркий образец дворянских построек пушкинского времени. Причем это не усадебный дом, а лишь только флигель целой усадьбы, сохранившийся в хорошем состоянии до наших дней.
История дома отражена в нескольких строчках на мемориальной табличке.
А этот дом купчихи О.Н. Каменевой ни с чем не спутаешь - яркий образец модерна. Дом построен в 1912-1915 гг. Украшен грифонами.
Большая Покровская, 39 - Нижегородский театр кукол. Зашла на сайт театра www.ngatk.ru и обомлела. Цены от 150 до 200 руб. И отчего это в Москве за 200 рублей не посидишь в театре в 1-м ряду?! Обидно... Будем в Нижнем, обязательно надо включить этот театр в программу. В афише театра такое потрясающее разнообразие спектаклей, прямо глаза разбегаются.
Рядом с магазином художественных промыслов (Большая Покровская ул., 43) на лавочке расположилась вот такая живописная скульптурная композиция - мама с сыном. Когда мы фотографировались, юноша, который сидел на лавочке, даже не пошевелился. Лишь недовольно повел бровью. И попал в историю.
А мы идем дальше, попутно присматриваем, где бы нам пообедать. Старинные дома Покровки "кружат в хороводе". С первого раза еще трудно ориентироваться, где какой дом.
Двухэтажное здание желтого цвета справа - женское епархиальное училище (ул. Б. Покровская, 30).

Вот уже вдалеке становится хорошо видна Дмитриевская башня кремля. В разных источниках ее то Дмитриевской, то Дмитровской назовут. В этот раз я не поленилась, подошла, прочитала надпись на башне: "Дмитриевская башня". Значит я не ошиблась, когда в одной из своих статей так ее назвала.
В доме № 37 до революции располагалось Владимирское реальное училище. Владимирское - в честь князя Владимира Александровича, брата императора Александра III, который присутствовал на открытии этого учебного заведения в 1877 году. Сейчас это одно из зданий Нижегородского государственного университета.
Памятник перед домом - это бюст известного ученого Николая Николаевича Боголюбова.
Любая пешеходная улица такого масштаба полна неординарных личностей. Вот увидели такую симпатичную высокую девушку на ходулях.
Большая Покровская, 26 - здание государственного банка. Построено в 1911-1913 года к 300-летию дома Романовых. В год открытия его посетил сам император Николай II. Здание построено в неорусском (древнерусском) стиле. Свое назначение сохранило до сих пор. Выдающееся строение. Уверена, ни одна фотография не передаст красоты Банка во всем объеме и величии.

Дом Приспешниковых на Покровке, 24 (1894 г.).Здесь располагалась редакция газеты "Нижегородский листок", где на протяжении шести лет работал А.М. Пешков (М. Горький).
Большую Покровскую без музыкантов представить невозможно. В прошлом году мы краешком уха слышали здесь одну группу. Задержаться не было времени. В этом году искали-искали их и не нашли. Муж даже специально в субботу поздно вечером поехал. На улице их не было, показалось, что из какого-то заведения слышатся их голоса. Так это или нет - не знаю. Но вряд ли бы музыканты такого уровня долго стали играть бы на улице всю жизнь.
Здание желтого цвета слева - дом князей Юсуповых (ул. Б. Покровская, 19) - 1847–1848 гг., справа - дом Дворянского собрания (ул. Б. Покровская, 18) - 1822–1826 гг.
Атлантами и кариатидами украшен доходный дом Пальцевых (ул. Б. Покровская, 21) -1873 г. Фотографию дома в полном объеме я сделала уже в темноте, когда мы возвращались из кафе. Она будет ниже. В кафе-бар "Эрмитаж" (vk.com/hermitagenn), которое располагается здесь, мы зашли, ознакомились с меню и ушли. Ничего подходящего для ребенка. Цены высокие. Первые блюда от 220 до 290 руб., салаты от 250 до 450 руб. И все в таком духе. И самое главное - даже внешне никакого желания остаться кафе не вызывает.

Для меня удивительно, что в нескольких местах Большую Покровскую пересекает проезжая часть. То машины едут, то трамваи. Только и гляди, чтоб куда-то не угодить. Но это придает свою особую изюминку улице. Где еще такую пешеходную улицу встретишь?
У доходного дома Юсуповых (д.19) стоит скульптурная композиция - влюбленная пара.
Вот этот потрясающий по свое красоте дом по адресу Б. Покровская, 10 один из самых красивых, если не самый красивый, на улице. Начала искать о нем информацию в интернете, постоянно попадается только аренда квартир, продажа квартир. Муж сразу сказал мне, что это дом жилой. Я как-то и не поняла, что здесь.
Да, оказалось это действительно многоквартирный дом. Квартиры есть 1, 2... 6-ти комнатные.
Когда-то это был самый роскошный доходный дом, принадлежал "Торговому дому "Чесноков и Кудряшов". На первом этаже располагались самые дорогие магазины, на втором - конторы, на третьем квартиры для состоятельных людей. Сейчас, как видно, ничего не изменилось.
На Покровке, на углу дома № 15, стоит скульптура мальчика-скрипача.

А мы подходим к зданию Драматического театра,
возле которого на скамеечке сидит всеми нами любимый Евгений Евстигнеев, вернее его скульптура. Актер родился в Нижнем Новгороде, здесь же закончил театральное училище, здесь же начинал актерскую карьеру.
Здание театра впечатляет. Действительно очень красивое. Первая постановка прошла здесь в мае 1896 года. Это была опера М.И. Глинки "Жизнь за царя". В главной партии - Федор Шаляпин.
Еще один музыкант...
Но мы к этому времени были такие голодные, что нам стало уже не до искусства.
Решили зайти в кафе-ресторан "LeMur", которое располагается в доме № 8. На улице сидеть не стали, пошли в помещение. О кафе читайте в отдельном посте позднее.
А мы с вами сразу "перепрыгнем" почти два часа вперед. К этому времени на улице потемнело. Мы сфотографировались со знаменитой веселой козой, которая стоит как раз у кафе, в котором мы ели, и отправились обратно в гостиницу. Усталые, но довольные. Расписывать обратный маршрут я не буду. Просто пройдите его с нами. Полюбуйтесь вечерними видами Большой Покровской улицы.

Как вы заметили, на обратном пути я снимаю много заведений общественного питания. Вот шла я и удивлялась - мест много, а зайти некуда. Поймите меня правильно. Для молодежи - мест море. Для семьи, которая хочет вкусно, не очень дорого, но качественно покушать мало. Ну сидит молодежь в этих кафе с заоблачными ценами и полвечера потягивает чашку кофе, бокал вина, пива. Правильно - цены такие, что не разбежишься. Я вообще заметила - на Покровке в кафе мало взрослых, семейных, с детьми. Девушки, девушки, парни, парочки... Покровка, за некоторым исключением, все-таки место тусовочное.
О местах, где поесть в Нижнем Новгороде, я вам еще расскажу. Надеюсь, что к моему рассказу присоединится и Светлана, с которой я познакомилась на страницах моего блога, а затем и лично уже в Нижнем Новгороде. Вопрос еды - вопрос не праздный.
А мы продолжаем прогулку по Большой Покровской.

Опять на Звездинке. До отеля еще примерно полпути того, что мы прошли.

Ура! Почти на месте!
Так закончилась наша вечерняя прогулка по Нижнему Новгороду, а вернее по его самой красивой и старинной части - Большой Покровской улице.
Сюда мы с вами еще вернемся! Достопримечательности Покровки пока не закончились! Пока!