Противоречивый Боровск. Церкви, памятники, фрески и другие достопримечательности Боровска

Посещением Боровска мы завершили наше апрельское путешествие в Калугу. Забавно, но даже здесь, в крошечном провинциальном городе Калужской области, можно отыскать космические следы. Боровск - это город, где 12 лет своей жизни жил и работал К.Э. Циолковский. Именно отсюда он переехал на новое место жительства - в Калугу. О доме-музее ученого в Калуге я немного рассказывала в одном из предыдущих постов.
Когда мы приехали в город, то просто не могли не заехать и в боровский дом-музей Циолковского. Увы, в понедельник он был закрыт. Смогли только сфотографировать этот симпатичный дом с улицы и поехали дальше.
Маленький Боровск оказался богат на небросающиеся в глаза достопримечательности - церкви, памятники, фрески на старых домах. Всё как в каждом провинциальном городе в русской глубинке. Всё и даже больше.
Впрочем, начну все сначала.

14 апреля нас встретил хмурыми тучами и самым настоящим дождем. Это было что-то невероятное после трех дней тепла и слепящего солнца.
​Проснулись, встали, достаточно быстро собрали вещи и выехали из гостиницы "Причал", где жили во время нашего Калужского путешествия.
Завтрак, как обычно, прошел в "8 чашках". Вкусно, приятно, эстетично.

Далее, скрепя сердце, отправились в Боровск. Тяжело было покидать гостеприимную Калугу, ставшую за эти дни нам действительно близкой и родной. И спасибо плохой погоде. С ней было легче уезжать...
Около 12-ти часов выехали на трассу М3 "Украина". Не сильно торопились потому, что в связи с неудачной погодой программу на этот день решили урезать. Намеченная поездка в Малоярославец была отложена.
От Калуги до Боровская 98 км. По свободной дороге доехали достаточно быстро.
Боровск произвел на нас на редкость противоречивые впечатления. Мужу не понравился совсем. Мне понравился, но... старые планы приехать сюда с ночевкой у меня отпали напрочь. Может это погода сыграла с нами злую шутку, может страшное состояние автодорог (временами просто их отсутствие в пределах города), а может отсутствие достаточного количества интересностей (хотя они, безусловно, есть). Не знаю... Да когда нас пугали плохие дороги, погода и другие подобные факторы?! Нет, дело не в этом... Боровск показался забытым богом захолустьем. Ни один провинциальный русский город не оставлял такого мрачного ощущения...
Как обычно, мы объехали весь город - поколесили, чтоб создать общее впечатление, "пощупать" объемы, особую атмосферу, найти изюминки, интересности. Может, не делай мы этого, и впечатления были бы иными. Трудно сказать. Ничего особенного мы не нашли. В глаза бросилась некая бестолковость в планировке. Жуткая намешанность хрущевок со старыми деревянными домами здесь точно присутствует. Одну из церквей - деревянную Покровскую церковь - найти так и не смогли, хотя ехали по указателю.
Теперь о достопримечательностях Боровска, которые мы увидели.
Первым был Свято-Пафнутьев Боровский монастырь - главная достопримечательность города.
Когда подъехали к обители, было очень холодно, ветрено, шел дождь. Храм был закрыт. Зашли в иконную лавку. Обошли непривычно пустынную территорию (все-таки был понедельник). Только трудники шустро передвигались по периметру, кто с ведрами, кто еще с чем. Обитель готовилась к Пасхе.
Монастырь показался мне небольшим, могучим, ухоженным, небедным, в плане архитектуры достаточно обычным.
Юбки для женщин здесь предоставляются. Забудете одеть - напомнят охранники. С фотоаппаратами нас не гоняли, ничего негативного мы здесь не ощутили.

В монастыре большой приличный магазин, даже трудно назвать его "лавкой". Есть киоск со всякими вкусностями.

Пафнутьев монастырь находится чуть в стороне от самого Боровска, поэтому только после его посещения мы по-настоящему въезжаем в город.
Первое, что обращает на себя внимание - несколько красивых храмов и старинных деревянных домов, а также плохие и очень плохие дороги.
Одна из церквей Боровска - храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба (на ул. Коммунистической) - почти сразу же привлекает внимание при въезде в город. Эта церковь отреставрирована, как и многие другие храмы города. На фоне унылых местных пейзажей, дорог и домов храм смотрится, как картинка.
Двигаясь по Коммунистической улице, замечаем указатель на Музей-квартиру К.Э. Циолковского. Замечательно! Сюда мы очень хотели попасть! В Боровске великий изобретатель прожил 12 лет, а в квартире дома 49 на улице Круглая (ныне Циолковского), которая занимала весь второй этаж, около полутора лет. Такие образом наше космическое путешествие, начатое в Калуге, продолжалось.

Увы, музей в понедельник оказался закрыт. И все равно я рада, что хоть со стороны увидела этот дом, побывала на этой улице...
А дальше началось более глубокое знакомство с Боровском... Нелегкое знакомство. Поездили, помытарились в поисках достопримечательностей... Не то, чтоб их здесь нет, но основная часть их незаметна для нового взгляда. А мы, признаюсь, ехали в Боровск без особо тщательной подготовки. Нет, мы, конечно, почитали о достопримечательностях города, а также нашли кафе, которое считается в Боровске лучшим, и где можно хорошо пообедать. Но не более того.
Улица Коммунистическая проходит по всему городу, перетекая сначала в площадь Ленина, потом в улицы Урицкого и Берникова. Мы проехали их все...
Когда едешь по улице Коммунистической, вообще трудно рассмотреть что-то интересное - так тебя, несчастного, колбасит.
А здесь меня настолько тряхнуло, что фотография получилась мутноватая. И тем не менее, здесь кроме кафе "Дружба" есть одна из интересных достопримечательностей Боровска, которую я увидела только потом. А вы сейчас видите?
Ну да ладно, к этому мы еще вернемся.
Покажу, во что вылилась и как закончилась эта путеводная улица.
На улице Урицкого стоит Храм во имя преображения Спаса на взгорье.
Улицы Боровска временами вообще не имеют асфальтированного покрытия. XXI век, однако... indecision

Где-то здесь, на ул.Берникова, д.66-А, находится лучшая гостиница Боровска "Гостиный дом в Боровске". Но мы то ли не доехали, то ли не заметили, но гостиницу так и не увидели. Впрочем, к этому времени стало понятно, что провести здесь даже одну ночь нам не хочется.
К этому моменту стало понятно, что на улице Берникова делать нечего, и чем дальше, тем только хуже дорога. Развернулись обратно и отправились на площадь Ленина. К этому времени дождь только усилился.
Площадь Ленина - центр всего городка. Здесь располагаются старинные Торговые ряды, современные магазины, офисы, кафе, здесь же стоит главный собор города - Благовещенский Кафедральный собор. Построен он в XVII веке, перестраивался в XIX веке.
Не так давно на площади сделали смотровую площадку, где поставили памятник адмиралу Д.Н. Сенявину - уроженцу Боровска.
Памятник хорош, а вот сама смотровая площадка открывает не самые красивые "пейзажи". Надеюсь, что со временем все доделают.

Идем знакомиться с центром.

На одном из заборов, который располагается недалеко от Благовещенского собора, замечаем рисунки - городские фрески, которые принадлежат местному художнику Владимиру Овчинникову. Признаюсь, фрески мне понравились в Боровске больше всего.
Мы знали, что в Боровске почти полторы сотни фресок Овчинникова, но когда ездили по городу и специально искали их, они почему-то не хотели попадаться на глаза. Мы проезжали мимо и не видели их. Только фотоаппарат местами их отмечал. Зато потом, когда фрески начали попадаться на глаза, мы стали видеть их повсюду. Просто мистика какая-то.
И если я о чем-то жалею касательно нашего посещения Боровска, то только о том, что увидела очень мало этих великолепных рисунков.
Многие достопримечательности Боровска располагается именно в центре. Помимо главного собора, это и древнее Боровское городище - исторический центр Боровска, и памятник Циолковскому, и Краеведческий музей, и старинные торговые ряды, несколько церквей, и уникальные фрески, о которых я уже говорила, а так же старинные дома и усадьбы.
Усадьба Шокиных - один из старинных домов, которые составляют провинциальный купеческий облик города.
Здесь же, на улице Ленина стоит церковь Всех Святых. Обратите внимание, на белом доме напротив церкви - фреска Овчинникова.
А это фото сделано с древнего Боровского городища.

Памятник Юрию Гагарину на городище.
Здесь же, на городище, стоит шикарная детская площадка. К сожалению, в холод и дождь воспользоваться ею у нас не получилось.
"Дом с глобусом" - местная достопримечательность. Практически со всех сторон на нем рисунки Овчинникова.
Вандалы уже "порезвились" на рисунках.

Рядом с "домом с глобусом" - памятник Циолковскому. Необычный памятник. Душевный. Циолковский, эдакий городской чудак, сидит в валенках на пеньке и мечтательно смотрит в небо.

Знакомство с Боровском закончилось. Перед отъездом отправились в кафе "Дружба", где неплохо пообедали.

Впереди была долгая дорога домой. Долгая не из-за расстояний, а из-за гигантских пробок.

Опять проезжаем "Внуково".
Пробки на МКАДе решаем объехать по Москве, так подсказывает подлец-навигатор, который заводит нас в еще большие пробки-дебри...
Это уже, конечно, не Боровск. Это конец нашего калужского путешествия...
Слава богу, что дорога и здесь нескучна - даже в спальных районах Москвы есть много интересного. Храмы и

... фрески на стенах домов. Может они не так хороши, как рисунки Овчинникова, но глаз точно радуют.

Красивое вокруг нас везде. Даже там, где кажется, что вроде ничего особенного нет, и когда город выглядит мрачно и противоречиво...
Впрочем, сейчас я думаю, что это фантастическая аура Калуги нас просто не отпустила и не дала насладиться Боровском в полной мере. Во всяком случае мне хочется так думать. Потому что плохих городов не бывает.

Аватар пользователя Мария Анашина
Я еще читала про Боровск, что это крупный центр старообрядчества, здесь похоронена боярыня Морозова, находился в заключении протопоп Аввакум... Наверное, Боровск будет смотреться лучше при хорошей погоде, в дождь почти все города как ободранная кошка... И грустно, что город с таким богатым прошлым находится в таком удручающем состоянии.
Да, центр старообрядчества. Мы видели 2 большие старообрядческие церкви здесь. Боярыня Морозова со своей сестрой здесь похоронена... Мне кажется, что история Боровска более интересна, чем его настоящее... Грустно... Ну и погода, конечно, подсуропила. )))
Аватар пользователя Анашина Мария
Я еще прошлым летом собиралась сюда съездить - не получилось. Планирую в этом году.
Маша, желаю тебе хорошей поездки, и пусть с погодой повезет больше, чем нам.
Аватар пользователя Анашина Мария
Спасибо, Галь! Да, я уже поняла, что Боровск надо ехать только в хорошую погоду.
Ну значит не зря я эту статью в таком коматозном состоянии написала. ))))
Аватар пользователя Анашина Мария
Она была очень кстати! И буду знать, где поесть :)
Я про "Дружбу" потом напишу отдельно. Не бог весть что, но лучше здесь точно ничего нет. Городок на инфраструктуру очень слаб. Ну это и понятно, Боровск - не Золотое кольцо, где даже мелкие городки, типа Мышкина, развиты куда больше.
Аватар пользователя Анашина Мария
Даже странно - вроде и от Москвы совсем недалеко, и богатая история. Впрочем, есть надежда, что в связи с последними событиями начнут наконец-то развивать внутренний туризм.
Это точно... Во всяком случае я уже успела ощутить, что нахожусь на правильном пути, и порадоваться, что у нас интересного смотреть не пересмотреть. Труднее тем, кому (может быть) придется менять направления и привычки.
А нам, любителям поездить по родным просторам, менять ничего не придется. Правда и расширить границы не получится. Наша поездка по Украине в этом году и на ближайшие годы стала призрачной...
Аватар пользователя Елена Машкова
Прикольный памятник Циолковскому, в валенках...smiley Фрески и рисунки Овчинникова понравились!
В каждом городе можно найти что-то особенное, это ты Галь верно подметила. yes

А такие дороги (вернее их отсутствие), наверное, в большинстве небольших городов России имеются, к сожалению...
Леночка, привет! Рада тебя видеть. )))
Честно говоря, таких дорог мы не видели ни в одном городе, куда ездим осматривать достопримечательности. Да, дороги часто плохие, но в Боровске местами их просто нет.
Аватар пользователя Юльчатка
Не знаю, почему, но мне Боровск очень понравился. Я не сравниваю его с другими городами, а просто воспринимаю так, как показываешь его ты, Галь.
Жаль, что состояние города удручающее, но ещё не всё потеряно, я думаю.
А рядом с кафе "Дружба", на доме как раз фрески Овчинникова и расположены, да?
Я тебя понимаю, Юль, мне тоже Боровск понравился. ))) Рядом с кафе фрески Овчинникова, да. Там их очень много. Жалею, что увидели не все. Но те, что увидела, покажу в отдельном посте.
Боровск проезжала, когда ездила в Этномир. И вслед за Юлей хочу сказать, что городок произвёл неплохое впечатление. Конечно, старые дома, конечно, бедная глубинка, но мне показалось там уютно, патриархально и от этого спокойно. Но была тогда хорошая погода!
Аватар пользователя ladybloger
Симпатичный город.

Ну а Сонечка твоя - так просто красавица. На верхней фотке - пряо барышня XIX века, и не скажешь, что это прелести всего 4 годика. :) Я не глазливая, так что не пугайся. ))) На редкость фотогеничный ребёнок, можно в рекламе сниматься. :)

Фрески понравились. расписывали бы так все города.

Забытое Богом место, неважная погода.... А всё равно - мне понравилось! Умеешь ты рассказывать. Не знаю, хотела ли жить бы в таком городке. Вряд ли. А вот побывать - да, интересно!
))) Этой прелести 3 годика, Галюш. 4 года будет через полгода.

Побывать в таком городе интересно, а жить - не дай бог. Наверное именно с этой стороны Боровск может не нравиться. Даже пугать. А с культурно-исторической город очень даже привлекателен.
Аватар пользователя Konstantin Lukas
А еще в кафе "Дружба" в одном из кусков шарлотки оказался чёрный, длинный волос...И еда там столовская.
Про кафе я напишу отдельно. Не такое уж плохое кафе. Нормальное. Еда простая, но вполне съедобная. Но волос да, был. Против правды не попрешь.
Аватар пользователя Ирина
Добрый день.Прочла Ваш комментарий о Боровске и даже не поняла о каком городе Вы пишите.Ну НИЧЕГО из того,что Вы описываете не сходится.Случайно заехали в город,случайно забрели в первое попавшееся кафе,погода дрянь,Калуга не отпускает....А в результате один негатив.Не смогли сориентироваться и найти Храм Покрова(какую то деревянную церковь),между прочим 17 век,старше чем Кижи)))?Да указатели на каждом шагу.Дороги?Я коренная москвичка и дороги в Москве то не лучшие,про Калугу тоже не говорю.А Боровск,он как любой другой город,кого то принимает,а кого то просто не пускает в себя.Просто ОН не для Вас.Но если когда то Вы захотите узнать этот город по настоящему и если ОН позволит Вам заглянуть в него,то приезжайте,обращайтесь в ТИЦ Боровска и там Вам помогут.
Добрый вечер, Ирина!
laugh А я, честно говоря, даже не поняла, о чем вы пишите. Думала, что вы свои впечатления о городе рассказываете.
Никакого негатива в моей статье нет. Я вообще о городах не пишу негативно. И вспомнить не могу какой-то город, который мне совсем не понравился. Просто мне это не свойственно.
Моя статья - рассказ об одном конкретном дне из многодневной поездки в Калугу и Калужскую область. Я здесь просто описываю в хронологическом порядке все, что происходило с нами в этот день. Вам не нравится стиль наших поехдок? Да ради бога. Но вы поймите, мы не туристы, мы путешественники. Мы исследуем город произвольно, изучаем его в том числе и душой, и сердцем.
А ТИЦ мне не нужен. Я профессиональный менеджер по туризму и экскурсовод. Только в данном формате мне ездить уже не интересно. Для меня это прошлый день.

Насчет указателей - если бы они на тот момент времени были, то спрятаться просто не могли. Могу предположить, что город за прошедшее с нашей поездки время расцвел в плане туристической навигации и проч. Буду только рада этому.
И вообще странно, как в рассказе о городе, который мне в целом понравился, вы увидели что-то плохое.
Аватар пользователя Ирина
Видите ли,Галина.Я как раз о СВОИХ впечатлениях и рассказываю.Впервые я увидела этот город пару лет назад.И буквально влюбилась в него.А в своём рассказе,Вы выставляете его в негативном свете.Прочитав Ваше наблюдение путешественника,я обрадовалась,что не прочла его раньше.Иначе просто никогда бы сюда не поехала.Желаю Вам в СВОИХ путешествиях видеть больше позитива.И по возможности не настраивать своих читателей на негатив.
Ирина, именно так я всегда и делаю. А еще я всегда пишу правду. Что увидела, что почувствовала - то и написала. В этом особенность моих статей. Я не стараюсь понравиться или не понравиться. Тем более, повторюсь опять, Боровск в целом мне понравился, я нашла то, что меня тронуло, привлекло. В статье масса всего положительного. Просто наши с вами чувства не совпадают, как и обстоятельства наших поездок. И это нормально. Мы же разные люди.
Кстати, вот моему мужу Боровск не понравился совсем, это правда. ))) Абсолютно. Но здесь в статье его мыслей нет.
Аватар пользователя igorp
Боровск, удивительны по красоте, старинный городк России. Центр старообрядчества. Обязательное услоаие его посещения - нужно точно знать, что вы хотите увидеть и хорошая, солнечная погода. Живу рядом с Боровском и сколько бы раз туда не ездил он всегда открыавется с новой стороны... Боровск
Ездили в Боровск год назад - удивительное место! Жаль, что Вам не понравился городок... Ездили к святому источнику. А какие там виды! С одной точки и природа вся как на ладони и маковки церквей! Обедали тоже в "Дружбе" - самое лучшее кафе в городе! Правда мы попали в Боровск в день города и было солнечно! Съездите еще разок при условии хорошей погоды - обязательно захотите вернуться еще раз!
Мне не понравился?! Мне понравился. Я так и написала. Не понравились плохие дорогие и недостаточная ухоженность, сумбурность...
Что желания не возникло там оставаться с ночевкой? Да, не возникло. Потому что остаться с ночевкой - не самоцель. С ночевкой - значит, что предполагаются приятные вечерние променады, ужин в атмосферном заведении... Ну а тут, где атмосферно ужинать и прогуливаться? Негде. "Дружба" - заведение не плохое, но это, по сути, столовая. Место для приема пищи, а не проведения времени. Достопримечательности Боровска можно посмотреть за один день. Прогуливаться по городу вечером... Ну не знаю, имеет ли смысл и где?
Вот у меня какое-то стойкое ощущение, что моя статья как-то неверно воспринимается. Мне кажется, что даже по фотографиям видно, как мне всё нравится. Я ошибаюсь? wink
Возможно я читаю так, как читаю) А может и правда "хмурые" фото делают характер статьи. Во всяком случае, если обидела - извиняюсь! Но Боровск - чудесный город! Кстати, деревянная церковь, которую Вы не нашли - великолепна. Именно около нее тот самый источник и прекрасные виды!
Фото хмурые, да. Дождь шел почти не переставая. Мелкий, но не приятный.
Я не обиделась, Лена. Я скорее недоумеваю - почему так воспринимается мое отношение к городу. Текст-то вполне себе довольный. Ну а если есть что-то негативное, так тут простая констатация факта. Мы по Боровску много поколесили, видели его "внутренние", не туристические улицы. Радоваться особо нечему. Фотографии все показывают наглядно. Хотя я далеко не всю неприглядность снимала.
Аватар пользователя Людмила
Думаю, что ваше посещение Боровска дало мало впечатлений. Если бы вы знали лучше историю, то нашли бы в Боровске не только плохие дороги и покосившиеся дома. Перед вами ожили бы многие страницы прежней жизни этого богатого купеческого города, который был в 19-м и начале 20-го века вторым по величине в Калужской губернии. События Смутного времени, Раскола, заключение протопопа Аввакума, мученическая смерть боярынь Морозовой и Урусовой, события войны 1812г., бурное развитие купеческой и производственной деятельности после отмены крепостного права и мн. др. А природа? Вы заметили ее красоту? Здесь на небольшой площади сосредоточено более 25 типов ландшафтов. Вы спросили, кому принадлежал "Кружевной дом"? Кто был его хозяином? А кто такие были братья Полежаевы, которым принадлежал дом напротив постройки начала 19-го века, а также ткацкая фабрика, которая до сих пор работает и является чуть ли не едиственным уцелевшим предприятием прошедшей эпохи? Это целый мир "России, которую мы потеряли". Надеюсь, в следующий раз погода будет лучше, и вы все это увидите. С уважением, Людмила.
Спасибо, Людмила, за ваши наводки. Постараюсь прочитать больше про архитектуру Боровска. Другой вопрос, найду ли. Информации в интернете немного. Но хотя бы буду знать, в каком направлении "рыть".
Про вами перечисленное (историческое) я знаю. То что не отразила этого в статье - так это краткий отчет об одном конкретном дне путешествия, общие впечатления о городе, а не статья про историю и достопримеательности Боровска. Что увидели, то я показала.
По поводу природы - нет, не заметили ничего особенного. Все что заметили - на фото.
А дороги здесь действительно отвратительные были на тот момент. Может сейчас что-то изменилось.
Аватар пользователя Александр
Был в Боровске этим летом. Городок в целом произвел довольно неплохое впечатление. Кое-где в нём конечно элементы некоторого запустения и присутствуют, но видно было что за последние несколько лет немало в нём и в лучшую сторону меняется. И в частности пресловутые дорогиsmiley Не верите? Вот моё фотопутешествие в этот город: https://roosich.livejournal.com/1310201.html
Аватар пользователя Елена К
Галя, были в Боровске в это воскресенье. Совпало с Троицей. В храме проходила служба. Очень атмосферно. С утра, в Москве, было очень пасмурно. Но мы все равно поехали. И не пожалели. Погода распогодилось. :) Стало просто чудесно! Дороги хорошие. Пообедали а кафе Дружба. Нам а нем очень понравилось. И интерьер они поменяли. Деревянную церковь нашли. Там действительно чудесно. Итог: нам очень понравилось. Городок чистый. Дороги хорошие. С фресками забавно. Сначала мы их не видели. А потом поняли, что они просто на каждом шагу. Стоит только присмотреться, и они как бы проявляются. И, конечно, солнечная погода, думаю, сыграла большую роль. А ещё нам случайно повстречалась потрясающая женщина. Она экскурсовод. Мы провели с ней меньше часа, наверное, но просто влюбились в город. Так интересно она рассказывала и про боярыню Морозову и ее сестру и про Адмирала Синявина, и про купцов Полежаевых. Показала нам точки, откуда открываются виды на город. Так, что, Галя, съездите в Боровск ещё раз в хорошую погоду и побродить с экскурсоводом, который любит и знает свой город. Будут совсем другие впечатления. Это мое мнение :)