Яндекс Путешествия. Поиск ж/д билетов.
Реклама. ERID: 5jtCeReNx12oajjG9G1Ag7Q

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Каменное кружево в деталях

Раздел сайта: 
Сегодняшний фотопост - продолжение разговора об уникальном памятнике древнерусского белокаменного зодчества, достойном занять место в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском, начатого в прошлой статье. Об истории создания храма, его судьбе, а также главном украшении - каменной резьбе стен мы поговорили. Но сказанного мне показалось недостаточно, поэтому в статье было поставлено многоточие.
 
Нет, я не буду решать задачи ученых и исследователей Георгиевского собора и искать ключ к разгадке тайн орнаментов этой великолепной жемчужины Владимирской земли. Неподвластное профессионалам вряд ли откроется мне, скромному любителю. Но в моих силах показать вам собор достаточно подробно.
Георгиевский собор особенный. Хочется сравнить его с музеем или галереей, где посетители рассматривают внимательно каждый представленный экспонат. Только я не могу вспомнить ни одного музея, а тем более храма, в котором представленные ценности, артефакты рассматривались бы столь скрупулезно, детально, заинтересованно, камень за камнем, штрих за штрихом, как это происходит здесь. Как я уже писала, здесь нет равнодушных, здесь каждый странник - очарованный.
Когда я ехала в Юрьев-Польский я была готова, что Георгиевский собор буду смотреть тщательно, и также тщательно фотографировать рисунки, чтобы после знакомства с собором не осталась некая незавершенность, недосказанность, ощущение, что что-то пропущено, не увидено. Поэтому фотографии могут стать серьезным подспорьем в познании храма.
Для особых почитателей древних городов Владимирской земли и их архитектуры, а в частности Георгиевского собора г. Юрьев-Польский хочу порекомендовать книгу Н.Н. Воронина "Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли". М., «Искусство», 1983. Начиная со страницы 274 идет разговор о каменной резьбе собора. Но, повторюсь, книга интересна в целом. Николай Николаевич Воронин (1904-1976) - крупнейший специалист, выдающийся исследователь древнерусской архитектуры.
Есть еще одна интересная книга, а вернее брошюра: С. В. Заграевский. Вопросы архитектурной истории и реконструкции Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. - М.: "АЛЕВ-В", 2008 г. Ее можно купить в сувенирной лавке Михайло-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском за 50 руб. Очень интересное исследование. Рекомендую! На фото это маленькая тоненькая книжечка почти в центре витрины.
Ну а теперь от книг перейдем к фотографиям. Обращаю ваше внимание, что сделаны они при разной погоде и освещении. Специально представляю разные варианты, потому что храм, его каменная резьба смотрятся абсолютно по-разному при разном свете. Убедитесь сами.

К собору мы подходим по дорожке с северной стороны.
Вот таким предстает перед нами Георгиевский собор при первом взгляде.


Георгиевский собор. Северная сторона

В наше время узоры Георгиевского собора во многом исследованы специалистами и уже доподлинно известны те композиции, которые полностью укутывали собор от земли до купола. Северный фасад украшали композиции "Распятие", "Три отрока в пещи огненной" и "Даниил во рву львином". И пусть композиции сейчас не сохранились, северный фасад собора выглядит достаточно целостно и полно.
Северная сторона - главная сторона собора. Раньше она выходила на площадь города.
Северный портал храма
Северный фасад сохранился лучше других
"... над порталом горделиво красуется большой рельеф патрона первого строителя храма Юрия Долгорукого святого Георгия в патрицианских одеждах и воинских доспехах, опирающегося на высокое копье и миндалевидный щит с изображением эмблемы владимирской династии — вздыбленного барса. Над Георгием, в острие килевидной закомары, помещалась мужская личина, в которой видят портрет второго строителя храма и победителя болгар князя Святослава Юрьева-Польского." (Н.Н. Воронин)
"По сторонам архивольта портала, как бы подчеркивая особое благоволение неба Владимирской земле, дважды помещены изображения Христа." (Н.Н. Воронин)






Аркатурно-колончатый пояс северной стены, на котором изображены святые воины - покровители владимирских князей

Кентавр

"Коверная" резьба - растительный и животный орнамент
Павлины
Лев

Георгиевский собор. Восточная сторона

Осмотрев собор с главной - северной - стороны, обходим его по кругу по часовой стрелке.
С восточной стороны располагаются апсиды

Георгиевский собор. Южная сторона

Южный фасад собора сохранился хуже других. Здесь "прочитать" и восстановить рисунки практически невозможно, но рассматривать многочисленные резные камни очень интересно.
Южный портал, ступени


Когда-то все эти хаотично разбросанные камни составляли единые рисунки, целые композиции. На южном фасаде это были композиции "Вознесение", "Богоматерь Оранта" и "Вознесение Александра Македонского"




На стенах храма много лиц и все они восточной внешности, не потому что такие лица строили собор, а потому что многие рисунки по версии исследователей копировались с восточной утвари (посуды, предметов интерьера), которая принадлежала князьям.









На храме много медальонов с изображениями ликов святых

Георгиевский собор. Западная сторона

Западный фасад храма был вторым по значению после Северного. Этим обусловлена его глубокая смысловая нагрузка в декоре, многочисленная скульптурой. Главными композициями, которые украшали западный фасад, были "Преображение", "Троица" и "Семь отроков эфесских".

Декор западного портала
Лев






Каменные рисунки можно разглядывать бесконечно...

Декор западного портала



Георгиевский собор хочется разглядывать. В целом - издалека, близко - каждый камешек, каждый завиток... От него не хочется уходить, а уходя, все время чуть-чуть возвращаешься. Он магнетизирует всех - взрослых и маленьких, стоящих около него, гуляющих вокруг по дорожке, сидящих на траве, или на ступенях соседнего Троицкого собора. Да, наверное что-то особенное в нем все-таки есть. Иначе просто не может быть.
И напоследок мои маленькие наблюдения за очарованными странниками.






Реклама — поддержка клуба:

Комментарии ВКонтакте

Комментарии

Аватар пользователя Анашина Мария
Да, такое кружево хочется разглядывать и разгадывать бесконечно. Целая вселенная. Фотографии у тебя получились прекрасные, дают очень полное представление.

Аватар пользователя galina
Фотографии разные. Там, где все в порядке с освещением, и где сохранность самих горельефов хорошая, то получились неплохо. А там, где свет не очень и уже подстерта резьба, есть некая невыразительность.
Но хотя бы так. Есть возможность порассматривать и подумать на досуге. Старалась заснять по возможности все. Но очень роста не хватало. То, что вверху особо не снимешь. Жалею, что на тот момент не было телевика. После этой поездки, ура!!!, купили. Эффект суперский. Ты и сама знаешь, Маш. smiley
Аватар пользователя Анашина Мария
Поздравляю с прекрасным приобретением! Телевик - вещь часто необходимая. Потом еще ширик (широкоугольный объектив) захочешь :)
Аватар пользователя galina
Конечно, захочу. angel Я уже хочу. smiley
Аватар пользователя Яна
Да умели раньше люди сделать. Да мы не умеем сохранить труды других людей
Аватар пользователя galina
Согласна. И строить так не умеют нынче, и сохранять созданное предками не хотят. Печально.
Аватар пользователя Татьяна
Меня всегда восхищает мастерство и искусство древних мастеров. И это касается, не только высокого искусства: архитектурных шедевров, живописи и зодчества, но и обычных предметов, которые использовались в быту, домашняя утварь, одежда. И все это руками и никаких высоких технологий. Как им это удавалось - для меня загадка. А хотелось бы разгадать, что вдохновляло мастеров и почему им удавлось создавать такие шедевры.
Аватар пользователя galina
Все делали вручную и навсегда. А нынче слишком развита наука и техника. Но бездушное не создает вечных ценностей.
Аватар пользователя izvozshik
А меня очень сильно заиртересовало, откуда на православном храме слон взялся. Причем слевой стороны от северного входа он есть, а с правой нет... хотя головы над входом вроде одинаковые
Аватар пользователя galina
Все восточные рисунки взяты с предметов с Востока, разной утвари типа посуды. Резчики просто копировали рисунки. А то, что узоры не параллельны все от того, что храм-то восстанавливали, и не все камни к этому моменту сохранились.
Да, издалека не видно всех узоров, и собор кажется вполне обычным, но вблизи и правда остается только диву даваться, сколько в него вложено труда, фантазии, вдохновения. Очень красивая резьба по камню, не оставляет равнодушной, потому что понимаешь, что создать ее было даже труднее, чем расписывать стены. Можно только радоваться, что собор сохранился до наших дней, и мы имеем возможность видеть его и любоваться им.
Аватар пользователя galina
И остается надеяться, что все это будет сохранено и не рухнет от безразличия сильных мира сего.
Аватар пользователя Игорь
Очень красивый фасад. Только общее состояние здания оставляет желать лушчего.
А так действительно шедевр древнего зодчества.
Аватар пользователя galina
Еще как оставляет желать лучшего! У меня прямо душа за него болит. Что будет через 10 лет, если ничего не предпринимать?!!
Аватар пользователя Ольга
Преклоняюсь перед мастерами, которые создают такие шедевры тем более из камня. Всегда кажется, что это что-то запредельное...
Аватар пользователя Игорь
Защищал курсовой проект по истории искусства на примере Георгиевского собора. Сам живу в Юрьев - Польском. Спасибо за статью. Увлекательно. А не обращали внимание на мелкие эскизы резьбы, оставленные мастерами? Особенно богата ими алтарная часть снаружи. Много маленьких эскизов. Очевидно, что Ермолин восстанавливал в первую очередь здание церковного культа, а не памятник архитектуры. Камни порой располагали в произвольном порядке при восстановлении.На лицевой стороне камней была резьба, а на других сторонах оставлены эти эскизы.
Аватар пользователя galina
Нет, Игорь. Не обращала на эскизы внимание. А как они выглядят?
Аватар пользователя Игорь
Выглядят как эскизы фрагментов резьбы в миниатюре, выполненные каким-то тонким инструментом. Часто встречаются православные распятия, старославянский надписи, сделанные далеко не вчера.