Пять дней в Анапе в октябре

У нашей поездки в Анапу была предыстория. В прошлом, 2014-м, году весной мы собирались ехать с детьми в Севастополь на дельфинотерапию. Один из детей у меня аутист, и мы уже несколько лет практикуем для него этот вид реабилитации. К дельфинотерапии спустя какое-то время начали привлекать и второго ребенка. Но не об этом мой рассказ. Собирались в Крым в апреле, но политическая обстановка смешала наши планы - весна 2014 никак не располагала к путешествию по Крыму, в котором я не разу так и не была, в который я так долго собираюсь.
Пришлось лихорадочно искать куда же поехать по России на аналогичную процедуру. В сезон мы уже не попадали, да и летом толкаться в толпе народа мне совсем не хотелось. После мониторинга дельфинариев нашей необъятной Родины принято было решение ехать в октябре
в Анапу (на осенних каникулах).
​Надо сказать, я не очень высокого мнения была об Анапе как о курорте и ничего особенного от поездки не ждала. Моей главной целью была дельфинотерапия. И я с грустью думала о том, что же буду делать в этом городе вообще, а тем более осенью.

В процессе подготовки к путешествию я набросала довольно интересный план поездки и решила, что любой город интересен по-своему и хотя бы один раз стоит увидеть что угодно и когда угодно.

Для меня Анапа осталась не детским курортом, а турецкой крепостью, за которую русские воевали 40 лет, и у стен которой погибло огромное количество наших соотечественников.

В Анапе мы провели 5 дней - выехали 26 октября, вернулись 1 ноября. В дороге "туда" были 9 часов, обратно - 7 часов. Я за рулем. В путешествии приняли участие также дети, двойняшки 7-ми лет, и моя мама. Туда мы ехали непростительно долго, так как был сильный ветер, и машину буквально качало на дороге.
В Анапу приехали поздно. Хозяин гостевого дома уже нас не ждал. Устроились, поужинали и легли спать. Утром на 10 часов был назначен первый сеанс. Каждое утро у нас было занято встречами с дельфинами, так что для прогулок оставалась только вторая половина дня.

День первый

Первый день решено было потратить на прогулку по городу. День был холодный, дул ледяной ветер, но, утеплившись, мы двинулись в путь, так как мне надо было увидеть город. Мы вышли из «дома» и по ул. Северной спустились вниз мимо автовокзала, санатория "Анапа" к ул. Набережной. Все чисто, красиво, ухоженно. Как всегда, море торговых лавок, лавочек и лавчушек с сувенирами, полотенцами и прочим барахлом, что портит общее впечатление.
Вышли к парку 30-летия Победы. Обилие аттракционов. Нам повезло - все были закрыты, не сезон. Я представляю, сколько родители оставляют там денег летом! Лично я не люблю тратиться на подобные развлечения в путешествиях, отпуске. Мы едем за новыми впечатлениями, за тем, чего нет у нас в Таганроге, а уж аттракционы и дома можно посетить, на худой конец съездить в Ростов.
Из того что было открыто и того что нет у нас в городе мы - Дом вверх дном. Его мы посетили.
Дальше мы пошли к памятнику Белой шляпе, есть такая песня "Я по Анапе в белой шляпе" местного автора Владимира Добрынина.
Дальше к Русским воротам - это остатки военной турецкой крепости. Именно эту крепость русские войска штурмовали 6 раз в течение 40 лет. После присоединения города к России крепость была уничтожена, а ворота оставлены в знак победы.

Рядом стоит памятник атаману казаков Алексею Безкровному, отличившемуся при взятии Анапы.
И рядом же храм Святого Онуфрия Великого, первый православный храм Анапы, построенный казаками в 19 веке.
Русские ворота и музей "Горгиппия" – это две главные достопримечательности Анапы, на мой скромный взгляд.
Дальше пошли на набережную – красивые фонари, скамейки, алые паруса, все симпатично и стерильно чисто.
По набережной дошли до Морского порта,
затем по ул. Ленина вышли к цветочным часам
и скверу со стелой Воинской славы.

Дальше по ул. Горького вернулись к месту дислокации.

День второй

На второй день после дельфинотерапии отправились в Большой Утриш. Погода наладилась, было солнечно, ветер утих, была именно та чудесная осенняя погода, которую я больше всего люблю. Ехать примерно 20 км. через Су-Псех и Сукко.

Приехали. Небольшой кусочек земли зажат между горами и морем. Поставили машину на стоянку, прошлись к дельфинарию, ничего особенного, посмотрели на виды со смотровой площадки, прочитала детям лекцию о том, что именно на этих скалах был прикован Прометей. Хотя можно поспорить, кто-то утверждает, что это было в районе Сочи. Но пусть мои дети думают что под Анапой, не будем их путать.
Поселок ничего особенного, ехать сюда на отдых на неделю – умереть от тоски.
На обратном пути покатались по Сукко, посмотрели, где у них рыцарский замок, озеро. Сделали обязательную остановку возле стелы с орлом, символизирующую начало Кавказского хребта. Это место находится между Су-Псехом и Варваровкой.
Вечером после ужина еще раз прогулялись по набережной.

День третий

На третий день взяли с собой бабушку и поехали в Неберджай. Ехать примерно в 65 км. в сторону Крымска. Неберджай - это комплекс пяти святых источников под названием "Святая ручка". Возле источников построена часовня, колокольня, дом смотрителя.
Несмотря на будний день, людей было много, все набирали воду, притом бочками, пятилитровыми фляжками и т.п. тарой. Мы купили пластиковую бутылку в церковной лавочке рядом и тоже набрали немного воды с собой. Место находится прямо вдоль дороги, зажатой между горами. Там красиво, тихо и умиротворенно.

День четвертый

Четвертый день был посвящен походу в Океанариум, который входит в комплекс дельфинария "Немо". Это «удовольствие» обошлось мне в 1200 рублей за троих. Стандартный набор рыбок, из интересного - пираньи, рифовые акулы и тигровая мурена.
Затем была поездка в торговый центр "Красная площадь" за покупками очередной порции "Лего".
После этого мы вернулись на набережную и посетили музей "Горгиппия". В отличие от Танаиса (о нем я расскажу позже), который расположен вдали от города и занимает обширную площадь, "Горгиппия" расположен в центре Анапы и занимает небольшую территорию. Надо сказать, что до того как стать российским детским курортом Анапа побывала не только военной турецкой крепостью, но и древнегреческим городом Горгиппия. Интересно все же думать о том, что Древняя Греция, о которой мы слышали на уроках истории в школе, лежит под нашими ногами на территории России - в Анапе, в Танаисе, в Фанагории, в Феодосии и Севастополе. Чудеса, не правда ли?! Музей работает ежедневно с 9 до 18, кроме понедельника. Цена билетов для взрослых 200 рублей, для детей 150 рублей. Особо нас ничего в музее не удивило, все мы подобное уже видели. Единственное, что поразило детей - это каменные гробы, меня - каменные водостоки.

День пятый

И на последний день нашей поездки после сеанса дельфинотерапии мы решили прогуляться по Джемете и увидеть своими глазами знаменитые барханы Золотых песков.
Что меня приятно удивило, так это чистота пляжей даже в октябре, при нас ходили уборщики и собирали мусор. В Таганроге в несезон все пляжи загажены до неприличия.
Потом мы съездили на высокий берег к маяку.
Прогулялись к Краеведческому музею, но заходить не стали. Поупражнялись на площадке с тренажерами возле санатория "Маяк".
После обеда у нас было запланировано посещения представления дельфинов в развлекательном центре "Немо" (http://nemoanapa.ru/delfinariy/). Попали мы туда совершенно бесплатно, так как тем, кто проходит курс дельфинотерапии в сети дельфинариев полагаются бесплатные пригласительные. А так посещение представления вам обойдется в 700 рублей с человека, невзирая на возраст. Представление у них неплохое, я видела и хуже, в Ростове, и лучше, в Бердянске. Но детям, как всегда, безумно понравилось и они верещали от восторга, несмотря на то, что до этого пять дней подряд непосредственно общались с дельфинами в бассейне – и плавали с ними, и кормили их, и рисовали. Но дети есть дети.

В целом Анапа мне понравилась – чистый, красивый город, отличные дороги, классная разметка, везде светофоры, но это город на один раз. Все что там было интересно лично мне, я увидела. Для детей набор развлечений стандартный. - то, что можно найти и у нас в городе, ничего нового и необычного.
Из сувениров мы привезли стандартные магнитики, фанагорийскую Чачу для бара мужа, и долго искали что-то отражающее дух Анапы, но кроме стандартных кружек, часов, кухонных досок и прочей ерунды не смогли найти. Решили купить кораблик в бутылке, долго искали кораблик с подставочкой, где было бы написано «Анапа», но так и не нашли именной и купили первый понравившийся.
Так прошли наши пять дней в Анапе в октябре.

У меня Анапа вызывает в целом очень приятные чувства. С ней немало связано воспоминаний. Не скажу, что это мой самый любимый город на Черноморском побережье, но и негатива никакого нет. С удовольствием сюда заеду на несколько деньков - погуляю по улочкам, зайду в наше любимое кафе "Посейдон", покатаюсь по окрестностям, побываю в Утрише, Сукко, Абрау-Дюрсо... Наконец, посмотрю, как развивается и меняется город, каков он в разное время года.
Оля, вы очень много успели сделать здесь за 5 дней. Мы бывали в Анапе несколько раз и то не все видели. В "Горгиппии" не были. В Океанариум не ходили. Правда вряд ли в него пойдем, как-то не зажигает.
Сегодня, первый день в Лазоревском, невольно сравниваю его с Анапой. Сравнение пока в пользу Анапы. Анапа намного ухоженней и чище. Сегодня бродили весь день по поселку так и не смогли найти выход к морю, надо идти через железнодорожные пути. Так и не поняла еще где же здесь набережная.
Я Анапу с теплотой вспоминаю, все советую туда съездить хотя бы один раз. Чем дальше от меня та поездка тем приятней воспоминания о ней. Специально путешествие туда я уже не спланирую, но если будет повод с удовольствием заеду. Хочу мужу Анапу показать.
На сколько дней поехали в Лазоревское, Оля? Какая у вас погода?

А мой муж не очень любит Анапу из-за заставленной торговыми палатками набережной. Он к набережным относится с трепетом, поэтому такой "вандализм" не приемлет. )) Только одно место в Анапе нравится нам безусловно обоим - кафе "Посейдон". Лучшее из лучших, нигде такого не видели. Но из-за одного кафе ездить ведь туда постоянно не будешь...)))
На 10 дней. Погода супер. Сегодня было +16. Светит солнышко, воздух чудесный, природа странная - рядом на одной клумбе растут елки, клены и пальмы.
В Лазоревском я никогда не была. Пугает железная дорога на пути к морю. Как-то это не правильно. Но на деле я этого не представляю. Отдыхала однажны в военном санатории в Адлере. Там ж/д близко к санаторию, но все-таки санаторий стоит у моря, пути в стороне.
Нашли сегодня выход к морю. Переходы под железной дорогой, от моря железку не видно из-за многочисленных строений. Как таковой набережной нет. Даже в Анапе она есть, и в Таганроге она есть, а здесь ее нет. Тут же вспомнила пост про плохой Адлер http://varlamov.ru/1183559.html?page=1
Чувствую надо ехать в Геленджик. Я там была в детстве, ни чего толком не помню, жили в каком-то пансионате по путевке.
laugh если набережная - то это Геленджик, конечно. Набережная в Геленджике - мечта. Нигде такой нет. Но там тоже надо правильно выбирайть район города. Если будет надо, Оль, я проконсультирую на этот счет.)))
wink обязательно
А от тебя ждемс подробного рассказа о Лазоревском (с фото). wink
Аватар пользователя Сергей
Неплохой чистый город. Что действительно удивило и вывело такого путешественника как я (побывал более чем в 50 городах России), так это быддлячее неуважение водителей к пешеходу (см. турист, т.к. большинство все же путешествует не на авто). Такое чувство, что просто полиции у них нет, не то чтоб ГИБДД. Меня на середине пешеходки с десяток раз чуть не сбили...
Мне как туристу на машине напротив показалось. что движение очень отрегулированное и контролируемое. Везде четкая разметка, светофоры, знаки и очень много в городе постов ДПС. Наоборот меня это стимулировало не нарушать и быть внимательной.
Аватар пользователя СерыйШансон
Барханы хороши, если через них не приходится переходить с коляской, как было у нас в первый день отддыха в Витязево. В Сукко галечный пляж приглянулся, в Анапе центральный хорош, настилы почти до воды идут, что для коляски самое то.
В Анапу ездили отдыхать два раза, первый раз в июле и второй раз июне, все очень понравилось, было тепло и море было теплым и прозрачным. Анапа для тех, кто любит пляжный отдых, спокойный, чистый и ухоженный город.
Очень ухоженный, вот теперь куда не еду невольно сравниваю с Анапой, пока она лидирует в моем списке.
Аватар пользователя Константин
Не слышал никогда о дельфинотерапии. Вашему ребенку эти сеансы помогают? Просто у нас есть хорошая знакомая с дочкой, которой такой диагноз поставили. Есть смысл советовать?
Ну надо пробовать все. Чуда не происходит, но движение в лучшую сторону есть.
Аватар пользователя Елена Л
Оля, какая у вас насыщенная программа за столь короткий срок пребывания! Статья интересна и полезна, истортческая справка на 5+!!! Планируем поездку в те края, а с мужем у нас у обоих пробел в том направлении, вовремя попалась мне Ваша статья :-)
Спасибо. Историей увлекаюсь с детства. Поэтому не могу не поумничать.