
Итак, первый день отпуска я встретила выездом из Москвы на машине. Вначале по делам водителя мы заехали на юг Московской области, поэтому наш путь пролегал по старой Каширке, а потом перешли на М6. В дороге я, напившись Драмины (рекомендую ее тем, кого укачивает), читала, общалась с друзьями, с которыми, собственно, и поехала, спала и не замечала километры.
Выехали в 8 утра. Делали остановки на «покушать» (30 мин., придорожное кафе недалеко от Каширы и чудесное кафе «У Татьяны» в Михайловке Волгоградской области, где хороши трубочки со сгущенкой), заправки и по санитарной надобности. В Волгоград приехали в 11 часов вечера. Таким образом, дорога заняла 14 часов.
Останавливались мы не в самом городе, а в селе в 60 км. от него. На следующий день утром меня закинули в Волгоград. Друзья поехали по своим делам, а я отправилась на Мамаев курган.
Осмотрев фигуру Родины-матери, я отправилась в зал Воинской славы, захватив фрагмент смены караула. В зале горит Вечный огонь, а на стенах написаны фамилии тех, кто отдал свою жизнь за город.
Осмотрев скульптуры и прочитав надписи на стенах, я стала спускаться вниз, периодически оборачиваясь на Родину-мать. В этот момент я поняла, что Волгограда я не увижу в этот приезд. Мое путешествие будет посвящено Сталинграду и только ему. И я нисколько не пожалела о своем решении. Пусть я совсем не увидела город, не почувствовала его ритм, но я окунулась сполна в героические дни защиты Сталинграда. Слов не хватит, несмотря на то, что я хорошо владею великим и могучим (по мнению Тургенева), чтобы описать подвиг защитников Сталинграда, подвиг жителей, которым приходилось голодать и прятаться в канализационных люках, горечь потерь и вкус Победы.
От Мамаева кургана я поехала на метротраме (скоростной трамвай – транспортная достопримечательность города) на станцию Площадь Ленина - самый центр города. Проезд стоит 20 рублей, часть пути трамвай проходит под землей.
Рядом с этой площадью находится знаменитый дом Павлова. В нем насмерть стояли бойцы Красной Армии и не пускали фашистов внутрь. Когда в Сталинграде начались уличные бои, защитники города сражались за каждый дом, за каждый этаж, за каждую квартиру. Не стал исключением и этот дом. Сейчас дом жилой, его восстановили, а о его героической судьбе напоминает пантеон, пристроенный к нему и мемориальные доски с обоих торцов.
Рядом с разрушенным зданием находится музей-панорама Сталинградской битвы. Очень рекомендую всем посетить его – на него нужно закладывать 4-5 часов, и то не знаю, хватит ли этого времени. Он с первого своего экспоната завораживает: внутри все сжимается от ужаса, потому что осязаешь, кожей чувствуешь приближение фашистов, тоску по погибшим родным, страх и сильное желание защищать Родину. Я внимательно читала все фрагменты газет, писем, рассматривала вещи командиров и бойцов. Например, есть в музее шинель генерала, который, истекая кровью, продолжал командовать армией. Рядом с ним взорвался снаряд, шинель оказалась вся изрешечена осколками. Дали героя СССР посмертно. Есть фрагменты – развалины дома, разбомбленные фашистами.
А потряс меня интерактивный макет города. Макет города, все светлое, играет радостная музыка, на стене над макетом показывается довоенная хроника. И вдруг ты, стоя перед макетом, слышишь гул самолетов. Появляются они и на стене. Видишь их тени над городом на макете. Раздаются взрывы бомб. Город покрывается черным, на макете горят дома. Зрелище погружает в ситуацию, чувствуешь панику, раздаются детские голоса, которые сообщают, что Волга горит, что все разрушено. Потом на этом макете появляется красная часть – здесь стоит Красная Армия. Снизу надвигаются полчища фашистов – они изображены иллюстраторами как бактерии на ободке унитаза в рекламе – грязно – зеленые с черными щупальцами. Любимые цвета захватчиков. На макете показывается, как город сначала был фашистским, потом его отвоевала Красная Армия. Демонстрация длится 5-7 минут, и за это время я так все прочувствовала, что даже некоторое время не воспринимала никакую информацию – переваривала.
После этого я вышла на причал №1 (напротив музея) и купила билет на теплоход компании «Плес» - речная прогулка по Волге. На кораблике я доплыла до Родины-матери и обратно – к причалу №8, который находится рядом с центральной набережной. На корабле мне пришло время обедать, поэтому я заказала в ресторане на верхней палубе бокал вина, курицу по-итальянски и картошку по-деревенски, овощной салат Счет – 620 рублей. Курица резиновая, поэтому не рекомендую там обедать, но с бокалом вина прокатиться по Волге – одно удовольствие.
Цена прогулки – 300 рублей, длилась 30 минут. Явно не стоит брать компанию «Плес», на центральной набережной есть и другая судоходная компания, думаю, там лучше.
В этом подвале сейчас находится музей «Память», посвященный взятию в плен фельдмаршала Паулюса, командовавшего в Сталинградской битве ордами фашистов.
Вход в музей неприметный.
Рядом с музеем, кстати, находится очень большая и недорогая сувенирная лавка, в ней гораздо больше выбор и ниже цены, чем, например, на Мамаевом кургане.
Выйдя из музея, я заказала себе такси до деревни, где мы жили (60 км. от Волгограда – 1000 рублей. В Москве это было бы 2 500…). Вечером подремала, а в 23.30 мы выехали в Москву. Завтракали на "Лукойле" в Рязанской области.
Подводя итог поездке, я хочу отметить, что потратила около 2000 руб., при этом посмотреть Волгоград мне не удалось, зато я совершила невозможное – я побывала в Сталинграде. Думаю, посетить этот город должен каждый житель нашей необъятной Родины. Ну а следующее свое путешествие в Волгоград я хочу посвятить именно этому чудесному городу.
Напоследок хочу показать то, что сильнее смерти.
Подпишитесь на новости!
Похожие статьи:
- Добавить комментарий
- 3242 просмотра
Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.
Комментарии
annas
25.07.16 14:11
#1
Таира, меня тоже всегда поражают фотографии около таких памятников. Были в Минске, памятник девочке с зонтиком, рассказываю историю, спрашиваю у подруги: Будешь фотографироваться, зная истории создания? А она, как ни в чем не бывало, встала, улыбнулась, попозировала, честно, у меня небольшой шок был.
И хорошо, что получилось почувствовать Сталинград, это как Севастополь, такие города надо именно прочувствовать.
anastasiya
25.07.16 14:42
#2
читаю и мурашки по коже... после таких мест очень долго в себя прийти не могу... мысли так и возвращаются туда, сердце сжимается...
olgap
26.07.16 09:15
#3
Ой , девочки, вы заставили меня почуствовать себя плохой. Я фоткаюсь сама и фоткаю близких на фоне памятников ВОВ и в том числе и на Мамаевом Кургане. Ну не в веселых позах, конечно, перед этим мы говорим о значении памятника. Я в этом усматриваю сакральный смысл почитания предков. Идя к таким памятникам, возлагая цветы (приносим подношение), фотографируясь рядом, мы выполняем некий обряд символизирующий связь поколений и выражающий благодарность живых к подвигу погибших, давших нам возможность жить и радоваться жизни.
galina
26.07.16 09:33
#4
"сакральный смысл почитания предков"? А я вообще против массового фотографирования у каждого памятника. Не только мемориального, военного. На фоне памятников святым тоже против. Насмотрелась на все это. Ужассс. Взрослые люди, а порой такое творят...
К фото детей на фоне памятника отношусь несколько иначе. Если и есть какая-то сакральность в этом действе, то только в отношении детей.
А вообще, если заметили, больше снимаю объекты сами по себе, чем с кем-то из нас. А съемку людей предпочитаю ни у памятников, ни за столами (это вААще ужас ужасный), а на природе. И вообще люблю портретную съемку. И репортажную съемку - это когда человек - участник общего действа, но он не знает об этом, не позирует, не напрягается..))
olgap
26.07.16 11:26
#5
Тогда что собой представляет марш "Бессмертный полк"? Для меня это ритуал почитания предков. в свое время меня интересовал вопрос фоткаться-нефоткаться на фоне памятников ВОВ. Первый раз я задумалась об этом накануне свадьбы. Второй раз когда несколько лет назад в садике проводили фотовыставку к 9 мая и нужно было принести фотки детей на фоне соответствующих памятников. Читала даже умные статьи на эту тему и всякие рассуждения за и против.
Ну и вообще этот вопрос становится в один ряд с вопросом о можно-нельзя фотографировать внутри храмов. Такая же спорная темы. И наверное надо оставить такие вопросы на усмотрение каждого человека лично.
galina
26.07.16 11:47
#6
С храмами я совершенно не согласна. Если не мешать верующим, не лезть к ним в глаза и душу, то снимать то, что принадлежит народу, является памятником архитектуры, просто необходимо. Для людей, которые не могут это увидеть лично, и для будущих поколений.
Оля, речь идет не о съемке памятников вообще. Их надо снимать! Речь о съемке себя на их фоне. Ситуации бывают разные, иногда это бывает уместно (возложение цветов, например, или ребенок стоит, смотрит, вдумывается, осмысливает...). Иногда нет. Но есть места на фоне которых сниматься кощунственно. Это внутренне понимаешь как-то. Когда мне было 17 лет, я ездила в мемориальный комплекс "Саласпилс". Был такой кровавый концлагерь. Мы, дети, даже тогда понимали, что самим сниматься там не стоит, например, на месте массового расстрела людей. Само место снимали, себя там - нет. Себя сняли только при входе в мемориал.
А "Бессмертный полк" - это совсем другое. Там же жизнь, а не место смерти.
Оль, это мое лично мнение. К чужому отношусь с уважением. Его не оспариваю. Каждый для себя решает сам...
olgap
26.07.16 12:11
#7
Соглашусь, что это момент личного понимания где можно-нельзя фотографироваться и как можно-нельзя фотографироваться. Вот мое внутреннее табу на съемку в храмах. В недействующих, в музеях могу фоткать, а в действующих рука не поднимается. Фоткаться на фоне памятников архитектуры так это общепринятая норма. Фоткаться с забавными памятниками, которые даже выполненны в таком стиле располагающему к селфи, то почему бы и нет. Остаются памятники ВОВ, мемориалы. Да я то же была в Сталинграде (я то же так называю это место вообще ратую за переименовани города), и в Киеве в комплексе Родина-мать, и памятники в Ростовской области и, грешна, фоткалась на их фоне и фоткала членов своей семьи. Но там на уровне инстинктов понимаешь как можно, а как нельзя себя фотографировать. Тем более перд походом в такое место сама начитываешься кучу инфы, а потом попутно выдаешь членам семьи всю имеющуюся информацию. Вообщим я непротив запечатлеть себя и что бы другие себя увековечивали на фоне памятников ВОВ, но это должно быть сделано с уместным настроением и подабающей позе.
annas
26.07.16 13:19
#8
Оля, я согласна с Галей, сфотографироваться можно по-разному, иногда такие фотографии действительно предают смысл самого места. Но когда зная трагическую историю памятника с улыбкой и отведённой ножкой, знаешь, как то не надо так, и пусть даже памятник к этому располагает. Но может я такая щепетильная, даже не знаю. А насчет Бессмертного полка – там всё-таки не много другое.
galina
26.07.16 14:35
#9
Бессмертный полк - это торжество жизни. Это знак всем - память жива. Я вообще за последнее время не помню ничего более живого и оптимистичного.
А про памятники... Мне вспомнилась одна из первых наших поездок - в Дмитров. Мы приехали в центр. К Кремлю. И так получилось, что все достопримечательности шли отсматривали за одной парочкой - мужчина и женщина. Что они вытворяли на этих памятниках - Юрию Долгорукому, святым Кириллу и Мефодию... Причем вытворяли, видя. что мы их ждем. Кривлялись там по 15-20 минут - то лягут, то сядут, то прижмутся.... А мы стояли с полуторагодовалым ребенком, смотрели и ждали, чтобы просто сделать снимок памятника.
Катерина
26.07.16 14:39
#10
Таира, спасибо. Спасибо за статью! Обычно читаю статьи молчком, радуюсь, сопереживаю, но молчком, а тут не сдержалась. Читала и вспоминала нашу поездку пятилетней давности. Комок к горлу, слезы наворачиваются. А с гидом в Панораме Вам просто не повезло, мы остались очень довольны экскурсией и долго не отпускали чудесную женщину, очень любящую и гордящуюся своим городом. А в Волгорад мы поехали после того, как там побывала моя сестра (на 9 мая, парад, потрясающий праздник всего города) и сказала, что мы обязаны свозить туда ребенка. Вот и повезли. Впечатления сильнейшие. Сравнить могу только с посещением Брестской крепости... Кстати, когда вышли из крепости, брели несколько понуро: состояние подавленное, осмысляли увиденное. Таксист, которого мы наняли на весь день для осмотра Бреста, улыбаясь, спросил: "Ну что, понравилось?". Я была в шоке...
taira
26.07.16 23:23
#11
Девушки, спасибо вам большое за дискуссию и столь высокие оценки моей статьи! От себя хочу добавить, что не имею ничего против фото памятников или фото с памятником, но мне категорически не нравится, когда, например, приезжает компания подвыпивших молодых людей - празднуют свадьбу - на могилу, скажем, Неизвестного солдата и радостно фотографируется, потрясая бутылками с шампанским. Я имела в виду, что мне были непонятны люди, которые фотографировались с улыбками во все 32 зуба, вызывали отторжение девушки, принимавшие разные, подчас непристойные, позы на фоне стены с фамилиями погибших в пантеоне. Это выглядит, как пир во время чумы. Катерина, согласна, что, возможно, нам не повезло (экскурсовод был мужчина), а насчет Бреста подписываюсь под каждым словом. Крепость произвела на меня очень сильное впечатление. Честно признаюсь, сильнее, чем Мамаев курган...
irinag
27.07.16 15:53
#12
Таира, с удовольствием прочитала о Вашем Сталинграде! Мой Сталинград состоялся в 1990 году, но в памяти все так же свежо! Хочу съездить теперь с семьёй это правда нужно для нашей души, памяти. Вы очень здорово продумали свой день в городе, не распылялись, а очень цельно, тематически все посмотрели! Я была зимой и проехаться на кораблике не было возможности, зато мы сходили на экскурсию на тракторный завод, который выпускал тогда танки, так тоже очень впечатлило. Да и скоростного трамвая тогда не было. Сейчас и трамвай и катер тоже будут в расписании, не говоря уже о музее в ГУМе. Как то поразилась что можно за день оказаться из Москвы в Волгограде, сейчас буду смотреть за сколько от Петербурга можно доехать. Спасибо за рассказ, взял за душу!
taira
27.07.16 23:16
#13
Ирина, спасибо! Насчет дороги: нам повезло с трассой. В основном шоссе "Мск-Волгоград" не проходит по деревням, прямая дорога без поворотов и с плавными спусками-подъемами, поэтому даже не особенно я эти 14 часов заметила. А вот из Санкт-Петербурга сколько ехать, не знаю, думаю, придется где-то ночевать или просто отдыхать.
karina
28.07.16 16:21
#14
Спасибо, за то что поделилась впечатлениями о Сталинграде, тем самым вернув меня в Волгоград на 4 года назад. Всё знакомо и волнительно. Все памятные места мы тоже обходили в такой же последовательности. И от полученных эмоций не видили города. Очень сильное место. Вот только жить в Волгограде я, наверно, не смогла бы - весь город как братская могила.
ЕленаК
21.01.17 03:08
#15
Таира, очень сильный, проникновенный рассказ. Спасибо Вам. Вспомнилось наше посещение Сталинграда, именно Сталинграда. Маршрут был похожий. Жалко только, что про музей "Память" я не знала.
Меня тоже приводит в недоумение кривляние на фоне памятников. Хочется сказать: "Люди, опомнитесь! Подумайте, где вы находитесь."
Помню как на Малой земле, по памятнику на берегу ползали люди в купальниках, искали место как получше устроиться, чтобы позагорать! Я была в шоке. Даже дети это заметили и сказали, что просто не понимают, как так можно.
А по поводу фотографирования в церкви, мне однажды в Троице-Сергиевой лавре очень хороший экскурсовод (Сергей) сказал, что интерьеры, иконы фотографировать можно. Это не возбраняется. Нельзя фотографироваться на фоне икон, к ним спиной.
taira
22.01.17 21:09
#16
Спасибо! Елена, я неприятно удивлена, что люди загорали на мемориале. В Волгограде все же не так. В детстве я часто не понимала, зачем у Вечного огня солдаты с ружьями, мне в голову не могли прийти, что кто-то осквернит памятник, что кому-то в голову придет сделать что-то непотребное! Однако вот бывают такие случаи, оказывается.
Добавить комментарий