Башкирские шиханы. Путешествие по коралловой тропе

Долго перебирала фотографии, хотелось написать про что-то эдакое… смотрела фотографии Гали… думалось про лето, про отдых…остановилась, на мой взгляд, на очень необычном месте… почему-то думается, что не так много народу вообще знает про него. Хочу рассказать про Шиханы… Конкретно, про Башкирские Шиханы.
По определению "шихан" - это отдельная сопка, хорошо выделенный в рельефе, с правильными склонами и видимой вершиной холм. Башкирские Шиханы расположены недалеко от города Стерлитамак, в месте рифного барьера древнего Пермского моря.
От Москвы до Шиханов 1500 километров. Ехать надо до Уфы, там свернуть на Оренбург, дальше, после Стерлитамака, повернуть на Ишимбай и ехать в сторону трассы Р316.

Шиханов под Стерлитамаком всего 4: Шахтау, Тратау, Куштау (Долгий) и Юрактау. Так как стерлитамакские шиханы это часть коралловых рифов, островов древнего Пермского моря, которое было здесь много миллионов лет назад, то эти сопки есть ничто иное, как остатки древних моллюсков, живших в этом море в глубокой древности. Известняк, из которого состоят Шиханы, - биогенный, обладающий высокой чистотой. При подъеме на Шихан можно увидать окаменелости кораллов или моллюсков. Ученые называют Шиханы коралловой тропой.
Посещение Шиханов было частью большого путешествия "Москва -Казань - Набережные Челны – Ижевск – Чайковский – Воткинск – Пермь – Кунгур – Екатеринбург – Челябинск", далее у нас было небольшое путешествие по Челябинской области: " Коркино – Карабаш – Миасс – Златоуст – Куса – Магнитка". И оттуда мы поехали уже в сторону дома, но с заездом на Шиханы. К этому времени мы были уже изрядно уставшие и ехали сами не зная куда, просто по координатам, найденным мною в интернете. Проехали Ишимбай, вроде как в степи горы должны быть заметны, но едем, марево и ничего нет…
мне не по себе, вот думаю: «Проехать лишних пятьсот километров и зря…», и вдруг, в мареве четко виден неясный контур горы.
Огромное удивление, несмотря на то, что ждали… степь и гора… Первый Шихан был Таратау. Действительно ровный, практически конусообразный…

Остановились, вышли из машины… такого разнотравья и запахов я не слышала и не видела нигде…
Ароматы прямо захлестнули… С неохотой сели в машину и решили объехать его вокруг, подумалось: вдруг есть дорога на него. Дороги не оказалось, а вот уклон оказался при близком рассмотрении не такой уж маленький.
Поднялись пешком, насколько смогли, при жаре выше 40 градусов сделать это не просто. За нами данную глупость прошу не повторять в летней обуви. Огромнейшее количество змей. Увидали около шихана озеро. Удивились большому количеству описаний. Оказалось это уникальное карстовое озеро Тугарсалган. При его небольших размерах 200 метров на 300 метров, максимальной глубиной оно 27!!! метров.
Решили поехать ко второму шихану… Юрактау.. необыкновенный шихан, еще более четко оформленной конусообразной формы с выходами известняковых пород на поверхность, издали похож на заснеженный пик.

Шихана Шахтау больше не существует. Стерлитамакское предприятие «Сода» разработало шихан до карьера.

В данное время идут разговоры, что будут разрабатывать еще один шихан. Очень жалко, если общественность не добьется сохранения такого замечательного уголка нашей Родины.
ПС. Вот с таким компаньоном мы ездили в ту поездку!
И просто фото необыкновенного заката на трассе.

Как добраться до Башкирских шиханов?

Аватар пользователя Konstantin Lukas
Красиво конечно, но делать крюк в 1000 км ради пары гор - эт сильно. Я бы вряд ли согласился на такой крюк.
Да, ты не романтик, если увидел лишь "пару гор". Поэтому и не согласился бы. А природа, а цветочные поляны... ?
Ну скажем так... там не только горы... вобщем-то было бы желание и водопады и пещеры и просто виды...Южный Урал в принципе очень красив... просто я выдержку сделала... и потом там туда обратно меньше пятиста км... каждому свое, мы можем ради красивого вида свернуть с дороги...
Лена! Мы ради красивого вида всегда сворачиваем с дороги или при возможности тормозим причем в основном всегда по инициативе моего мужа. Костю просто поразило расстояние, которое вы преодолели.
Как у меня муж сказал, а ради чего еще ездить...я его спросила пожалел, что поехали, он засмеялся и говорит, там так чудесно пахло...значит задело :).. тоже поеду просто взглянуть черте куда... мы тур по Челябинским озерам совершали, просто взглянуть на них...смотреть толком же нечего, ну вода... а какое вышло чудное путешествие... а расстояние... ну как говорится бешенной собаке сто верст не крюк... мы же на машине, разве дело в расстоянии... когда едешь и знаешь что увидишь что-то, это не расстояние, а вот сбится с дороги и преодолеть лишних сто-двести км это да, обидно и досадно
Леночка, я вас отлично понимаю. yes Не огорчайся из-за слов моего мужа. smiley Он просто немного удивился.
Да я не огорчилась, тоже удивилась...только видимо удивились разным вещамwink
ой, я тогда знаю про что я напишу... удивление его будет безгранично, что ради практически ровного места преодолели 2тысячи км...
wink я заинтригована. Жду нового поста.
Аватар пользователя Юлия Гузанова
Елена, как я вас понимаю. Я сама ради природных красот готова ехать хоть за тридевять земель. Помню один раз, ради поиска водопадика, уморила всю семьюsmiley Но эмоции и впечатления от увиденного затмевают все. А чем потаеннее и недоступнее место, тем больше в сердце остается незабываемого послевкусия.
Аватар пользователя Валентина
Красивая природа в Башкирии. Прошлым летом я побывала в Башкирии, правда в северовосточной её части, и просто влюбилась в холмистые лесостепи. А вот разаработка природных достопримечательностьей с целью добычи полезных ископаемых, это у нас в стране больной вопрос. У нас на Северном Урале на самой высокой горе Свердловской области, которая называется Конжак тоже планируется разработка карьера, строится уже туда дорога. Почти год общественность (в основном это туристы, любители активного отдыха) пишут во все инстанции, привлекают к этой проблеме прессу, но пока безрезультатно. Как раз сегодня в Екатеринбурге должен был пройти митинг в защиту Конжака.
Аватар пользователя ladybloger
А я тоже готова за красивыми местами куда угодно ехать. :) А зачем же ещё путешествуем? ;)

Муж мой был в этих краях, под Оренбургом, но не на машине ездил, поэтому ничего особо не видел.По работе там был. Кто бы мог подумать, что рядом там такая красота!

Но как же это далеко от нас! Кто знает - увидим ли. Хоть на фото посмотрела.
Мы проехали по всей границе с Казахстаном от Орска до Саратова, хотели проехать на море не выезжая на М-5 и не пересекая границу из-за таможни... как же там красиво... степь но виды просто супер... а сколько животных... дороги были все проселочные и они не боятся, совы, орлы, суслики, сурки, лисы, зайцы, ежики, просто так выбегают на дорогу, кто на солнышке погреться, а кто ночью так... наверно согласилась бы и второй раз так проехать
Аватар пользователя Витя
Никогда не мог подумать, что такие загадки природы и красивейшие пейзажи есть у нас в стране. Россия не перестает меня удивлять. Это говорит о том, что мы еще не изведовали собственную родину. Иногда лучше поколесить по России прежде чем отправляться в другие страны.
Наша страна удивительна и прекрасна. Столько таит в себе не изведанного и замечательного и столько всего хочется посмотреть!!!