Реклама

Музей паровозов (Железнодорожный музей) в Переславле-Залесском. И в руинах есть своя романтика?

Музей паровозов (или, как его еще называют, Музей узкоколейных железных дорог, Железнодорожный музей) находится в окрестностях Переславля-Залесского. Примерно 18 километров пути от Ботика по дороге, напоминающей стиральную доску. Едете, едете по лесам, по долам со скоростью 10 км./час, трясетесь, как заводной, пытаетесь понять, туда ли вообще движетесь, и бывают ли в таком захолустье музеи - учреждения культуры. Примерно такие мысли витали у нас в головах во время пути.
Что могу сказать о музее. Задумка хорошая, исполнение - жуть. Мы относимся к той, наименьшей, категории граждан, которой музей паровозов не понравился. Поймите правильно, не сами паровозы, вагоны, автомобили XIX-середины XX вв. не понравились, а организация музея и руинное состояние большинства экспонатов.
По нашему мнению, это выглядит так - свезли все, что могли, свалили в одно место, бросили на уничтожение дождям, ветрам и ржавчине и стригут деньги с лохов, которые насмотревшись на кукольно-вылизанные и задорно-развлекательные музеи Переславля-Залесского еду сюда, и получают дырку от бублика.
Железнодорожный музей - самый далекий, самый заброшенный, самый дорогой и негостеприимный музей Переславля-Залесского и его окрестностей. Ни о каких экскурсиях речи тут не идет - их не проводят даже для организованных экскурсионных групп, не говорю об индивидуальных посетителях. Хорош музей без экскурсий!
Негостеприимство начинается издалека. За полкилометра до музея располагается огромная парковка. На парковке баннер - приглашают поставить машину и идти пешком. Мой муж проехал мимо, как выяснилось, правильно. У самого музея есть парковка. Но на обратном пути мы видели людей - с маленькими детьми, молодежь полураздетую, которые законопослушно шли по страшной холодине и жуткому льду не понятно ради чего. У меня сердце просто упало. Я писала об этом подробно по горячим следам в статье "Один день в Переславле-Залесском. Продолжение". Почитайте, там мои чувства и впечатления переданы лучше.
Повторяться мне не хочется, поэтому просто перейду к фоторепортажу.
В музей паровозов отправились мы от кафе "Ботик", где не очень вкусно поели.
Дорога в п. Талицы, где располагается Музей паровозов, как стиральная доска. Поэтому расстояние в 18 километров мы преодолевали почти полчаса. Машины, которые вы видите на фото ниже, принадлежат многочисленным рыбакам, рыбачащим здесь на Плещеевом озере.
Дорога-то идет вдоль озера. Вот, как это выглядит на карте.

Видите точки на белом полотне озера? Это и есть рыбаки.

Вход в музей. За ним - касса. Рядом с кассой - желтый баннер с зашкаливающим списком запретов и пугалок.
Скромно и ненавязчиво просят деньги на развитие музея. В данном случае я не понимаю, что имеется ввиду под развитием. Здесь виден только один процесс - естественного разрушения и пофигизма.


Вот эта дрезина - местный аттракцион, на которой за дополнительные 150 рублей вас покатают. Оказывается есть те, кто приходит от этого процесса в полный восторг.
Ну а дальше начинается экспозиция, которую я не буду комментировать. Смотрите сами. 
Паровозы, вагоны и другие железнодорожные предметы, которые в основном стоят на рельсах. Посетители ходят вдоль рельсов. Дорожки посыпаны песком почти не были. Увы, многие скользили и падали. Поехали!


 






 

 

 





 



 
Один из немногих отреставрированных вагончиков. Даже смотреть приятно!

 









 

Музей хоть и называют Музеем паровозов, самих паровозов имеет немного. Вот один из старинных паровозов, который мне очень нравится. Состояние, конечно, у него печальное.

 





 






Коллекция автомобилей

В Музее паровозов есть и автомобильная экспозиция. Коллекция небольшая и очень скромная. Стоит отдельно, под крышей. Люди ходят вдоль этих... загонов по узенькой, под наклоном, обледенелой тропке. Неудобно. 











Ну вот и весь музей. На выходе стоит буфет, но он был закрыт. Хотя в такой промозглый, ветряный день чашка горячего чая не помешала бы. Не видела я в этом музее и туалетов. Комфорта для посетителей в этом музее никакого.

Заключение

О музее паровозов я уже писала в обзорном посте о путешествии в Переславль-Залесский на Масленицу в 2014 году. Рассказ по горячим следам получился... горячим. Вы спросите - зачем писать о нем повторно?
Отвечаю. В прошлый раз я рассказала о музее достаточно полно, но показала мало. Поэтому сейчас выдаю на-гора всю информацию, в том числе все фотографии, которые сделала в музее. Фотографировала много, старалась сделать это подробно, ничего не пропускать - для тех, кто хотел бы все это увидеть лично, но побывать здесь не может по разным причинам. 
Теперь о впечатлениях. Экспонаты в плачевном состоянии. И мне не понятно, почему у нас принято громко стенать и сетовать о плохом состоянии старинной архитектуры, и почему 95% посетителей этого музея бьют в ладоши от того, что увидели глобально гниющие и разрушающиеся экспонаты. В интернете можно найти кучу восторгов, и мало реальной информации, зная которую, мы вряд ли сюда бы поехали. Пишу "в интернете", потому что восторженных людей в самом музее я не видела.
Лично я увидела здесь по сути большую свалку - привезли, бросили и доят туристов. И будут доить, пока люди, начитавшись расчудесных отзывов, едут сюда.
Поэтому я хочу обратиться ко всем, кто меня читает. 
1. Если хотите действительно посмотреть технику, уникальные образцы в отличном состоянии, в большом количестве, поезжайте в музей Вадима Задорожного:
2. Если хотите приехать в Музей паровозов в Переславском районе, потратить время, помучить машину, потратить деньги, приезжайте. Но давайте вы не будете вводить людей в заблуждение насчет того, что здесь имеется. Если кому-то нравится вид ржавого железа, это не значит, что это действительно красиво. Могу понять, что и в руинах есть своя романтика. И все-таки руины руинам рознь. За лицезрение умирающих от людского и государственного равнодушия храмов денег не берут. А за что берут 150 рублей с 1 человека здесь? Ну хотя бы для приличия экскурсию проводили, рассказывали историю железнодорожной техники и узкоколейных железных дорог...

Мы ходили по Музею паровозов, думали о тех людях, кому это может нравится и с грустью понимали, что эти люди просто ничего лучше не видели...

Полезная информация

Музей паровозов в Переславле-Залесском

Адрес: Ярославская область, Переславский район, Талицы, ул. Лесхозная, дом 1
Телефон: +7 (48535) 4-94-79
Сайт: http://www.kukushka.ru/
Режим работы: Весной, летом и осенью с 10.00 до 18.00. Зимой с 10.00 до 17.00.

Сколько стоит входной билет? Взрослые - 150 руб., школьники - 50 руб., дошкольники - бесплатно. Катание на ручной дрезине - цены аналогичные.
Как проехать в Музей паровозов? Смотрите карту в статье выше.

TEXT.RU - 100.00%


Не хотите пропустить новую статью?
Подпишитесь на новости!

Похожие статьи:

Реклама:

Комментарии

Аватар пользователя elenas

Я поняла почему у меня радужные воспоминания о музее... денег за вход мы не платили, в музее был выходной, мы где-то сзади нашли калиточку зашли и ходили сами, от этого понятно был азарт, что выгонят если поймают и еще был очень солнечный день, перед этим выпал снег, он так искрился на солнце... было так хорошо, а сами паровозы я что-то и не помнила, сейчас пересмотрела это ж ужас... и у меня фото с паровозвами именно в таком состоянии... вспомнила от чего опять таки радужные воспоминания о паровозах, это от музея северо-кавказкой ЖД что под Ростовом, там они чистые и красивые

Аватар пользователя galina

Ну вот, Лен, и разобрались. wink
А фотография твоего паровоза после моих паровозов аж глаза мне заслепила. Вот то, чего ждут люди от паровозного музея. 
Лен, я так понимаю, что в этот роскошный паровоз можно было зайти? 
В Переславле даже пальцем нельзя дотронуться ни до одной железки, не то что залезть внутрь. Да оно и правильно. Все гнилое, может обрушиться.

Аватар пользователя elenas

Можно было и в паровоз и не в один, и во все теплушки и в вагоны , там такой мягкий дореволюционный вагон, мы были там как раз шел активный ремонт всех экспонатов, в воздухе витал запах краски, но плюс был в том что даже куда нельзя и то можно было с каким-нибудь рабочим... меня умиляло как они все винтики красным цветом красили...

Аватар пользователя elenas

За машиниста муж мой, ручкой  машет smiley

Аватар пользователя galina

Да я уж поняла. Потому и спросила. smiley

Аватар пользователя Валентина

Ужас. Действительно свалка ржавого железа. Ещё и деньги за это берут. Вот мы были в Верхней Пышме в музее военной техники, так там вход в музей под открытым небом вообще бесплатный и техника отреставрирована, да некоторые экземпляры ещё и в параде Победы каждое 9 Мая участвуют.

Аватар пользователя galina

Ужас. Как этот ужас не видят люди, которые пищат в интернете от восторга: "Прикольно!!!". Прикольно, что исторические памятники умирают?
Кстати, насчет музея техники. В Кубинке (Подмосковье) есть замечательный музей бронетанковой техники. Огромная коллекция в отличном состоянии. Просто музеем и экспонатами надо заниматься. Музей - это в первую очередь сохранность экспонатов, а не плата за вход.

Аватар пользователя Александр Веселов

Очень расстроился, особенно перед сном увидев ТАКОЕ. Просто жуть. На многих железнодорожных станциях (например, Бологое, Тверь - вблизи вокзалов) стоят паровозы как памятники труженикам железных дорог, посвящены труду и подвигу машинистов в годы Великой Отечественной войны. Так за ними смотрят, красят. Конечно, внутрь не залезешь, но вид приятный.

Аватар пользователя galina

Так в том то и дело, что пошкурить, обработать какой-нибудь антикоррозийной жидкостью, покрасить - много ума не надо. Это не ювелирная работа. Но не делают даже этого!

Аватар пользователя Галина Белоногова

Дело в том, что это экспонаты узкоколейки. А эти "дороги" сейчас ничьи. Железная дорога как раньше, так и сейчас относится к ним с недоумением, вернее - с презрением. На свой баланс не берет. Раньше они принадлежали крупным предприятиям или самим городишкам. Сейчас все от отстойных узкоколеек избавились. У нас, например, вагоны просто валялись в канаве вдоль дороги, а рельсы разобрали любители сдавать железо. И это на родине первого российского паровоза! Так что задумка, наверное, была неплохая, но на такой музей (бюджеты государственных музеев, если такие еще остались, крохотные) денег никто не дает - а там их нужно прорву! Вот и ржавеют бедные механизмы. 

Аватар пользователя galina

Как это ничей? Это частный музей, так же как и Музей чаайников, Музей утюгов, Музей денег в Переславле-Залесском. Вы думаете, что это гос. предприятие?? Так в  том-то и дело, что нет! Все это по дешевки свозится с разных мест и кидается без присмотра ради заработка.

Аватар пользователя Николай

Ну зря Вы так про "ради заработка" - я так понимаю музей убыточный и живет только за счет финансовых вливаний владлельцев. Согласен в том что многие экспонаты в ужасном состоянии но если бы не этот музей их бы вообще не было. А здесь у них есть шанс рано или поздно быть отреставрированными. И люди которые приносят по 150 рублей принимают в этом участие.

PS А уж сравнение с коллекцией чайников вообще некорректно - представьте сколько стоит содержать коллекцию чайников и сколько коллекцию железнодорожной техники.

Аватар пользователя galina

Николай, я была в музее один раз, на тот момент никаких значительных вливаний в музей не заметила. На мой взгляд, я изложила свою точку зрения убедительно. На фотографиях все видно. Вы поймите, я что вижу, то пишу. Слышала, что музей сейчас стал сейчас лучше. Искренне рада за него. Давно было пора этим заняться.
Насчет шансов - если экспонат сгниет, то у него шансов нету. Не всю технику можно восстановить. Бывает явный автохлам.

Корректно, корректно сравнивать. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Взялся за паровозы и вагоны, занимайся ими так, чтоб никто слова не сказал и не усомнился. Скажу более - сделать из музея паровозов интересный музей намного более просто, чем из каких-то утюгов. И размеры тут ни при чем. У паровозов возможости другие, интерес к ним другой. Это по сути памятники исторические.

Так что понимаю ваше желание встать на защиту Музея, но я в первую очередь на стороне его посетителей.  

Аватар пользователя annas

Когда умирает история- всегда грустно… А насчет Задорожного, наконец-то, Галя, ты до него доберёшься smiley. Вот там действительно абсолютно другой подход. Вот это жёлтое чудо до музея было корытом для свиней. 

Аватар пользователя galina

Анют, да я была там уже.))) Сейчас делаю пост. Почти 3 года собиралась, а сейчас вот собралась.

Аватар пользователя Татьяна

Галя, мне твои снимки вызвали ассоциацию с польскими автомобильным свалками. Они  на польском языке смешно называются "Злом самоходов". В Польше, да и во всех европейских странах машина - не показатель успешности, а средство передвижения. Народ не брезгует ремонтировать старые автомобили, держит разборки "пояздовы" для запчастей и расходников. Этот паравозный музей очень ярко напомнил свалку старого ржавья. Стыдно! 

Аватар пользователя galina

Вот именно - зло самоходов. Таня, объясни мне, как это может нравиться? Люди совсем себя не уважают.
Лично мне на все это больно смотреть. Жалко интересные экспонаты, которые еще могли бы послужить на благо просвещения. 

Аватар пользователя annas

Галя, да я знаю, что Вы были («добралась» – я пост имела в виду): мы на «этой почве» и познакомились. Сама вот мужа уговариваю еще разок до Задорожного съездить. 

Аватар пользователя galina

Можем вместе поехать. Костя вчера мне предложил освежить впечатления. Там за прошедшее время могло многое измениться, что-то добавиться. Мы обожаем это  музей. Для нас это образец.

Аватар пользователя annas

Добавилось, авиа-тренажёр.  laugh Насчет поездки - надо списаться. 

Аватар пользователя galina

Но вы-то, я так понимаю, тоже уже давненько там были? laugh Может и еще что-то появилось?

Аватар пользователя annas

Тренажер сама не видела, это из нового, а насчет экспонатов – может то же что-то добавилось.  У Задорожного здорово, повторить хочется.  

Аватар пользователя galina

Вот и мы вчера с Костей говорили про это.
Мысли сходятся...

Аватар пользователя Елена

Интересные размышления. Вы бы сначала спросили, ну или как-то еще поинтересовались (тем более, на официальном сайте музея много информации на эту тему), что это за музей и как он существует, прежде чем о "стригут деньги" писать. Стригут - это видимо аж по 150 рублей с человека. 
А вы в курсе, что весь штат музея - 8 человек, 8 энтузиастов. Музей частный, то есть, государство его не содержит и льгот по оплате коммунальных услуг не предоставляет. Эти 8 человек делают в музее все: траву косят, снег чистят, сувениры продают, экскурсии проводят, убираются. И только в оставшееся время они же занимаются реставрацией. 
Некрасиво с вашей стороны так обхаять инициативность небольшой команды людей, которые собрались и вот такое сотворили. 
Пишете: "много ума не надо, покрасить, ошкурить и пр.". Видимо, разбираетесь в этом как никто другой. Куда уж до вас ленивым работникам музея, которые деньги стригут. В этом же их задача, правильно? Это вы тоже знаете лучше всех? 
Музей, к слову, изначально вообще был бесплатный и только на собственные средства они существовали. 

Аватар пользователя galina

Все мои мысли и чувства об этом музее остались в статье https://galina-lukas.ru/article/473. Если вы ее прочитали, и для вас ни один из моих аргументов ничего не стоит, тогда мне нечего вам ответить. Вы имеете право на свое мнение. Я его приняла к сведению. Я имею право на свое. То, что увидела, то описала. Никакой предвзятости и желания оговорить. Я вообще этим никогда не занимаюсь. Наоборот. При первой возможности стараюсь оправдать. Но здесь был не тот случай.
Читала статью, что музей сейчас преобразился. Я искренне рада за его посетителей. Это замечательно! Но что было, то было. Нравится это вам или нет. Уж извините, если не понравилось. smiley Но я всегда пишу правду и за свои слова отвечаю.

Аватар пользователя Алена

Тоже обидно стало за этот музей, про дорогу написано на сайте, туда ведет старая разбитая, а есть новая дорога через дачный поселок. Стоянку сделали далеко от музея по требованию жителей поселка,чтоб мы, туристы им дорогу не забивали и это на выходные дни, а в будни можно до музея свободно доехать. Читайте сначала инфу, а потом в музей ездите, чтоб не разочаровываться и не ругаться. Тем более сайт у них есть,Вы его сами прикрепили,что мешало почитать?
Нам музей понравился, интересно было посмотреть на старую технику и посидеть на ней, пофоткаться, а узкоколейка вообще классный аттракцион!

Аватар пользователя galina

Очень рада, что вам музей понравился.
Но, во-первых, я пишу то, что увидела и испытала лично. Не вам об этом судить. Вам этот аттракцион нравится. Здорово! А мне нет. И я об этом написала. Имею право, тем более на моем личном сайте. И даже вам, Алена, даю возможность высказаться. Потому что вы тоже имеете право на свое мнение. Только тон сбавьте. Не гоже как-то так общаться с незнакомыми людьми.
Во-вторых, вам не приходит в голову, что информация на сайте музея появилась уже после того, как мы побывали в музее? Что музей стал лучше относиться к посетителям именно после критики?
Вы когда были в музее?

Аватар пользователя Gennadiy

Спасибо, что даёте возможность высказаться, на вашем личном сайте!
Перечитал оба поста раза три, аж "кровь из глаз пошла", это-ж надо было такое понаписать.. Но обо всём по порядку. Дорога от "ботика" до "Купанское" на федеральном или региональном бюджете и тут вопросы к губернатору, премьеру, президенту, но точно не к сотрудникам музея. Дорога от "Купанское" до "Талицы" сделана за счёт музея, а это выравнивание лесной дороги, отсыпка гравием, утрамбовка. И расчистка дороги грейдором в зимнее время так-же производится музейщиками, раньше зимой, да и летом порой, туда можно было проехать только на полноприводном автомобиле и то не всегда. Забыл написать был в музее раз 30, примерно с 2006-г. Почему музей расположен так далеко от цивилизации? - да потому что он не строился с нуля там где захочется, это настоящие депо, узкоколейной железной дороги. Депо там и находилось в Советское время, то есть место изначально историческое. До начала 2000-х было даже около 30-ти км путей, и катали туристов, но местные любители металлолома и бобры окончательно добили эту узкоколейку,и теперь осталось около 2-х км.
Про парковку. Это-ж что-ж за хамское отношение к местным жителям и сотрудникам музея, которые просят парковаться на специально построенной для этого площадке? Не ужели так трудно одеться теплее и пройтись ножками 400м? Летом на маленькой площадке было вообще не развернутся, и туристы бросали свои авто, перед воротами местных жителей, которым это надоело и они начали протыкать колёса. А автобусам вообще въезд туда запретили.. Теперь там кстати по другому, вход в музей паровозов с другой стороны, а вход к автомобильной части остался прежним. И нет теперь прохода с паровозной части к автомобильной части, так как разные собственники не договорились.
Теперь про саму экспозицию.. Вы пишите "свезли, что могли и бросили ржаветь, и теперь стригут за это бабки". Попробуем рассчитать примерную стоимость паровоза. Предположим что у вас есть паровоз и вы хотите от него избавиться, первая мысль которая придёт в голову - это сдать его в металлолом! Весит примерно 30т по 15р/кг получаем 450000р. это минимум за который можно продать/купить. Но нужно не просто его купить его ещё нужно доставить. Предположим чисто гипотетически, что в узкоколейном музее "Тесыво-Нетыльский" Новгородской области произошла эта сделка купли/продажи (хотя в Новгородском музее вообще паровозов нет!) потребуется кран дважды (погрузка/разгрузка) и трал для спецтехники в два конца, потому что обратный рейс он вряд-ли найдёт(и трал и кран грузоподъёмностью более 30 тонн). Это ещё около 100к. Итого только что-б купить и привезти паровоз в музей по самым скромным подсчётам понадобится 550к, скорее всего в два, а то и в три раза больше! Теперь эту сумму разделите на ваши кровно заработанные 150р. И вы получите количество посетителей которые "задонатят" на паровоз при этом дорога не будет почищена, сотрудники музея не получат зарплату, не будет уплачена комуналка и налоги! Тут возникает закономерная вилка: спасти вагон или паровоз от приёмки или отреставрировать тот который есть, ответ для любого коллекционера очевиден, нужно срочно выкупать, а отреставрировать и потом получится. И вот что-б паровозы, выгоны, машины итд не уходили в приёмку собственники музея выкупают их за личные средства. Что-б сохранить то-что уже привезли строятся навесы, которых раньше не было, а это тоже финансовые вложения. То что удалось выкупить/спасти эти вагоны и паровозы - это уже громадное достижение. А музей частный и никакого финансирования у него нет, содержится на деньги энтузиастов, за что им честь и хвала.
Все разы что там бывал попадал в само депо. В депо есть отреставрированные паровозы, и так-же есть цех где их делают. Процесс реставрации это нечто большее чем просто пошкурить и покрасить. Разбирается всё до винтика и после собирается до полностью рабочего экземпляра с максимальным сохранением оригинальных деталей. Процесс этот очень трудоёмкий финансово и время затратный! Кто занимался процессом реставрации например автомобилей тот знает насколько это сложно, если вы с этим никогда не связывались почитайте на форумах в сети, сколько на это может уйти времени и средств, а с паровозом всё в несколько раз сложнее! Есть некоторые музеи (не буду их называть) которые тупо "новоделят" по чертежам, но среди коллекционеров такое не котируется.
Пару слов про паровозы на памятниках возле станций: они на балансе РЖД. Доход этой компании можете посмотреть в сети.
Теперь про скромную (как вы выразились) коллекцию автомобилей. По сути данная экспозиция к музею паровозов отношения не имеет, так как собственники разные. С владельцем данной коллекции знаком лично. В коллекции около 20-ти автомобилей, и почти все они на ходу и полностью отреставрированы с сохранением оригинальных деталей. Б`ольшая часть из них, автомобили времён ВОВ, часть из которых американские и попали на територию нашей страны по программе "ленд-лиза". В экспозиции мы видим и ЗИС 5 (2шт.), полуторка (2шт.), ЭМка, бронеавтомобиль на базе ЭМки, Додж, Виллис, газ 67 итд.. Это вам не запорожцы с москвичами собирать. Можно было-бы туда волг напихать с запорожцами, но человек собирает коллекцию для себя а не для туристов, и направление именно военные автомобили.. Вы должны быть благодарны хозяину коллекции, за то что он вас пускает к себе на дачу и разрешает посмотреть на колоссально проделанную работу по сохранению истории! В принципе вместо техники он мог бы построить себе дом (к слову живет он в ж/д вагоне за экспозицией), но он выбрал путь по сохранению техники. Это называется ХОББИ, так-же как для вас хобби путешествовать!
P.S. Музей в Кубинке на балансе М/О. Музей Вадима Задорожного открывался на его собственные средства, просто у разных людей разные финансовые возможности, для кого-то и 150р. большие деньги. Сильно сомневаюсь, что музей приносит ему доход, скорее всего денег хватает только на содержание музея, думаю что реставрация и пополнение коллекции проходит за собственный счёт. Некоторые экземпляры у него на ответственном хранение и ему не принадлежат. Так-же рекомендую почитать как он спасал от приёмки самолёты с Ходынского поля.

Добавить комментарий

Реклама

Если наш сайт оказался вам полезен, вы можете поддержать его развитие: