Воскресенский собор в Арзамасе. Здесь дышится легко...

Столь велико мое восхищение Воскресенским собором в городе Арзамасе, что я вынесла рассказ о нем в отдельный пост, хотя статья об Арзамасе уже написана и об этом соборе, как основной достопримечательности города, главной доминанте местных пейзажей, рассказано.
Но, как говорится, не могу молчать. Лично меня потрясло в этом храме многое - и столичный масштаб этого нестоличного храма, и уникальные монохромные фрески, и большое количество красивых старинных икон, особенных святынь, и, конечно, его интересная история.
Сожалею только об одном - что пробыли мы там мало, осмотрели быстро, на одном дыхании, и поехали дальше...
Располагается собор в историческом центре города - на Соборной площади. И, конечно, это первая достопримечательность Арзамаса, которую видит каждый, кто приезжает познакомиться с этим старинным русским городом. Впрочем, как можно не увидеть величественный собор, стоящий на высоком холме и заметный даже издалека?

Столичный масштаб

Действительно, первое, что бросается в глаза, это его огромные размеры и монументальность. Собор достойный Петербурга, не меньше.
Если говорить в цифрах, то Воскресенский храм, который в плане составляет крест, стоящий на квадрате, имеет размеры 64 х 64 метра и высоту 47 метров.
В Советском Союзе Воскресенский собор в Арзамасе был самым большим действующим храмом. Полагаю и сейчас, у него немного конкурентов в этом вопросе, хотя в первую 10-ку самых больших храмов России он все-таки не входит. В истории храма бывали торжественные события, когда в дни торжеств под его крышей собиралось до 12 000 человек - количество, сопоставимое с такими гигантами, как Храм Христа Спасителя в Москве.

Два века Воскресенского собора

Воскресенский собор не просто храм, это еще и памятник, потому что был построен в честь победы русского народа над Наполеона в 1812 году. Годы строительства: 1814-1842. В этом, 2014 году, исполняется 200 лет с того момента, как было начато строительство собора.
Из 24-х лет создания этого шедевра лет 7 ушло на строительство стен, кладку кирпича, а 21 год - на внутреннюю отделку и роспись.
Автор Воскресенского собора, архитектор Коринфский, был уроженцем Арзамаса. Успешно отучившись в Петербурге (один из учителей - знаменитый зодчий Воронихин, создавший Казанский собор), молодой талантливый архитектор приехал в родной город с проектом собора столичного масштаба, очень похожего на тот, который он строил со своим любимым учителем.
В Советское время храм хотели взорвать. Поднялась большая шумиха, храм отстояли. Но здесь устроили Музей атеизма. К счастью, просуществовал он недолго. Уже в конце Великой Отечественной войны храм вернули церкви.

Фрески. На одном дыхании

Роспись в храме особенная - и по своей технике и по масштабу полотен. На четырнадцати картинах с библейскими сюжетами изображены фигуры размером в человеческий рост и даже больше.
Практически все фрески в храме монохромные, сделанные в технике альфреско. Техника эта предполагает работу тушью по сырой штукатурке. Работа, можно сказать, ювелирная, на одном дыхании. Стоило упустить время, и дать штукатурке высохнуть, ее отбивали и всю работу повторяли вновь. Мастера, которые сотворили это чудо - Осип и Александр Серебряковыми (отец и сын). Впоследствии Осип Серебряков написал портрет Серафима Саровского, ставший самым известным из всех известных его портретов.
Цветовая гамма фресок - светло-коричневая. Благодаря столь спокойным цветам, а также наличию 24 окон, храм смотрится изнутри просторно и светло. Это видно по фотографиям. Пожалуй, нигде я не встречала таких "воздушных" соборов. Здесь дышится легко.

Святыни. Русский "Босх" XVI века

В соборе огромное количество старинных икон: Казанская икона Божией Матери, мироточащая икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»), икона Божией Матери «В родах Помощница», икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами мощей, несколько образов Серафима Саровского. Почти все из них, как ни странно, сохранились благодаря тому, что находились в соборе в ту пору, когда здесь размещался Музей атеизма.
Главных святынь в Воскресенском соборе две: чудотворный Животворящий Крест Господень и чудотворный резной образ Николы Можайского (одна из самых старых в Арзамасе - XVI век).
Самая древняя икона в храме - икона Воскресения Христова (также XVI век)- подарок Ивана Грозного. Располагается она справа от Креста. Вот она на фотографии - встроена в большую икону. Мне понравилось, как интересно охарактеризовал икону Nosikot, автор фотографии, на которой изображена икона Воскресение Христа (см. ниже) - русский "Босх" 16 века. Хорошее определение, отражающее уровень произведения.

*****
Для себя я сделала вывод: посещая храмы такого уровня, надо быть все-таки готовым к тому, что там увидишь. Мне важно знать историю и ценность, значимость икон, хотя я понимаю, что каждый святой образ бесценен, и молиться можно у каждой иконы. Можно, искренняя молитва всегда будет услышана. И все-таки знать надо. Иконы - не только религия, иконы - история нашего Отечества. Какое же счастье, что историю мы можем изучать по таким образцам и в таком светлом месте...

Когда мы были в соборе, одна из непроходных дверей была открыта, можно было выглянуть наружу. Вот такой вид открывался оттуда. Слева - на Никольский монастырь и Соборную площадь,
справа - на Смоленскую церковь в селе Выездное.
С легким сердцем мы покидали Воскресенский собор. Впереди нас ждало Дивеево.
В статье использованы фотографии:
- Креста и иконы Николы Можайского с сайта arzblag.ortox.ru
- Креста и иконы Воскресения Христова c сайта nosikot.livejournal.com
Стоимость
категории билетов:
2600 руб.
Узнать, кто из гениев русской литературы гостил в Арзамасе, и пройти по следам детского писателя
Стоимость
категории билетов:
3900 руб.
Открыть православное наследие Нижегородской земли
Стоимость
категории билетов:
3250 руб.
Храмы столичного масштаба, архитектурные памятники и славная история — на обзорной прогулке

Не хотите пропустить новую статью?
Подпишитесь на новости!
 
 
Реклама — поддержка клуба:

Комментарии ВКонтакте

Комментарии

Аватар пользователя Анашина Мария
Ты молодец, что сняла внутренее убранство собора. Действительно, уникальное место.
Аватар пользователя galina
Там было легко снять. Никто пристально, исподлобья не смотрел, не следил. Какая-то спокойная, ненавязчивая атмосфера. Давно такого в храмах не встречала.
Сделала несколько кадров, и мир не перевернулся. Зато есть возможность людям показать. В интернете мало хороших фотографий внутри собора.
Аватар пользователя Алексей
Впечатляет, как в целом церковь своими объёмами, так и внутренним убранством. 200 лет - это тоже впечатляет и служит доказательством, что Русь жива исключительно своей верой. Спасибо.
Аватар пользователя Демидов Сергей
Собор действительно уникальный во всех отношениях. Но, к великому сожалению, в последние годы стал терять исторический облик и своеобразие из-за бездумного вмешательства в убранство интерьера. Куда делись подлинные (и очень редко встречающиеся) паникадила,вместо которых появились типовые безвкусные современные софринские!? Когда было заменено центральное паникадило, то я обратил на это внимание митрополита Нижегородского Георгия и он при мне дал благословение предыдущему настоятелю вернуть подлинное паникадило, которое он, с его слов, подарил в какой-то сельский храм. Прошло два-три года и что мы видим? Центральное паникадило не вернули, но и убрали старые современные собору паникадила из боковых приделов, развесили золоченые бра. Что ещё выкинут из собора? Если руководству собору некуда девать деньги и они тратят их на порчу интерьера, так лучше бы взялись за реставрацию резьбы иконостасов и икон, которые погибают на глазах. Придётся ещё раз обратиться к владыке Георгию.

Добавить комментарий

(все комментарии проходят ручную модерацию)

Если наш сайт оказался вам полезен, вы можете поддержать его развитие: