Великая Отечественная война

Наш блог отмечен издательством "Просвещение" в конкурсе "Маршрутами Карты Памяти"

На днях блог "Клуб путешественников "Лукас Тур" был отмечен издательством "Просвещение" в конкурсе "Маршрутами Карты Памяти". Статью Ольги Прокопенко о памятниках Великой Отечественной войны в Таганроге признали лучшим блогерским материалом на тему освещения судеб героев и малоизвестных событий ВОВ. На церемонии вручения наград, которая состоялась 21 декабря, блог представляли Галина Лукас, Елена Себякина и Константин Лукас. Мероприятие было волнительным, торжественным и очень душевным одновременно. Признаюсь, в реальность происходящего поверила только там, на месте, в уютном зале, оформленном по-праздничному красиво. Не каждый день происходят столь важные события в жизни нашего проекта.

Путешествие во времени и пространстве. Сталинград 2016

Самыми интересными, зачастую, получаются не запланированные путешествия, а внезапные. Накануне моего отпуска, вечером, мне предложили на один день съездить в Волгоград. По затратам было просто: в машине мое место стоило 2 000 руб. (туда - обратно), проживание у знакомых бесплатно, остальное – что потрачу сама. Не раздумывая, я согласилась.
Итак, первый день отпуска я встретила выездом из Москвы на машине. Вначале по делам водителя мы заехали на юг Московской области, поэтому наш путь пролегал по старой Каширке, а потом перешли на М6. В дороге я, напившись Драмины (рекомендую ее тем, кого укачивает), читала, общалась с друзьями, с которыми, собственно, и поехала, спала и не замечала километры.
Выехали в 8 утра. Делали остановки на «покушать» (30 мин., придорожное кафе недалеко от Каширы и чудесное кафе «У Татьяны» в Михайловке Волгоградской области, где хороши трубочки со сгущенкой), заправки и по санитарной надобности. В Волгоград приехали в 11 часов вечера. Таким образом, дорога заняла 14 часов.
Останавливались мы не в самом городе, а в селе в 60 км. от него. На следующий день утром меня закинули в Волгоград. Друзья поехали по своим делам, а я отправилась на Мамаев курган.

Таганрог. Памятники Великой Отечественной войны

22 июня нас с детьми пригласили поучаствовать в мероприятиях по случаю начала Великой Отечественной войны, и это событие послужило поводом написать заметку о памятниках войны в Таганроге и его округе.
Самый значимый памятник, знакомый с детства каждому таганрожцу – это мемориал «Самбекские высоты». Памятник находится примерно на расстоянии 20 километров от города, чуть не доезжая до поселка Самбек, на развилке трех дорог у поста ДПС. Если ехать со стороны Ростова-на-Дону или Донецка в Таганрог, то никогда не проедете этот мемориал мимо. Это самый крупный памятник на территории Ростовской области.
Мемориал славы чтит память воинов 130-й и 416-й стрелковых дивизий. В этих местах проходила линия Миус-фронта, и Самбекская высота считалась одним из важнейших опорных пунктов. Ход сражения за высоту удалось переломить силами двух азербайджанских дивизий. В ходе сражений все жители села Самбек были убиты. Но вернувшиеся живыми солдаты - жители села - отстроили его заново. В настоящее время мемориал решено расширить, ведутся работы по устройству Военно-исторического музейного комплекса «Самбекские высоты». Каждый год в День Победы и годовщину начала войны у памятника проводятся митинги.

Бессмертный полк в Санкт-Петербурге. Поклонимся великим тем годам

Идея пройти в День Победы с Бессмертным полком принадлежит моей маме. Только она хотела сделать это в Москве, а я организовала поездку в Питер. К организации подходила серьезно: заранее узнала, как и где пойдет Бессмертный полк в Петербурге, нужно ли регистрироваться, где напечатать штендер. К назначенному дню всё было готово.
Девятое мая. Усидеть в гостинице не смогли, решили погулять по Невскому, со штендером мы были одни, люди обращают внимание, мы с Лёвкой стесняемся. Решаем ехать на площадь Александра Невского, чтобы успеть до «толпы», а там уже на месте посидеть в кафе. На площади людей с штендерами гораздо больше, все фотографируются, разговаривают. На память делаем фотографию и мы.

Хацунь. Это надо знать!

Сегодня я расскажу о месте, где нужно побывать обязательно. Вспомнить, поклониться… Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне не оценим.
Всегда думаю, почему меня так задевает тема войны. У меня на войне никто не погиб. Воевал дед по папиной линии, но он вернулся живым и умер после войны задолго до моего рождения. Воевал дядя, но он тоже вернулся живым, про войну говорил мало, хотя наград у него было много. С ним я виделась очень редко, и при встрече как-то до военных вопросов со мной, девчонкой, не доходило.
Но меня тема войны волновала всегда. Я всегда плачу на фильмах о войне, если погибают люди. Я плачу, когда читаю о смертях на войне. Я всегда настаиваю на поездке на военные мемориалы, если меня история зацепила, как всегда, до слез. Понятно, что мы всегда остановимся у памятника павшим, но это по дороге, отдать дань. А есть места, о которых прочтешь и забыть не можешь.

Мамаев Курган в Волгограде. Смертны ли они?!

Смертны ли они?!.
Как только я услышала эту фразу, она сразу стала названием для моего поста о жемчужине Волгограда Мамаеве Кургане. Слова эти сказал в свое время корреспондент В. Гроссман: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли и шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!» Их увековечили в бетоне.
Битва за Сталинград. Мамаев Курган. Родина-мать. Каждому из нас знакомы эти понятия. Каждый из нас хоть раз видел их на картинке. Но не каждому довелось увидеть это в живую и ощутить всю мощь этого места. Теперь моя семья с уверенностью может отнести себя к числу этих счастливчиков. И я надеюсь, что даже моя 5-летняя дочь сохранит в памяти какие-то воспоминания. Находясь на территории Кургана, испытываешь множество разнообразных чувств: боль и горечь тех дней, гордость за наших солдат, жуть тех боев.
Мамаев Курган в Волгограде - это естественная возвышенность, где в период с 1959 по 1967 год под пристальным руководством выдающегося скульптора Евгения Викторовича Вучетича был возведен историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы». Многие знают другое название этого места - высота 102. И именно за эту высоту и шли бои с сентября 1942 по январь 1943. И свой последний приют на этой высоте нашли более 34 000 солдат.
Ну а теперь пройдемся по всему Кургану, посмотрим на красоту творений рук человеческих и возгордимся защитниками земли русской!

Мемориал «Тепловские высоты»

Продолжая тему Великой Отечественной Войны, хочу рассказать о нашей поездке в Курскую область, где ко дню 70-летия Великой Победы открыли сразу два мемориальных объекта - монумент «Тепловские высоты» и памятную стелу «Ангел мира».

Орловско-Курская дуга - одно из центральных событий Великой Отечественной. Бои, шедшие по фронту битвы, были кровопролитными. Почти в каждой деревне можно ставить памятники советским воинам.

По трассе М 2, солнечным майским утром мы выехали в сторону Курска.
В поселке Верхний Любаж есть указатель на мемориальный комплекс. Повернули по стрелочке в сторону поселка Поныри.
Дорога стала уже, чем федеральная трасса, но все равно в хорошем состоянии. Буквально через 10 минут с левой стороны увидели высокий холм и на нем стелу. Дорога нас вела прямо туда. Это была «Поклонная высота 269». Здесь в 1943 году был сосредоточен главный удар немцев.
Открыт мемориал в 2011 году.

Рубежи обороны Москвы. Путешествие по Северо-Западу Подмосковья

Так сложились обстоятельства, что вторые длинные выходные в этом году мы проводим дома. К сожалению, даже уехать из дома на день не представляется возможности. Но на пару часов получилось вырваться. Правда я была одна, мужу надо было на работу, но все равно хотелось увидеть что-то новое и просто порулить.
Маршрут по Северо-Западу Подмосковья у меня получился такой: "Москва - Пикино – Поярково – Мышецкое – озеро Круглое – Озерецкое – поселок совхоза Останкино – Лобня – Носово – Чашниково – Москва". Это места, где пролегала линия обороны Москвы в годы Великой Отечественной войны.
Маршрут недалекий, чуть меньше 100 километров. Но мне удалось и увидеть достопримечательности, и поклониться воинским могилам, и зайти в храмы.

Дорогами войны, или Как мало их осталось...

О рязанской акции "Дорогами войны" я уже рассказывала. А если кратко, то восемь лет назад неравнодушные люди отправились поздравлять наших ветеранов в дальние районы Рязанской области. С тех пор акция разрослась, обрела своих спонсоров, но её основная цель - поздравить наших ветеранов - осталась не изменой. В этом году в ней пятый год принимает участие мой работодатель, а второй год я.

Итак, 10 мая в 6 часов утра мы собираемся на площади Победы.

Малая земля

Недавно по телевизору смотрела передачу про «Малую землю». Подумалось о том, что в Новороссийске бывали многие, многие о нем писали, но вот именно про Малую землю и подвиг советских солдат на ней как-то мало информации. Хочу это исправить...
Несмотря на лето, палящий зной на улице, в мемориальном музее пробирает до дрожи.
Пятачок земли, именуемый "Малая земля", действительно очень мал. Всего каких-то 30 квадратных километров. Сейчас стоя у мемориала и глядя на бухту, сложно представить себе войну. Кругом такая красота, тишь и спокойствие.
4 февраля 1943 года здесь была предпринята высадка десанта с целью контрнаступления на Новороссийск. Но попытка не удалась. С неразберихой военного времени, невозможностью мгновенной связи, плохими погодными условиями все пошло не так. И вместо высадки десантов в двух местах состоялась высадка всего в одном и то в том, которое было отвлекающим. Немцам так и не удалось воспользоваться портом Новороссийск. Восточную часть Цемесской бухты наши так и не отдали немцам.