Неисчерпаемый Питер. Часть 7. Феодоровский собор. Музей музыки

Субботнее утро встретило нас проливным дождем. Мы поздно встали. Не спеша позавтракали. Почитали книги из собрания отеля. Дождь не прекращался. Звать мальчишек на фестиваль ледоходов, самим ехать за город уже совсем не хотелось. Сын, с которым собирались провести день вместе, не звонил, наверное, еще спал.
Я перебирала запасные варианты без длительной прогулки, ближайшие небольшие музеи. И вдруг сообразила, что в субботу в Феодоровском соборе поздняя литургия, и я могу успеть хотя бы на часть ее. Договорилась с мужем, чтобы искал меня в храме, и вышла под дождь.

Феодоровский собор

Три года назад мы возвращались пешком по Невскому из Александро-Невской лавры, и я увидела в глубине одной из улиц кремлевскую стену и золотые купола церкви. Увиденное казалось невероятным и требовало немедленного разъяснения. Мы свернули с проспекта и вскоре оказались перед белокаменным златоглавым собором и ведущей к нему краснокирпичной зубчатой кремлевской стеной. На ухоженной территории храма виднелась часовня и другие строения. Ну как было не зайти?
А зайдя, мы выяснили, что храм освящен во имя Феодоровской иконы Божьей Матери, с которой у меня связана личная история, и с которой в последние годы я то и дело встречаюсь при самых разных обстоятельствах. И эта встреча обрадовала, а история собора, построенного в год 300-летия династии Романовых и посвященного иконе, которой мать благословила на царства первого из династии, растрогала.
Храм был возведен на народные пожертвования на территории подворья Феодоровского Горецкого монастыря, где уже была небольшая церковь в честь этой иконы. Кремлевская стена строилась у него изначально, как символ единения двух столиц Москвы и Петербурга. Среди колоколов были именные, названные в честь членов правящей императорской семьи. Сам Николай II с тремя дочерьми и великая княгиня Елизавета Федоровна присутствовали на первой литургии.
Первая мировая война и последовавшие за ней революции помешали завершить строительство. Как и большинство российских церквей, собор пережил разрушение и поругание. Настоятель был расстрелян, купола сняты, дом причта разобран. Помещения использовались как производственные. Более пятидесяти лет там был молокозавод. Возрождение началось в 1993 году, когда на территории возвращенного православной церкви собора началось строительство часовни-храма святых Новомучеников и Исповедников Российских.

С историей Феодоровского собора я познакомилась еще при первом посещении, благодаря установленным в нем информационным стендам, витринам, пояснительным табличкам. Тогда же купила о нем книгу. А вернувшись из Питера этой весной, обнаружила, что у собора очень хороший - удобный и информативный - сайт. Там есть и небольшой фильм о нем.
При бронировании гостиницы соседство с собором было для меня огромным плюсом. И вот я снова здесь.
Первое, что хочется отметить, доброжелательная, светлая атмосфера. Литургию служили как-то особенно радостно. Прихожане открытые, улыбчивые. Фотографировать можно без вспышки и не во время богослужений, о чем сообщают повсюду развешенные таблички. О том, что служба идет, легко узнать, входя в храм, по фанерной фигуре старушки, прижавшей палец к губам. Платки и юбки есть, но и без них не выгонят. За свечами не нужно стоять в очередь к свечнице. Берешь - сколько тебе надо, и жертвуешь – сколько можешь.
Второе, Феодоровский собор очень красив и снаружи, и внутри. Он построен по проекту архитектора Степана Кричинского в неорусском стиле и напоминает храмы Древней Руси - ростовские, ярославские. Стены облицованы известняком, украшены орнаментом и изображениями чудесных животных.
Колокольня с шатровой крышей связана с собором крытым переходом. Красивые кованые двери с множеством изображений. На парадном фасаде - майоликовое панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом» с Феодоровской иконой Божьей Матери. Над входом – мозаичная икона Христа Спасителя. И панно и икона воссозданы при восстановлении собора.




В соборе два храма - нижний и верхний. Каждый из них красив и интересен по-своему. В начале XX века действовал только верхний. Осталось множество фотографий, чертежей, описаний. По ним его и воссоздали с тремя престолами, пятиярусным резным иконостасом, паникадилом, напоминающим шапку царского наряда времен Михаила Федоровича.


А вот в нижнем храме богослужения начали совершаться только в наше время. В свое время план его строительства не успели воплотить. И вот теперь этот необычный храм в стиле новгородских церквей XIII века, с открытым алтарным пространством, с фресками, изображающими апостолов, выполненными известным современным иконописцем архимандритом Зиноном, открыт для всех. К сожалению, фотографии на длинной выдержке у меня не получились совсем. Эта самая приличная.
Третье, что обращает на себя внимание, храм, в данном случае, не только место для богослужения, но и культурное пространство. Невозможно не заметить музейной составляющей его повседневной работы. Кроме постоянной экспозиции в разных помещениях собора проходят временные выставки, лекции, концерты, творческие встречи, работает творческая мастерская христианского искусства. Экскурсионная служба предлагает несколько программ экскурсий и мастер-класс. А в этом году собор даже участвовал в «Ночи музеев». В субботу в 14.00 проходит бесплатная экскурсия.


Экскурсии мы не дождались. Проснулся сын, и мы поспешили на встречу. А вот на выставку, которая проходила в эти дни, сходили. Называлась она «По стопам апостолов». В зале третьего этажа были развешаны листы с изображениями апостолов, соответствующими фрескам нижнего храма. Рядом была информация о каждом из них. А по всему залу располагались инсталляции с предметами быта Иудеи того времени, когда ученики Христа выполняли свою миссию. Можно было прочувствовать эпоху, созерцая посуду такую же, из которой ели в то время, одежду, воссоздающую платье той эпохи, необычной формы нож, пращу, сандалии как те, в которых апостолы отправились на проповедь. Все экспонаты были снабжены пояснительными надписями, а на возникающие вопросы отвечал сапожник, который здесь же на глазах у посетителей шил сандалии по фасону II века, демонстрируя технологию. Можно было заказать пошить себе такие же.


Мне этот храм очень пришелся по душе. И пусть он находится чуть в стороне от туристических троп, стоит того, что свернуть с них и паломникам, и людям совсем не церковным.

Мы вышли на улицу. Шел первый час дня. Дождь так и не закончился.

С сыном мы встретились в торговом центре «Невский». Пока он ехал, обсуждали, куда пойти сначала: на экскурсию во дворец Белосельских-Белозерских или в музей Анны Ахматовой. Пока сын добирался, вопрос отпал сам собой. К началу экскурсии мы опаздывали (они бывают только по выходным или праздничным дням и всего один раз в день). Мы вышли на дождливый Невский. Проспект был заполнен молодежью. Приехавшие на праздники юноши и девушки не собирались пережидать дождь в гостиницах. Мы пробирались среди веселых компаний, пытаясь как-то втроем спрятаться под единственным зонтом.
А дальше дождь и проезд байкеров сыграли с нами шутку, - мы попали совсем не туда, куда шли. Не знаю, когда я пропустила поворот на Литейный. То ли когда злилась, что зонт в руках мужа полностью перекрывает мне обзор, то ли когда, забыв о дожде, ринулась снимать колонну мокрых байкеров. Не повезло им в этом году с днем открытия мотосезона. Дождь, местами град, ветер.
В один из моментов нашего похода, раздался рев сирен, все перпендикулярные Невскому улицы перекрыли, а по противоположной стороне проспекта помчались сотни, а может и тысячи самых разных мотоциклов. А тут же заняла место в шеренге пытающихся снять это зрелище.


А потом мы как-то сразу оказались перед Аничковым мостом. И тут я сделала ошибку, рассудив, что раз жила Ахматова в Фонтанном доме, то проход с Фонтанки наверняка есть. Нет там никакого прохода! Но мы уже дошли промокшие до Шереметевского дворца. И мне очень хотелось в тепло, и чтобы сверху не лилось. Это было большой удачей. Иначе в музее Музыки (а именно в него ведет вход дворца с набережной) мы бы не побывали.

Музей музыки

Музей музыки является одним из подразделений Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. С 1990 года он работает в одной из самых красивых и старинных усадеб Петербурга - Шереметевском дворце, знаменитом «Фонтанном доме».
Земли на берегу Фонтанки Петр I подарил своему сподвижнику фельдмаршалу Шереметеву для его сына. И до самой Октябрьской революции усадьба и построенный архитектором Саввой Чеванским в середине XVIII века дворец принадлежали пяти поколениям этого дворянского рода. Интерьеры, созданные Аргуновым, переделывались под вкусы новых владельцев и в соответствии с меняющейся модой Старовым, Кварнеги, Воронихиным…
В музее две постоянные экспозиции «Анфилада парадных залов дворца» (2-й этаж) и Экспозиция музыкальных инструментов «Открытые фонды» (1-й этаж). Билеты на них продаются по отдельности, да и график работы немного отличается. Мы посмотрели все. Билеты на «Анфиладу парадных залов» стоят 300 рублей (студенческий – 100, пенсионный – 150), на экспозицию музыкальных инструментов – 250 рублей (студенческий – 100, пенсионный – 150). Посещение второй экспозиции в этот же день - 70 рублей. Можно оплатить картой. Перед посещением нужно надеть бахилы. Для «Открытых фондов» есть аудиогид за 50 рублей.
Зайдя в музей и познакомившись с информацией в холле, мы рассудили так: полчаса на то, чтобы осмотреть убранство и обстановку 6-8 парадных залов (сколько их еще может быть?), и полчаса, на знакомство с коллекцией музыкальных инструментов, наверняка обширной и разнообразной, но для неспециалистов не слишком интересной. И были бы правы, если бы не выставки и интерактивный зал. А в результате мы провели в музее больше трех часов.
Начинается осмотр с отреставрированных в 1990-х годах парадных залов. Войдя в первый из них, мы замешкались, рассматривая изображение родословного древа Шереметевых. Муж начал бурчать, что в такие места нельзя ходить без подготовки, «ведь знаем же, кто такие Шереметевы, а попробуй, вспомни сходу».
Его ворчание услыхала служительница музея. Милая дама тут же ринулась нам на помощь и рассказала вкратце всю родословную славного рода от легендарного Андрея Кобылы, праправнуком которого был Андрей Шеремет до современных европейских потомков. Мы услышали о благородстве, образованности, меценатстве представителей рода, о построенных ими храмах в честь святого Симеона, считавшегося покровителем семьи, об усадьбах в Останкино и Кусково, многие подлинные предметы из которых стали экспонатами музея. Нам рассказали, что великолепная ограда дворца была даром графу от благодарных подданных. Интересно было узнать, что последний владелец усадьбы член Государственного Совета, историк, коллекционер, создатель Общества любителей древней письменности Сергей Дмитриевич Шереметев сам написал после революции письмо Луначарскому, с которым они окончили в разное время один факультет университета, с просьбой о национализации усадьбы и создании на ее основе музея дворянского быта. Таким образом он позаботился о дальнейшей судьбе своих семерых уже взрослых детей.
Видя нашу заинтересованность, сотрудница музея даже впустила нас тихонечко в концертный зал, закрытый в это время на репетицию перед концертом. Муж потом назвал этот зал самым красивым и запоминающимся помещением музея. Концерты там бывают один-два раза в неделю. Выступают в основном молодые музыканты, студенты, учащиеся и преподаватели музыкальных школ. Билеты не дороже 200 рублей. Акустика чудесная. И голоса, которые мы некоторое время слышали, были прекрасны. Изначально мы не пошли на концерт, так как думали покинуть музей задолго до его начала, а потом досматривали под него выставки.
После такого теплого приема мы с удовольствием посмотрели парадные залы Шереметевского дворца, почитали информацию о них, послушали краем уха экскурсию, - речь шла о крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой. В интерьеры всех помещений были умело вписаны музыкальные инструменты. Многие предметы мебели были привезены из других Шереметевских усадеб. Осмотр действительно занял около получаса.






И тут перед нами открылась выставка «Сергей Прокофьев. Мимолетности и сарказмы». Не могу сказать, что в нашей семье есть знатоки или пламенные поклонники творчества Прокофьева. Так, кое-что слышали, кое-что нравится. Но увиденная выставка понравилась однозначно. Не скучно. Современно. С юмором. Зримо и слышимо. С использованием самых неожиданных вещей и приемов. Я не могу передать словами то наслаждение, которое получала от каждой творчески воплощенной идеи, представляя, как интересно было организаторам все это придумывать и реализовывать.
Пространство нескольких залов было поделено на отдельные локации, каждая из которых была посвящена какому-либо произведению или этапу жизни композитора. И локации эти будто бы общались друг с другом, переглядывались, перекрикивались, обменивались ссылками, составляя единое целое из разрозненных фрагментов, как мозаика или калейдоскоп. Фотографии, портреты, коллажи, скульптуры, афиши, дневниковые записи, музыкальные инструменты, эскизы декораций…
То Золушка соседствует с твоим отражением в зеркале, то оранжевый бумажный композитор объясняется в любви к трем апельсинам, то в трафарете с парадно шагающей семьей открывается окошко вместо лица, - вставь свое и маршируй вместе.




Отличным решением стало оснащение экспозиции телеэкранами и наушниками. Специально для нее были созданы аудио и видеосюжеты. Музыку можно было слушать, балеты и документальные фильмы смотреть.
Мы с мужем забыли про все на свете, когда забрели в детский зал, где плюхнулись на пуфы и уставились на экран. Петя очередной раз побеждал волка и спасал всех. Оказалось, что существует множество мультфильмов по этой симфонической сказке. В демонстрируемой нарезке сменялись десятки охотников и Красных Шапочек. Просто глаз было не оторвать.
Сына мы нашли на другой выставке, проходившей в музее в это же время, «Сад наслаждений Карлы Толомео». Итальянский дизайнер показывает своими произведениями, что мебель может быть настоящим произведением искусства. Ее мягкие, яркие, блестящие кресла и диваны, напоминающие то ладонь, то цветок, то коня, то составленные из птиц и бабочек - просто завораживали. Эффект усиливался темнотой и умелой подсветкой.
Чудо-мебель дополняли сюрреалистические картины и панно художницы. Часть работ вдохновлена Петербургом с его Летним садом. Среди экспонатов петербургского цикла демонстрировался фильм о Карле Толомео. Очень необычная выставка.


Рассматривая дизайнерские скульптуры, мы спустились на первый этаж уже порядком усталые. Впереди было собрание музыкальных инструментов. Переполненные информацией и впечатлениями, мы не собирались уделять ему много внимания. А зависли в первом же зале.
Здесь было темно. Наверное, чтобы лучше было слушать. На стене висели уже знакомые по выставке, посвященной Прокофьеву, мониторы и наушники. Один из сюжетов был посвящен удивительным звукам природы. Читаешь текст, смотришь видео и слушаешь поющее дерево или мурмацию скворцов. Второй телевизор рассказывал о мифологических музыкальных инструментах. Чтение сопровождали звуки иерихонской трубы, кифары Аполлона, флейты Пана… Противоположная стена зала представляла собой огромный выгнутый экран. Три интерактивные панели были перед ним. Двигая над ними руками, посетители будто дирижировали изображением и звуками природа. Повинуясь нам, шелестели травы, гудел ветер, взлетали птицы. Регулировать можно было и громкость, и скорость, и интенсивность. Самый большой эффект получался, когда виртуальным оркестром управляли сразу три дирижера.

Несколько следующих залов включали коллекцию разнообразных музыкальных инструментов, представленную более чем в 3000 экспонатах. Здесь были и инструменты, бывшие когда-то собственностью великих композиторов и членов императорского дома, и уникальный роговой оркестр, и экзотические инструменты со всех сторон света.
Мы с удовольствием рассматривали это богатство. По очереди стучали по металлическим пластинным издающим разные звуки, - такой колокольные интерактив. Аудиогида явно не хватало. Надо было брать. Смотреть на музыкальные инструменты, и не слышать их звучания, - половина удовольствия. Впрочем, в последнем зале для таких, как мы, был установлен огромный телевизор, на экране которого специалисты демонстрировали звучание самых разнообразных инструментов. Мы отдохнули сидя перед ним на диване и слушая музыку.



На мой взгляд, Музей музыки в Шереметевском дворце посетить стоит. Хорошо бы совместить поход в него с посещением концерта. Времени нужно закладывать часа два-три. Музейщики – большие специалисты в организации и оформлении выставок. Например, сейчас там выставка к юбилею Эдиты Пьехи с коллекцией ее концертных платьев, архивными фотографиями, наградами, и, конечно, звучанием песен. А демонстрируемая одновременно с ней выставка «Балалайка. Русский детектив» напоминает творческим подходом поразившую меня выставку, посвященную Прокофьеву. К тому же на нее проводят экскурсии, на которые можно зарегистрироваться на сайте музея, дают лекции-концерты. Хороший музей. Классический и современный одновременно. Живой. Единственное, чего мне не хватило, – света.

Усталые и голодные мы вышли под усилившийся дождь. Пока выбрали подходящее кафе, промокли так, что сменить одежду хотелось больше, чем поесть. В результате отправились в отель, прикупив по дороге шавермы. Какой же Питер без шавермы? Провели за обедом-ужином весь вечер, так и не дождавшись прояснения.

На следующий день нас ждало переселение в «Другой» хостел и поездка в гости к друзьям. Но все это во второй половине дня. А с утра мы надеялись все же попасть в музей Анны Ахматовой и прогуляться по набережным.
 

Все статьи цикла "Неисчерпаемый Питер":


Не хотите пропустить новую статью?
Подпишитесь на новости!
Похожие статьи:


Реклама:

Комментарии

Аватар пользователя galina

Наталия, спасибо за интересный, очень живой рассказ. Читала с удовольствием))
В Музей музыки теперь очень хочу. 

Аватар пользователя nataliyak

Спасибо за отзыв, Галина. Я надеюсь, что в другой раз попаду туда на концерт и еще хорошо бы сходить в Театральный музей. Читала, что там тоже интересное сочетание истории и интерактива. Эти два музея части одной организации вместе с музеями Шаляпина и Римского-Корсакова составляют Музей театрального и музыкального искусства

Аватар пользователя elenau

Наталья, все ваши рассказы прекрасны - у вас дар интересно писать!
И спасибо большое за любимый Питер - в списке хотелок прибавилось пунктов!))

Аватар пользователя nataliyak

Елена, спасибо за добрые слова в мой адрес. У меня с каждой поездкой "хотелок" только прибавляется. Такой уж город!

Аватар пользователя olga_zh

У меня каждый раз после Питера остается впечатление, что время пребывания там просочилось сквозь пальцы как песок или вода. Он точно неисчерпаемый. А Ваш цикл статей - замечательный. Когда я читала, то думала об этом городе Вашими словами, и образы в моей памяти удивительно совпадали с Вашим изложением. Неравнодушие к Питеру у нас общее. Я уже в сентябре смогу увидеть некоторые уголки из Ваших рассказов.

Аватар пользователя nataliyak

Спасибо за отзыв, Ольга! Я тоже уже скучаю по Питеру и прикидываю, когда бы поехать снова...

Добавить комментарий