Раздел сайта:
День первый. Свято-Успенский Вышенский монастырь
Вот уже на протяжении десяти лет мы каждый год ездим в Дивеево. Но если раньше это была поездка только в один монастырь, то сейчас к ней добавляются ещё другие достопримечательности Земли русской. На этот раз это была Выша, небольшое село в 25 километрах от Шацка.
Название "Выша" в Рязани на слуху, ещё бы! В 2015 году праздновалось 200-летие со дня рождения святителя Феофана Затворника. Так что Успенский Вышенский монастырь был намечен к посещению давно. Но вот от Рязани до него 190 километров. А тут такой шанс - сделать «крюк» всего в 50 километров и посетить известную обитель. Сказано, сделано. Без проблем проскакиваем Шацк, находим нужный поворот с трассы (ориентир - эта старая мельница, поворот напротив неё направо, если ехать со стороны Рязани, за заправкой).
Название "Выша" в Рязани на слуху, ещё бы! В 2015 году праздновалось 200-летие со дня рождения святителя Феофана Затворника. Так что Успенский Вышенский монастырь был намечен к посещению давно. Но вот от Рязани до него 190 километров. А тут такой шанс - сделать «крюк» всего в 50 километров и посетить известную обитель. Сказано, сделано. Без проблем проскакиваем Шацк, находим нужный поворот с трассы (ориентир - эта старая мельница, поворот напротив неё направо, если ехать со стороны Рязани, за заправкой).
По Выше навигатор улицы «не бьет», но монастырь виден сразу при въезде.
Вот только поворачивать к нему надо не сразу как появляются монастырские стены, а на следующем повороте, тогда точно попадете к «парадному» входу, у которого есть хорошая парковка.
Ну а теперь немного истории. Свято-Успенский Вышенский монастырь (Рязанская область, Шацкий район, п. Выша, ул. Заречная, д. 20, 8 (49147) 2-73-73, vmnst@mail.ru, http://svtheofan.ru/contact.html ) достаточно древний. Первое упоминание о нем датируется 1625 годом, в то время монастырь был мужским.
Несмотря на древность, постройки, дошедшие до нас, были построены в основном в девятнадцатом веке, и тогда же монастырь обрел и список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. После революции, как обычно, в монастыре устроили психиатрическую больницу. Возрождение обители началось только в 1990 году, но она стала уже не мужской, а женской. А в 2002 в обитель «вернулись» и мощи самого Феофана Затворника.
Святитель Феофан - известный проповедник своего времени, труды которого переиздаются и сейчас. Его перевод "Добротолюбия" считается одним из лучших. Описывать его биографию здесь смысла, наверное, нет. Кому интересно, много информации можно найти в интернете. Но, если кратко, родился в 1815 в селе Чернава, был ректором Санкт-Петербургской духовной академии, членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, епископом Тамбовским и Шацким, а затем Владимирским.
Но Феофана тяготила «земная суета», и 11 марта 1866 года он подал Прошение об увольнении на покой. В этом же году был отправлен настоятелем в Вышу. Но настоятель – это опять «дела земные», поэтому Феофан уходит и с этой должности.
А в 1872 году он удалился в затвор и до своей смерти жил, молился, трудился над книгами в своих кельях в Выше. Это не мешало ему общаться с миром: в день он получал большое количество писем от своих духовных чад и отвечал на каждое из них.
Умер Феофан 6 января 1894 года, а в 1988 году был прославлен в лике святителей. Сейчас Святитель Феофан «встречает» нас около ворот обители: строгий, но красивый памятник.
Несмотря на древность, постройки, дошедшие до нас, были построены в основном в девятнадцатом веке, и тогда же монастырь обрел и список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. После революции, как обычно, в монастыре устроили психиатрическую больницу. Возрождение обители началось только в 1990 году, но она стала уже не мужской, а женской. А в 2002 в обитель «вернулись» и мощи самого Феофана Затворника.
Святитель Феофан - известный проповедник своего времени, труды которого переиздаются и сейчас. Его перевод "Добротолюбия" считается одним из лучших. Описывать его биографию здесь смысла, наверное, нет. Кому интересно, много информации можно найти в интернете. Но, если кратко, родился в 1815 в селе Чернава, был ректором Санкт-Петербургской духовной академии, членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, епископом Тамбовским и Шацким, а затем Владимирским.
Но Феофана тяготила «земная суета», и 11 марта 1866 года он подал Прошение об увольнении на покой. В этом же году был отправлен настоятелем в Вышу. Но настоятель – это опять «дела земные», поэтому Феофан уходит и с этой должности.
А в 1872 году он удалился в затвор и до своей смерти жил, молился, трудился над книгами в своих кельях в Выше. Это не мешало ему общаться с миром: в день он получал большое количество писем от своих духовных чад и отвечал на каждое из них.
Умер Феофан 6 января 1894 года, а в 1988 году был прославлен в лике святителей. Сейчас Святитель Феофан «встречает» нас около ворот обители: строгий, но красивый памятник.
Здесь же, у ограды, можно оставить и велосипед, вдруг Вам захочется приехать на нем.
Проходим внутрь… и начинается стройка. Как не жаль, но сейчас в Выше нет той красоты и тишины, которая обычно бывает в монастырях – везде идет строительство. Но зато чувствуется размах, и очевидно, что в будущем Вышенскому монастырю предстоит стать одним из самых красивых и величественных монастырей Рязанщины. Но пока могу Вам показать монастырь только в «строительном убранстве».
Первой нас «встречает» Церковь Казанской иконы Божией Матери (между 1831 и 1844). Красивый храм, частично восстановленный (фрески внутри просто проступают на стенах), можно попросить его открыть, и тогда есть возможность приложиться к мощам Феофана Затворника и иконе Казанской Божьей Матери.
Первой нас «встречает» Церковь Казанской иконы Божией Матери (между 1831 и 1844). Красивый храм, частично восстановленный (фрески внутри просто проступают на стенах), можно попросить его открыть, и тогда есть возможность приложиться к мощам Феофана Затворника и иконе Казанской Божьей Матери.
За Казанским храмом «спрятался» Собор Рождества Христова (между 1874 и 1890). Вот в него зайти не удалось, реставрация.
После двух красивых храмов, как то мало обращаешь внимание на скромную Церковь Успения Пресвятой Богородицы, а, как оказалось, зря. Она едва ли не самая древняя в монастыре – 1762 года постройки.
Ну а мы добираемся в самый дальний конец обители, куда можно пройти из-за ведущейся стройки, и упираемся в башню ограды. Она ещё не отреставрирована.
Возвращаемся назад, и набираемся смелости зайти в музей в кельях Феофана Затворника (желтое здание).
Отправляем «на разведку» папу, но он возвращается с неутешительной новостью: оказывается, в келейном корпусе расположена Церковь Богоявления Господня (1872), и сейчас там идет служба, поэтому экскурсия возможна только после нее.
Расстроенные идем в лавочку «закупаться», и тут буквально минут через пять слышим: «Матушка прошла, значит, служба кончилась».
Возвращаемся назад, и, о радость, нас ведет на экскурсию монахиня. Сразу оговорюсь, фотографий нет, просто постеснялась спросить разращение. Да и часть экскурсии проходила на «территории» церкви, а в храмах, как известно, снимать нельзя. Так что дальше только слова.
Что могу сказать, будете в Выше, обязательно сходите на экскурсию, это того стоит! Во-первых, ты очень близко общаешься действительно с очень одухотворенными людьми, было что-то в монахине такое, чего хотелось бы и нам всем, но, увы, не дано: спокойствие, радость, уверенность и безграничная вера. При этом напрочь отсутствовало желание «притащить» тебя к Богу, а это скорее напоминало легкое «подталкивании» маленького ребенка к чему-то большому и важному.
А помимо этого теплого ощущения у нас появилась возможность осмотреть кельи Феофана и услышать рассказ, как он жил. Экспозиция небольшая, но интересная. Начинаешь проникаться мыслью, насколько это был образованный и разносторонний человек. Ну а сами кельи наводят на мысль: а смогла ли бы я 22 года жить в таком небольшом пространстве, не общаясь с людьми, писать книги, преодолевая слепоту? Наверное, вряд ли, слишком я слабая.
Прослушав экскурсию и почерпнув немало интересного не только о Феофане, но и о тех же Романовых, мы попрощались с нашим экскурсоводом. И тут нас спросили: «Были ли мы у Феофана?» Нет, не были, не нашли. Тут же звонят по телефону, «вылавливают» другую монахиню, и подсказывают, что идти надо в Казанскую церковь. Спускаемся вниз, снимаем тапочки, с любовью прикасаемся к балясинам, выточенным ещё самим Феофаном.
Расстроенные идем в лавочку «закупаться», и тут буквально минут через пять слышим: «Матушка прошла, значит, служба кончилась».
Возвращаемся назад, и, о радость, нас ведет на экскурсию монахиня. Сразу оговорюсь, фотографий нет, просто постеснялась спросить разращение. Да и часть экскурсии проходила на «территории» церкви, а в храмах, как известно, снимать нельзя. Так что дальше только слова.
Что могу сказать, будете в Выше, обязательно сходите на экскурсию, это того стоит! Во-первых, ты очень близко общаешься действительно с очень одухотворенными людьми, было что-то в монахине такое, чего хотелось бы и нам всем, но, увы, не дано: спокойствие, радость, уверенность и безграничная вера. При этом напрочь отсутствовало желание «притащить» тебя к Богу, а это скорее напоминало легкое «подталкивании» маленького ребенка к чему-то большому и важному.
А помимо этого теплого ощущения у нас появилась возможность осмотреть кельи Феофана и услышать рассказ, как он жил. Экспозиция небольшая, но интересная. Начинаешь проникаться мыслью, насколько это был образованный и разносторонний человек. Ну а сами кельи наводят на мысль: а смогла ли бы я 22 года жить в таком небольшом пространстве, не общаясь с людьми, писать книги, преодолевая слепоту? Наверное, вряд ли, слишком я слабая.
Прослушав экскурсию и почерпнув немало интересного не только о Феофане, но и о тех же Романовых, мы попрощались с нашим экскурсоводом. И тут нас спросили: «Были ли мы у Феофана?» Нет, не были, не нашли. Тут же звонят по телефону, «вылавливают» другую монахиню, и подсказывают, что идти надо в Казанскую церковь. Спускаемся вниз, снимаем тапочки, с любовью прикасаемся к балясинам, выточенным ещё самим Феофаном.
Напоследок снимаю балкончик, на который выходил продышать воздухом Святитель, правда в его времена, балкончик закрывала решётка, чтобы затворника никто не видел.
А мы зашли в храм, приложились к мощам и иконе, с ощущением благодати в душе вернулись в мирскую жизнь и поехали дальше.
Так стоит ли ехать в Вышу? Я повторюсь, но ради архитектуры, наверное, нет. Это надо будет делать года через два, когда здесь все будет сделано, а вот ради души… Знаете, я не жалею о проделанном пути, потому что прикоснулась к чему-то духовному, чистому и высокому.
А напоследок хочу поделиться ещё несколькими картинками с нашего пути.
Река Цна
Деревянная церковь (?)
Богоявленский храм. Стоит в поле после поворота на Большое Ляхово
Продолжение отчёта о поездке по маршруту "Выша – Вознесенское – Дивеево" следует...
Схема поездки:
Схема поездки:
Похожие статьи:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 6273 просмотра
© Сайт клуб путешественников "Лукас Тур" https://galina-lukas.ru
Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.
Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.
Реклама — поддержка клуба:
Комментарии
irinag
26.04.16 21:42
#1
annas
26.04.16 22:18
#2
А Богоявленский храм меня поразил ещё в первую поездку в Дивеево: поле, и вдруг такой большой храм. Оказывается, раньше вокруг него было богатое, торговое село, вот купцы и построили такой величественный храм. Потом он стоял, разрушался, и только теперь его стали восстанавливать, будем надеется, доведут дело до конца.
galina
27.04.16 10:20
#3
Анют, замечательное начало путешествия по Святым местам у вас получилось. Очень понравились фотографии. Краски, и правда, особенные...
annas
27.04.16 16:09
#4
olgap
01.05.16 09:57
#5
annas
01.05.16 10:39
#6
annas
14.05.16 17:32
#7
karina
22.05.16 01:47
#8
annas
22.05.16 16:22
#9
AllaB
22.05.16 13:17
#10
С возвращением!!! (а то кто-то пугал нас долгим отсутствием )
annas
22.05.16 16:14
#11