Раздел сайта:
Это рассказ о впечатлении, о неожиданном открытии художника, чье имя всегда было на слуху. Если вы услышите имя – Эдвард Мунк… сразу всплывает картина «Крик»… Увидев, что в Третьяковке открывается выставка, решила непременно пойти. Я не буду углубляться в искусствоведческие тонкости и даже не буду вам пересказывать судьбу художника, это вы без труда найдете в инете, да, честно говоря, у меня и желания такого нет… И вот почему. Много лет назад, учась еще в университете, я попала, с трудом надо сказать, на лекцию своего любимого Умберто Эко, который приезжал в Москву. Сказал ли он эту фразу тогда или не говорил вообще, уже не важно, у меня в мозгу она прочно связанна с ним. И речь вот о чем. Когда его просили прокомментировать то или иное свое высказывание, произведение, он говорил, что все что хотел – он сказал, остальное - это ваше восприятие. Это к тому, что я очень люблю смотреть картины на восприятии, без лишней информации – она чужая, а я могу увидеть иначе, без гидов и т.д. Вся общая информация всегда есть на вставке. (Это не руководство к действию… Ходите на экскурсии, берите аудиогид, собирайте информацию, как вам будет удобно). Мне - так, я скорее начну изучать вопрос после, что для меня важнее. А тут добавился еще один момент. Только что, побывав на экскурсии в Переславле с Клубом путешественников "Лукас Тур" и слушая экскурсовода, кто-то из мужчин подметил, что так много интересной информации, и так мало она потом вспоминается…к сожалению. Ну и последнее… Один старенький профессор учил нас, чтобы понять архитектуру, надо представить себя колонной и всю тяжесть антаблемента поставить себе на голову… Так что выработанная мною методика просмотра меня вполне устраивает, позволяет комфортно воспринимать ту реальность, в которой я присутствую. И вот что у меня получилось…
Выставка начинается с графики Эдварда Мунка. Надо сказать, что Мунк был не просто графиком, но и гравером. Он испробовал себя практически во всех видах гравюрной техники и оставил колоссальное наследие. Его работы посвящены таким темам как «смерть», «любовь», «жизнь», отдельно я бы выделила «ревность». Все работы Мунка - особенные. Его манера письма настолько личная, каждый штрих, каждый мазок выражает эмоцию, что это просто поразительно. «Я не верю в искусство, что не рождено человеческой потребностью открыть свое сердце» - это его слова. И в графике это тоже прослеживается. Надо признаться, что все же графика, лично для меня, не самый любимый жанр, хотя, конечно, среди графических работ и художников, работающих в этой манере, меня много что восхищало, но и все же…
Интересно и то, что Мунк обратился к забытой во 2-й половине XIX века старинной разновидности деревянной гравюры – на доске продольного распила.
Страх, ревность, болезнь, горе, любовь – все эти чувства просто так и живут в работах Мунка. Часто работы под одним и тем же названием идут под номерами и вот почему: «Дело в том, что в разные моменты человек видит по-разному. Он видит иначе утром, чем вечером. То как человек видит, зависит и от его состояния духа. Вот почему один и тот же мотив можно увидеть по-разному, это и придает искусству интерес» Э. Мунк, 1889-1890
Интересно, что Мунк работал и с цветной печатью. Хотя, как было обещано, не будем много о стилях и техниках, у нас - впечатление.
Интересно и то, что Мунк обратился к забытой во 2-й половине XIX века старинной разновидности деревянной гравюры – на доске продольного распила.
Страх, ревность, болезнь, горе, любовь – все эти чувства просто так и живут в работах Мунка. Часто работы под одним и тем же названием идут под номерами и вот почему: «Дело в том, что в разные моменты человек видит по-разному. Он видит иначе утром, чем вечером. То как человек видит, зависит и от его состояния духа. Вот почему один и тот же мотив можно увидеть по-разному, это и придает искусству интерес» Э. Мунк, 1889-1890
Интересно, что Мунк работал и с цветной печатью. Хотя, как было обещано, не будем много о стилях и техниках, у нас - впечатление.
Работы Мунка на выставке в Третьяковке мне понравились, некоторые особенно. Конечно, есть несколько довольно тяжелых работ, связанных с болезнью, смертью, его работы под общим названием – ревность – поражают. Так сильно передано это чувство, эта тема проходит через все его творчество. Если честно, темы со смертью проходила быстро, просматривала и проходила, а вот некоторые работы задерживали. Мунку особенно удаются темы меланхолии. Хороши его графические портреты, кстати, у него огромное количество автопортретов во всех жанрах, а по сути, в большинстве его работ присутствует его изображение в том или ином виде. Работы Мунка – это он сам, причем как в прямом, так и переносном смысле! Они ОЧЕНЬ личные. Но не буду больше вас мучить и скажу, что первое графическое впечатление Мунка – удалось.
Автопортрет. 1895
Девушки на мосту. 1918
Хедрик Ибсек в Гранд Кафе. 1902
Крик. 1895
Лунный свет. Ночь в Сен-клу. 1895
Мадонна. 1895.1902
Ревность II. 1896
Страх. 1896
Девушки на мосту. 1918
Хедрик Ибсек в Гранд Кафе. 1902
Крик. 1895
Лунный свет. Ночь в Сен-клу. 1895
Мадонна. 1895.1902
Ревность II. 1896
Страх. 1896
Переходя к живописи, скажу, что первая картина, которая меня впечатлила – это Амур и Психея.
Не прочитав названия, никогда бы не догадалась, ну очень интересное решение! В том числе и цветовое!
А вот теперь о картине, которая произвела ошеломляющий эффект – «Убийца».
Убийца. 1910
Видела ли я эту картину раньше...? Вживую – нет, но я знала о ней. Вот хотите - верьте, хотите - нет, у меня прямо холодок пробежал по спине…Мне пришлось передернуть плечами от некоего оцепенения… С этой картиной надо быть осторожней…я мимо еще несколько раз ходила, но старалась не всматриваться, вот такой реакции ну совсем не ожидала.
Хороши очень картины «Меланхолия», «Мужчина и женщина на берегу моря». Вот работа «Голгофа» очень ценна своей экспрессией, ощущаешь, как тебя закручивает в водовороте событий заднего плана. Эта работа задержала меня надолго.
Хороши очень картины «Меланхолия», «Мужчина и женщина на берегу моря». Вот работа «Голгофа» очень ценна своей экспрессией, ощущаешь, как тебя закручивает в водовороте событий заднего плана. Эта работа задержала меня надолго.
Меланхолия. 1893
Мужчина и женщина на берегу моря. 1907
Голгофа. 1900
А вот картина «Вечернее настроение» – это я перед поездкой в Переславль на встречу Клуба! Так все хорошо, радужно, светло, предвещает много новых впечатлений…а мне страшно…:)
Вечернее настроение. 1927
Необыкновенно передана картина «Удивление», не только мунковской манерой эмоционального письма, но и цветовым эффектом.
Удивление. 1907
Конечно, есть и работы, которые меня не так тронули, в целом его обнаженная натура как таковая, так и его модели не запали мне в душу.
Я не буду подробно описывать вам свои ощущения о других работах, просто приведу здесь их изображения. Скажу только, что зал мне этот очень понравился, ко многим работам возвращалась не один раз.
В целом же второе живописное впечатление – очень удалось!
Опуская рассказ об автопортретах Мунка… «Мне в наследство достались два самых страшных врага рода человеческого – чахотка и душевная болезнь – Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, стоявшие у моей колыбели» Эдвард Мунк. Сразу перехожу к его пейзажам.
А вот тут меня ждало открытие! Они меня потрясли! «Природа – это не только то, что видно глазу – это и внутренние образы души – образы на внутренней стороне глаза» Эдвард Мунк, 1907-1908
Вообще к картинам Мунка надо искать подход, надо найти точку просмотра, причем иногда она не одна, но ее надо искать и не подходить близко. Когда нашел – волшебство! Ты как Алиса из страны чудес, перемещаешься в пространство созданное художником в его необычной манере письма, видишь свет, чувствуешь ветер, слышишь шорох листьев… Живопись построена так, как будто это не кисть, а сама эмоция вместо кисти ложилась на холст цветными мазками. Они живые, объемные, реальные и нереальные – ты в другом измерении. Ты практически вживаешься..хочется помахать руками….Но это уже из области фантастики. Представляете, что подумает охрана, хорошо что хоть стоишь от картины не близко, а то... ;) Ищите точки, наслаждайтесь и получайте свое ощущение!!!
Взгляд пейзажный и третий по счету – поразил.
Опуская рассказ об автопортретах Мунка… «Мне в наследство достались два самых страшных врага рода человеческого – чахотка и душевная болезнь – Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, стоявшие у моей колыбели» Эдвард Мунк. Сразу перехожу к его пейзажам.
А вот тут меня ждало открытие! Они меня потрясли! «Природа – это не только то, что видно глазу – это и внутренние образы души – образы на внутренней стороне глаза» Эдвард Мунк, 1907-1908
Вообще к картинам Мунка надо искать подход, надо найти точку просмотра, причем иногда она не одна, но ее надо искать и не подходить близко. Когда нашел – волшебство! Ты как Алиса из страны чудес, перемещаешься в пространство созданное художником в его необычной манере письма, видишь свет, чувствуешь ветер, слышишь шорох листьев… Живопись построена так, как будто это не кисть, а сама эмоция вместо кисти ложилась на холст цветными мазками. Они живые, объемные, реальные и нереальные – ты в другом измерении. Ты практически вживаешься..хочется помахать руками….Но это уже из области фантастики. Представляете, что подумает охрана, хорошо что хоть стоишь от картины не близко, а то... ;) Ищите точки, наслаждайтесь и получайте свое ощущение!!!
Взгляд пейзажный и третий по счету – поразил.
Берег моря. 1904
Дым поезда. 1900
Волна. 1931
Вязовый лес весной. 1923-1925
Вязовый лес весной. ок. 1923
Зима. Эльгерсбург. 1906
Цветущие фруктовые деревья на ветру. 1917-1919
Солнце. 1910-1913
Яблоня в саду. 1932-1942
Напоследок, и это четвертый взгляд - портрет. «Похож портрет или не похож – вопрос второстепенный. Первостепенный вопрос – чтобы он стал произведением искусства. Кому не нравится – пусть идут к фотографу. Конечно, сходство никто не запрещает – более того, художнику трудно избежать сходства… Я всегда слышу: «Мне нужно произведение искусства». Ну так и радуйтесь, что из вас сделали произведение искусства. Но с этим всегда возникают проблемы…» Эдвард Мунк. Пожалуй, этим все и сказано портреты у Мунка – хороши!
Что хотелось бы сказать… Я открыла то, что не оживала увидеть. Ощутила, почувствовала, поняла, чем-то прониклась, что-то недопоняла или вообще не оценила. Как я обещала в начале, это ощущение, впечатление, а теперь еще и послевкусие и оно замечательное.
Смотрите Мунка правильно или неправильно, или не смотрите если не находите возможным. В любом случае я постаралась передать вам… а смогла ли…. а что передала…. вам решать, надеюсь только что была вам полезной. И да… побывать на выставке Мунка в Третьяковской галерее… оно того стоило!
Смотрите Мунка правильно или неправильно, или не смотрите если не находите возможным. В любом случае я постаралась передать вам… а смогла ли…. а что передала…. вам решать, надеюсь только что была вам полезной. И да… побывать на выставке Мунка в Третьяковской галерее… оно того стоило!
Информация для тех, кто планирует посетить выставку Э.Мунка в Третьяковской галерее:
- Адрес: Лаврушинский пер., д. 12 (2 и 3 этажи).
- Даты: 17 апреля - 14 июля 2019 г.
- Купить билеты можно на сайте Третьяковской галереи онлайн, а также в день посещения в порядке живой очереди.
- Стоимость входного билета для взрослых/пенсионеров, студентов/школьников 600/300/150 р. соответственно.
- Путёвки на сборные экскурсии выкуплены на май. Путёвки на июнь появятся в продаже позже.
Похожие статьи:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 6567 просмотров
© Сайт клуб путешественников "Лукас Тур" https://galina-lukas.ru
Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.
Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.
Реклама — поддержка клуба:
Комментарии
galina
07.05.19 13:28
#1
Что касается восприятия. Я, наверное, кому-то кажусь чудачкой, но я никогда не порчу впечатления перед поездкой прочтением чужих отзывов. Я - всегда белый лист. Поэтому получается иметь собственное мнение, создавать что-то своё, не под впечатлением, не переделанное с кого-то. Свой материал. Но это не только для работы. Для души это тоже важно. СВОЁ мнение, не замутнённое, за задавленное авторитетами.
И ещё. "Я не верю в искусство, что не рождено человеческой потребностью открыть свое сердце" - гениальные слова!
viktorias
07.05.19 15:50
#2
olgag
08.05.19 11:20
#3
viktorias
08.05.19 14:52
#4
Елена
08.05.19 11:24
#5
Для себя решила сразу, что на эту выставку не пойду, Мунк - не мое, для общего развития не пойду тоже. Информации много по Мунку, мне того и предостаточно. Интересными показались только портреты.
А Вам - спасибо за отзыв!
viktorias
08.05.19 15:03
#6
karina
08.05.19 20:47
#7
Отличный обзор, пишите чаще.
viktorias
14.05.19 15:49
#8
ekaterinal
18.05.19 19:47
#9
viktorias
20.05.19 00:52
#10
elenag
14.06.19 11:55
#11
viktorias
09.07.19 13:07
#12
Писать больше...)))) попробую, спасибо!
Татьяна
16.07.19 17:41
#13
Виктория я видела Ваш репортаж сразу после публикации. Разместила ссылку в своей группе в фб "Шагаю по Москве". Но внимательно читать не стала. Потому что знала точно - у меня будет своя встреча с Эдвардом Мунком. И так получилось, что я едва успела запрыгнуть в последний вагон поезда. Посетила выставку в последний день.
Я полностью согласна с Вами. Мунк - это сила, это мощь, это чувства! Это грандиозные, захватывающие волны самых разных впечатлений! Это ощущения, которые переживаешь вместе с мастером.
Когда я смотрела на "Крик", я физически ощущала этот пронзительный вопль. Казалось, что вся картина, да и воздух вокруг вибрирует от кричащего голоса.... Это потрясающе!
Мне тоже очень понравилась графика. И если один и тот же сюжет был выражен средставами графики и живописи, то мне показалось, графика - сильнее, выразительнее.
Пейзажи Мунка - отдельная тема. Долго бродила у "вязов", не могла оторвать глаз от несущегося поезда...
И портреты.... Мне кажется, что только Винсент Ван Гог мог также откровенно говорить со зрителем, как Эдвард Мунк. Потрясающий художник!
Видела в отзывах определения - "это не моё".... Я тоже думала, что не моё. Но пошла, пошла из любопытства. И остолбенела, увидев эти работы.... Как здорово, что выставка такого рода прошла в Москве. Иначе я так бы и не встретилась с поразительным живописцем Эдвардом Мунком!
Тепрь, приходя в любую художественную галерею, я буду с замиранием сердца спрашивать - а Мунк, у вас есть Мунк? Также как я каждый раз ожидаю встречи с Ван Гогом.
Вика, простите за многословие. Просто на своём сайте уже не изложу свои чувства. Галя, пусть остануться на твоём.
А у нас ещё одна выставка которую надо-надо-надо посмотреть - это собрание Сергея Ивановича Щукина. Как же я хочу это видеть! (В поле сайта добавила ссылку на очень старую статью - лекцию ст.н.сотр..ГМИИ И.В.Фетисова об истории собирательсва И.А.Морозова и С.И.Щукина). И как же я хочу, чтобы морозовское собрание тоже показали в Москве. (До Питера вряд ли доеду).
А осенью у нас ещё встреча с испанскими имрессионистами в музее русского импрессионизма. Идём?
viktorias
20.07.19 19:10
#14