Раздел сайта:
Многие годы я слушала восторженные отзывы о Дивеево и мечтала здесь побывать. Сбылось. В мае 2013 года мы приехали в это особенное место. Мы - это наша семья и наши друзья. Немаленькая такая компания.
Провели в монастыре чуть более трех часов. Познакомились с территорией обители, ее архитектурой. Прошли по Святой Канавке. Побывали в Рождественской церкви и Троицком соборе. Немного, конечно, но для первого знакомства вполне достаточно.
Вы спросите, как впечатления?
Провели в монастыре чуть более трех часов. Познакомились с территорией обители, ее архитектурой. Прошли по Святой Канавке. Побывали в Рождественской церкви и Троицком соборе. Немного, конечно, но для первого знакомства вполне достаточно.
Вы спросите, как впечатления?
Целый год я собиралась рассказать об этой поездке. За это время впечатления стерлись, стали мягче... Романтик взял верх над реалистом. И первые мысли, что одной поездки в Дивеево вполне достаточно, и больше сюда мы вряд ли приедем, несколько отдалились. И все же, все же, все же... люблю я более гостеприимные места...
Впрочем, давайте я расскажу вам нашу дивеевскую историю сначала.
Дивеево не было главной и единственной целью нашего путешествия. Оно было частью большого маршрута, во время которого мы посетили Нижний Новгород, Гороховец, Городец, Муром. Об этом вы можете прочитать в статье "Майское путешествие в Приволжье...".
Впрочем, давайте я расскажу вам нашу дивеевскую историю сначала.
Дивеево не было главной и единственной целью нашего путешествия. Оно было частью большого маршрута, во время которого мы посетили Нижний Новгород, Гороховец, Городец, Муром. Об этом вы можете прочитать в статье "Майское путешествие в Приволжье...".
Тот день, 11 мая, получился чрезвычайно насыщенным: трехчасовой переезд из Нижнего, небольшое знакомство с Арзамасом, лежащим на пути, и даже посещением Дивеевского монастыря все не закончилось.
В час дня мы подъезжали к березовому Дивеево. Давно я не видела столько березок, как здесь.
Серафимо-Дивеевский монастырь находится в селе Дивеево. Село большое - иной город и то меньше. Улицы асфальтированные. Много как скромных деревянных, так и современных кирпичных домов. Чувствуется, село не бедное.
В центре села - монастырь. Главная дорога - ул. Октябрьская - как раз проходит рядом с ним.
В центре села - монастырь. Главная дорога - ул. Октябрьская - как раз проходит рядом с ним.
Прибыли. Заезжаем на парковку на территории монастыря, которая располагается за Домом паломника (на фото ниже - слева).
Выходим, оглядываемся. С этой точки архитектура не производит особого впечатления.
У Паломнического центра сидят люди.
А мы потихоньку продвигаемся к храмам, разглядывая старинные и новые дома вокруг.
Захожу в монастырскую лавку, покупаю книги о Дивеевском монастыре, различные сувениры, а также два хлопчатобумажных платка на голову - себе и дочке. На улице почти 30 градусов, в шелковых платках жарко.
Подходим к церкви Рождества Христова. Здесь многолюдно - паломники, туристические группы - все снуют туда-сюда. Ловлю себя на мысли, что в Дивеево трудно фотографировать, и не только из-за того, что много людей и суеты. Некоторые постройки высокие настолько, что трудно отойти на нужное расстояние, чтоб все они вписывались в кадр.
Те, кто приехал сюда группами, передвигаются бегом.
Остается только порадоваться, что мы самостоятельно путешествуем, ни от кого не зависим, никуда не торопимся.
А это моя маленькая крошка Сонечка. Ей во время той поездки было два годика.
А это моя маленькая крошка Сонечка. Ей во время той поездки было два годика.
В Рождественскую церковь мы зашли. Там находятся мощи матушки Александры и сестер Марфы и Елены. Это самые главные люди в жизни обители после (а может и наравне) с батюшкой Серафимом. Вход к мощам с торца здания.
Софи со своим крестным - дядей Борей.
Идем дальше мимо находящейся в лесах колокольни,
мимо молящихся паломников...
Отсюда открывается великолепная картина - два красавца-собора - Троицкий собор (слева) и Преображенский собор (справа).
Я на эти храмы могу смотреть вечно, разглядывать их детально. Это две огромные дивеевские жемчужины.
Мы приехали в очень красивую пору - листочки на деревьях только распускаются. Очень трогательно и нежно.
Подходим к карте-схеме Дивеевского монастыря. Территория немаленькая, надо сориентироваться.
Мы за решеткой, отгораживающей одну часть монастыря от другой. Здесь располагаются Дом-музей - келья Св. Параскевы, летняя трапезная, туалеты.
Желтое здание - паломническая зимняя трапезная с церковью Александра Невского. От нее до главной цели - Святой Канавки - рукой подать. Заходим в калитку, поворачиваем направо.
Подходим к Канавке.
Она начинается от часовни Серафима Саровского при водокачке и заканчивается деревянной часовней Серафима Саровского. На фото ниже видны обе часовни. В деревянной раздают освященное масло и сухарики. Об этом рассказывала нам Аня Садовская в своей статье.
У начала Канавки оглядываемся: крест, икона Пресвятой Богородицы, информационный щит. Здесь начинается особенное место в Дивеевском монастыре. Суета и шум уходят прочь.
О Канавке Пресвятой Борогодицы в Дивеево я подробно рассказывала в отдельном посте.
Начало Святой Канавки.
Снимать на Канавке очень трудно, здесь беспрерывно идут молящиеся. Приходится постоянно кого-то пропускать, отступать в сторону, ловить момент для снимка. Фотографии у меня получились несколько сумбурные. А мы, девушки с фотоаппаратами, несколько не вписывались в богомолебный процесс, вернее мы были вне этого главного процесса.
Часть нашего коллектива - Оля, Боря и Костя - прошли вперед. Я фотографирую, поэтому сразу начинаю отставать.
Часть нашего коллектива - Оля, Боря и Костя - прошли вперед. Я фотографирую, поэтому сразу начинаю отставать.
Зато у меня есть возможность показать все, что я увидела внутри Канавки.
Подходят Маша с Олей.
Ближе к концу Канавки, Софи вспотела и стянула с головы промокший платок. Этот момент сыграл с нами потом в храме злую шутку.
Внутри Святой Канавки строят новый храм - Благовещенский.
Подходим к концу Канавки.
После этого мы решаем сходить где-нибудь поесть на территории монастыря. Нашли небольшое заведение, называющееся "Монастырская трапеза", там и решили покушать. За достаточно условную сумму в пластиковой одноразовой посуде выдавали щи и что-то на второе. Фотографий еды не осталось. А вот здание засняла, немного косо-криво получилось. Под таким углом мы сидели на площадке напротив этого домика, там под навесом стояли столы и стулья.
Еда оказалась жуткой, в щах плавал таракан. Они и так были несъедобные, так еще живность внутри. Я так понимаю, что готовят там для паломников трудницы. Я была в шоке. Это то ли вредительство, то ли полнейшее равнодушие, просто отношение к людям, как к скотине. Это мое мнение.
В общем, я осталась без обеда. Но на этом наши приключения не закончились.
После неудачной трапезы мы отправились к Троицкому собору.
В общем, я осталась без обеда. Но на этом наши приключения не закончились.
После неудачной трапезы мы отправились к Троицкому собору.
Пришли в собор. Встали с Сонечкой в очередь к мощам Серафима Саровского. Простояли половину очереди. И тут начинается самое интересное. К нам подскакивает мужик, который, я так понимаю, присматривает за этим местом в храме (я читала, что обычно там стоят очень доброжелательные сестры). Он тыкает в Сонечку пальцем и вытаскивает нас из очереди со словами "Без платка здесь стоять нельзя", затем отчитывает и выпроваживает из храма, не только из очереди. Уточняю: я была в полном обмундировании - платок, юбка до пяток, плечи закрыты. Без платка была моя 2-х летняя дочка! Нормально?
Я не стала этому активисту объяснять, что малышка за несколько часов дороги и хождения по монастырю устала, сняла платок, потому что сварилась уже в нем, что ребенку такого возраста платок насилу не наденешь и не объяснишь, что его нельзя снимать - она просто его стягивает. Но я молча ушла. Храм не посмотрела, к мощам не подошла. Мне уже ничего не хотелось. Ничего!
Двери храма закрылись перед носом крошечной девочки... А в мини-юбках нормально, ходить можно. Замечаний не делают.
Я не стала этому активисту объяснять, что малышка за несколько часов дороги и хождения по монастырю устала, сняла платок, потому что сварилась уже в нем, что ребенку такого возраста платок насилу не наденешь и не объяснишь, что его нельзя снимать - она просто его стягивает. Но я молча ушла. Храм не посмотрела, к мощам не подошла. Мне уже ничего не хотелось. Ничего!
Двери храма закрылись перед носом крошечной девочки... А в мини-юбках нормально, ходить можно. Замечаний не делают.
После этого мы еще немного побыли в монастыре и отправились к машине
Пока мы шли, навстречу нам еще бежали экскурсионные группы...
Но вообще к этому часу (шел уже пятый час), народа стало намного меньше.
Как я уже писала, за прошедший год впечатления об этой истории сильно стерлись. И сейчас я не столь категорична в вопросе повторения дивеевского путешествия. Но надо еще спросить, что думает об этом главный распорядитель нашей семьи. Пока мы этот вопрос не обсуждали...
После монастыря мы отправились к Святому источнику Серафима Саровского. А завершили день переездом в Муром, где остановились в гостинице "Вирсавия". Но это совсем другие истории.
Также о Дивеево читайте статью Марии Анашиной: "Дивеево: история и впечатления".
Также о Дивеево читайте статью Марии Анашиной: "Дивеево: история и впечатления".
Похожие статьи:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 41812 просмотров
© Сайт клуб путешественников "Лукас Тур" https://galina-lukas.ru
Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.
Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.
Реклама — поддержка клуба:
Комментарии
Мария Анашина
08.06.14 01:02
#1
galina
08.06.14 01:09
#2
Мария Анашина
08.06.14 01:16
#3
galina
08.06.14 01:20
#4
Да, там есть, где поездить.... Интересные места. И в Дивеево с ночевкой хорошо. Там вечером, говорят, хорошо - людей мало...
Анашина Мария
08.06.14 15:13
#5
galina
08.06.14 15:25
#6
Анашина Мария
08.06.14 15:55
#7
galina
08.06.14 15:56
#8
Татьяна
08.06.14 08:12
#9
galina
08.06.14 12:08
#10
Дивеево, к сожалению, стало большим коммерческим проектом. Везде, где такое происходит, не очень уютно, нет какой-то душевной благости. К счастью, мест таких очень мало.
Анна
08.06.14 14:50
#11
galina
08.06.14 15:20
#12
Когда нас выгнали, я думала только о том, что у мужика нет совести. Мы приехали за сотни километров и встретили хамство.
И еще. Я очень много ездила и езжу по монастырям. Большим и маленьким. Мне есть, с чем сравнивать. Атмосфера каждого места чувствуется очень сильно. Дивеево - проигрывает в этом плане. Люди здесь - на конвейере. А конвейер создают только деньги. В маленьких и бедных монастырях совсем иная атмосфера.
Анна
08.06.14 15:33
#13
galina
08.06.14 15:50
#14
А Дивеево - одно. Так что это разные вещи.
Анна
08.06.14 16:39
#15
galina
08.06.14 16:44
#16
Но вообще к своим ощущениям надо прислушиваться, правильно. Зачем себя ломать?
Анна
08.06.14 16:48
#17
Анна
08.06.14 16:49
#18
galina
08.06.14 16:54
#19
Анна
08.06.14 16:57
#20
galina
08.06.14 17:21
#21
Илона
08.06.14 21:53
#22
galina
08.06.14 23:31
#23
izvozshik
09.06.14 07:44
#24
Юлия
09.06.14 13:36
#25
galina
09.06.14 14:14
#26
Вот и сегодня в монастыри приезжает большое количество людей. Кто-то едет, уже будучи воцерковленным, — получить духовную помощь, помолиться, приложиться к святыням. Но ведь есть и те, кто приезжает в монастырь только потому, что их привлекает архитектура, история.
Поэтому миссионерское служение монастырей — это тоже большая задача. Монастыри не должны отпугивать людей. Стиль отношения монашествующих к паломникам и даже к туристам должен быть проникнут духовной заботой о человеке — с тем, чтобы молитвенный, духовный потенциал обителей, обращенный к современным невоцерковленным людям, делал свое доброе дело, открывая сердца людей навстречу Богу..."
У меня, кстати, о двух моих случаях в монастырях (да, их было всего 2. Дивеево третий) есть статьи. Если интересно, прочитайте: здесь и здесь.
Если говорить про нас, то мы не туристы, не паломники, мы православные путешественники. О разнице понятий "турист" и "путешественник" можно поговорить. Приятная тема.
Юлия
09.06.14 14:44
#27
А вот на счет служителей монастыря, мне часто вспоминаются слова инока, который проводил для нас экскурсию в Жировицком монастыре (Беларусь). Они вообще часть территории закрыли (объяснили тем, что иноки устали от приезжих туристов, постоянно их фотографирующих) и посетить ее можно только в сопровождении инока. Меня сначало это возмутило. Но когда мы общались с этим юношей, я поняла, сколько же ценного я узнала и услышала. Так вот в разговоре он сказал, что здесь их испытывает Господь еще сильнее, чем нас в миру. Поэтому, думаю, что каждый проходит свои испытания, в том числе и по отношению к приезжающим путешественникам.
galina
09.06.14 16:30
#28
В истории в Дивеево я для себя ничего плохого не вижу. Да, была не готова. С кандачка в такие места не приезжают. Это все верно.
Мне за ребенка обидно. Если бы не ребенок, а я стояла без платка, я бы слова не сказала. Но то, что сделал этот дядя, иначе, как возмутительный поступок, не назову. Уверена, ни священик, ни батюшка, ни сестры - никто так бы не сделал.
Юлия
09.06.14 18:32
#29
Татьяна
01.07.14 17:09
#30
А монастырь оставили на последний момент, и хорошо, иначе настроение было бы испорчено с самого начала. Никакого трепета, до сих пор. Поразили цены, на все - от свечей, до пирожков, настоящая коммерция. Двери храма на службу закрыли, кто не втиснусля - это наши проблемы, но почему нельзя оставить открытыми двери, чтобы доносилась служба до стоящих на крыльце? Людей в буквальном смысле оттолкнули, расфасовали, и закрыли двери. Ведь не каждый же день мы здесь бываем. После этого мой 13-летний сын вообще отказался стоять к мощам, т.к. был в бриджах , которые не полностью закрывали ноги. Представляете, ребенок и испугался в таком месте! Мы с ним много храмов посетили, но чтоб он отказался идти из-за страха , что его наругают, это было впервые. Я, конечно, не возлагала никаких ожиданий, я всегда просто следую за своим состоянием, но тут состояние вышло из-под контроля, эмоции вышли на первый план - и это было знаком, что пора уходить. Может в следующий раз для меня откроется тайна этого места? А может я уже все получила? Есть вера, а есть религия.
galina
01.07.14 17:35
#31
Ваши слова: "Ведь не каждый же день мы здесь бываем", - в самую точку. Меня тоже это потрясло. Люди приезжают издалека на чуть-чуть, а отношение просто безобразное. Я, конечно, написала статью достаточно сдержанно, но вообще-то это ужасно.
И то, что вы написали про то, что ребенок испугался. Я больше всего боюсь, что моя дочка боялась идти в храм. У нас уже было пара похожих случаев. Я рада, что она пока ничего не понимает. Не дай бог испугается.
Наталья
11.08.18 00:00
#32
Светлана
07.09.14 19:39
#33
Петр
19.09.16 17:29
#34
Татьяна
22.09.17 12:25
#35
Очень поучительна Ваша история, буду рассказывать людям и предупреждать - надеюсь, это убережет многих от подобной ужасной ситуации.
А еще, мне в связи с этим вспомнилась одна притча, которой хочу с вами поделиться (или это анекдот, грустный, но хороший): идет девушка мимо храма и вдруг решается впервые в жизни зайти. А она без платка. Ее тут же выгоняют злобные старушки. Села девушка на скамеечку, заплакала. Тут подходит к ней Сам Господь и спрашивает: "Что так горько плачешь? Из храма выгнали? Не плачь, Я с тобой, и Меня Самого постоянно оттуда выгоняют".
Мира Вам и добра! Уверена, что святой Серафим теперь - особый молитвенник о Вас и Вашей девочке на всю жизнь, ведь вы, и особенно - ребенок - безвинно пострадали в его обители!
galina
22.09.17 13:33
#36
Юрий
19.01.18 15:54
#37
Жаль, что такая неприятная история произошла, всегда стыдно, когда служители храма так фарисейски усердствуют :(