Путешествие на северо-запад. Часть 3: Новгород (Юрьево, Витославлицы). Гостиница "София"

Планируя путешествие, мы обнаружили, что наше возвращение в Москву по М10 совпадает по времени с завершением фестиваля «Нашествие», что грозит неудобствами в виде трассы, забитой участниками фестиваля. Пробки в итоге нас вообще никак не зацепили, но вот поездка как-то сама собой унаследовала слоган «главное приключение лета». И есть за что! Именно поэтому добрая половина этой части моего отчета — о дорожных приключениях: из песни слов не выкинешь…
Но главный герой рассказа — все же Новгород. Несмотря на то, что это путешествие для меня — в первую очередь Псковщина, на самом деле большую часть времени мы провели на Новгородской земле, и она оказалась настолько богатой древностями и интересностями, что даже три дня, проведенных на ней, в один текст никак не укладываются. Приглашаю вас заглянуть в мои новгородские воспоминания и насладиться древним городом!

Содержание статьи:

День четвертый: знакомство с Новгородчиной

Итак, мы оставили Псков под накрапывающим дождем и выехали в сторону Новгорода. Навигатор обещал, что ехать меньше трех часов, и я довольно наивно понадеялась на то, что дорога будет нетрудной. Но погода была совсем иного мнения.
Как только мы, съехав с Ленинградского шоссе, достаточно сильно углубились в леса и болота, навигатор на телефоне явно стал подумывать о том, чтобы отправить нас в самостоятельное плавание — проще говоря, начал тупить и притормаживать. Так как сворачивать с трассы в лесу толком некуда, да и густым ёлкам, глушащим сигнал спутника, нам особо нечего противопоставить, сперва мы не придали этому значения, но на первом же перекрестке он чуть было не сыграл с нами злую шутку: поверните, говорит, налево. Указатель при этом пишет, что Новгород — это направо, а прямо и налево ведут совершенно разбитые дороги… Тем не менее, как-то на автомате налево мы все же повернули, а буквально через сто метров поняли, что навигатор уж точно ошибается: асфальт кончился совсем, одна «полоса» (то есть колея), рыжая грязь по щиколотку. Даже если каким-то чудом эта дорога ведет в Новгород, мы уж точно не проедем: машина городская, нежная. Что ж, вернулись на трассу. Пока выбирались, еле-еле ловящий навигатор успел передумать и заявить, что нам надо ехать прямо — по второй разбитой дороге, но мы твердо решили отказаться от слегка обезумевшего достижения прогресса и поехали по указателям.
Пока вылезали из грязи (нет, мы не застряли, но попробуй развернись на однополосной раскисшей дороге без обочин), погода окончательно испортилась: полило так, что было не видно ни дороги, ни машин сзади, ни редких указателей. Небо сплошь темное, и когда это (неважно, дождь или дорога) кончится — непонятно. Да еще и местные автодорожные службы весьма своеобразно обслуживают трассу: асфальт отличный, разрешенная скорость местами — все девяносто км/ч, но дорога довольно извилистая, по краям дороги явное болото, а отбойников на поворотах зачастую нет. Остановиться и переждать ливень невозможно: слились бы с окружающей средой, а там недалеко и до того, чтобы попасть в аварию и оказаться в болоте. Так и маялись почти до Порхова.
Вообще-то Порхов — исторический город, в котором есть древняя крепость. Будь погода хоть сколько-нибудь располагающей к прогулкам, обязательно бы заехали! Но нас к этому моменту волновали в основном возможности перекусить, отдышаться и заправиться. Это мы сделали на заправке «Сургутнефтегаз» на выезде из города (искать приличное кафе в городе, который из окна машины выглядел крайне угрюмо, показалось проигрышной идеей). А вот после Порхова немного распогодилось (ровно настолько, чтобы через лобовое стекло было видно, куда ехать), но зато как только мы въехали в Новгородскую область, резко ухудшилось качество дорожного полотна. Кульминацией стал проезд через городок Сольцы: он отличился тем, что его главную улицу — Советский проспект — мы фактически форсировали вплавь. Улица, кстати, была бы красивая, если бы дома на ней не выглядели столь ветхо… Зато на выезде из исторической части города — вызывающе свеженькая Ильинская церковь и знак «Я люблю Сольцы» (куда ж без него?)

Ильинская церковь в Сольцах — телефон предпочел фокусироваться на погоде…

Такими темпами мы оказались в Новгороде в шестом часу вечера. Очень хотелось побыстрее заселиться и поесть, но на конец пути навигатор оставил нам еще одну мелкую подлость: он почему-то решил, что подъезд к нашей гостинице находится во дворе, и завез нас на закрытую парковку для жителей одного из домов на улице Газон. Когда мы подъезжали ко въезду во двор, ворота гостеприимно открылись будто специально для нас, а вот когда мы поняли, что нас завело не туда, оказалось, что дружелюбие автоматических ворот одностороннее: выпускать вот так просто они нас отказались. По московскому опыту — ворота у моего дома, например, как-то раз таким же манером изловили незадачливого таксиста посреди ночи, и ему пришлось ночевать во дворе — это грозило неприятностями; к счастью стоило нам позвонить по телефону с таблички на воротах, как нас безо всяких вопросов выпустили. В итоге так и не поняв, где находится парковка нашей гостиницы, мы оставили машину на соседней улице и под снова зарядившим дождем добежали до входа в отель «София».
Заселившись, мы отужинали в ресторане «Шоколад» и, несмотря на довольно позднее время, успели засветло бегло осмотреть центр города. Прошли насквозь территорию кремля и вышли на мост, к Волхову.

Скульптура студентки на Торговой стороне

Перешли реку, осмотрелись на другой стороне: симпатичный парк, Ганзейский знак, аркада Гостиного двора.

Аркада — излюбленное место чаек

Ну и самое удивительное: множество разномастных церквей почти стена к стене. Во главе всего этого великолепия — величественный Никольский собор.

Никольский собор

А самая странная церковь — Параскевы Пятницы, будто пришелица из Смоленска (сравните, например, со Свирской церковью).

Церковь Параскевы Пятницы

На дворище так здорово, что мы бы с радостью прогуляли там до самой темноты, забыв об усталости, но с большой реки дул холодный ветер, к которому я была совсем не готова. Дворище пришлось покинуть, но мы решили вернуться на другой день.

Гостиница «София»

На этот раз наша гостиница "София" оказалась очень приятным местом, хотя и не без нюансов. Для меня многие из них совершенно несущественны, и я бы с радостью остановилась здесь снова, но не предупредить о них было бы неправильно.
Первое, что бросается в глаза, особенно если номер оказался на одном из верхних этажей (всего номеров в отеле 14, а этажа, кажется, четыре), — отсутствие лифта. Ох и наскакались мы на свой верхний этаж за три полных дня пребывания! Лестница, впрочем, сама по себе удобная: широкая, с невысокими ступенями, да еще и красиво оформленная зеленью и фотографиями с новгородскими пейзажами.
Был небольшой минус и у нашего номера: окна выходили на солнечную сторону, и часам к десяти утра там становилось жарко и довольно душно, а спать с открытыми окнами — шумно. Я, правда, к такому привычная и даже, напротив, чувствовала себя как дома :) С другой стороны, во всех номерах есть кондиционеры, а окна половины номеров вообще выходят в другую сторону, во двор.
Номер, прямо скажу, для цены в четыре с лишним тысячи в день оказался тесноват: даже дополнительный раскладной стульчик было трудно разместить так, чтобы не мешал ходить, а о том, чтобы поставить еще одно спальное место, речи не идет в принципе. Зато оснащение номера на высоте. В нашем номере-студии, например, была почти полноценная кухня, с холодильником и индукционной электроплиткой. Мы готовить сами не собирались и предпочли бы навороченному кухонному уголку дополнительную жилплощадь; но я по крайней мере прониклась свободой, которую дали большой выбор посуды и микроволновка в номере.
Все остальное сделано тоже очень приятно и к тому же абсолютно новое, не затасканное. Хорошая и красивая мебель (деревянная!); удобная — наконец-то — кровать с подушками разной высоты на выбор. Романтический широкий подоконник, покрытый матрасиком. Просторная ванная, тоже хорошо сделанная. «Добротно» — это главная характеристика интерьера. Много продуманных мелочей (например, укомплектованный пластинками фумигатор, чтобы спасаться от местных зверских комаров). Ну и небольшой культурный бонус — в оформлении номера были использованы репродукции фресок из Никольского собора, что на Торговой стороне. Возможно, кому-то религиозная живопись в светском интерьере покажется не очень уместной, но я восприняла это скорее как дань культурному наследию города.
[06]
Фрагмент фрески «Иов на гноище» в моем номере

А вот от завтраков в отеле мы отказались: изначально не захотели их брать, потому что у гостиницы нет своей столовой и еду подают к заявленному времени в номер. А потом обнаружили, что в соседнем здании есть кафе, где вкусные и разнообразные завтраки подают вплоть до полудня (но один раз мы опоздали и туда).
Ну и последнее: на ресепшн можно купить очень красивые открытки с нежными акварельными новгородскими пейзажами, нарисованными художницей Лианой Барсуковой. Я не удержалась и притащила домой целый ворох.

День пятый: Юрьев монастырь и Музей деревянного зодчества

Пятый день путешествия мы задумали посвятить новгородской программе минимум… и проспали все на свете. Сильно аукнулись бессонные псковские ночи и трудная дорога. В итоге решили, что в кремле пока посетим только Софийский собор (благо кремль совсем под боком у гостиницы), а основную часть дня проведем в Юрьеве.
Вход в собор оказался бесплатным, но туда пришлось отстоять небольшую очередь: вход и выход — это одна и та же дверь, а наплыв посетителей весьма внушителен. Внутри собора — росписи эффектные, но совершенно современные:

Снаружи собор тоже, конечно, прекрасен в своей величественной мощи и одновременно простоте. Отдельная радость — изучать фигурки на литых западных воротах собора (Магдебургских). Пока мы их рассматривали, подошедшая семья туристов практически провела по ним культурологическое исследование :)
А мы вернулись к гостинице, погрузились в машину и отправились в Юрьево, к монастырю. Тут тоже весьма многолюдно: парковка около входа занята больше, чем наполовину. Мы решили сперва обогнуть обитель снаружи и обнаружили песчаный пляж.
Потом, конечно, зашли внутрь. Внутри обитель оказалась крайне людной, причем я не про туристов! Туристов, как я уже отметила, и правда предостаточно, но много оказалось и ее более органичных обитателей: по территории постоянно расхаживало несколько монахов средних лет, плюс часто попадала на глаза кучка совсем молодых людей в рясах. Что за мероприятие было у них? Кто они — послушники или заезжие семинаристы? Мне осталось неизвестным.
Зашли в самый старый собор монастыря — Георгиевский. Как и в Софии, древние стены расписаны заново совсем недавно, а кое-где работы еще продолжаются.

Георгиевский собор внутри

Георгиевский собор снаружи

Колокольня Юрьева монастыря, она же вход

Напоследок мы слегка подкрепились монастырской выпечкой, которая продается прямо около входа. Выпечка оказалась очень вкусной, только вот приехали мы туда почти совсем без наличности — поэтому пришлось удовольствоваться одним пирожком на нос.
Следующий пункт программы — музей под открытым небом «Витославлицы». Интересен, только вот половина экспонатов на реставрации, часть территории была вообще перекрыта. Поэтому показываю что есть:

К сожалению, даже доступную экспозицию не удалось посмотреть полностью, потому что пошел дождь, а одеты мы оказались не по погоде… Добежали до машины и поехали назад в Новгород.
Вечер мы посвятили более детальному ознакомлению с Торговой стороной.

Церковь великомученика Димитрия Солунского

Особенно хотелось получше рассмотреть Ярославово дворище, но снова не очень сложилось: хотя нам удалось увидеть несколько упущенных из внимания вчера церквей, ливень в который раз скорректировал наши планы.

Церковь Иоанна Предтечи

Церковь Георгия на Торгу

Дождь пришлось пережидать под козырьком пристройки Никольского собора — тоже маленькое приключение!
По завершении ливня мы уже не стали продолжать прогулку, побрели в номер. На следующий день нас ждала прогулка по кремлю и катание на теплоходе по Волхову, но об этом я расскажу в следующей — к сожалению, заключительной — части рассказа.

Аватар пользователя innas
Марина, спасибо Вам за отчёт. Читала и вспоминала своё майское путешествие в этом году по Новгородской земле. Мы тоже попали на участок ужасной дороги, когда в Яжелбицах свернули с ленинградки на Демянск.  После Демянска до Старой Руссы и далее до Великого Новгорода была уже хорошая дорога. Так же, как и вы, пережидали внезапно начавшийся ливень в Никольском соборе. Хотя в самом Новгороде были практически 2 дня, очень много ещё не успели посмотреть. Не стали заезжать в Юрьев Монастырь и Витославицы, т.к. логично их объединить в одну поездку, но в Витославицы смысла ехать не было, в связи с закрытием большей части объектов на реконструкцию. А какой у нас был потрясающий закат, когда мы катались на катере! Этот закат я не забуду никогда.
Аватар пользователя marinam
Инна, спасибо, что читаете :)

Как я понимаю, в Новгородской области с дорогами вообще не слишком здорово. Зато с культурным наследием огого! Мне вот казалось, когда уезжала, что посмотрела многое в Новгороде, а потом дома нашла набор открыток из 1970-х и поняла, что много недосмотренного осталось. Кучу малых древних церквей вблизи валов, например, даже мельком не видела, а они классные. Рюриково городище — там вообще вышел провал, плохо подготовились: спокойно могли заехать на пути домой, но как-то подумали, что там не слишком интересно, а потом друзья-лингвисты навыкладывали фоток, по которым стало ясно, что я очень ошиблась. Определенно, снова стоит ехать в Новгород — и мне, и вам, и, возможно, всем :)
Спасибо, Марина, за свидание с Любимым Городом.
У нас он всегда, к сожалению "по пути в Питер", но от этого люблю его не меньше.
Все фотографии такие милые, даже ракурсы и места узнаваемые, прям настольгия ....
Поймала себя на мысли, что не проеду мимо в очередной раз, обязательно остановлюсь погулять по историчнскому центру.
Вы упомянули отель "София", о котором хорошо отозвались, а как вам "Шоколад" где ужинали?
Аватар пользователя marinam
Карина, спасибо за внимание :)
А я вот в Питере не была уже три с половиной года. Как-то так получилось, что "петербургский" период в жизни в момент кончился, как отрезало, в 2016. Но, катайся я туда на машине, обязательно бы последовала вашим заветам и завернула в Новгород, потому что благодать там.

В "Шоколаде", на мой взгляд, было хорошо, но это не лучшее место из того, что мы нашли: там цены примерно как в моих любимых московских ресторанах "у дома" средней ценовой категории, то есть в принципе ужаса не вызывают, но по меркам Новгорода — дороговато. В плане еды — вкусно и много, но не то чтобы наловили звезд с неба. А вот обслуживание прямо понравилось: моему столу попалась очень внимательная официантка, которая быстренько на наши запросы реагировала и искренне переживала за наши впечатления (когда я одно блюдо отставила, например, очень участливо интересовалась, нет ли с ним проблемы, а когда поняла, что просто заказали лишнего, упаковала с собой).

Про еду я вообще еще напишу в следующей (последней, замучила я всех :)) части подробно. Так-то мы много что обошли (особенно с учетом того, что я обычно нахожу единственное место и ем там до упора)):
  • Шоколад
  • La Chatte
  • Телеграф (четыре раза)
  • Бриошь
  • Грузинский дворик
Аватар пользователя olgag
Ох уж эти навигаторы и эта непогода! Хорошо, что в результате все хорошо:)
Марина, а эти ресторанчики из предыдущего комментария все в Великом Новгороде?
Аватар пользователя marinam
Да, все в Новгороде. В других городах моя гастрономическая жизнь была скромней :)