Яндекс Путешествия. Поиск ж/д билетов.
Реклама. ERID: 5jtCeReNx12oajjG9G1Ag7Q

Форпосты Святой Руси. Ростов Великий. Спасо-Яковлевский монастырь. История.

Раздел сайта: 
Сегодня я расскажу вам об одном из самых любимых мной мест старой Святой Руси. Это необыкновенно красивый монастырь с великой историей. Находится он в городе Золотого кольца Ростове Великом на берегу величественного озера Неро. Называется эта древнейшая обитель - Спасо-Яковлевский монастырь. Мне повезло посещать его несколько раз и наблюдать за его восстановлением и процветанием в новой истории.
Основан он еще в 14 в. ( 1389 г.) ростовским епископом св. Иаковом. На протяжении первых трех столетий своего существования Яковлевский монастырь был маленьким, небогатым, полностью деревянным. Дважды за эти годы подвергался разорению - горел в начале 15 в. при татаро-монголах, и был разграблен во время польско-литовской интервенции спустя ровно 200 лет.
Бок о бок рядом с Яковлевской обителью находился Спасо-Песоцкий монастырь. Он был основан еще раньше Яковлевкого монастыря - в 13 в. - ростовской княгиней Марией, женой князя Василько Константиновича, русского героя и князя-мученика, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством.
Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Позднее, во второй половине 18 в. , Спасо-Песоцкий монастырь - более древний и богатый - упразднили
по приказу Екатерины Великой и приписали к Яковлевкому. Территория Спасского монастыря стала использоваться как хозяйственная зона, а один из двух его храмов, вместе с колокольней за ненадобностью был разобран. Единственным сохранившимся памятником Спасской обители остался бывший монастырский собор – Спасский храм, построенный в 17 века.
Выше представляю вам две фотографии собора - первая фотография 2007 г. Таким я лично увидела Спасский храм в мае того года. Но теперь храм побелен и выглядит совершенно иначе - смотрите вторую фотографию и убедитесь сами.
Но теперь об истории монастыря более подробно.
Расцвет обители начался в середине 50-х годов 17 в., когда указом царя Алексея Михайловича Яковлевский монастырь приписали к Ростовскому архиерейскому дому. Статус монастыря изменился, и в монастыре появилась первая каменная постройка. Вместо деревянной Зачатиевской церкви построили каменный Троицкий храм. По настоянию митрополита Ионы монастырский собор был переименован из Зачатиевского в Троицкий, но середине XVIII века монастырскому собору было возвращено прежнее название.
18-е столетие в истории Зачатиевского Яковлевского монастыря отмечено знаменательными событиями, круто изменившими его последующую судьбу. Митрополит Димитрий, вопреки церковной традиции церковных хоронить лиц столь высокого ранга в кафедральном соборе, завещал похоронить себя в Яковлевском монастыре. И вот в 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло событие - обретение мощей святителя Димитрия Ростовского. Официальная канонизация длилась несколько лет. Нетленность мощей и истинность исцелений, происходивших при гробе Димитрия, долго и тщательно проверялись. И только в 1757 г. мощи святителя Димитрия были оглашены святыми.
Канонизация св. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила его жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 года, при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря, по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия.

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом императрицы Екатерины II он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. Знаменательно, что ставропигиальным Яковлевский монастырь стал одновременно с прославленной обителью Русского Севера − Соловецким монастырем.
В последней четверти 18 – начале 19 веков весь монастырский ансамбль, за исключением Зачатиевского собора, был заново отстроен в камне. При этом территория монастыря существенно расширилась и получила новую регулярную планировку. Просторный, квадратный в плане парадный двор обители окружался достаточно высокой каменной стеной. Четыре башни возвышались по углам, а две надвратные размещались друг против друга, по центру южной и северной сторон ограды. Южные ворота, обращенные к озеру, назывались “водяными”, а северные − “въездными”.

В 19-м столетии обитель становится объектом особого внимания со стороны царствующей фамилии. Все императоры, правящие в России в 19 − начале 20 века, почтили монастырь своим присутствием. Значительно увеличилось число жертвователей, в число которых входили как столичные аристократы, так и крестьяне окрестных сел. Монастырь богател. Заново в камне отстроился его огромный архитектурный ансамбль. Возвели два новых храма – величественный собор Димитрия Ростовского, ставший общепризнанным шедевром провинциального классицизма и его уменьшенное подобие – храм Иакова Ростовского.

В последней четверти 19 в. Спасо-Яковлевский монастырь получает новый статус - он вернулся в епархиальное ведомство и стал резиденцией викарных епископов.

Расцвет монастыря был прерван революцией.

В январе 1918 г. в России вступило в силу новое законодательство о вероисповедании и церкви, принципиально изменившее условия существования религиозных учреждений. 20 января февраля был принят декрет Совета народных комиссаров “О свободе совести, церковных и религиозных обществах”, ставший первым и основным постановлением советской власти, утверждающим новое отношение к церкви. Церковь отделялась от государства, церковные и религиозные общества лишались прав юридического лица, их имущество национализировалось и объявлялось “народным достоянием”. К концу лета 1918 г. Народный комиссариат юстиции разработал инструкцию о порядке проведения в жизнь этого декрета, в которой, в частности, определялось: “Имущества, которые находились в ведении ведомства православного вероисповедания, … переходят в непосредственное заведывание местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов”. Все доходные церковно-монастырские имущества “как то: дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы, капиталы … незамедлительно отбираются” и поступают в полное распоряжение местных органов власти.

Между тем, и здесь Яковлевскому монастырю повезло, поскольку его архитектурный ансамбль практически полностью уцелел. Были сохранены все храмы и жилые постройки, часть хозяйственных сооружений и ограда. По всей видимости, этому отчасти способствовало использование массивных монастырских церквей в качестве военных и торговых складов, и приспособление келейных корпусов − двухэтажных, каменных и удобных − под жилье для горожан.
В 1929 г. он был окончательно упразднен. Прошло более семи десятилетий, прежде чем в монастырь вновь вернулась жизнь.
В 1991 г. он был возвращен православной церкви и вновь стал действующим. Монастырское богослужение было возобновлено на Пасху, 7 апреля 1991 г. В 1991 г. Воскресение Христово совпало с Благовещением, так возрождение обители было ознаменовано слиянием двух великих праздников.В июне 1991 г. Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия, крестным ходом они были перенесены в монастырь. Мощи прославленного чудотворца были возвращены на то место, где им было завещано храниться, а Яковлевский монастырь вновь обрел свою величайшую святыню. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря – Богоявленского Авраамиева.
В монастыре регулярно производятся ремонтные и реставрационные работы: замена и окраска кровли, штукатурка и побелка стен, реставрация и консервация стенописей.

В стенах монастыря и на окружающей его территории произведена перепланировка: проложены мощеные дорожки, разбит яблоневый сад, устроены цветники, очищен пруд. В центре двора над источником сооружена деревянная часовня.

С 2003 г. на территории монастыря по благословению владыки Кирилла размещено Духовное училище

Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее и поработать. Для организованных паломнических групп проводятся экскурсии.


В следующий раз я расскажу вам об архитектурном ансамбле монастыря.


В статье использована информация с сайта Спасо-Яковлевского монастыря.
Реклама — поддержка клуба:

Комментарии ВКонтакте