Новогоднее путешествие в Великий Устюг

В этом году наша семья отмечает маленький юбилей – 10 лет назад мы начали путешествовать по России на автомобиле. К этой дате мы приурочим летнее путешествие. Обычно мы путешествуем вчетвером: я – основной инициатор, муж и двое наших сыновей 10 и 14 лет. Но это путешествие - новогоднее путешествие в Великий Устюг - было необычным. Во-первых, средством передвижения служил поезд, во-вторых, состав путешествующих отличался, но все равно имел семейный формат. Итак, нас было пятеро: я и мой младший сын Арсений (10 лет), моя золовка и две племянницы – Валерия (11 лет) и Вика (4,5 года).

Дорога в сказку

Как правило, наши поездки мы планируем, исходя из интересов взрослых (на 70%) и 30% - детские развлечения. Эта поездка была полностью посвящена детям, да и взрослым, не скрою, тоже хотелось хоть немного почувствовать себя детьми.
Мы отправились в путь 23 декабря со станции Лазаревская, что в городе Сочи, на скоростном поезде до Москвы. В Москве пересели на поезд до Котласа, стыковка при пересадке была около полутора часов. Чтобы перейти с Казанского вокзала на Ярославский вокзал, времени хватило.

Новогоднее настроение мы ощутили уже в поезде «Москва-Воркута». Детям подарили новогодние раскраски и карандаши, а также предложили прямо в поезде написать письмо Деду Морозу и опустить здесь же в специальный почтовый ящик. Несмотря на поздний час, дети радостно начали писать (уже не первое) письмо новогоднему волшебнику.
25 декабря в 15.40 мы прибыли на станцию «Котлас Южный», где нас уже ждал замечательный водитель Кирилл, с которым мы заранее договорились о встрече. 1 час 10 минут заняла дорога от Котласа до Устюга. В пути Кирилл рассказывал много интересного и отвечал на наши вопросы. В Устюге была забронирована гостиница «Прокопьевская»: 2 номера с завтраками на три ночи.
Усталости от дороги как не бывало; дети требовали зимних развлечений. Быстро привели себя в порядок – и вперёд. На первый вечер определенных планов не было, поэтому мы поехали кататься на ватрушках, гулять по городу и немного перекусить. Отличные горки нам посоветовали на Смольниковских озерах, куда мы и отправились на такси. Сверкающий снег, легкий морозец, счастливые дети, да что дети, и мамы с удовольствием катались с горок.
Потом по практически пустым улицам мы отправились ужинать в кафе «Гостиный дворик», радуясь белому снегу и морозным узорам на окнах.
Стоит ли говорить, что в номере все уснули мгновенно; а впереди было еще три сказочных дня.

День первый

Первый день был отведен на знакомство с городом, уличные забавы и мастер-классы в Великоустюгском музейном комплексе. После завтрака в гостинице мы отправились в Музей древнерусского искусства, расположенный в церкви Вознесения (стоит отметить, что несколько музеев в городе расположены в храмах) на мастер-класс «В иконописной мастерской».

Церковь Вознесения
Все наши мастер-классы были забронированы и согласованы по времени за месяц до поездки. Перед мастер-классом нам провели небольшую индивидуальную экскурсию по музею. Сам мастер-класс был очень интересным и познавательным для всех участников: от 4-х до 40 лет. Мы с удовольствием изготавливали краски из разноцветной глины специальными инструментами,
а потом этими красками рисовали; собирали пазлы,
раскрашивали, попутно узнавая технику изготовления икон, начиная от выбора правильного дерева и заканчивая тонкостями золочения. Воодушевленные, мы продолжили знакомство с городом.
Следующая интерактивная экскурсия была в Депозитарии и называлась «О чем поет самовар?» Депозитарий – великолепный музей с очень интересной экспозицией, которую мы частично успели посмотреть перед экскурсией.

Зал депозитария
Наша интерактивная экскурсия была камерной, очень уютной, какой-то домашней. В музее представлена замечательная коллекция самоваров. Нам рассказали о происхождении самовара, о его устройстве, назначении и еще много всего познавательного. Все дети собирали и разбирали самовары (у каждого свой – кто быстрее), носили воду с помощью коромысла, кололи сахар специальными щипцами, закладывали в самовар угли, т.е. полностью освоили процесс подготовки чаепития.
Завершили мы нашу познавательную программу в Малом выставочном зале (церковь Богоявления) программой «Звезды рождественской сиянье». В сказочной обстановке нам показали традиционное вертепное представление, а потом в игровой форме познакомили детей с традициями Рождества на Руси. Как правильно вести себя в Сочельник, как накрывать на стол, как готовиться к этому великому празднику.
В конце программы каждый получил звездочку с рождественским пожеланием.
Время было обеденное, и мы зашли в новое кафе «Трапеза» на Советском проспекте. Очень вкусно, недорого, по-домашнему. После обеда тарелки блестели у всех. А нас уже ждали любимые горки. После покатушек заскочили на почту Деда Мороза, где взрослые написали письма, а дети прошли урок «почтоведения» у помощников волшебника.
Ужинали в номере, так как хотели продегустировать настоящие вологодские молочные продукты. К слову сказать, наши кубанские не хуже. Вечером сходили в сауну в гостинице. Мамы парились, дети резвились в теплом бассейне.

День второй

В этот день мы отправились на встречу со сказкой. Да и погода выдалась сказочная: ясно и -20°C. Уже утром было понятно, что день обещает быть холодным.

Рассвет из номера
До Вотчины Деда Мороза добрались на такси к 10 утра. Мороз пощипывал щеки и носы, видимо, Дед Мороз ждал нас в гости и на погоду расщедрился.
Купили билеты и отправились на Тропу сказок, навстречу приключениям. Компания подобралась из разных уголков нашей необъятной страны: Сочи, Владивосток, Нижний Новгород. Мы-то думали, что это мы издалека, но из Владивостока в Устюг, это вообще подвиг.
На тропе сказок действительно случилось маленькое чудо. Все, без исключения, взрослые и дети прыгали, танцевали, пели, отгадывали загадки и загадывали желания.
Все сказочные герои казались взаправдашними: и шутница Баба Яга, и увалень-медведь, и флегматичный ёжик, и хулиган – волк. Час пролетел незаметно. А вот и Терем главного новогоднего волшебника во всем великолепии: кабинет, библиотека, лаборатория, спальня – всего 12 комнат с интересной экскурсией.
В завершении – самый важный момент: тронный зал, огромная елка, новогодняя музыка – входит самый главный добрый волшебник Дед Мороз. Высокий, статный, с очень добрыми молодыми глазами. Он со всеми поговорил, всех выслушал, всем вручил подарки. Наши дети спели Дедушке новогоднюю песню, которую репетировали целую неделю. Фото на память,
загадываем заветное желание и отправляемся дальше гостить во владениях Деда Мороза. А заняться здесь есть чем: и огромные ватрушки, на которых мне было страшно, а дети вопили от восторга; и великолепный зимний сад,
замечательный зоопарк, ледник, мастер-классы на любой вкус. Нагулялись и намерзлись от души.
Обедали здесь же, в вотчине.
Вечером мы посетили большой крытый каток «Мороз-арена», цены невысокие, качество льда хорошее. Ужинали заказанной в номер пиццей, спали без задних ног.

День третий

В этот день вечером мы уезжали домой, поэтому после завтрака сдали номера, оставили вещи на хранение и продолжили развлекательную программу. Первым по плану было интерактивное занятие «Рождество пришло, святки привело» в Музее этнографии, расположенном в Никольской церкви. Дети сами разыграли вертепный спектакль, изобразили колядующих, поиграли в интересные старинные игры.
Здесь же мы остались на мастер-класс «Лен, мой лен», на котором узнали как из маленького семечка получается льняной половичок. Можно было своими руками попробовать мять мялкой, трепать, чесать, прясть на прялке, только как на ткацком станке работать, показывали сами сотрудницы.
Пообедали в кафе «Трапеза», оставили им отличный отзыв, уж очень вкусны были блинчики с клубничным вареньем, и пошли на полюбившиеся нам горки.
Последнее интерактивное занятие было в Музее новогодней игрушки, расположенном в Мироносицком храме. Сначала посетили музей, небольшой и уютный. Здесь можно посмотреть на новогодние игрушки от начала 20 столетия до настоящих дней. Каждому десятилетию посвящена своя елочка.
Наше интерактивное занятие называлось «Урок в старорусской школе», на котором дети узнали, кто такие однокашники, написали на дощечках свои имена по-старославянски и даже постояли на горохе. Интересно было сравнить обучение в старинной и современной школах. Впечатления у детей точно остались. А вот времени у нас почти не осталось. Быстро перекусили, забрали вещи, и пунктуальный Кирилл отвез нас на вокзал в Котлас. Отмечу, что зима в день нашего отъезда оставила свой пост, в Котласе было уже +10С, снег начал таять.
Наша поездка получилась не только сказочной, но и познавательной, насыщенной новыми впечатлениями.
А это – я.

Аватар пользователя anastasiyaf
Тоже очень захотелось к деду Морозу и в сказку, только ребенок наш уже не верит в волшебника((
Аватар пользователя tatianag
Поначалу я отнеслась к поездке с долей скептицизма, но эмоции детей очень вдохновили. Жалею, что старший сын с нами не поехал, он тоже в дедушку уже не верит.
Аватар пользователя elenaa
Здорово! Читала и ощущала дух настоящего путешествия! Очень продумано, интересно и точно по-новогоднему!
Аватар пользователя tatianag
Спасибо, я из тех, кто тщательно планирует. Конечно, бывают спонтанные поездки, но они, как правило, недалеко.
Спасибо, если получится, я напишу о подготовке.
Аватар пользователя natalia_s
Замечательное путешествие. Моя коллега в январе тоже ездила в Великий Устюг, вернулась в полном восторге. Дочка хоть уже не верит в Деда Мороза, но в Устюг поехала бы с удовольствием. Уже давно у нас в хотелках))) Пока мы были у Деда Мороза в Кузьминках (в Москве), в Беловежской пуще (у белорусского ДМ), осталось для полноты впечатления в Устюг с'ездить)))
Какое чудесное путешествие! Кровать с подушками! Дочка попросилась в гости к дедушке морозу посмотрев ваши фотографии!
Аватар пользователя tatianag
Подушки, действительно, замечательные. Их семь - на каждый день недели, и восьмая - праздничная (слева на тумбочке). Там еще тапочки у кровати очень уютные.
Аватар пользователя elenach
Очень насыщенная у вас программа получилась. По-настоящему новогодняя.
Татьяна, скажите, пожалуйста, а как вы договаривались о мастер-классах? есть ли такая информация в интернете?
Аватар пользователя tatianag
У Великоустюгского музейного комплекса есть сайт в интернете. В поисковике так и набирайте "великоустюгский музейный комплекс". Я написала им электронное письмо с моим планом мастер-классов по дням и по времени и указала количество человек (за месяц до поездки). Они ответили, прислали немного подкоректированный по времени посещения план, я отправила согласие и все. Никакой предоплаты не требовалось.
Аватар пользователя elenach
Татьяна, спасибо. Очень полезная информация. Буду иметь ввиду. Надеюсь и мы когда-нибудь доедем до Устюга...уж сколько лет мечтаем:)
Аватар пользователя oksana.m
Татьяна, спасибо огромное! Очень полезный пост! Полное руководство к действию, ничего додумывать не нужно! У вас получилось настоящее волшебное путешествие!!!
Аватар пользователя tatianag
Спасибо за теплые слова. Хотелось помочь кому-то принять решение о путешествии в Устюг, как мне помогла статья моей тезки Татьяны Тыриной в этом блоге.
Аватар пользователя tatyana.t
Татьяна, очень познавательное путешествие!!! И самое главное, оказывается столько всего интересного мы ещё не посетили в Устюге. Будет повод вернуться, тем более подрастает сынок. Рада, что была полезна Вам и моя статья. Удачи!!!
Аватар пользователя tatianag
Татьяна, наша поездка состоялась благодаря вашему рассказу, спасибо за вдохновение.
Татьяна, спасибо за чудесный рассказ ! Вы достойны победы в конкурсе ! Настоящее новогоднее путешествие с детьми к Деду Морозу))) . Понравились ваши.фотографии. Понравилась программа мастер-классов , она была разнообразная , сочетание познавательно-народного и активного и для детей и для взрослых .Вы всё тщательно продумали. Отличная поездка !
Аватар пользователя tatianag
Спасибо, очень приятно читать комментарии, даже смущаюсь.
Аватар пользователя elenag
Татьяна, у вас получилось сказочное, новогоднее, волшебное путешествие и для взрослых и для детей. Взрослые вернулись в сказку, а дети побылвали в ней. Я очень люблю когда все запланировано и продуманн, стараюсь тоже заранее продумать. Изумительное путешествие!
Аватар пользователя tatianag
Да, иногда очень хочется вернуться в детство, ну или хотя бы дедушку Мороза за руку подержать, в надежде, что заветное желание исполнится.
Аватар пользователя ЕленаК
Татьяна, Вы так здорово все описали! Захотелось и к Деду Морозу, хотя дети уже взрослые. Но ведь, я так поняла, что там взрослые впадают в детство! ;) И это здорово. Организация поездки - супер! Спасибо, что поделились. Очень ценная информация. А вот интересно, можно ли летом к Деду Морозу заглянуть? ;)
Татьяна, огромное Вам спасибо! Прекрасная поездка, отличный расказ и великолепные фоторафии! Просто образцово-показательный отзыв! Очень захотелось съездить, но придется внуков ждать - дочка выросла :))