Москва. Экскурсия по Большому театру. Отчет

Писать о родном городе всегда нелегко. Во-первых, никогда не хватает времени, во-вторых, всегда кажется, что уж на свой-то город найдешь минутку. В-третьих, ты настолько привыкаешь к окружающим тебя красотами, что и не считаешь их каким-то особенными. Я решила изменить эту ситуацию, а катализатором послужила удивительная экскурсия в Большой театр.
Надо заметить, что попасть на экскурсию в главный театр страны одновременно сложно и легко. Еще осенью я узнала, что в Большом театре по средам в 11.00 проводятся экскурсии (500 руб. с человека). Пускают строго первых 20 человек, хотя очередь собирается огромная. Этот вариант показался мне очень непростым. Еще можно попасть с коммерческой группой. Нам профсоюз предоставлял иногда места на эту экскурсию, но всегда в мои рабочие дни.
И вот мне позвонили и предложили экскурсию тогда, когда я могу. Это было фантастическое везение, и я, конечно, согласилась.

Театр начинается с вешалки
 
Экскурсия начинается около Бетховенского зала, который был сооружен во время реконструкции театра в 2003 - 2010 гг.
Уникальность зала в особой акустике и в том, что зал по сути является трансформером. Как я поняла, ряд кресел складывается в капсулу, сцена опускается, и получается большой холл.

Бетховенский зал. Фото Елены Себякиной
 
Я, быть может, что-то неправильно услышала, делюсь тем, как я запомнила слова гида. Эта информация показалась мне настолько сюрреальной, что я даже растерялась и ничего не переспросила.
В зале репетировал первый концертмейстер, и снимать там не разрешили.
Далее мы поднялись в Императорское фойе.
Фото Елены Себякиной
 
Это просторное помещение, открывавшееся только тогда, когда приезжали венценосные особы.


Вход в Императорскую ложу
 

Фото Елены Себякиной
Здесь нам дали историческую справку о театре. Оказывается, нынешнее здание, построенное архитектором Альбертом Кавосом в 1856 г. Уже пятое (или шестое?) по счету.
Предыдущие здания сгорали вместе с дорогостоящим декорациями и костюмами. Несмотря на то, что строительство театра требовало огромных денежных вложений, император или императрица всегда выделяли их.
Надо отметить, что театр был местом общения аристократов, так сказать, большим салоном знати. В императорском фойе даже проходы построены так, чтобы одновременно могли пройти два человека, но не больше. Таким образом можно было пообщаться наедине, оставаясь при этом на виду у всех. Этим пользовались барышни для общения с кавалерами.
Jean-Gabriel Domergue (1889 – 1962) Ballet at Monte Carlo
Источник http://www.liveinternet.ru/users/elinor_051/post387518527

 
В театр приезжали с утра и могли уходить в любое время, спектакли шли постоянно. Зимой при температуре ниже 16 градусов представлений не давали, так как лошади, ожидающие седоков на площади, где ныне расположен ЦУМ, не выдерживали мороза.
Далее нас провели в Красную залу, где сосредоточены 6 оттенков красного.

Фото Елены Себякиной
В ней тоже особая акустика. Потом показали бывший Бетховенский зал, где поведали о непростых для театра днях Октябрьской революции. После этого события пришедшие к власти большевики хотели разрушить театр как "пристанище буржуев". Однако потом решили пустить пролетариат в святая святых. Артистки оставили воспоминания, что во время исполнения партии Жизели зрители кричали: "Одень юбку, дура!" Столкновение культур, что поделать.
Ну а после этого нас проводили в зрительный зал, где уже были готовы декорации к балету "Баядерка".

Bayadere. Photo by Damir Yusupov
 
Зал - это настоящая История. Напротив сцены расположена императорская ложа, в нее мы не попали.
А по краям расположены ложи для простых зрителей. В 19 веке каждая уважающая себя семья дворян выкупала абонемент в ложу, обклеивала ложу своими обоями, приносила свою мебель и имела от ложи ключ...
Партера как такового не было, ибо сидеть под люстрой, с которой капал воск, опасно.

Фото Елены Себякиной
Кстати, люстра убиралась после начала спектакля, существовал люстровый этаж, на который мы и поднялись позже. Все узоры на ложах выполнены из папье-маше с целью проведения звука. И если со звуком в театре все хорошо, то с обзором с некоторых местах плохо.
Экскурсовод сказала, что в театре очень много мест, с которых плохо видно сцену, ведь театр не приспособлен для массового зрителя.
Мне кажется, это важно учитывать при покупке билетов: спектакли дорогие, не хочется смотреть откуда-то из-за колонн.
Потом мы поднялись на последний ярус балкона - высота головокружительная.
На сцене между тем появились артисты. Они делали па, фуатэ, снимали друг друга на телефон, обсуждали, сидя на шпагате....
Уборщицы пылесосили зал, работники сцены выкатывали декорации, в общем, шла полная подготовка к вечернему балету.
А мы поднялись на люстровый этаж, расположенный на уровне крыши ЦУМа.
Там располагается репетиционный зал со сценой размеров с реальную. В нем репетировал партию Ромео артист, нам удалось посмотреть фрагмент его тренировки. Очень тяжелый труд, что и говорить. Снимать не решилась, боялась, что балерун попадет в кадр, а это запрещено.
Вообще об артистах Большого театра нам рассказали много: изначально это были крепостные, которые не могли даже жениться без высочайшего разрешения Императора. После окончания карьеры их отправляли туда, откуда, собственно, и брали в труппу театра. Только немногим удавалось за большие заслуги получить свободу.
Сегодня дети занимаются балету ом с 10летнего возраста, они должны быть абсолютно здоровы, конкуренция очень высока.
Нам много рассказывали об инженерных особенностях и находках театра, например, о том, что все здание опирается на вот эти идущие кругом стены.

Фото Елены Себякиной
Я, к сожалению, не запомнила всю информацию, но вынесла из театра главное - ни с чем не сравнимую атмосферу искусства и желание посетить балет (чего раньше со мной никогда не было).
В заключение хочу порекомендовать всем эту экскурсию и посещение театра, причем не обязательно Большого. Есть много спектаклей с билетами от 200 руб., например, филиал Малого, камерный театр "Сопричастность", театр Пушкина, МТЮЗ (есть билеты от 50 руб.!)
Прикоснуться к волшебству - недорого по деньгам и дорогого стоит для нашего сердца!

Bayadere.. Photo by Damir Yusupov

*Первое фото статьи - автор Елена Себякина
 


Не хотите пропустить новую статью?
Подпишитесь на новости!
Похожие статьи:


Реклама:

Комментарии

Аватар пользователя anastasiya

Таира, спасибо за такую интересную экскурсию! Я полюбила балет после того, как несколько лет назад моя подруга повела меня в Мариинский театр на балет Жизель. Столько эмоций сразу, сколько я испытала тогда, я не испытывала, наверное, никогда! С тех пор  у меня мечта, сводить на балет сына)) а вдруг и ему понравится))

Аватар пользователя elenas

Я решила раз я люблю оперу, то Лешке должно тоже понравится... вобщем купила билеты в Большой, на всех: себя, Лешку, Сережу, маму и мы совершили этакий семейный выход... Лешке было лет 9, ходили на Снегурочку, по моему мнению супер интересно... ну билеты в партер дорогие, и я купила на балкон, там очень хорошо видно оркестровую яму... и можешь себе представить мои мальчики все действо следили в оркестровой яме за мужиком который играл на треугольнике, считали сколько раз он стукнул по нему, засекали на спор на сколько секунд он ушел... после этого в театр мы с мамой ходили вдвоем))) мальчиков я брала только на простые спектакли в простые театры

Аватар пользователя anastasiya

и такое может быть))) но есть позможность купить билеты по хорошей цене, поэтому нужно воспользоваться! В любом случае, воспоминания останутся)

Аватар пользователя yana

Спасибо! Полина с бабушкой идут на Щелкунчика 7 января смотреть на волшебную красоту Большого Театра!

Аватар пользователя elenas

Спасибо за воспоминания. С любопытством пересмотрела все свои фотки, прочитала ваш рассказ, вспомнила свои впечатления. Была на экскурсии, ходила за 700 руб, без очереди и ажиотажа. Записалась, оплатила, из минусов то что в зале мы были во время репетиции и нас в партер не водили, нас привели на последний этаж где люстра и мы примерно полчаса слушали репетицию, была опера Борис Годунов... здорово понравилось очень. Плюс к тому в фойе была выставка платьев Галины Вишневской и афиш дореволюционных театра... а время ограничено, поэтому фоток мало, а те что есть сделаны на бегу и не очень хорошего качества)

Аватар пользователя tatyana.t

Таира, спасибо за информацию и экскурсию по Большому театру. Дочь попросила на день рождения билет в этот театр, так, что покупали билеты на балет "Щелкунчик" два дня. 28 декабря с девочками пойдём, и благодаря Вам устрою небольшую экскурсию своим детям, спасибо!

Добавить комментарий