Пенза - Тарханы - Наровчат. Первые впечатления бывают обманчивы. Отчёт

Приветствую вас любители путешествий! Меня зовут Настя, и я «путешествиеголик»! По городам и весям мы ездим с мужем Димой и дочерью Лерой. Мы из Нежного Новгорода.
На ноябрьские праздники решено было ехать вдвоем с мужем в Пензу. Маршрут Пенза - Тарханы - Наровчат был рассчитан на 3 дня и 2 ночи.
Об этом и попытаюсь вам рассказать.
Выехали в ночь с 3 на 4 ноября в 01:30, рановато, но уже не было сил сидеть и ждать начала приключений.
План трёхдневной поездки был таким:
  • 1 день. «Тарханы», далее заселение в Пензе, в театр «Дапертутто», прогулка по городу.
  • 2 день Поход в музей одной картины, в музей Мейерхольда, прогулка по городу.
  • 3 день. Выезд из Пензы, посещение в селе Сканово пещерного монастыря, дом-музей Куприна и музей-тюрьма в городе Наровчат.
Не все сбылось и удалось, но ведь это замечательный повод побывать в Пензе еще раз!
Итак, начнем.

4 ноября

Прочитав у Галины ее отзыв о посещении усадьбы М.Ю Лермонтова «Тарханы», я поняла, что нам прям очень нужна там экскурсия, поэтому я заранее созвонилась с представителем по телефону 8 927 377 62 95 и напросилась к группе, которая забронировала себе экскурсию. Да, все не очень организованно, но это лучше, чем никак.
Мы подъехали к усадьбе в 9 утра, попили кофе, перекусили и пошли к кассе. Мне сказали, что о нас предупредят (оказалось, забыли). Не беда, я еще раз созвонилась, все решили, купили билеты на выставки, билеты на бал и стали ждать автобус с группой, к которой нас должны были присоединить. Веер билетов на вход для двоих. :)
Группа подъехала, но что-то у них пошло не так, сначала ждали экскурсовода, потом решили самостоятельно идти на мельницу.
Рядом с мельницей дом мельника (харчевня), нас запустили и включили аудио запись с описанием быта харчевни минут на 5-10, далее женщина, открыла нам мельницу для осмотра, мы зайти успели, но фото так же нет, были школьники.

У главного входа в 11:30 нас уже встретила экскурсовод, и мы пошли с нашей группой по усадьбе.

Зашли в дом ключника, где послушали небольшой рассказ о быте крестьян. Далее отправились в барский дом. Рассказывали интересно, но экскурсанты постоянно перебивали рассказ, чем сбивали с настроя и нас, и экскурсовода. Все верно, музеи нужно посещать с экскурсоводом, для меня Лермонтов открылся не только как поэт, а как художник, талантливый человек, знающий несколько иностранных языков и владеющий музыкальными инструментами.

Зашли в церковь Марии Египетской, дослушали историю, где нас и покинул наш рассказчик. На этом с группой мы расстались и пошли на самостоятельный осмотр, дошли до тайной беседки, круглого сада, зеленого театра.

И вернулись к зданию, в котором столовая, а так же проходит бал.

На балу

Входит аккомпаниатор, садится за рояль и начинается действие…..
Нам показали мазурку, полонез, вальс, причем в танцы приглашают и зрителей.
Поиграли в «Перышко» аналог фантам, задействовали детей. Было весело и интересно. Закончилось все в 14:30.

А время «поджимало», так как на шесть вечера у нас были билеты в театр «Дапертутто».
На машине доехали до фамильного склепа Арсеньевых-Лермонтовых, самостоятельно осмотрели склеп Лермонтова, его матери и бабушки.

На этом наше знакомство с усадьбой закончилось и мы поехали в Пензу.

Пенза. Гостиница LIFE

У самой гостиницы LIFE стоянка маленькая, машин на пять-шесть, так что нужно заранее созваниваться и просить, что бы оставили место. Также напротив есть платный паркинг, 220 рублей в сутки.
Заселение проходит быстро, нам дали номер на втором этаже с окнами во двор. Гостиница новая, в центре города, рядом с пешеходной улицей Московской. Сам номер небольшой, но уютный. Мыло, шампунь, тапочки и фен присутствуют. Также есть холодильник, кондиционер и сейф. Завтраки включены в стоимость проживания, за 2 дня они были разные, простые, но сытные. У гостиницы есть лаундж-зона и столовая, сфотографировать не догадалась, предоставлю фото с их сайта. Кстати, завтракать у них положено в столовой, но нам любезно разрешали взять все с собой на подносе, нам было так удобнее.

В общем заселились, перекусили и пошли в театр « Дапертутто».
От гостиницы пешком можно дойти минут за десять неспешным шагом. Театр находится в доме-музее Мейерхольда, достать билеты сложно, но можно. :) Я звонила заранее за две недели и мне оставили два билета. Как я их упрашивала - отдельная история. :)
Мы смотрели «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», билет стоит 400 рублей. Театр работает в жанре комедии дель арте, так что играют только мужчины, каждый актер может играть по несколько ролей в одном спектакле, в том числе и женские. Фото только одно, так как нас настолько захватило действие, что обо всем забыли.
Сцены нет, актеры играют около тебя, что невероятно завораживает. Ах, какие актеры Бирюков Илья и Водопьянов Алексей! Не хочу умалить достоинств других актеров, может в других постановках у них главные роли, но здесь, смотря на игру этих лицедеев, я не дышала и не моргала.
Спектакль длится 2 часа 10 минут, как они пролетели, мы не заметили. Так как мы попали в театр четвертого ноября, в этот день была ночь музеев в Пензе, около входа артистов на встречу ждали около ста человек, это те кто хотел, но не попал на спектакль. Мест же в театре около 50-60 всего.
Выйдя после постановки, мы долго не могли с мужем наговорится, перебивали друг друга, обсуждая и переосмысливая игру. Рекомендую к посещению!!!

После спектакля мы с мужем пошли гулять по вечерней Пензе, улице Московской, дошли до памятника Первопоселенцу, расспрашивали о городе местных жителей. Что сказать? Любят, знают и ценят свой город Пензенцы!!! Это приятно! Кстати, сами жители города когда узнавали, что мы идем с театра, не могли поверить, как нам удалось достать билеты.

5 ноября

Второй день у нас начался с посещения Музея одной картины. Сначала показывают фильм об авторе картины и ее истории, потом поднимается занавес и взору предстает виновница истории. Когда озвучили, что сеанс длится сорок минут, честно сказать, подумала, что будет скучно сидеть, но я не заметила, как пролетело время. Никакой экскурсовод не будет рассказывать сорок минут об одной картине.

“Журнал Forbes выбрал 6 самых интересных музеев, заслуживающих внимания каждого. Под номером 3 в списке — Музей одной картины им. Мясникова в Пензенской области." Так-то!
А, как любят, ценят и рассказывают о своем музее сотрудники, любо-дорого посмотреть!
Обязательно посетите!
Как и Галина, мы заглянули в сувенирную лавку и пошли пешком до музея Мейерхольда, так как я хотела попасть еще и в музей с экскурсией, но заговорившись и засмотревшись на город, потеряли счет времени и пришли к закрытию. Жаль? Безусловно, но что поделать.
Вечер снова посвятили неспешной прогулке по Пензе, дошли до Ростка, прогулялись по скверу Славы, дошли до мемориала « Афганские ворота» и пошли отдыхать в номер, так как на следующий день нужно было пораньше встать, чтобы посетить Наровчат и Сканово.

6 ноября

Проснулись, позавтракали, собрались и тронулись в путь. Хотели заехать в фирменный магазин конфетной фабрики, но проспали и поэтому забыли.
Приехав в село Сканово, мы немного поплутали, изначально свернули не туда, доехав до Троице-Сканова женского монастыря, спросили у монахини куда нам нужно ехать, оказывается Пещерный монастырь находится в противоположной стороне от женского.
Наконец-то мы добрались и пошли к мужскому монастырю. Зашли в церковную лавку, купили свечи, так как в пещерах нет света, оплатили экскурсию и начали подниматься.
Подъем к пещерам 70 метров. Так что запаситесь терпением и выносливостью!

«Троице-Сканов монастырь основан в середине XVII века как мужской монастырь. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий название произошло от речки Скановой, якобы протекавшей недалеко от монастыря. По другой версии, по преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца».
Не буду копировать вам информацию, все сможете почитать на просторах интернета, если заинтересуетесь. Мы же послушав дьякона, стали заходить в пещеры. Внимание! Если вы боитесь темноты, замкнутых пространств, то ходить туда не стоит! Я пошла, о чем очень сильно пожалела, мне было, жутко, страшно, казалось, что наш путь никогда не закончится, и мы оттуда не выйдем. Мужу же наоборот очень понравилось, он шел по ходам, рассматривал надписи, кельи и проходы. Но, как говорится, каждому свое!
Фото внутри нет, покажу вам не свои, фотоаппарат был у меня, мне же было не до съемки.

В конце нашего путешествия мы поехали в село Наровчат.
Там находится единственный в мире дом-музей Александра Ивановича Куприна.

Приехали, закрыто, но на двери висит объявление, что сотрудники находятся по другому адресу и телефон, мы, конечно, же их разыскали, оплатили экскурсию и пошли. Нас было всего двое, никто не мешал и не отвлекал.
В музее практически нет экспонатов, так же дом это новострой, очень мало осталось от писателя личных вещей, но он стоит на том же месте, где был дом семьи Куприных, старый сгорел.
У музея есть сайт http://kuprin.museum-penza.ru/ . Можно посмотреть информацию.
В первом зале фотографии и экспонаты, посвященные родителям Куприна.
Есть альбом с фотографиями, доставшийся его матери в приданное, а на стене репродукция фотографий из этого альбома.

Дом был куплен так же на те небольшие деньги, которые его мать получила в приданное. Во втором и третьем зале обстановка из мебели тех времен, чтобы мы могли проникнуться той эпохой и атмосферой, в которой жила семья Куприных.

У Александра Ивановича было две старшие сестры: Софья и Зинаида.
В августе 1861 года родилась дочь — Софья, в декабре 1863 года — Зинаида, в 1866 году — Иннокентий, в 1869 году — Борис (оба умерли младенцами).

«Когда я вышла замуж, — писала Любовь Алексеевна М. К. Давыдовой, — у меня родились две девочки. Но моему мужу и мне хотелось иметь сына. И вот тут нас стало преследовать несчастье. Один за другим рождались мальчики и вскоре умирали. Только один дожил до двух лет, и тоже умер. Когда я почувствовала, что вновь стану матерью, мне советовали обратиться к одному старцу, слывшему своим благочестием и мудростью. Старец помолился со мной и затем спросил, когда я разрешусь от бремени. Я ответила — в августе. «Тогда ты назовешь сына Александром. Приготовь хорошую дубовую досточку, и, когда родится младенец, пускай художник изобразит на ней точно по мерке новорожденного образ святого Александра Невского. Потом ты освятишь образ и повесишь над изголовьем ребенка. И святой Александр Невский сохранит его тебе».
Любовь Алексеевна сделала так, как сказал старец.
В августе 1870 года родился здоровый крепкий мальчик, будущий писатель. Рождение долгожданного сына стало знаковым событием для Любови Алексеевны. С этого момента и до конца своих дней вся её жизнь будет принадлежать Александру».

Когда Александру был всего годик, умирает его отец, и матери приходится отдать своих дочерей на обучение с проживанием. Старшую дочь мать отдает на обучение в Московский Институт благородных девиц, а младшую Софью — в Петербургский институт принцессы Ольденбургской. Сама же с младшим сыном отправляется жить во Вдовий дом и устраивается домашним учителем музыки и языка.
В пять лет Сашу мама отдает в Разумовский пансион (для сирот). Потом переводит его во вторую Московскую гимназию, которая потом будет преобразована во 2-й Московский Кадетский корпус. В те времена Кадетские корпуса были единственной возможностью для обнищавших чиновников и дворян дать детям хорошее образование. Обучение в корпусе было бесплатным.
Куприн всегда мечтал быть писателем и мечту свои исполнил. Но денег ему это почти не приносило, что его очень огорчало. Он не мог дать детям все, что ему бы хотелось.
У Александра Ивановича было две дочери. Куприна Лидия Александровна от первой жены Давыдовой Марии Карловны, она же дала ему развод, только когда у него родилась вторая дочь Куприна Ксения Александровна, от второй жены Гейнрих Елизаветы Морицовны.
Куприн был очень любознателен, хотел попробовать все, - и полет на воздушном шаре, и под воду в водолазном костюме.
После революции новой власти Куприн не принял, и всей семьей они уехали в Париж, сохранился их заграничный паспорт.
Однако же писатель всегда хотел вернуться на родину. Это ему удалось. Но уезжал он сильным и статным мужчиной, а вернулся седым и немощным стариком, он уже сильно болел. После операции писатель прожил не более двух месяцев. Жене, которая сидела около его кровати он говорил: «Я знаю, что иногда схожу с ума и бываю тяжел, но милая, будь со мной милостива». Умер писатель 25 августа 1938 года…
Болея в молодости, Куприн говорил, что хотел бы, что бы его за руку держала любящая рука. Его желание исполнилось. Жена, не отходила от него ни день, ни ночь…
Елизавета Морицовна прожила еще четыре года. Она покончила с собой во время Великой Отечественной войны, во время Ленинградской блокады.
Покоятся супруги Куприны на Волковом кладбище, на могилу им приносят нарциссы, которые очень любил писатель.
Дом-музей А.И.Куприна в с.Наровчат открылся в 1981 году. Самые ценные экспонаты передала в дар его дочь Ксения.
Прямых потомков у Александра Ивановича Куприна не осталось.

В музей-тюрьму мы не попали, так как понедельник у них выходной.
На этом наше путешествие подошло к концу... Всегда становится немного грустно, но так бывает! Теперь я жду новогодних праздников, мы поедем в Рязань и в Москву .
Для себя же с мужем решили, что в Пензу нужно вернуться по многим причинам:
  • сходить еще раз в театр «Дапертутто»,
  • в музей одной картины,
  • побывать в музее Мейерхольда
  • и в картиной галерее К.А.Савицкого,
  • увидеть летние «Тарханы»,
  • заехать в Апалиху
  • и в город Белинский, в музей-усадьбу В.Г.Белинского.
Планов и желаний много! В Пензе и Пензенской области есть много что стоит посмотреть.

...Когда мы только приехали в Пензу, город показался нам серым и безликим. Теперь я понимаю, что нельзя складывать мнение по первым ощущениям, иначе можно очень сильно промахнуться. Уезжали, мы с сожалением, и прощались с городом в красках - пастельных в поездке в Тарханы, цветных и радужных - в прогулках по городу, знакомству с пермяками, театром "Дапертутто", музеем одной картины.