Гродно - в Европу без загранпаспорта

Гродно - старинный, уютный городок на берегу реки Неман, вблизи границ с Литвой и Польшей. Официальная дата его основания – 1128 год. За свою богатую историю город был частью Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской Империи, СССР и, наконец, современной Беларуси.
Побывать в Гродно было моей давней мечтой. Увидеть узкие мощеные улочки, почувствовать близкое дыхание Европы. И город меня не разочаровал. Но обо всем по порядку.
Гродно стал третьим городом Беларуси, который мы посетили в майском путешествии. Погода нам не улыбалась – на улице было около 10 градусов тепла, но дождя не было – уже счастье.
По прибытии в город, мы отправились в апартаменты «Евроуют». В центральном офисе на улице Ленина мы быстро получили ключи и подарок – туристическую карту Гродно.

Быстренько заселившись в квартиру, в страхе упустить выглянувшее солнышко, побежали гулять. Все квартиры "Евроуюта" расположены в центре города, так что оставляем машину и идем пешочком.
Мне Гродно напомнил Прагу. Главным образом своей удивительной компактностью. Все наиболее значимые достопримечательности (кроме Коложской церкви) расположены в непосредственной близости друг к другу. Исторический центр выложен брусчаткой, так что ради удобства ваших ножек забудьте про высокие каблуки.
Первая остановка на нашем пути – парк Жилибера.
Новый парк - современный, но очень красивый и атмосферный. Яркое солнце, свежая зелень – и пусть на улице совсем не жарко, настроение от такой красоты вокруг становится просто отличным.

Идем дальше и попадаем на пешеходную улицу Гродно – ул. Советскую. Вот она меня, честно говоря, не впечатлила. Улица и улица. Магазины, кафешки, торговый центр «Неман». Скучновато.

Но улица быстро заканчивается, и мы попадаем на площадь с тюльпанами, фонтанами и чудесными видами.

Пересекаем ее и направляемся в Костел Святого Франциска Ксаверия.
Вход в строительных лесах, но это нас не пугает, смелым шагом заходим внутрь.
И замираем…
А дело в том, что я никогда не была в католических храмах. И возможность представлялась, но не случилось. И костел произвел на меня неизгладимое впечатление.

Надо отметить, что костел очень даже действующий – большое количество прихожан, даже неудобно ходить и фотографировать.
Покидаем костел, следуем мимо Костела отыскания Святого Креста выходим к красивейшему зданию Гродненского областного драматического театра.
Любуемся и отправляемся дальше.
Вот впереди Пожарная каланча, влево за ней – Старый и Новый Гродненские замки.
Останавливаемся подкрепиться и погреться в «Просто кофе». (Очень вкусный кофе и клубничные булочки).
И вот они – Замки перед нами.
Немного постояв на распутье, отправляемся в Старый Замок. Что здесь есть? Собственно само здание. Постройка датируется XI веком, но очень много и часто перестраивался в дальнейшем. В здании – Музей природы (мы туда не пошли). Отличный панорамный вид на город. Ларек с сувенирами.

Надеемся на лучшее в Новом Замке.
Ворота впечатляют.
За ними что-то похожее на республиканский Дом Советов, а никак не на Замок из сказки.
Но табличка говорит, что ошибки никакой нет.
В Новом замке есть музей. Хм… Ну очень странное оставил он впечатление. Немного камней, немного наконечников стрел, картины, парочка кольчуг, статуэтки. Почему-то выставка чучел. Она, кстати, единственная запомнилась из всего, что мы там видели.

В общем, экспозиция достойная районного музея заштатного города. Я ждала чего-то большего, все-таки история Гродно очень богата событиями.
Идем дальше и находим Музей истории религии. «Ну, уж здесь-то должно быть интересно», - воодушевленно думаем мы и уверенно заходим в мощеный брусчаткой дворик.

Этот музей впечатления оставил двоякие. Сейчас объясню. Экспозиция очень достойная. Экскурсоводов на тот момент не было – просто не было и все. В здании кипа народу. Они суетятся, что-то едят, бегают по залам. Какую функцию при этом выполняют – неизвестно. Абсолютно ничего не знают, что их не спроси.

В музее множество залов, каждый из них посвящен религиозным течениям, которые когда-либо присутствовали на земле белорусской. С иудаизмом, мусульманством все понятно. А вот различных направлений католицизма бесконечное множество. И запутаться можно напрочь, тем более, что все надписи в музее на белорусском. Это, кстати, только кажется, что наши языки очень схожи. Читать сложно, понимать-то понимаешь, но через короткое время начинает голова болеть и рябить в глазах.
А смотрители на любой самый банальный вопрос лишь плечами пожимают. Такая вот печальная история. Причем деньги за вход берут немаленькие.
К посещению рекомендую, но только с экскурсоводом.
Из музея религии отправляемся в Музей-аптеку.
Аптека действующая, но один зал отдан под музей. Старые аптекарские книги, порошки, снадобья, приспособления. Очень интересно взглянуть.

Вход свободный, можно взять экскурсию.
На следующий день, проснувшись пораньше, мы отправляемся в Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Очень нарядное здание и очень русское посреди по-европейски строгого, подтянутого Гродно. Пряничный домик с башенками и колоннами.

Из собора едем в Коложскую (Борисоглебскую) церковь. Это, пожалуй, единственная достопримечательность Гродно, до которой надо ехать на машине. Но она, поверьте, того стоит.

Старейшая церковь Беларуси, построена в XII веке. Очень атмосферное место и вид вокруг фантастический.

Что меня еще поразило в Гродно (и в Бресте) – обилие старых иномарок на улицах. Просто музей европейского автопрома 70-90 годов. И бодро ведь бегают, старушки.
Погода совсем загрустила, и мы отправились в агрокомплекс «Коробчицы» в погоне за солнышком. Догнали его и посетили чудесное место, о котором и сейчас вспоминаем с ностальгией.
Комплекс «Коробчицы» принадлежит Гродненскому мясокомбинату и включает в себя огромный парк с животными, прудами, скульптурами, рестораном и кафе. О нем уже подробно писали в нашем клубе, поэтому расскажу лишь о своих впечатлениях. На самом деле чудесное местечко. Душа отдыхает и радуется. И тюльпаны, тюльпаны, сколько же тюльпанов… Невероятная красота, несомненный бонус посещения в мае.

А в нашем случае еще и погода наладилась – чего еще можно желать.
Нагулялись, налюбовались видами, покатались на лошадках.
В известный ресторан «Замок Зеваны» не ходили, но посетили кафе «Аллюр». Шефство мясокомбината даром не прошло, в кафе очень вкусные колбаски и чебуреки. И дешево. Одно большое НО – как бы оправдывая название, в кафе пахнет лошадками.
На этой позитивной ноте, мы попрощались с Гродно и отравились в славный город Минск.

Какая ностальгия у меня... Приятный город, есть что посмотреть, где погулять. Надеюсь я ещё в него вернусь!
Спасибо, Юля, за такой весенний ракурс зеленого Гродно и прекрасную тюльпанную Коробчицу!
Аватар пользователя julias
Карина, Вам спасибо, что рассказали о таком чудесном месте - Коробчицы. Там, наверное, хорошо в любое время года.
Аватар пользователя Юлия
Теперь мне тоже захотелось в Гродно. Очень заманчивые у Вас фотографии получились, теперь нужно распланировать свое путешествие, и накопить деньжат))
Аватар пользователя julias
Обязательно посетите Гродно, не пожалеете. Красивый, старинный город.
Аватар пользователя Вика
Очень красивый город и замечательная экскурсия! Я была только проездом и очень хочу приехать хоть на несколько дней. Вообще люблю Беларусь, недаром же у меня почти все родственники там живут )) Скучаю по тем местам.
Аватар пользователя julias
Да. в Гродно обязательно нужно задержаться. Как, впрочем, в любом белорусском городе, где я бывала) Люблю Беларусь.
В нашем майском путешествии по Беларуси, Гродно тоже был запланирован, но мы до него не доехали, видимо устали уже и впечатлений было уже слишком много, так как мы уже неделю пробыли в Минске и три дня в Бресте. На семейном совете Гродно был заменен на Витебск, так как он ближе к дому ), но от планов посетить Гродно мы не отказываемся. Нам очень нравится путешествовать по Беларуси, даже нашей маленькой дочке понравилось и она постоянно нам говорит, как ей хочется в опять"Беролуссию" ))
Аватар пользователя julias
И Вы были в мае в Беларуси? В каких числах? Надеюсь, вашей семье больше повезло с погодой) Я не припомню такого холода в мае.Мы были 2 дня в Бресте, три в Гродно, три в Минске. А в Витебск очень хочется, белорусы говорят, что там красота невероятная. Вам понравилось в Витебске?
Ой, нам очень повезло с погодой! Мы поехали 11 мая и по дороге попали в такой снегопад!!! Даже зимой такой редко бывает. Но следующие дни были все теплее и теплее. Неделя в Минске была не жаркой, но и холода не была, дождей тоже В Бресте мы уже ходили в футболках и я даже обгорела, тогда как дома (во Владимире) все мерзли и мокли под дождем. Я, кстати, обратила внимание на ваших фотографиях вы в теплых куртках.
По поводу Витебска, мы были там всего один день, но успели оценить его. Большой чистый современный город. Мне он показался очень похожим на российские города. Это неудивительно, ведь он находится почти на границе России. После Бреста, например, это было особенно заметно. Брест для меня немного старомодный город, в хорошем смысле этого слова. Наверное потому что мы жили в старом районе и часто видели дома довоенной постройки.
В Витебске большой парк Победы с военной техникой, красивая набережная. Я бы туда еще вернулась.
Аватар пользователя julias
Сколько совпадений! Мы тоже из Владимира)
В 2015 году мы были в Минске в конце сентября, ходили в майках. Не угадаешь.