Неисчерпаемый Питер. Часть 8. Музей Анны Ахматовой

В наш предпоследний питерский день мы с утра попрощались с полюбившимся мини-отелем "Дом Романовых". Первую половину дня собирались провести, исследуя музей Анны Ахматовой и гуляя по городу с сыном, вторую – в гостях. Переезд из отеля в хостел делил день на две части.
До завтрака я сбегала в Александро-Невскую лавру. Мы постарались собраться побыстрее, чтобы оставить на прогулку больше времени. Погода радовала. О вчерашнем дожде напоминали только лужи. Мимо поворота на Литейный на этот раз не промахнулись и вскоре были у цели.
Практически напротив прохода в сад Шереметьевского дворца возвышался, привлекший наше внимание величественный главный корпус Мариинской больницы. Одно из старейших лечебных заведений страны стало подарком императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I) к 100-летию Санкт-Петербурга. Здание в стиле классицизма спроектировал знаменитый Джакомо Кваренги, архитектор Смольного института и Академии наук. В строгости, соразмерности, благородстве линий сразу угадывается характерный почерк великого зодчего эпохи классицизма.
Мы свернули в арку дома № 53 и оказались в мире искусства и поэзии. Рассматривали не спеша афиши, скульптуры, артобъекты. Время тянули. Надеялись, что сын, который тоже хотел здесь побывать, успеет. Но, увы! В этот раз мы не могли ждать его долго, время было ограниченно делами во второй половине дня. Он подъехал, когда мы уже заканчивали осмотр музея.
Уже в проходной арке посетителей встречает призыв к сотрудничеству, граффити, необычные металлические буквы вывески.


У дорожки, ведущей к кассе музея, установлен стильный памятник актрисе Прасковье Жемчуговой (графине Шереметевой). Рядом с кассой – шкаф для буккроссинга.

Касса, совмещенная с сувенирным магазином, располагается в большом зале с отдельного входа. Во время нашего визита там проходила выставка творчества школьников. Оказалось, что Музей предлагает несколько циклов интерактивных образовательных программ, результатом которых становятся удивительные творческие проекты: то инсталляции, изображающие чемодан, с которым Бродский покинул страну, то сотворенные детскими руками мини-кухни с предметами из детских стихов Мандельштама. Ахматова очень любила эти шуточные стихотворения и смеялась, читая и придумывая их вместе с другом-поэтом. Работы мне очень понравились. Такие талантливые, оригинально мыслящие дети их смастерили.
Билет в музей стоит 120 рублей, школьный и пенсионный – 60, студенты – бесплатно. Мы оставили вещи в гардеробе и вышли на лестницу, по которой поднялись к дверям коммунальной квартиры, где Ахматова прожила почти 30 лет. Разглядывая подлинные предметы 30-50-х годов, читая пояснения на ламинированных листах, разложенные в каждом помещении, мы не спеша следовали из прихожей с чемоданами, вешалкой и зеркалом по длинному коридору с антресолями, этажерками, связками книг через кухню, где когда-то хозяйничала домработница Пуниных Аннушка, стараниями невестки которой квартира стала коммунальной, в комнаты Пуниных и Ахматовой, где сохранилась атмосфера повседневной жизни интеллигентной питерской семьи.







Я не буду рассказывать об Анне Ахматовой, о семье Николая Пунина, его первой жене, дочери, укладе дома. Все это лучше узнать на месте, посетив музей. Даже простое чтение информационных листков помогает воссоздать в мыслях образ жизни этих удивительных людей, их характеры, увлечения, сложные взаимоотношения, умение оставаться людьми в очень непростых условиях.
У меня осталось двойственное впечатление от визита в музей Ахматовой. Было очень многолюдно. В основном молодежь, приехавшая на выходные, - студенты посещают музей бесплатно. Приходилось ждать, когда схлынет толпа, чтобы пройти в очередную комнату, взять листок с текстом об осматриваемом помещении. В какой-то момент мы догнали экскурсионную группу, и дальнейшее прохождение маршрута оказалось на некоторое время заблокировано. Приходить сюда стоит или с экскурсией, или в будний день вне сезона. У нас получилось, что вроде и побывали в музее, а в толчее и спешке ничего не рассмотрели, не прочувствовали по-настоящему. Значит, приедем еще, спланировав поход сюда по-другому.
Есть здесь и интерактивная зона – белый зал. Это необычное творческое пространство, открывающее проход вглубь ахматовского текста. Задник застекленной витрины представляет собой будто бы гигантский машинописный текст «Северных элегий». В нижней части витрины собраны предметы, книги, фотографии. Стоит протянуть к ним руку, как несколько соответствующих стихотворений, отрывков из воспоминаний, пояснений, выдержек из дневников и писем высвечиваются на панели. Получается необычная захватывающая игра в слова и смыслы. Для нас, привыкших к медленному вдумчивому чтению, процесс слишком быстрый. Приходилось повторять по два раза.
На первом этаже Музея в отдельном помещении размещается экспозиция «Американский кабинет Иосифа Бродского». Бродский, которого с Ахматовой связывали глубокие теплые отношения, никогда не бывал в Фонтанном доме. Они познакомились в Комарово в 1961 году. Начавшаяся дружба сильно повлияла на молодого поэта, признававшегося: «Во многом именно ей я обязан лучшими своими человеческими качествами».
Вещи Бродского передала музею его вдова Мария Соццани-Бродская. Это предметы обстановки, книги, фотографии, открытки, которые он отправлял родителям из разных уголков земного шара. Рассматривая предметы, слушая голос поэта, читая пояснительный текст, можно представить, каким был Иосиф Бродский, как жил в изгнании.


Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме - это гораздо большее, чем мы увидели. Например, здесь регулярно проходят самые неожиданные выставки. У одной из таких выставок-инсталляций мы ненадолго задержались перед выходом.
Сотрудники музея проводят групповые экскурсии не только по музею, но и по городу, по литературным местам. На его базе осуществляется интересный проект «Музей + театр», адресованный в основном детям, проходят концерты, творческие вечера, фестивали. У музея есть филиал на Коломенской улице - Музей-квартира Л. Н. Гумилева.
Сад Фонтанного дома, который виден из всех окон мемориальной квартиры, - тоже часть музея. Здесь на скамье нас ждал сын. И уже втроем мы посмотрели оригинальные памятники Ахматовой и Мандельштаму, арт-объект «Скамейка стукачей», выходящие в сад домашнюю церковь Шереметевых и манеж, где на театральной сцене выступала подруга Ахматовой Ольга Глебова-Судейкина.




Завершая тему нашего похода в Фонтанный дом, хочу поделиться информацией о том, что в Петербурге есть еще один музей Анны Ахматовой. Находится он недалеко от станции метро Автово. Называется «Анна Ахматова. Серебряный век». В музее девять интересных, с любовью оформленных, имеющих каждый свое лицо тематических залов: «Царское Село», «Слепнево», «Бродячая Собака», «Путешествие Н.Гумилева», «Петербург», «Реквием», «Комарово», «Поэма без героя», «Комната Памяти». Есть лекционно-концертный зал. Мы там были несколько лет назад. Пришли к открытию первыми и спокойно, не спеша, с удовольствием все осмотрели. Впечатление осталось самое благоприятное.

Из сада мы вышли на Литейный и продолжили путь до улицы Белинского, по которой вышли на набережную Фонтанки. Сворачивая с проспекта, задержались, чтобы получше рассмотреть здание на противоположной стороне улицы. В хорошо сохранившемся дворце княгини Юсуповой 1852-1858 года постройки, над проектом которого работали два выдающихся немца Гаральд Боссе и Людвиг Бонштедт, сегодня размещается институт Внешнеэкономических связей. Особняк создавался для известной светской красавицы Зинаиды Юсуповой, урожденной Нарышкиной. Здание поражает пышностью и вычурностью фасада с кариатидами у входа, колоннами, пилястрами, многочисленными скульптурами. Я читала, что внутри дворец еще более роскошен, и многое из отделки сохранилось до наших дней. Увидеть все это можно, купив туда билет на программу «Экскурсия + концерт».

Следующий архитектурный памятник, привлекший наше внимание – это простая, строгая, соразмерная церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы на углу улиц Белинского и Моховой. Один из старейших храмов Петербурга был освящен в 1734 году в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Павел I наградил церковь орденом Святой Анны, изображение которого установили на фасаде.

От храма мы пошли через площадь к мосту и, перейдя его, оказались напротив цирка. Когда-то я возила сюда младшую сестру, а потом и детей. Цирк Чинизелли, открывшийся в 1877 году, стал первым стационарным цирком в России и одной из достопримечательностей Петербурга. Архитектор Василий Кенель построил его в стиле эклектики с множеством декоративных элементов и с учетом цирковой специфики. Здесь часто бывали Григорович и Куприн, отразившие свою любовь к цирковому искусству в литературных произведениях. В годы советской власти здание пережило несколько реконструкций, каждая из которых упрощала его, лишала неповторимых деталей. Но в 2002-2003 годах великолепный пышный фасад был восстановлен. И теперь мы можем любоваться им. При Большом Санкт-Петербургском государственном цирке работает Музей циркового искусства. Посещение по предварительной записи.

Насмотревшись на цирк, мы пошли по набережной по направлению к Летнему саду, попутно рассматривая дома на противоположной стороне реки. Здесь каждое здание красиво и интересно по-своему. Вот дом 24, перестроенный для своей семьи архитектором Людвигом Яфа в 1881-1882 годах. Тоже эклектика. В XIX веке здесь проходили собрания масонов, в разные годы жили отец декабриста Пестеля и брат композитора Чайковского, Яков Полонский устраивал литературные пятницы, а в 1920-х годах заседал трибунал.
А вот целый ряд разноцветных, но похожих друг на друга архитектурным решением, зданий с портиками и колоннами. Архитекторы разные. А стиль один – классицизм. Желтым по очереди владели обер-прокурор сената Неклюдов и министр народного просвещения Голицын. Здесь жили двое из братьев Тургеневых, собирались члены литературного общества «Арзамас», часто бывал Пушкин. Розовый тоже не раз менял владельцев и жильцов. Среди последних числились Лесгафт и Ахматова. В зеленом в начале ХХ века располагался Археологический институт.
Гуляя, мы приблизились к Михайловскому замку. Бывали там не один раз и в эту поездку заходить не собирались. А вот по Летнему саду прогулялись бы с удовольствием. Мы еще не рассмотрели по-настоящему его новый облик и не определились со своим отношением к нему. Но сад, конечно же, оказался закрыт на просушку. Полюбовавшись видами, и понаблюдав, как туристы пытаются попасть монеткой в Чижика-пыжика, мы, прикинув по времени, двинулись в обратный путь.


Не спеша рассмотрели и сфотографировали великолепную решетку Шереметьевского дворца. Накануне под дождем мы отказали себе в этом удовольствии.
Наше внимание обратила на себя длинная очередь на другом берегу реки. Люди стояли за билетами на выставку Сальвадора Дали, которая проходила в эти дни в Музее Фаберже. Мы еще до поездки решили, что не пойдем, - состояние души сейчас не для Дали.


От мини-отеля «Дом Романовых» до «Другого» хостела шли пешком. Небольшое расстояние с вещами в руках коротким не показалось. Я налегке пыталась притормозить у достопримечательностей Лиговского проспекта, но муж с сыном мчались впереди, и было не до остановок.

Продолжение следует...
 

Все статьи цикла "Неисчерпаемый Питер":


Не хотите пропустить новую статью?
Подпишитесь на новости!
Похожие статьи:


Реклама:

Комментарии

Аватар пользователя ЕленаК

Наталия! Спасибо Вам за статьи о Питере. Каждую из них читаю с огромным удовольствием. Как будто гуляю вместе с вами. Где-то уже побывала - и тогда это душевные воспоминания. Где-то еще не была - и тогда это место, куда обязательно хочется попасть.
Какое точное Вы подобрали слово: НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ!

Аватар пользователя nataliyak

Спасибо за отзыв, Елена! В этом году, так получилось, что мы ходили почти все время по незнакомым местам, - и это после того, как несколько лет жили в Петербурге и почти 30 лет бывали там ежегодно. Так и появилось слово "Неисчерпаемый"

Добавить комментарий