Когда меня спрашивают, что самое красивое в Чечне, то однозначно отвечаю – горы. А в горах Чечни, а еще, вернее, на высоте 1854 метров над уровнем моря расположилась главная жемчужина Северного Кавказа – озеро Кезеной-Ам. Озеро расположено на границе Чечни (Веденский район) и Дагестана (Ботлихский район), имеет естественное происхождение: образовался завал в долине рек Харсум (Алхар) и Кауха (Ходу), и постепенно набралось и озеро. Озеро не очень большое, где–то около 2 километров с юга на север, и около 3 с запада на восток. Вот к этой жемчужине Чечни, расположенной в горах, мы и собирались ехать.

Достопримечательности, которые можно посмотреть во время поездки в Кезеной-Ам:

1. Аргун-Сити (Аргун)
  2. Мечеть имени Аймани Кадыровой (Сердце матери, Аргун)
  3. Шира-Юрт (Геремчук)
  4. Мечеть им Рамзана Кадырова (Шали, строится)
  5. Родник Зулгин Шовда (Веденский район)
  6. Башня царской крепости (рынок в Ведено)
  7. Водопад Девичья коса и памятник Абреку Зелимхану (Харачой)
  8. Озеро Кезеной-ам
  9. Древний город Хой (рядом с озером Кезеной-ам)
Начну рассказ о самых красивых достопримечательностях Чечни с того момента, когда я впервые увидела горы Чечни.

Со стороны Калмыкии мы въехали в Ставропольский край. Сразу изменилась природа. Закупаемся виноградом разных сортов. Продавец уверяет, что виноград местный. Но мы до последнего сомневались, пока через забор не увидели те самые виноградники. Посмеялись надо собой.
Не до смеха стало на выезде из Ставропольского края: блокпост, дяди в брониках, с автоматами, останавливаемся. Подходит гаишник, просит предъявить документы. Мы растеряны настолько, что Витя на автомате потягивает документы: «Подойдет?», «Конечно, подойдет». Разговорились, дядечка интересуется жизнью в Рязани, удивляется, что едем в Чечню. Ну а мы движемся дальше, но уже настороженно, всё-таки «слава» Чечни дает о себе знать.
Доезжаем до границы. Дорога перекрыта какими-то хиленькими пластмассовыми конусами. Стоит стол, сидит юноша с бородой в камуфляже, играет в смартфоне. Останавливаемся:
- Как проехать?
- Ну, если летать не умеешь, то объедешь.
Вот так нас «сурово» провожал Ставропольский край, и как-то «небрежно» встречала Чечня.
А мы едем дальше, и вдруг на горизонте показываются они … горы! Прошу Витю тормознуть, срочно начинаю фотографировать. Следом притормаживает n-ное количество местных машин, но видя фотоаппарат, понимают, что ничего не случилось, и едут дальше.
А мы едем вперед, на те самые горы. По дороге взбираемся наверх, попутно любуясь всей этой красотой. Опять не выдерживаем, останавливаемся, следом тормозит машина, но опять, понимая причину, уезжает.
Въезжаем в какое-то село, домишки приютились прямо на склоне гор. Не могу сдержать улыбку и не сфотографировать вот такие «бочки».
И, кстати, именно здесь мы и увидели заправку в виде квасной бочки с надписью: «Точный долив гарантирован». И здесь же, спустившись с горы, впервые сталкиваемся с проблемами Чеченских дорог: оползень разрушил асфальтовую дорогу, так что объезд проложен просто по щебенке. Но местных это, видимо, не пугает, летят на всех парах, только «камни из-под колес». Я вообще заметила, что машины в Чечне не особо берегут.
А мы тем временем спускаемся на равнину и едем в сторону Грозного, так что если вы хотите горы Чечни, то это, увы, не её столица. Но про Грозный я уже писала, так что позволю себе сразу перескочить на день вперед, к поездке на озеро Кезеной-Ам.

В эту поездку мы решили отправиться с гидом. Договаривалась я с фирмой Visit Chechnya. Договаривались мы с ними заранее, но, как я поняла, решали они этот вопрос в самый последний момент. Нам дают телефон, и дальше мы самостоятельно связывались с нашим гидом.
Сразу хочу сказать, что как к водителю – претензий нет, машина тоже чистая. Но вот как гид… не профессионально. Нет, не плохо: все, что должен был – показал, что мог – рассказал, неплохо поболтали об особенностях традиций Чечни, но это именно такой «бытовой» разговор. То ли это уровень гидов в Чечне, то ли такое отношение к индивидуалам, что им можно и не предоставлять гида хорошего уровня. Но в любом случае, то, что мы ездили с гидом, я нисколько не пожалела.
Во-первых, местами дороги Чечни мягко сказано не «очень», а «джигитов» при этом никто не отменял.
Во-вторых, крайне скудная информация - как найти те или иные достопримечательности, часто без гида это невозможно.
В-третьих, бензин в Чечне не очень.
А в четвертых, ну надо же когда-нибудь Вите отдохнуть?
Итак, созвонились с гидом, договорились встретиться, но как раз был День города, так что проспект Путина перекрыли, и пришлось идти до места встречи пешком. Но мы такой прогулке были рады. Встречаемся с гидом, тот здоровается за руку и со мной, и с мужем (то есть не все чеченские традиции распространяются на туристок), и мы отправляемся в путь.
По дороге ахаю от мечети в Аргуне, гид предлагает остановиться на обратном пути, но решаем, что съездим потом сами, а нам «сдают» координаты парковки.
А наша первая остановка была в Герменчуке, в архитектурно-этнографическом музее "Шира-Юрт". Музей виден с дороги, так что не проедете. Мы пошли его осматривать самостоятельно. Мне понравилось, но немного не хватило более подробной экскурсии. А теперь предлагаю прогуляться вместе.

А вот в таких клетках (справа) держали птицу, а в клетках слева – хранили кукурузу.
В домики можно заглянуть.

За домиками протекает речушка.

У дороги воссоздана башня. Есть кафе, но в наш приезд оно не работало, и, наверное, работает на прием групп. Но заглянуть сюда стоит, по крайней мере, можно увидеть бурку, кувшины и другие вещи.

Следующая остановка была в Шали. Гид специально провез нас через город, чтобы показать строящуюся мечеть имени Рамзана Кадырова. Впечатляет, а это ведь ещё даже к внешней отделке не приступили.
Тут же строится очередной «сити».
А дальше мы уже остановились около одного из родников - Зулгин Шовда, он так же хорошо виден с дороги, по дороге на Кезеной-Ам будет справа.
Попили вкусной водички.
И Витя с гидом полезли на гору за дикими яблоками. Это не очень понравилось одинокой корове на склоне, и она решила пойти гулять по дороге. Кстати, животные на дороге – нормальное явление для Чечни.

А я пошла прогуляться к маленькой речушке.
Тем временем вернулся Витя «с добычей», и мы, жуя, поехали дальше, кстати, яблоки были отнюдь не плохи.
Следующей остановкой стало Ведено. Перечисляю названия и ловлю себя на мысли, что они знакомы многим, но по не очень хорошему поводу. Видимо ещё долго Чечне придётся доказывать, что туристам сюда можно ехать.
Остановились на рынке для санитарной остановки (туалет платный) и просто купить попить, а то в Грозном мы это не сделали. А заодно посмотрели остатки Башни царской крепости.
Вот до всего, о чем я писала раньше, спокойненько можно доехать самим: дорога хорошая, всё видно. Но перед Харачоем я поняла, что мы не зря взяли гида с машиной. Дорогу здесь размыло, и поэтому пришлось по обрывистому склону, просто по наезженной дорожке, спускаться вниз, ехать по такой же дорожке по руслу реки вдоль этой же реки, а потом так же подниматься наверх. Про себя я подумала, что именно здесь наше путешествие на Кезеной-Ам и закончилось бы, я бы точно «махнула рукой» на эту затею. Но мы были с гидом, поэтому спокойно заехали в Харачой к двум достопримечательностям: водопаду Девичья коса и памятнику Абреку Зелимхану. Расположены они в одном месте, рядышком друг с другом.
Водопад, это конечно громко сказано, я бы сказала именно «девичья коса» скользит по скале и спускается по трубе на землю. Водичка вкусная.

История абрека Зелимхана как нельзя лучше, наверное, иллюстрирует все чеченские традиции, запреты и так далее, очень советую почитать в интернете. Ну а мы полюбовались памятником: хороший, задумчивый, мне понравился.

А мирная жизнь вокруг нас текла дальше.
Но и нам надо было ехать к озеру. К счастью, плохой дороги больше не было. Сразу за селением сделали остановку около восстановленной башни, таких много по всей Чечне.
И начался подъем в горы.
Красота, конечно, необыкновенная, но у меня, как у бояки, иногда «сердечко замирало». Следующая остановка была около торговцев медом. Поснимала горы.
Витя купил мёда Лёвину, а нам орешки.
Забираясь в горы, встречаем новое препятствие: овцы переходят дорогу, ну хоть собака с ними.
Кругом мирная тишина и пасущиеся овцы, коровы, и даже кони.

Козы «нарушают» все земные законы и пасутся на вертикальных склонах. Ну а я успеваю снимать не только животных, но и горы.
На некоторых вершинах держится снег, выпал он ещё в середине сентября.

А впереди уже выглядывает главная цель нашей поездки – озеро Кезеной-Ам, а ещё вернее, её Дагестанская часть.
Кезеной-Ам - одна их жемчужин не только Чечни, но и всего Северного Кавказа, самое большое озеро в этом регионе. Перед поездкой, как обычно, и начиталась и насмотрелась, так что теперь предстояло составить свое мнение, и это мнение оказалось отличным. Не знаю, то ли мы приехали в хорошее время, то ли на озере всегда так, но людей было очень мало, а вернее кроме нас только одна компания жарила шашлыки. Так что для меня всё сложилось, как я люблю: тишина, мало народу, можно остаться наедине с природой, и просто наслаждаться всей этой красотой. А теперь немного фотографий этого удивительного места.
С озером мы начали знакомиться со смотровой площадки, правда, были здесь не одни.

Даже сняла небольшое видео, не судите строго, оператор я ещё тот.
А дальше начался спуск к самой туристической базе "Кезеной-Ам". Кстати, дороги здесь хорошие.
На турбазе гид нам дал свободное время, а сам достал удочки и начал рыбачить. Вот такое совмещение работы с хобби. А мы пошли вначале вдаль от домиков, по тропинке.

Пришлось полазить. Если честно, то с горы я спускалась с трудом, Витя меня «ловил».
Но зато и фотографии получились хорошие.

После прогулки налево, решили вернуться к цивилизации. На берегу озера устроены беседки с мангалами, они сдаются в аренду, всё очень чисто, при нас женщины всё оттирали.

Еще есть не понятные сооружения на берегу озера, то ли бани, то ли просто улучшенный вариант беседки, так и не разобрались.
Имеется на Кезеной-Ам и мечеть, в Чечне они есть везде.
Дальше пошла инфраструктура самой гостиницы "Кезеной-Ам" (http://kezenoy-am.com/ru/contacts/). Кстати, цены на номера вполне подъемные, если смотреть по ресепшену и территории, то чисто, но вот самих номеров, увы, не видела.
Помимо номеров можно снять коттедж.
Из развлечений - веревочный парк, детская площадка и зооуголок в виде кроликов.

Лодочки.
Ухоженная территория.
Рыбалка.
И, конечно, само потрясающее озеро.

А в дополнение к нему – потрясающие чеченские горы.

Нагулявшись, мы решили в кафе не заходить (недолюбливаю я кафе, у которых элементарно нет конкуренции), нашли нашего гида и поехали дальше. А я для себя оставила мечту - когда-нибудь вернуться сюда и пожить денька два, погулять около озера, пожарить шашлык и просто наслаждаться тишиной и неспешной жизнью. В принципе это может сделать любой человек, только учтите, что всё нужно вести с собой, потому что ближайший магазин далековато, точнее - далеко.
Ну и если сюда ехать зимой, то стоит учитывать, что выехать можно с большим опозданием. Нам гид рассказал смешную историю про наших чиновников из Москвы, которые застряли на этой базе после того, как дорогу засыпало, а вертолет их забрать не смог. Так вот, какую-то часть пути солидным дядям пришлось «ползти» по сугробам. Так что учитывайте, но тишина и красота этого места, наверное, стоят всех «сугробов».
А нашей следующей достопримечательностью был древний город Хой. Найти сами мы его вряд ли смогли бы, потому что единственное, что я нашла о его месторасположении – находится в районе озера Кезеной-Ам. А вот где? Это оставалось загадкой. Решилась она просто, выезжаете за территорию турбазы и сразу поворачиваете по грунтовой дороге налево, проезжаем селение.
Едем до развилки, пока не увидим старое кладбище.
А там советую вначале посмотреть само кладбище, а потом уже спустится к городу. Учтите, что сверху его размер оценить невозможно, и кажется, что смотреть там нечего, но вблизи размеры впечатляют.
Поселение Хой или поселение стражников находится на берегу обрыва реки Ансалта. Говорят, что здесь проходило одно из ответвлений Шелкового пути, и, в случае необходимости, это поселение становилось крепостью. Ему не повезло: после депортации чеченцев (1944) дома начали разрушаться, эти разрушения добавили и Чеченские войны, та же башня была взорвана. Но всё равно то, что осталось, впечатляет. При поездке на Кезеной-Ам добраться сюда стоит обязательно.
Начнем прогулку с древнего кладбища, расположено оно по обе стороны от дороги.

Всё это очень старое, но на некоторых захоронениях видны таинственные знаки и арабская вязь.

Недалеко стоит памятник, напоминающий о более современном времени.
Спускаемся к самому поселению. Дома здесь интересны тем, что сложены из камней, без раствора. В это трудно поверить, но часть этого стоит до сих пор и не производит впечатления хлипких построек.
Как я уже говорила, в начале пути ощущения большого поселения нет совсем.
Но постепенно начинают «всплывать» старые постройки.

На некоторых есть таинственные знаки.

В некоторых сохранились потолки-своды, и, представляете, всё это просто сложено из камней! Впечатляет!

А мы спускались всё ниже и ниже, и чем дальше мы уходили, тем больше становился виден город.

Как я говорила, город располагается на обрыве, а еще, вернее, над ущельем. Действительно, неприступная крепость.
Естественно здесь была построена и башня, но это уже реконструкция, которой тоже не посчастливилось дожить до наших дней.
Витя, конечно, слазил и сюда, понятно, в кого у меня сын – экстремал.
Пока он «лазил», я наслаждалась горами. Вон внизу течет та самая Ансалта.

И, наверное, на том каменном уступе и была вторая башня.
А вот эти горы создают какой-то неземной пейзаж.
Налюбовавшись горами, мы возвращаемся назад. Прощай, древний город Хой!
На этом достопримечательности Чечни в нашей поездке закончились. Конечно, были обалденные виды по дороге назад, вкусная брынза, купленная у пастухов, и разговор о чеченской культуре. Сама поездка мне очень понравилась, посмотрели довольно-таки многое, и самое главное, ничего не повторялось. Но особенно, конечно, впечатлили само озеро Кезеной-Ам и древний город Хой.

Наш путь от Грозного до Кезеной-Ам на карте:

Все статьи цикла "Путешествие на Юг России":

1. Путешествие на Юг России. Часть 1. Волгоград
  2. Гостиница Park Inn by Radisson Волгоград. Отзыв
  3. Путешествие на Юг России. Часть 2. Волгоград. Музей-заповедник "Старая Сарепта"
  4. Путешествие на Юг России. Часть 3. Достопримечательности Элисты
  5. Элиста. Где мы жили, где мы ели. Гостевой дом "Турист". Кафе "Чиполлино"
  6. Путешествие на Юг России. Часть 4. Достопримечательности Грозного и Аргуна
  7. Грозный. Central City Hotel. В центре, уютно и не дорого. Отзыв
  8. Особенности чеченской кухни, или Где и что поесть в Грозном?
  9. Путешествие в Чечню. 13 вопросов и ответов
  10. Что можно посмотреть в Чечне. Интересные места и достопримечательности ЧР
  11. Путешествие на Юг России. Ч. 5. Поездка на Кезеной-Ам. Самые красивые достопримечательности Чечни
  12. Путешествие на Юг России. Часть 6. Чечня. Поездка в Аргунское ущелье. Что можно посмотреть?

Красота...обожаю горы...вот вроде и Кавказ, но какой-то другой... отличный от Домбая, Адыгеи, Архыза, Красной поляны.. нравится...хочется поехать очень)))
Надеюсь, что Домбай увижу и сравнюwink Но природа, действительно, по разному воспринимается, в том же Кисловодске всё было по другому.
Аватар пользователя nataliya_k
Солидарна, горы необыкновенные! Очень, очень хочется увидеть всю эту красоту вживую, а пока спасибо Анне за рассказ: увлекательно, познавательно, впечатлительно!
Спасибо, Наталья! Всё реально, если очень сильно захотеть! Уж если мы туда добрались, преодолев личные причины, то такая поездка вполне осуществима!
Аватар пользователя nataliya_k
Ань, меня дорога не пугает. У меня другая проблема. Сын уже взрослый, со мной не ездит. Сложно найти попутчиков. В любой поездке командный состав важен, важно, чтобы люди были на одной волне. К сожаленью, пока удается найти компанию только на южное направление, поэтому от Кучугур, до Абхазии и чуть в сторону- до КМВ я многие дорожки протоптала, а вот по чудесным историко-архитектурно-ремесленно-прикладным (о как сказанула) местам душа томится, особенно после ваших поездок. Я, как начитаюсь, и давай мечтать. Вот после постов Елены Себякиной в голове начинают роится планы одиночных поездок. Думаю, что ее пример, ну и Федора Конюхова, на что-нибудь да и сподвигнетlaugh
Я пока до одиночных поездок не доросла, хотя чувствую ещё чуть-чуть и «рвану», надоело всех уговаривать sad
Аватар пользователя anastasiya
я думала я одна такая, которой нужно периодически уговаривать...sad
Мужа никогда не уговаривала, приходил говорил: завтра свободен или 2 недели отпуска и мы быстро собирались и ехали... одна проблема была, точно не знаешь когда это произойдет, могли уехать в тот же день как сказал, ничего не бронируя.. с детьми сложнее, вот их до определенного возраста берешь с собой, а чем старше тем чаще уговоры начинаются... сына последний раз в том году уговорила на юг поехать... весь изругался... и больше уже даже по москве сложно уговорить пойти)))
Я всех уговариваю и всегда :( После последней поездки решила больше эти ни заниматься, уж лучше ехать одной :)
Одной ехать не по себе только в глухомань, а у нас рядом все густо населено, но расстоянии тыщу км вокруг москвы, вот уже какой разброс... а по некторым направления и больше тыщи км. Да, наверно, в Чечню не рискну ехать одна, а например на урал еду легко...даже наверно и на алтай бы рискнула поехать одна, только от дорог страшно далеко уезжать... или надо завести спутниковый телефон, ну или связь с кем-то постоянная чтобы была, сотовые там не ловят)))
Какие необычные горы и какое озеро!!! Спасибо, Анют, что показала нам такую красоту.
Аватар пользователя nataliya_k
Вот и я об этом думала уже, что в сторону центральной России ехать не страшно - там везде народ. Машину перед поездками дальними я всегда проверяю в сервисе, ну, а мелкие проблемы решаются.
Вот-вот...но в коце концов можно найти попутчиков... в клубах по интересам тем же... общаться с людьми и кто-то обязательно появится... я конечно пока попробовала с попутчиком разок и совсем недалеко от дома, да есть определенные сложности, но договориться всегда можно... а не ездить не могу уже, это как наркотик))
А ещё этот наркотик передается через общение laugh
не всем)))
Магия гор очень сильная, невозможно оторвать глаз от этой мощи. Фотографиями не передать маштаб той красоты и силы, которую чувствуешь в горах. Озеро чудесно.
Анют, хорошая поездка получилась у вас.
Аватар пользователя anastasiya
Какая красота! Аж дух захватывает! Мы конечно в Чечню навряд ли соберемся, поэтому за твои рассказы отдельное огромное спасибо!!!
Спасибо, девочки! А то что фотографии всего не передают, полностью согласна.
Эти гора как бархатные.
Аватар пользователя nataliya_k
Лена, да, согласна. Дорога - это наркотик. Муж моей сестры называет меня дорожной маньячкой, а, я читаю ваши посты: одна там была, другая там - и кровь кипит, хочется тоже везде побывать, все увидеть своими глазами. Очень ценен опыт других людей. Видишь места мимо которых прошел не зная, понимаешь какие-то свои промахи и делаешь для себя заметочки. Так что, пишите, девочки, пишите!
Аня, а что дорога на Казеной-Ам совсем убитая? На седане там можно ехать? Я хотела бы остановится в гостинице на озере, но как туда доехать?
Карин, до озера дорога в целом нормальная. Но в Чечне много оползней, они дорогу и рушат, что и произошло в Харачое. Там реально спускаешься в русло реки и едешь вдоль неё, правда, отрезок не большой. Так что надо будет уточнять у местных - нормальная дорога или нет, сделали её, нет стало ли «засад» в других местах и т.д.
А дорога везде асфальт (кроме оползневых отрезков) или грунтовка. Просто беспокоит, если джигиты на встречку и камни в разные стороны.
До озера - асфальт. В другие места Чечни - не всегда. Скажем так, основные дороги в Чечне - асфальт, с вкраплениями "форс-мажора" из щебня. Но по некоторым направлениям асфальта нет, там щебень. В сухую погоду можно проехать нормально, но щебень есть щебень тем более в горах. И если будете ездить сами - подумайте о бензин, качество его не очень.
Кариш, а вы в Чечню собрались?
Лен, я на Чечню давно посматриваю, хочется её привязать к чему-нибудь ещё.... например к Баку. Или Чечня +Осетия.
Возьмите меня с собой, паровозиком на второй машине... а то надежи на братиков нет ни какой... не уговорю)))
Леночка мы с радостью, ты же знаешь, только когда не знаю, в этом году осталось 3 отпуска, они все на брони уже. Следующий год пока не загадываю может быть получится.wink
Я легкая на подъем...
Начала читать и сразу мысль пришла - вот чего мне не хватало в предыдущих отзывах! именно этих горных красот!
Аня, читала все почти отчеты по Чечне и поражалась вашей смелости! Хотя Кавказ, то направления для меня лично очень привлекательное, и мысли тоже такие были, но....но....но......навряд ли я в ближайшее время решусь на такую поездку.....муж-то категорически не хочет, а я из-за того что дети малы еще.....ну и опасности имеются, не самое спокойное место.
А по отчету - восхищена красотой гор, синевой неба и озера, город Хой - так неожиданно нам открылся (благодаря вам), вашей смелостью и любознательностью, четкостью твоего изложения - программа по пунктам :-)))) и автором фотографий! У меня даже все вопросы отпали, все предельно ясно!
Спасибо большое! Я ведь тоже боялась, да и странно было бы иначе. Мой муж тоже ехать не хотел, восхищался давно, а вот ехать... А тут что-то сложилось, и всё получилось. Ну а горы, фотографии не передают всей красоты, как ни старайся.
Аватар пользователя Ольга
Анна, добрый день!
Подскажите, в какую сумму вам с мужем обошлась экскурсия на Кезеной-Ам?
Мы сейчас с супругом списываемся с агенствами местными в том числе и ВизитЧечня и нам называют сумму в 7 000 руб.
Вот не можем понять на сколько это приемлимая сумма для данного мероприятия, просто есть еще мысли взять машину в аренду в Грозном и поехать самостоятельно....Вообщем в раздумьях.smiley
У нас общая сумма за две экскурсии была 11 тысяч (озеро и Аргунское ущелье), как что там распределялось уже не помню, да и по разному писали. До озера (за исключением участка, где была размытая дорога, но ее делали) дорога нормальная, правда горная, так что второй раз поехала бы сама, но с ночевкой.