Поездка в Тулу. "Тульский край всех для меня милее!"* Отчёт

Говорят, как год начнешь, так его и проведешь. Мы 2017 решили начать с поездки в Тулу. Об этом путешествии сегодня хочется рассказать в «Клубе путешественников Лукас Тур».
"Есть у нас и Ясная Поляна,
Где Толстой творения писал.
Самовары знают во всех странах,
И Левша блоху здесь подковал".*

История путешествия

Подобрала направление я довольно быстро. «Ехать с женой в Париж все равно что ехать в Тулу со своим самоваром», - писал в своем дневнике А.П.Чехов (по материалам К.И. Чуковского «О Чехове», 1915 г.) Это ироничное упоминание города классиком словно намекало мне, что Тулу точно нужно посетить. И, как всегда, Чехов оказался прав!
Город - настоящий мастерславль, в который обязательно нужно съездить, особенно с детьми.

В 1976 году городу Тула, расположенному в 193 км. от Москвы на севере Среднерусской возвышенности на берегу реки Улы и протянувшемуся с севера на юг на 30 км. и с запада на восток на 25 км., присвоили звание город-герой. В 2014 году Тула заняла 3 место в рейтинге самых благоустроенных городских поселений России (по материалам сайта wikipedia.org). Богатая история города и близость к столице и определили наш выбор.

В течение нескольких дней я изучала всю доступную информацию о достопримечательностях Тулы, и в итоге родилась следующая программа поездки:
День 1
Дорога - завтрак в машине – станция Козлова Засека - музей – усадьба Ясная поляна – катание на лошадях в санях в Ясной поляне – обед - Музей «Старая тульская аптека» - Музей «Тульские самовары» - Прогулка по вечерней Туле – Кремль – ужин.
День 2
Музеи Кремля – обед – Музей пряников – Музей оружия – ужин – дорога.

К сожалению (а может, к счастью), путешествие сразу же пошло не по задуманному маршруту, но об этом позже.

В пути

Симферопольское шоссе, по которому мы поехали в Тулу, представляет собой две полосы в каждую сторону, что очень удобно. До города мы доехали за 3 часа, как и пророчил нам навигатор.
Еще из дома я посмотрела, есть ли на шоссе места для санитарных остановок. Карты мне сказали, что кафе «Помпончик» на Симферопольке нет, однако в районе 90-го км. мы его увидели!
Останавливались в итоге только на заправке, по трассе можно найти заправочные станции на любой вкус.
Погодные условия были сложные, поэтому средняя скорость потока была невелика. Впрочем, путь до Тулы оказался совсем необременительным.

Увидеть своими глазами. Ясная Поляна

Почему же сразу все пошло не так, как было запланировано? Тут, я думаю, сыграл целый комплекс причин. Во-первых, мы не смогли, как хотели, выехать в 7 утра, долго собирались, выехали только час спустя. В Туле мы забрали друзей, которые ехали поездом (они, кстати, очень рекомендовали это средство передвижения. Говорят, комфортно, поезд идет всего 2 часа, стоит 500-700 р. в зависимости от класса) и поехали в Ясную поляну, потому что про Козлову Засеку я совершенно забыла! Впрочем, как показало время, это было правильное решение.
По приезде мы решили отправиться завтракать в кафе «Прешпект», потому что из дома завтрак захватили только двое из шестерых (и это во-вторых). А мы, в нарушение нашей программы, ничего, кроме термоса с чаем, приготовить не успели. О кафе «Прешпект» и других ресторанах Тулы я напишу отдельный отчет.

После завтрака в 12.30 подошли к кассе в усадьбу Ясная Поляна, постояли в очереди и … получили талон(!) на покупку билетов и экскурсию в 14.30! И это, в-третьих.
За билетами нужно подходить строго за 5 минут, раньше не продадут. Я расстроилась, так как приходилось ждать.

Немного практической информации

1. Для посещения усадьбы Ясная Поляна с экскурсией необходимо получить в кассе талон на покупку билета. Стоимость – 400 р. взрослый. Еще можно купить билет на прогулку по парку. Стоимость – 100 р., такие билеты продаются в терминалах. Иных вариантов нет, т.е. самостоятельно осмотреть дом Толстого не получится.
  2. Туалет есть в усадьбе недалеко от флигеля Кузьминских и в кафе «Прешпект». Может быть, где-то еще есть, не знаю.
  3. Парковочных мест мало, возможно, в будни и с билетами, и с парковкой все обстоит по-иному, но нам что досталось, то досталось. Ставили машины далеко от входа, дорога была вычищена, но, конечно же, поскальзывались.

Экскурсия по усадьбе

В 14.25 мы выкупили билет, и экскурсовод увела нас на подъездную аллею имения. Во время первой остановки она рассказывала о роде Толстых, о горькой судьбе сирот, о дедушке писателя по материнской линии, елизаветинском дворянине Н. Волконском, послужившем прообразом старого князя Болконского в «Войне и мире». Именно его трудами (в большей степени) приобрела усадьба тот вид, которым мы можем наслаждаться сегодня.
Подъездная аллея высажена березами. В одно время, по словам гида, здесь посадили ели, но они загородили свет, и сейчас аллее вернули первозданный вид.
Была в усадьбе и своя оранжерея, потому что в XIX веке считалось неприличным привозить фрукты из-за границы. Выращивались в оранжерее даже апельсины и лимоны. Лев Николаевич Толстой страстно хотел вырастить кофе, но все его попытки были тщетны. Впоследствии оранжерея сгорела вместе с деревьями, и взамен была построена теплица.

Не было возможности сделать фотографию, поэтому прикладываю майские
Большой дом, который все ошибочно принимают за дом Толстого, на самом деле использовался как дом для слуг и как хозяйственная постройка.
А так дом выглядит весной.
Изначально в нем жил дед писателя - Н. Волконский.
Одна из остановок была посвящена вот этому памятному камню.
Здесь стоял старый дом Толстого. Надо заметить, что имение «Ясная Поляна» получила по наследству единственная дочь князя Волконского - Мария. Она, по воспоминаниям современников, была «с большими бровями, старая девушка, дурная собою» (из письма А.Я. Булгакова (1822). Братья Булгаковы. Переписка. Т.2. — М.: Захаров, 2010. — С. 149.). Именно ее описал Лев Толстой в своей героине Марье Болконской. После смерти отца Марию выдали замуж за обедневшего дворянина графа Толстого, брак, по сути, по расчету, оказался счастливым, в нем родилось пятеро детей. Однако, когда Льву было два года, она умерла. Не осталось ни одного ее портрета, только воспоминания знавших ее людей и профиль в 8-летнем возрасте.
Через всю свою жизнь Толстой пронес светлые представления о матери, часто гулял в тех местах имения, в которых совершала променад и она.
Родился будущий великий писатель и философ в доме, от которого сейчас остался только этот камень. Как же так получилось, что дом не удалось сохранить?
Дело в том, что родовое имение наследовал именно младший сын, им и оказался Лев Николаевич. Будучи на войне, он захотел издавать дешевый журнал для солдат, так называемый «Солдатский листок». Для этих целей он и продал свой дом по технологии «дом на своз» в соседнюю деревню. Однако цензура издать журнал не разрешила, и Толстой в два дня… проиграл все деньги в карты! В этом весь Толстой для меня – мастер слова и противоречий.

Из обстановки дома сохранился, кстати, диван, на котором родился мыслитель, он находится в доме Толстого – свидетель двух веков!
Сам Лев Толстой с семьей жил в доме неподалеку от старого. За неимением достойных зимних фотографий (было очень холодно снимать), прикладываю летние.
Приятная веранда сейчас является местом надевания бахил, в корзинке из-под которых живет вот такой кот.
Обращаю внимание, что дом небольшой, вмещает не так много людей, как нам хотелось бы, поэтому минут 20-25 нам пришлось ждать на улице, экскурсовод предложила позадавать нам вопросы, явно не ожидая среди нашей группы филологов и специалистов по Толстому.
Лично я провела для себя эти 25 минут с пользой, узнала много нового о быте семьи Толстых, например, то, что они питались в основном всем «с огорода», но заказывали швейцарские сыры. :)
Также нам рассказали об оккупации Ясной поляны во время ВОВ. Говорят, фашисты хоронили своих убитых на полянке рядом с могилой Толстого.
Все ценности и реликвии из музея успели вывести, а вот диван, на котором на свет появился Лев, нет. Он до сих пор носит следы оккупации.

Сам дом писателя очень уютен и весь пропитан его эпохой. Снимать в доме нельзя.
Нам показали гостиную, в которой за столом собиралась вся семья на утренний кофе в 9 утра, завтрак в 13.00 и обед в 18-19 часов. Осмотрели мы и кабинет Толстого. Впрочем, творил он везде. В хорошую погоду нередко просил слугу вынести стол на улицу под яблони, а также любил комнату – кладовку.
Очень много рассказали нам о супруге писателя Софье Андреевне, урожденной Берс.
Она была хорошей матерью и хозяйкой поместью, вела секретарскую работу при своем муже. Кстати, о ней я знаю интересный факт, о котором, понятное дело, в Ясной Поляне нам не рассказывали. У Софьи была удивительная сестра по отцу – Варвара Житова. Дело в том, что до женитьбы отец Софьи Андреевны, врач Берс, лечил отца И.С. Тургенева и приятно проводил время с его женой Варварой Петровной Тургеневой, урожденной Лутовиновой.
Фото с сайта Wikipedia.org
Варвара Петровна была одной из самых богатых невест того времени, но не славилась красотой. Сергей Тургенев, будучи моложе Варвары, женился на ней по расчету, и брак не принес супругам счастья. Об этом красноречиво написано в повести И.С. Тургенева «Первая любовь». Когда муж заболел, Варвара Петровна пригласила в дом врача Берса и увлеклась им. В результате этого увлечения появилась на свет дочь Варенька, которая приходилась единоутробной сестрой великому писателю Ивану Тургеневу и единокровной сестрой жене Льва Толстого Софье. Удивительная связь, вы не находите?
Про Софью Андреевну я могу рассказывать вообще бесконечно долго, поэтому, пока не ушла в перипетии ее жизни, вернусь к экскурсии.
После дома Толстого мы осмотрели флигель Кузминских.

Летний и зимний варианты
Именно в нем в свое время открывал Лев Толстой Яснополянскую школу для крестьянских детей. Потом флигель облюбовали Кузминские – сестра Софьи Андреевны с мужем. Надо заметить, что Лев Николаевич очень благоволил к Татьяне Андреевне и, как сам признавался, списал Наташу Ростову (между прочим, свою самую любимую героиню) с нее и с Софьи Андреевны.
Сейчас во флигеле Кузминских расположена коллекция вещей, связанных с заграничными путешествиями Толстого. В одном таком путешествии он увидел публичную казнь, это сильно потрясло его и, думаю, сказалось на его творчестве.
Посещение флигеля много времени не занимает. Я бы с удовольствием рассматривала вещи внимательнее, но все время подгоняли смотрители: на пятки нам наступала следующая группа экскурсантов. Так что, скорее всего, мы просто для галочки посетили экспозицию.
На этом экскурсия закончилась, мы поблагодарили гида и самостоятельно отправились на поляну, где, по рассказам фантазера брата Толстого, Николая, он закопал зеленую палочку, на которой вырезал секрет всеобщего счастья. Когда палочку найдут, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, ни неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга. Маленький Лев очень хотел обнаружить эту палочку. Найти ее, по словам брата, было непросто. В своих воспоминаниях Толстой писал, что данный артефакт зарыт на краю оврага, там же он завещал и похоронить его.
Могила Толстого ничем не отмечена, кроме небольшого заборчика. Вокруг пустынно и как-то умиротворенно.
Дорога к ней пролегает через парк, он производит поистине сказочное впечатление.
Мы шли уже в темноте, снимать было бессмысленно. Я просто слушала тишину и смотрела, как с пушистых веток падает снег. Очень рада, что удалось увидеть имение Толстого зимой, летом совсем не то: конечно, спору нет, есть своя прелесть в цветущих сиренях, в зеленой траве, но вот зиму я люблю, наверное, больше.
Для сравнения прилагала и прилагаю и летние фото.

Прогулка по Ясной Поляне заняла около 2,5-3 часов. Было уже пять вечера, нужно было ехать в Тулу, если мы хотели попасть в музей самоваров. Катанием на санях я решила пожертвовать, ибо мечтала хоть как-то вернуться в программу.
Правда, в музей самоваров хотела только я. Остальные хотели отобедать и погреться. Я все же настояла на музее.

Станция «Козлова засека»

Прежде чем рассказать о нашей дальнейшей прогулке, необходимо осветить посещение железнодорожной станции «Козлова засека», которая сейчас является одновременно и музеем, и действующим полустанком.

В здании станции расположен стилизованный зал ожидания и музей железнодорожных путешествий. Название станции связано с тем, что в давние времена в этом районе была застава молодого русского государства. Лес здесь вырубали и делали «засеки» - оборонительное сооружение из бревен, поваленных вершинами в сторону противника.
Вход в музей платный, но недорогой.

Дорожный чемодан

Еще чемодан. Я бы такой не подняла даже.

Складной стульчик. Такой был и у Толстого.

Обратите внимание на ключи. Они обеспечивали безопасность движения. Машинист брал эти ключи на разъезде (именно поэтому они такого размера – с локомотива удобнее схватить). Пока ключи у машиниста, никто не мог переключить стрелки. Когда же машинист проезжал разъезд, он отдавал ключи. И все это не прерывая движения. (Экскурсию мы не брали, об этих удивительных ключах нам рассказывали в музее железной дороге в Бресте).
Музей, несмотря на его размер, очень нам понравился. Милое место, где многое дышит стариной. Нам он помог скоротать полтора часа до начала экскурсии в Ясной Поляне.

Именно на эту станцию приходила вся почта для Льва Толстого – великого мыслителя своего времени. Говорят, что отсюда он отправился в свое последнее десятидневное путешествие в ноябре 1910 года, попросту сбежал из дома. Ему было 82 года. Он увлекался нумерологией и считал цифры 8 и 2 не случайными в своей жизни. Посудите сами: он родился 28 августа 1828 года, умер в 82 года, что-то еще нам рассказывали в музее про даты, но из головы вылетело.
По воспоминаниям современников, Толстой ушел из дома из-за финансовых разногласий в семье. Надо сказать, что Софья Андреевна не раз переживала об «экономической стороне» жизни Толстых. Имение никакого дохода не приносило, единственный источник дохода – литературная деятельность. Толстой же хотел отказаться от прав на свои произведения. Это привело к конфликту, и писатель решил уйти из Ясной Поляны.
Думаю, всем известно, что он в компании своего врача буквально бежал из дома ночью, простившись только с дочерью Александрой. Ну а финал бегства был печален. Лев Николаевич простудился и умер на станции Астапово.
Так закончилась жизнь этого противоречивого, но, безусловно, великого человека.

Музей Самоваров (Ул. Менделеевская, д.8)

Этот музей работает до 20.00. Мы приехали в него около половины седьмого, и сотрудница сказала, что последняя экскурсионная группа уже ушла. Это нас расстроило, но делать было нечего, пошли смотреть самостоятельно.
Как мы поняли, в музее два этажа экспозиции, но во время нашей поездки был открыт только один. Самоваров великое множество. Вот некоторые экземпляры.
Удививший нас самовар на спиртовке

Вариант для эстетов

Потрясший меня своей красотой буфет

Самовар из сахара

Музей находится прямо перед Тульским кремлем и является частью музея Кремля. Но Кремль никто не захотел, все проголодались. Мы поехали в ресторан «Лимон». О посещении ресторана и о том, где поесть в Туле, расскажу отдельно.
Основательно подкрепившись, мы вышли из ресторана в 21.00 и захотели уже в гостиницу, однако все же «духовное» в нас пересилило «практическое», и мы отправились на вечернюю прогулку в Кремль, ведь он работает до 22.00. И вот знаете, внезапное всегда получается лучше запланированного!
Во-первых, мы нашли памятник прянику,
во-вторых, мы увидели чудесную вечернюю праздничную подсветку Тулы, сфотографировались около ледяной стены, но прекрасное – это метель в пустынном Кремле. Было что-то неземное в этих заснеженных древних стенах из красного кирпича! Судите сами.

Погуляли мы там до закрытия, далее пошли к платной подземной парковке в здании ТРЦ «Гостиный двор» (20 рублей час), где оставили машины.

Наш долгий первый день подошел к концу. Дальше нас ждал отель «Звездный», о котором я рассказала в своём отзыве.

Музей «Старая Тульская Аптека»

Утром мы приняли решение в музеи Кремля не идти, потому что никто к ним интереса не проявил. Поехали сразу в музей-аптеку.
В музее мы заказали экскурсию и ни разу об этом не пожалели. Расположен музей в здании по проспекту Ленина, 27. Вход не очень примечателен.
Аптека здесь зародилась в середине XIX века, ее владельцем стал Фердинанд Белявский, его дело продолжил зять, после его смерть дело взяла в свои руки дочь. До революции аптека принадлежала ей, потом ее национализировали, и в таком виде она проработала до начала XXI века. В 2011 году аптека, не выдержав конкуренции, закрылась и была превращена в музей.

Кстати, дочь Белявского, спасаясь от большевиков, вместе с одним из сыновей эмигрировала в Германию. Потомки Белявского сотрудничают с музеем, например, передали личные вещи и фотографии основателя.

Вначале нам рассказали о состоянии аптечного дела на Руси и в Российской империи. В нашей стране долгое время «аптеки» были похожи на магические салоны, и только с XIX века аптеки стали появляться в более привычном для нас виде. Ну как в более привычном виде – каждая аптека была сродни современному химическому НИИ, изготовляла большинство препаратов самостоятельно, в ней работали 50-60 человек, имелся свой огород… В общем, государство в государстве. Выполняла аптека и судебно-медицинские функции.
На втором этаже была жилая половина владельцев, к ней вела вот такая кованая лестница.
В музее два зала с витринами, около каждой витрины экскурсовод останавливается и подробно рассказывает и о средствах, и об упаковках, и об этикетках.

В синих пузыречках всегда хранили яды

Так выглядит один из залов

В аптеке той эпохи всегда можно было попить кислородный коктейль или кофе, пока ждешь приготовления своего лекарства. В зале стояли диванчики и столики, как в кафе, и ожидающие могли пообщаться друг с другом.
Были в аптеках и витрины, посвященные грудному и искусственному вскармливанию.

К каждому лекарству прилагалась инструкция, ее вешали на горлышко пузырька.
Также в аптеках подбирали очки и продавали стоматологическое оборудование. Впрочем, любое врачебное и больничное медицинское оборудование продавали именно в аптеке. Были, конечно, и специализированные магазины, например, магазин хирургических инструментов Швабе в Москве, но это была скорее редкость, чем правило. Как раз пока готовила статью в печать, прочитала воспоминания Александра Вертинского. Вот что он пишет:

Сами можете судить о состоянии медицины в то время. Аптека на ее фоне была прямо центром медицинской жизни, как мне показалось.
Аптека сама высушивала для себя полезные травы и приготовляла из них лекарства.
Также в музее нам в микроскоп показали подкованную блоху (помните «Сказ…» Лескова?)
Занимался подковыванием блохи мастер микроминиатюры Николай Алдунин.
Он размещал также на рисовом зерне танк (из 273 деталей!), на спичке - автомат, на игле - самовар, а в игольном ушке - караван верблюдов. Удивительный талант!

Вообще аптеки того времени (как, кстати, и сейчас) были довольно дорогим «удовольствием». Хотя в них можно было купить практически все (вспомним рассказ А.П. Чехова «Аптекарша» и «Морфий» М. Булгакова), простолюдин зачастую не мог себе позволить получить лекарство. Это как нельзя более наглядно демонстрирует коротенький рассказ Чехова «В аптеке».

Музею ставлю твердую пятерку, мне в нем понравилось все. Было познавательно, к посещению рекомендую!

Музей Оружия

А вот музей Оружия (здание – шлем) мне не приглянулся.
Нет, музей классный: интерактивный, мультимедийный, продуманный. Но мне не интересен сам предмет экспозиции. Пошла туда только ради наших «мальчиков», малодушно обрадовалась информации о том, что работают только два этажа из четырех.

Землянка, в которой офицер рассказывает о боях под Тулой

Эвакуированный тульский оружейный завод работает в очень тяжелых условиях

Мультимедийные фигуры

Под каждой витриной расположен планшет, выбираете номер заинтересовавшего вас экспоната, и открывает полная информация о нем. Очень удобно!
Общая рекомендация – берите экскурсовода, что ли. Ну так, по крайней мере, высказались наши мужчины. Говорят, тоже скучновато. Хотя я вот послушала экскурсовода немного – мнение не поменяла.
В музее очень много людей, это напрягает. Внизу, впрочем, есть отличный буфет, там можно и пообедать, и попить кофе в ожидании окончания экскурсии, если вы сопровождаете.
В общем, музей на любителя. Коллекция оружия богатая, сделан грамотно, можно посмотреть даже небольшие фильмы.

После музея мы пообедали в «Щах- Борщах», о которых расскажу позже, и выехали в Москву.

Резюме

Тула показалась мне не провинциальным городом, а крупным промышленным центром, эдакая строгая девица с благородным станом. У нее не забалуешь, недаром тут оружие производят! Даже пряник, если его долго хранить, может стать оружием.
Спасибо городу за чудесную атмосферу праздника!

* *В эпиграфе и названии отчета строки В. Егорова. Источник: http://egorovv.ru

Аватар пользователя Галина Шефер
Замечательный рассказ! Очень интересно и с душой написано. Летние фотографии мне понравились куда больше зимних. Зимой как-то всё уныло, грустно, холодно выглядит. Хотя это, наверное, и не лето, а май? Сирень цветёт вовсю! У нас цветёт сирень во второй половине апреля-начале мая.

Удивительно, что люди могут зиму любить больше цветущего мая. Я зиму совсем не люблю. Какие же все мы разные! Но это, наверное, и здорово.
Аватар пользователя taira
Галина,Вы абсолютно правы, это май! Мне тоже нравится весна, но и в зимнем очаровании Ясная поляна прекрасна! Ощущение,что идешь по самой настоящей сказке!
Аватар пользователя Галина Шефер
Да, я смотрю там вообще сказка! Надо обязательно запланировать Тулу. А мы ведь проезжали мимо! Даже останавливались, чтобы пряники купить. Вкусные, кстати, пряники. Но я так понимаю уже, что одними пряниками наше знакомство с Тулой не ограничится... :)

Спасибо Вам, Таира! Я уже говорила Гале, что она настоящие таланты в Клубе объединить сумела. Зачиталась Вашим рассказом. Пишите чаще!
Аватар пользователя taira
Спасибо большое! Очень приятно!
Аватар пользователя anastasiya
очень давно думаю про Тулу, но она пока не в планах... взяла на заметку на будущее!
Удивлена ценам на экскурсии в Ясной поляне... нет скидок никому, обычно школьники и пенсионеры идут со скидкой, а тут одна цена.
Там очень красиво! Таира, ты права, Ясная поляна прекрасна и зимой и летом!
Музеи оружия я тоже не люблю, хожу в такие музеи только ради своих мальчишек)
Аватар пользователя taira
Да, Настя, правда, дороговато, особенно если идти семьей. Получается, скидки есть только на осмотр парка. Наверное, такая цена обусловлена тем,что дом и постройки нуждаются в реставрационных работах,да и парк нужно поддерживать.
Аватар пользователя Наталья
Спасибо за рассказ. Мы были в Ясной Поляне осенью 2016г., "золотой" осенью. Красота необыкновенная. В каждом времени года есть своя прелесть.
Жаль, что не могу фото добавить.
Аватар пользователя taira
Да, действительно, жаль, что нельзя добавить фото, я бы с удовольствием посмотрела на Ясную поляну осенью!
Фотографии добавить можно!
Но если самостоятельно не получается, могу добавить, если их прислать мне по почте.
Аватар пользователя Любовь
Мы были в Ясной поляне летом в августе,а посмотрев на зимние фото захотелось туда и зимой.Но только,чтобы снег еще не подтаял.А Тула,на мой взгляд,прекрасный вариант для поездки на выходные.
Аватар пользователя taira
Да, соглашусь с Вами, Любовь, бесповоротно :) мой личный лидер в рекомендациях поездок на выходные- Тула. Причем выходные пройдут насыщенно!
Таира, ну ты прям суперскую экскурсию провела по любимым тульским местам. Спасибо тебе большое!
Мне в музее оружия экспозиция понравилась, а ещё впечатлили там воспоминания детей войны. Правда, когда мы там были, то посетителей было очень мало и можно было спокойно всё посмотреть.
Аватар пользователя taira
Карина, все, что связано с войной, в музее представлено очень цепляюще за живое. Я с волнением смотрела ролики про Гражданскую и Отечественную. Это очень страшно. Из того,что мне искренне понравилось в музее, это его интерактивность. Там можно поднять разные ружья и оценить их вес.и все они очень тяжелые! Солдаты- настоящие силачи, что носили их постоянно
Таира, получила огромное удовольствие от прочтения твоего литературного поста. Маслом по сердцу для любого филолога. Вспомнила институтские лекции... Благодать. Прям моё-моё-моё. Спасибо!
Аватар пользователя taira
Галя, мне очень приятно! Улыбка до ушей! Тула настраивает на литературный лад. Она удивительно сочетает в себе современность,промышленный центр и технологии и особняки 19 века, из которых, кажется, так и выйдет сейчас купец и степенно отправится по городу...
Таира, радуй больше нас такими статьями. Это твой конёк. Слушала бы и слушала. Часами))
Аватар пользователя taira
Ух,спасибо за комплимент, я постараюсь))
Спасибо, за ваши замечательные путевые описания.Вы помогли нам преодолеть лень.В прошедший выходной посетили Городец и Нижний Новгород.Впечатлений масса.Спасибо, что сподвигли нас к путешествиям.Невозможно передать словами удовольствие от путешествия.В след.выходной едем в Тулу.
Аватар пользователя taira
Елена, очень рада, что наши путевые заметки сподвигают Вас к поездкам! Тула, я думаю, Вам понравится))) скоро Галя опубликует, наверное, мою статью про места, где можно пообедать в Туле. Мне кажется, это полезная информация для путешественников
Аватар пользователя ЕленаК
Таира, спасибо за рассказ. Ваш отчет можно спокойно брать за основу для двухдневной поездки. Очень давно хочется съездить в Тулу и Ясную поляну, причем и летом, и весной, и осенью, и зимой. :) Но пока не сложилось.
Аватар пользователя taira
Елена, Тула хороша тем,что не требует заблаговременного бронирования,как,например,Соловки. Поэтому в нее можно поехать практически в любой момент! Надеюсь, у Вас получится ее посмотреть. Для знакомства лучше выбрать лето,когда все зеленое и приветливое!
Аватар пользователя juliag
Таира, спасибо большое за рассказ!
Очень люблю, когда другие путешественники пишут свой взгляд на город, в котором живу. Как не грустно, но свое родное рассматривать и смаковать особо не получается. Будни, будни затягивают...
Очень рада, что вы побывали в Старой аптеке. Обожаю этот музей. У них постоянно проходит масса интересных мероприятий и выставок, интересные встречи с талантливыми и неординарными людьми.
Аватар пользователя taira
Юлия, мне очень понравился музей-аптека,да и не только мне. Прямо открытие для всех нас было. Изначально в аптеку хотели не все,так уж пошли, за компанию. А потом, открыв рот, слушали)) я всем рекомендую взять там экскурсию. Недорого и интересно! А насчет того,что родной город всегда рассматривает хуже, чем другие, это Вы в точку сказали))у меня тоже не хватает времени на "отчий дом"))
Какая отличная зимняя поездка получилась! С большим интересов всё прочитала, Таира, спасибо!
Мы при планировании Рождества Тулу не рассматривали, посчитали, что может не хватить монастырей, атмосферности... Но теперь понимаю,что пусть и не на Рождество, а лучше даже летом (судя по фото), но надо обязательно в те края выбраться! )
Аватар пользователя taira
Елена, Тула действительно больше историко-промышленный центр, но,безусловно,достоин внимания. Наверное, лучше для знакомства выбрать лето :)
Аватар пользователя ЕленаК
Таира, а экскурсию в Старой аптеке можно взять в любой момент или есть какие-то ограничения: сеансы, дни и т.п.?
Аватар пользователя taira
Мы так поняли, никаких ограничений. Главное не совпасть с какой- нибудь организованной группой, наверное. Единственное- аптека работает с 10, а экскурсовод пришел в 11, не знаю,это общая практика или так было только в тот день. А вот куда нужно заказывать экскурсию,так это в музей пряников
Спасибо! :)
Может в Тулу рвануть в этом году? wink
Аватар пользователя taira
Оля, считаю это отличной идеей)))
Это Ясная поляна в сентябре, я всегда прихожу на могилу Льва Толстого, нравится мне здесь. Умиротворенно. Люблю это место.
Аватар пользователя taira
Каждый раз это место убрано по-новому!
Таира, спасибо большое! зачиталась) захотелось перечитать Кузминскую " Моя жизнь дома и в Ясной Поляне".. Понравилось все и Поляна, и Засека и Аптека. А самовары какие замечательные! надо собираться в Тулу, все никак не доеду)
Аватар пользователя taira
Очень приятно, Ирина, спасибо!))