Отдых на Белом море. Признание в любви к Северу

Белое море всегда меня манило своей суровой красотой и некоторой романтичностью. В августе 2013 удалось познакомиться с Беломорьем поближе – провести неделю на самом берегу, на турбазе «Каменный ручей» в Архангельской области.
О нашем опыте, хотя он уже имеет «солидный» возраст, и хотелось бы рассказать читателям.

У Белого моря всегда есть причал
И ласка седой волны...
У белого моря не всем "по плечам"
Терзания поздней весны...*

(А. Левашов, Е. Аркушина)

История путешествия

В 2013 году по ряду разных причин мы не смогли пойти в водный поход, по этому поводу сильно грустили. И вот на исходе лета, в августе, родилась идея все же посетить Север не как туристы, а как путешественники, раз уж по-другому не получается. При этом на Севере осень начинается с 15 августа, так что мы были готовы к холоду и дождю.
Я спешно начала искать базы отдыха, перелопатила большой пласт информации и пришла к выводу, что найти место для северных каникул не так-то просто. Основная проблема заключалась в том, что в интернете турбазы представлены не были. Здесь я позволю себе небольшое отступление.

Вам не бывает обидно, что из-за неразвитости отечественного туризма мы часто не можем посетить удивительные места нашей поистине красивой страны? Мне всегда неприятно осознавать, что я не могу посетить ту или иную достопримечательность, потому что в сети никак не найти информации о маршрутах, гостевых домах, местах питания, или потому что в условиях отсутствия конкуренции существующие базы вздувают заоблачные цены. Очень хочется путешествовать по родной стране, но пока это сделать довольно-таки трудно. Как думаете, будет ли изменяться ситуации с отечественным туризмом? (Я не говорю про Черноморское побережье, конечно же).

Но вернусь к своему повествованию. После долгих поисков я остановила свой выбор на двух туристических центрах - ООО «Беломортур» и «МП Токман».

Первая, выросшая из фермы по разведению мидий, привлекла нас тем, что располагалась невдалеке от станции Чупа на Сонострове, имела конкретные программы (например, «Путешествие в Соностровию»), входила в Биотехнологический кластер, предлагала альготерапию (обертывание водорослями) и возможность посетить Северный Полярный круг, побывать на биологической станции Зоологического института РАН на мысе Картеш, а также посмотреть на белух, заняться замечательной рыбалкой и насладиться сбором северных ягод. В целом, нам очень понравилось предложение «Беломортура», останавливали только 2 вещи: заезды осуществлялись по определенным (нам не очень подходившим) дням и цены (от 46 до 52 тысяч за неделю на двоих, не считая дороги, разумеется).

Для заинтересовавшихся «Беломортуром» я хотела прикрепить ссылку, но у них почему-то не работает сайт. Прикрепляю ссылку на «Карелию Инфо» и телефоны менеджеров.
Любовь Владимировна +7-911-924-7099
Александр Давидович +7-911-924-7098

Вторая база «Каменный ручей» («МП Токман»), вышедшая на связь с нами, написала мне по почте, что в августе может выпасть снег, поэтому с палатками у них разместиться уже нельзя, но вообще летом они принимают гостей со своими полотняными домиками. Также мне рассказали, что база находится в 27 км.от города Онега, стоимость койкоместа в пределах 500 рублей, есть номера в большом доме с удобствами, а есть маленькие домики с удобствами во дворе. Нам предложили приехать и выбрать самим.

Посовещавшись, мы решили выбрать «МП Токман», и с чистой совестью даю ссылку на базу. http://onega-tokman.ru/index.php/turbaza-kamennyj-ruchej

В пути

Мы купили билеты на поезд "Москва – Архангельск" (в конечном пункте маршрута оказались через 20 часов), стоимость билетов на 2017 год варьируется от 1 100 (сидячие) до 2 500 (купе). Можно выбрать на любой вкус.
Из Архангельска в Онегу каждые полчаса летом отправляются маршрутки. Стоимость – 600 рублей в 2013 году, время в пути – 3-4 часа в зависимости от погоды.
Здесь, думаю, стоит остановиться поподробнее. Поездку в поезде, как мне кажется, описывать не стоит, это не так интересно, как маршрутка до Онеги.
Вещей у нас было много: два туристических рюкзака и байдарка. Очень уж мы хотели походить на байдарке по Белому морю. Ну а к байдарке, кроме весел, нужны сплавные костюмы и все прочее.
Хозяйка предупредила нас, что на базе есть все, чтобы мы могли готовить сами, но магазинов в округе немного, поэтому мы, написав раскладку в Москве, везли на себе также и продукты.
И вот в маршрутке нам (вместе с вещами) предстояло ехать 3-4 часа. Наталья, хозяйка базы, заказала нам два места заранее.
По состоянию на 2013 год дорога представляла собой грунтовку, правда, ее делали, вроде клали бетонные плиты.
Сразу скажу: дорога не для слабонервных. Мне повезло, я сидела в начале салона, меня практически не укачивало. А вот концу салона было не очень хорошо. Мотает здорово, большие ямы на дорогах, в некоторых места огромные лужи. За поездку водитель не раз высказывал сомнения, что мы вообще доберемся до конечного пункта. 200 километров туда нас впечатлили, в общем. Обратная дорога попала на шторм на море и на ливень, ехали часов 5-6.

Турбаза «Каменный ручей»

Уже в ночи мы вышли на остановке «Каменный ручей», где нас встретили на машине и окружным путем завезли на территорию базы. На самом деле база расположена прямо на берегу моря, как и сообщала Наталья в письме. Берег высокий, с него нужно просто спуститься, и вот уже море плещется у ваших ног.

Во время отлива

Во время прилива
Заносить на этот берег вещи было бы не очень удобно, поэтому мы были благодарны хозяевам за заботу.
Для размещения мы выбрали отдельно стоящий домик на 3 человека, который полностью отдали в наше распоряжение.
База расположена на отдельном большом не огороженном (по состоянию на 2013 год) участке среди леса. Кажется, что рядом совсем нет цивилизации, но это не так: в непосредственной близости дачные товарищества и деревня.
Когда мы уходили, то дверь закрывали вот так!
На участке расположен также большой дом, в нем есть комната с камином. Администратор Ольга даже предлагала нам посидеть там, полюбоваться на огонь, если захотим.
Еще на участке есть замечательная баня, о том, что ее хвалят, Наталья написала нам еще ранее. И знаете, баня нам очень понравилась. Во-первых, ее содержат в идеальной чистоте, во-вторых, дрова к ней готовят заранее, в-третьих, в ней комфортно париться. Для любителей русской бани то, что нужно!
Вид бани изнутри
Ольга предложила нам доставить из города мясо, чтобы мы могли сделать себе шашлык. По нашей просьбе привезла нам сыр и резиновые сапоги (пригодились!). И вообще всегда готова была помочь, оставила свой телефон. Во время нашего отдыха на базе больше людей не было, администратор тоже не находилась там постоянно. Мы были предоставлены сами себе посреди леса на берегу Белого моря… Это было очень здорово и одновременно немного страшновато для меня 
Наш домик было оборудован кухонькой с печкой.

Печку мы топили, потому что в августе ночи в Беломорье холодные. Питьевую воду хозяева нам привозили, а для технических надобностей можно было брать из ручья. Удобства были на улице. По части гигиенических процедур очень выручала банька.
Завтраки, обеды и ужины мы готовили сами в соответствии с раскладкой, было очень вкусно!
Варили себе компоты из собранных ягод: брусники и шиповника,
также собирали грибы.
По неопытности первый свой гриб я вырвала с корнем, о чем до сих пор очень жалею. Потом я за грибами ходила только с ножичком и срезала аккуратно.
Мы люди неприхотливые в плане быта, поэтому я могу сказать, что спустя 4 года с радостью вспоминаем тот отдых и думаем, что нам повезло с базой. Но я подробно описываю, что у нас было, а что нет, чтобы читатели, которые захотят посетить базу, понимали, что их ждет.

Увидеть своими глазами

Самым используемым предметом гардероба для нас стали неопреновые носки. Надевали их и бродили по берегу Белого моря на север и на юг по направлению от нашей базы.
Что мы смогли посмотреть: приливы и отливы, скалы, высокий берег, размываемый водой, Каменный ручей, водоросли, закаты и рассветы, уединенный остров, Архангельск (мельком).
Что могли бы посмотреть, но не стали: остров Кий, Архангельск (подробно), Северодвинск.
Наше путешествие предполагало прогулки, предлагаю вам посмотреть окрестности вместе. Спускались мы к морю по тропинке.
Вначале мы бродили недалеко от базы, любовались Белым морем. Отливы сильные, море в некоторых местах уходит на 500 метров!
Дно выглядит так

Безлюдно
Приливы очень быстрые. Однажды нам пришлось бежать до берега с морем наперегонки, потому что оно прямо окружало.
Когда вода уходит, то обнажаются водоросли и местные мидии. Местные жители признались, что водоросли они нередко собирают и используют как удобрение в огороде.

До одного уединенного острова мы сначала прогулялись пешком, а потом дошли на лодке. Байдарку собирали на веранде домика.

Вёсла

Шкура от байдарки
Там у нас и сломался фотоаппарат, пришлось потом снимать на телефон. С этого острова был виден на горизонте монастырь острова Кий.

Возможно, можжевельник?

Во время прогулок мы видели дачи, стоящие прямо на берегу (хозяева, чтобы домики не сносило, выкладывают настоящие каменные баррикады).
На морском дне после отлива остаются вот такие следы гуляющих.
Начинается прилив,
его ждут и водоросли.
Дно морское вблизи.
Прогулки по лесу радовали находками

и просто красотой ландшафта.

В лесу протекал ручей, давший название турбазе.
Потом он впадал в Белое море.

Пока гуляли, мы видели и типичные карельские пейзажи,

и вечерние приливы, и торжество жизни,
и гранитные выступы.
Больше всего, наверное, впечатлил берег Белого моря.

Здесь вам не будут предлагать чурчхелу, фото с обезьянкой и прогулку на «банане», здесь это вовсе не уместно. Зато вполне вписывается в картину сесть на корягу, надеть капюшон, непродуваемую куртку и, глядя на тихое море, думу думать свою.
С погодой на большей части нашего отпуска повезло.

В последний день разыгрался шторм. Море, словно прощаясь, не хотело нас отпускать и привлекало неистовостью стихии.
Ольга, которая ждала с нами маршрутку, сетовала, что скоро придет осень, и маленький город Онега окажется оторванным от большой земли, потому что грунтовку размоет. Так происходит 2 раза в год (весной и осенью), перед этим жители закупают себе продовольствие, ибо можно остаться голодным, так как завозов в магазины в этот период нет. Рассказывала Ольга, что была у них и железная дорога, и аэропорт, но все закрыли, теперь добраться можно только автобусом (то есть той маршруткой, на которой мы и ехали). От всей этой информации становилось грустно. И пусть Онега не была никогда особенно крупным городом, но чувства вызывает такие, будто присутствуешь при гибели какого-то титана…

Архангельск

Попрощавшись с Ольгой, мы отправились в Архангельск. Прибыли туда позже, чем рассчитывали, сдали вещи в камеру хранения и отправились на набережную, пообедав в кафе по пути.
Местные жители, попадавшиеся нам на пути, шли от набережной и смотрели на нас с удивлением. Позже мы поняли причину. На набережной не было никого, кроме нас, так как шторм, разыгравшийся на Белом море, добрался и до Северной Двины.

Дерево упало на машину
Это очень широкая и буйная река.
Волны иногда достигали (на мой испуганный глазомер) 1,5 м., бились о гранитные плиты, по набережной летали столы и стулья летних кафе, и мы едва-едва успевали уворачиваться и при этом делать фото.
Пробыли мы возле Северной Двины недолго, почли за верное отправиться на вокзал, потому что погода совсем испортилась.

Деревянные тротуары Архангельска

Виды набережной

Резюме

Мы часто путешествуем за границу и восхищаемся красотами других стран. Но и у нас есть много прекрасных мест, которые достойны того, чтобы посвятить им отпуск. Среди них – берег Белого моря. Архангельская область. Сейчас в интернете можно найти приличные базы отдыха, гостевые дома, которые предлагают своим гостям отличный отдых со всеми удобствами. И мне хочется верить, что мой отчет поможет вам обратить внимание на Беломорье. Там, среди строгой красоты и криков чаек, даже мысли в голове становятся понятными и простыми. Я смело могу признаться, что для меня Север стал особой любовью!

* Стихотворение с сайта http://www.chitalnya.ru/work/834234/

Остров Кий и Архангельск давня мечта... меня тоже манит север... все мы теплолюбивые, но в магии севера есть свое притяжение... после поездки в Мурманск и на Соловки Белым морем и холодной водой Кольского залива просто "заболела"... фотографии с той поездки пересматриваю очень часто... Даже сейчас зимой часто смотрю туры на Терский берег или на Рыбачий... местаю увидеть зимнее буйство той стихии... Белое море видела и в полный штиль при жаре больше 30 градусов и в офигительный шторм, при чем находилась на катере, очень страшно, но ощущения не передаваемые...Да, я не турист, я путешественник но моря северные манят меня точно также как и туристов))))
Аватар пользователя taira
Елена, а вы на Соловках сколько были? Где жили? Дорого?
Шторм встретить на катере - это воспоминания на всю жизнь, понимаю.

4 дня, в августе прошлого года.. жили неудобно...на озере варяжском... причал вроде... ира писала про эту базу...
ой, уже позапрошлого... вот тут есть про место где жили...эмоции и ощущения сходны...https://galina-lukas.ru/article/924
Да уж! Август на Белом море, как у нас на Черном в декабре.
А вообще люблю безлюдные пляжи.... море....облака. Такой простор! Чудесные карельские каменные пейзажи.
Аватар пользователя taira
Карина, правда, людей практически нет. Местные говорят, в июле даже купаются.
Аватар пользователя anastasiya
Огромное, огромное спасибо за воспоминания!!! На данный момент половина моей жизни связана с Белым морем, Баренцевым, Двиной и Мурманском с Архангельском)
Понастальгировала))) Мы очень любили в отпуск ехать именно через Архангельск, так как наш теплоход из Баренцева моря уходил в Белое и дальше в Северную Двину. У нас с сестрой не хватало терпения, мы не могли дождаться, когда же берег будет с двух сторон теплохода)) как только берег был близко вылетали на палубу и рассматривали берега с деревушками, мини портами, корабликами, наблюдали как меняется растительность вокруг)))
А если идти весной на теплоходе, то и моржа на проплывающей льдине можно увидеть))
а выйти летом на берег Баренцева моря и любоваться греющимися на солнышке нерпами!
мммм... вспоминаю с огромным удовольствием! и мне катастрофически не хватает севера)

Хотела фото добавить северные и не получилось(((
Аватар пользователя taira
Ох, Настя! Я не добралась пока до Баренцева моря, но мне кажется, что там совершенно иной мир - мир спокойствия и уединения, суровой красоты! Думаю как-нибудь оценить красоты этой части нашей страны!
Аватар пользователя anastasiya
у нас из окна было видно Баренцево море и мыс Святой нос)
знаете как интересно смотреть на соединение двух морей - Баренцева и Белого?! Это непередаваемые ощущения) Зимой Белое море замерзало и мы могли на теплоходе дойти только до Мурманска, а вот летом практически всегда в Архангельск. Когда я была маленькая, я всегда думала, что родители так делают только ради нас - чтобы бы на кораблики посмотрели, а сейчас понимаю, ведь Архангельск ближе к "Большой земле", как мы называли все, что ниже Кольского полуострова)
Настя, рассказываешь аж душа замирает...какие места... мечта там побывать... после Мурманска все то прям какое-то родное кажется...а вы где жили? я хочу там на теплоходе...
Аватар пользователя anastasiya
мы жили в закрытом военном городке, на Кольском полуострове. Раньше это место называлось Гремиха, а сейчас присвоен статус ЗАТО Островной.
Теплоход для нас был единственной связью с "большой землей", не считая военных вертолетов.
Зимой путь лежал вдоль берега в сторону Мурманска, а летом путь открывался в Белое море в Архангельск.
ВОт так и жили, ждали лета, чтобы отправиться в отпуск - сутки на белом теплоходе, потом или автомобиль, или поезд, или самолет до Донецка. Каждый год обязательно проводили 2 недели на юге, иначе никак) солнца не хватало катастрофически. С собой возили большие чемоданы с двумя комплектами одежды - лето и осень)) Мы могли в августе вернуться домой, а дома уже снег))) или наоборот выезжаем в июне в теплых куртках, а приезжаем в лето))
А теплоход это был для пограничников или с рассписанием регулярным?
Аватар пользователя anastasiya
он с регулярным расписанием. Но так как база закрытая, то выход из теплохода осуществлялся только по пропускам или по прописке.
У нас там были не пограничники, а база ВМФ, раньше была там большая база атомных подводных лодок и кораблей, сейчас передано все в ведение Росатома... не узнавала этот вопрос, но мне кажется сейчас туда попасть намного проще, чем раньше...
мысль сразу возникла, что я бы прокатилась на таком кораблике... ладно поищу есть ли такое...любопытно очень
Аватар пользователя taira
А Баренцево море отличается по цвету от Белого? прямо четко видна граница?))
Настя, пошли фотки Гале пусть добавит... посмотреть... ну очень хочется...
Совершенно правильная мысль! yeswink
Настя, присылай фотографии.
Аватар пользователя anastasiya
я лучше мини фотопост напишу и тебе отправлю))
стала фотографии разбирать, воспоминания нахлынули, захотелось оставить свои воспоминания здесь, если вы не против)
Ой, мы только "за", вчера еще хотела тебя спросить где что и как... жду очень!!!!
С нетерпением ждём! УЖЕ очень интересно, хочется узнать побольше. И увидеть..
Аватар пользователя anastasiya
стала разбирать семейный архив и очень захотелось написать мини фотопост о Севере, где я жила 18 лет))
сегодня напишу)))
Аватар пользователя taira
Я тоже жду ваш отчет! Интересно!!!
Таира, можно на ты;)yeswink
Аватар пользователя ЕленаК
Таира, спасибо за замечательный рассказ. Полностью разделяю ваши ощущения. Русский север - это восторг! Такая величественная красота! Мы к нему двигались постепенно. Вологодская, Костромская области, речка Юг, Приполярный Урал, Карелия. В прошлом году добрались до Белого моря и Соловков. А этим летом до Баренцева моря. К моему удивлению это оказалось вполне реально. :) Этим летом, в начале августа, купались в Белом море. Водичка шикарная! :) По поводу жилья на Соловках. Самый лучший вариант, забронировать известное жилье заранее (по наводке так сказать). Можно в палатке. Официально там для этого выделена территория. Но все в куче. :( Можно забуриться самостоятельно куда-нибудь поглубже. А можно снять сходу либо в гостевых домах, либо у частников, которые предлагают свои услуги прямо на пристани. А можно купить тур. И тогда совсем думать ни о чем не надо. Но мне кажется, так скучно. :)
Аватар пользователя taira
Спасибо большое! Я про палатки на Соловках слышала, на них вся надежда, а то дорого очень получается. Но все же странно уходить и все вещи в лагере оставлять... а где вы жили на Баренцевом море? Прямо реально купались? в термокостюмах?:))) Или вода градусов 15 была?
Аватар пользователя ЕленаК
Согласна, что странно оставлять вещи. Мы утром приплыли. В экскурсионном бюро составили программу на три дня. Вещи у них оставили (они любезно разрешали это сделать) и пошли на экскурсию и гулять. Под закрытие пришли, вещи забрали. В палаточный лагерь не пошли, там было очень шумно и людно. Нашли себе местечко отдельное. :) Утром собрались, вещи в экскурс.бюро и на экскурсию. Следующую ночь переночевали в гостинице. Утром вещи опять в экскурсбюро и на экскурсию. После экскурсии пошли в музей, да так, что чуть на Сапфир не опаздали. Бегом бежали с рюкзаками. Хорошо, что нас на машине добрые люди подбросили. Нет, в Баренцевом море мы купаться не решились. :) Только ножки мочили. Но в речках и озерах рядом с ним купались. Свежо, конечно, но вполне приятно. Не холодрыга. Просто было очень жарко. А потом резко стало холодно: с 30 до 10 градусов. Мы ездили на Средний и Рыбачий. Доехали до самой северной материковой точки России. Жили в палатках. :) Видели много всяких зверюшек. Ну, и красота, конечно, там просто невозможная! А еще на обратном пути купались в Белом море. Водичка была замечательная. У меня не укладывалось в сознании, что я купаюсь в Белом море. Хотя после купания за полярным кругом, можно было бы уже не удивляться. ;)
Аватар пользователя taira
Ого, у вас все очень продумано получилось! Спасибо за полезную информацию!
На Соловках жилье есть всякое. по прибытии теплохода или катера на причал выходят местные и с удовольствием предлагают жилье. Слушая на обратном пути путешественников могу сказать что есть вполне хорошие варианты по 200-300 руб с человека, мне на будущее понравилась гостиница Петербуржская. Посмотрите может тоже устроит...
Аватар пользователя taira
Лена, спасибо Вам большое! Для меня прямо открытие, что можно жить у частников! Я как -то не думала об этом.
Давно хочу на Север, но пока что-то ни как.
Аватар пользователя taira
Наверное, много направлений уже в голове держите, Аня, вот до севера руки пока не дошли)) Ничего, успеется!
Да у меня «руки то дошли», муж не едет sad