Осеннее путешествие в Беларусь на автомобиле

Я очень давно мечтала посетить Беларусь. О ее необыкновенной чистоте и идеальных дорогах, приветливости людей и потрясающем вкусе местных продуктов ходят легенды. Беларусь – заграница, но для ее посещения не нужны визы. И потому одним приветливым сентябрьским утром мы семьёй (я, муж и дочка 6-ти лет) погрузились в машину и отправились в путешествие.

Выехали мы во вторник в 3 часа утра. Расстояние от Коврова до Минска – 1 100 км., расчетное время в пути - около 14 часов.

Несколько общих вопросов:

1. Местная валюта – белорусские рубли. Еще до поездки я много читала о том, что менять деньги в России невыгодно. Но мне всегда некомфортно ехать без местной валюты в кармане, поэтому я поменяла в Сбербанке 1 000 000 бел. рублей. Так вот, на своем опыте подтверждаю – менять деньги надо в Беларуси. Обменные пункты есть во всех торговых центрах Минска, курс намного выгоднее, чем в банках России.
  2. Оформление «Green Card - Зеленой карты» – международного полиса страхования на авто. Везде пишут, что она должна быть обязательно. У нас за все время поездки никто страховку не спросил, но это не показатель, конечно. Оформить ее можно как дома в страховой компании, так и по трассе, начиная со Смоленска и дальше. Пунктов страхования великое множество, цена везде примерно одинаковая.
  3. Бензин. Бензином лучше максимально заправиться в России, в Беларуси он дороже. Зато цена на всех заправках идентична, что очень удобно.
  4. Платные дороги. Возле Минска множество указателей «Платная дорога». Как и где платят за проезд по этим дорогам,– мы так и не поняли. Нет будок, шлагбаумов - ничего. Проехав множество платных дорог, мы ни разу не заплатили. Загадка.
  5. Культура вождения в Беларуси очень высокая. Соблюдают правила, дисциплинированно пропускают людей на пешеходных переходах.
Ну, вот вроде и все. Перейду непосредственно к путешествию. Итак, выехав из Коврова в 03.00 утра, в 16.00 мы были уже в Минске.(
Останавливались лишь на заправках – кофе/перекус/туалет/небольшой отдых водителю.

Я много читала перед поездкой и примерно представляла чего ждать от страны. Но все равно первое, на что обращаешь внимание, едва переехав границу, - необыкновенная чистота. Травка, будто причесанная гребешком – ровная, красивая. И, кстати, не только на главных дорогах. Нам приходилось ездить и маленькими деревеньками - все идентично. Кругом свежеубранные поля, я уже забыла какая это красота – ухоженная земля.

По трассе множество мест для стоянок, оборудованных всем необходимым. За использования леса в качестве бесплатного туалета/мусорного контейнера штрафуют. Вообще, Беларусь совсем не похожа на Россию внешне. На европейские страны, где я бывала тоже. Беларусь самобытна, и это делает ее уникальной.

Первое впечатление от Минска – уютный, спокойный город. Нет мчащихся толп людей. Пробок тоже нет!

День 1. Парк Победы – Музей Великой Отечественной войны

Гостевой дом «Comfort-House» в Минске

Приехав, мы отправились в гостевой дом «Comfort-House» на ул. Новинковская, заранее забронированный на сайте букинг.ком. Привлекли относительная дешевизна номера – около 2000 руб. на троих за ночь и множество положительных отзывов (средняя оценка гостевого дома очень высокие - 9,3 балла).
Так вот, все дифирамбы, что поют этому маленькому отелю, совершенно правдивы. У меня лишь восторженные восклицания и превосходные степени. «Comfort-House» состоит из несколько маленьких домиков, каждый из которых вмещает два номера.
В нашем домике были бассейн (пользование входит в стоимость), мангал, сауна (за дополнительную плату). Огромная кухня со всем необходимым, в номере телевизор, диван, кондиционер, кровать-аэродром. Территория ухоженная, с обилием растительности, всяких статуэточек, гротов, фонтанчиков, беседок. Вот честное слово, даже уходить не хочется. Ребенок мой был в совершенном восторге и до сих пор вспоминает «Комфортный дом» с большой нежностью.

Малюсенькая ложка дегтя в этот океан меда – очень приветливый хозяин. Очень-очень. По три раза за вечер приходил узнать все ли у нас в порядке. Редактировал наши планы на день и т.д. и т.п. Но это только мои заморочки, я не очень люблю бурное общение с малознакомыми людьми.
Гостиницу эту рекомендую всем. Пожалуй, лучшее место, где мы когда-нибудь останавливались.
Но вернемся непосредственно к путешествию. Устроившись, мы поехали гулять по городу. Остановились возле Парка победы на проспекте Победителей. Отличная панорама, ухоженный парк с фонтанами, мостиками, живописными аллеями.

Венчает пейзаж величественное здание - Музей Великой отечественной войны. Туда мы и отправились. Вообще надо отметить то огромное уважение, с которым белорусы относятся к памяти о войне. Многочисленные стелы, памятники – все в отличном состоянии. Во время войны погиб каждый третий белорус (даже вдуматься страшно в эту цифру), и эту трагедия навсегда останется в народном сознании.

Минский музей Великой Отечественной войны состоит из экспозиций, посвященных ходу войны, партизанскому движению и различных инсталляций. Несколько залов отдано под демонстрацию военной техники. Меня особенно тронули залы фашистской оккупации Беларуси. Сердце кровью обливается, стоит только представить, что пережили люди, принявшие на себя весь гнет и зверства войны.
Побродив по музею, мы отправились ужинать. Кстати, расскажу о нашем питании в Беларуси.

Питание в Беларуси

Не мудрствуя лукаво, ходили мы все время в «Лидо». Об этом заведении написано и сказано уже очень много, повторяться не буду. «Лидо» в Минске два, мы их оба и посетили за дни пребывания в городе. Недорого, разнообразно, вкусно. Очень атмосферно. Жаль, конечно, что не пришлось побывать в других местах, – Анна Садовская очень вкусно рассказывает о кафе Минска в своих отзывах. Но ничего, наверстаем в другой раз.
На всякий случай адреса «Лидо» в Беларуси:
  1. пр. Независимости, 49, пом.1
  2. ул. Кульман, 5А

День второй. Замок Мiр- Замок Нясвiж- Национальная библиотека г. Минск

Мир

Проснувшись и позавтракав в гостинице, отправились в Мирский замок. Расстояние от Минска до населенного пункта Мир Кореличского р-на Гродненской области 98 км. Отличная дорога, очень живописные окрестности.
Сам замок выглядит монументально. Когда входишь в ворота и видишь его перед собой - дух захватывает, будто попал в волшебную сказку..
Внутри все не менее сказочно. Кажется, что ты в средневековье, через секунду появятся рыцари и прекрасные дамы в кринолинах, а по кухне будут сновать прислужницы с головами кабанов на подносах и луковой похлебкой. Нет ощущения новодела, как во множестве подобных мест.
Очень интересна экскурсия по замку и его окрестностям. В частности, трагическое предание об озере, которое выкопали, вырубив прекрасный лес. Духи леса прокляли род человека, отдавшего приказание. Вымысел или нет, но в этом озере утонула дочь хозяина замка князя Святополк-Мирского Сонечка, а потом и он сам.

\

В Мирском замке сплошные лестницы и катакомбы. Лестницы очень крутые и неудобные, я несколько раз практически срывалась со ступеней.
Во дворе замка очень хорошая сувенирная лавка и небольшой музей, посвященный годам фашистской оккупации Мирской земли. Также на территории замка было расположено еврейское гетто. Древние стены стали темницей для сотен людей.
Прекрасна в Мире не только архитектура – чудный ландшафт, мостики, живописная часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских.
Удивительное место, куда я очень хочу вернуться.

Несвиж

Из Мира мы отправились в Несвиж – культурную столицу Беларуси. Так написано на одном из зданий в этом городе. Расстояние – 31 км.
Приехав, мы оставили машину возле древней церквушки и отправились в Замок.
Довольно длинный путь проходит по берегу красивого пруда. От самого замка перехватывает дыхание. В буквальном смысле – такой он красивый.

А вот внутри замок не произвел большого впечатления. Вроде и красиво, и богато – но новодел, и историей совсем не пахнет. Прошлись, поглядели, послушали, ничем особо не впечатлились. По моим ощущениям, Несвиж нарядный, современный, очень похож на дворцы Петербурга. Замок Мир – экзотичнее, в России такого не увидеть.

Окружающая территория также разочаровала. При таком величественном замке – пейзаж унылый и блеклый. Кругом сувениры и ларьки с едой, очень не хватает ухоженного парка с аллеями, где можно было бы погулять, любуясь видами.
Из Несвижа мы отправились обедать в "Лидо", а потом посетили гордость минчан – Национальную библиотеку. Очень интересное и необычное здание из синего стекла.

Мы были там вечером, уже стемнело и включили подсветку. Вид, конечно, фантастический.
На скоростном лифте мы поднялись на смотровую площадку – увидели ночной Минск с высоты. Еще раз убедились, какой же это красивый город.

Без рук/без ног отправились в гостиницу – ужинать, купаться в бассейне, париться в сауне и спать, спать, спать.

День 3. Хатынь – «Озерцо» - Музей народной архитектуры и быта республики Беларусь – Комаровский рынок г. Минск.

Рано утром третьего дня мы отправились в Хатынь. Добирались до него так – на 54-м километре Витебского шоссе стоит указатель «Хатынь». Сворачиваем влево – и через несколько километров виден мемориальный комплекс.
Много рассказывать о трагедии Хатыни не буду – о ней знает каждый. Одна из самых трагических страниц нашей общей истории. 22 марта 1943 года жителей маленькой белорусской деревни фашисты согнали в деревянный сарай и подожгли. Стариков, женщин, грудных детей. У них не было оружия, они никому не причинили вреда. И случай этот не единичный. За годы оккупации на белорусской земле произошло больше сотни таких трагедий.

О Хатыни я много слышала, много читала, но когда сама очутилась на этом месте… Утро, туман, на остовах сгоревших домов звенят колокола, огромная статуя «Непокоренный» - обожженный старик с мертвым сыном на руках. Мрачная, тревожная атмосфера. Побывать здесь надо каждому человеку, на мой взгляд. Но вернуться сюда я бы не решилась.
Из Хатыни мы отправились в Музей народной архитектуры и быта Республики Беларусь «Озерцо».
И я навсегда влюбилась в это место. «Озерцо» относится к музеям под открытым небом или музеям-скансенам. То есть таким, где памятники истории и культуры демонстрируются в естественной среде.

Экспозиция поделена на пять секторов – Центральная Беларусь, Поднепровье, Поозерье, Понеманье, Полесье.
На данный момент к обзору открыты первые три. В каждом из них представлены характерные именно для этой местности строения (дома, школы, мельницы, амбары), национальная одежда, внутреннее убранство жилищ.

Это не только интересно, но и поучительно. Я, например, никогда не видела такого способа крыть крыши.
Удивительно спокойное и приветливое место. Я бы согласилась поселиться в одном из этих домиков.

Что мы купили в Беларуси

Нагулявшись в «Озерце», мы отправились на Комаровский рынок – за дарами заморскими.
Комаровский рынок хоть и является обычным, по своей сути, крытым рынком, все равно упоминается в числе достопримечательностей города.

Прежде всего, он знаменит интересными скульптурами перед входом. Ну, и конечно, ассортиментом. Все, чем богата Беларусь, представлено на рынке. И колбасы, и сыры, и молочная продукция, и изделия кондитерских фабрик. На любой вкус. Мы затарились сгущенными сливками – вкус потрясающий и цена на наши деньги около 50 рублей за банку, белорусским салом и конфетами. Купить хотелось все и сразу. Но так как мы, как Винни Пухи, больше всего любим сгущенку – ее в основном и покупали. Да побольше. :) Там же купили несколько банок тушенки. Кстати, на белорусской тушенке очень редко можно встретить слово ГОСТ. А дело в том, что в Беларуси слово это – не пустой звук. За малейшее несоответствие могут очень строго наказать.
Еще хочу отметить молочную продукцию – все очень вкусно. Например, если брать молочный коктейль (их очень любит дочка моя) – это будет настоящий коктейль, а не бурда со множеством Е, которая продается в наших магазинах. Колбасы – как колбасы. Никакой особой разницы с российскими я не заметила.

Повсюду продается продукция белорусских косметических фирм – «Биовита» и «Витекс». Шампуни, кремы – неплохие. Но опять же ничем не лучше «Чистой линии» и «Бабушки Агафьи», на мой взгляд.

Еще раз переночевав в гостинице, утром мы отправились домой. Путешествие в Беларусь на автомобиле заканчивалось... Очень жаль было уезжать, так нам понравилась эта гостеприимная страна. Столько интересного осталось неизведанным – Брест, Гродно, Лида и еще много-много всего. Есть повод вернуться!

Сразу видно, что Галочка вернулась из отпуска. Сразу столько новых статей.

Чем больше читаю про Белоруссию тем больше хочу.
Олечка, вернулась, вернулась. Сейчас буду нагонять. К сожалению, интернет во всех наших отелях был не для работы. Ну так.. немного в соц. сети зайти. Не могла ничего публиковать.
​Очень рада, что у нас появились новые авторы, единомышленники. Рада, что много новых статей. Будет всё ещё интересней.))
Аватар пользователя Любовь
Очень люблю читать отзывы о поездках в Беларусь.И всегда приятно, когда впечатления других путешественников созвучны твоим собственным ощущениям. И если поездка в Беларусь в летний отпуск не всегда удается, то такое путешествие можно смело осуществить и в межсезонье, т.к. дорога туда в хорошем состоянии.Да и в городах чистота не сезонное явление.
Аватар пользователя julias
Думаю, даже зимой там здорово побывать. На каеикулы новогодние планировали Гродно - не сложилось, к сожалению.
Аватар пользователя Nadezhda
Спасибо за интересный рассказ! Моя мечта попасть в Беларуссию! Теперь еще на шажок ближе к мечте:)
Аватар пользователя julias
Рада, что смогла быть полезной)
А за какое время бронировали гостевой дом в Минске?
Аватар пользователя julias
Елена, бронировали за месяц примерно. Там довольно большой разбег ценовой. Эконом вариант очень быстро разбирают.
Аватар пользователя anastasiya
Юлия, мы были в Белоруссии на майских праздниках в 2013году. Ощущения и впечатления у нас совпадают))) Нам тоже очень понравился Мирский замок и меньше Несвижский, потому что "историей не пахнет". Нагулявшись, мы хотели поесть где-нибудь в Несвиже и не получилось... все кафе были заняты до отказа, а кушать очень хотелось и заехали снова в Мирский замок в ресторан, где нам очень понравилось! На заметку взяла Озерцо, там мы не были, но обязательно съездим в следующий раз. А вообще Белоруссия мне очень понравилась, хочу туда еще раз съездить)
Аватар пользователя julias
И я уже мечтаю вернуться в Беларусь. Удивительная страна.
Аватар пользователя juliag
А мне территория в Несвиже понравилась больше. Огромная, ухоженная, полно аллек, где можно прогуляться и даже затеряться. Огромный пруд, по которому можно прокатиться. А обедали мы тоже в кафешке в Мире.
Аватар пользователя Александр Веселов
Вот уже больше 30 лет прошло, как ездил в Белоруссию с школьной экскурсией.Хочу теперь сам побывать. Но страшновато с обменом валюты. С сегодняшнего дня в Белоруссии деноминация (с денег убирают 4 ноля).А Хатынь запала в душу навсегда.
Беларусь очаровала. Но у меня с ней "вечные проблемы" - как задумываю путешествие на машине - оно непременно срывается :(
У вас, Юлечка,получилось очень насыщенное путешествие,интересное и познавательное!
Беларусь прекрасна! Мы только вчера пересекали её из конца в конец, возвращались из Европы. Ночевали в Бресте, кстати, очень советую этот город! Милейший,уютный,миниатюрный,красивый,чистый. Про Брестскую крепость и говорить нечего - это жемчужина и сердце города...
Что касается Зелёной карты. Её действительно надо иметь. И дало даже не в том,что её могут спросить,и будут неприятности,если её не будет. А в том,что это ваша же безопасность в чужой стране. Не дай Бог что-то случится - все придётся решать самому,без страховых компаний...
Дороги в Беларуси для россиян бесплатные,поэтому можно не волноваться .А вот поляки ( в гостинице) у нас спрашивали -как им и где оплачивать трассу...Ну,и деноминации не стоит бояться. По всем каналам их ТВ говорят,что замена старых купюр на новые продлится 5 лет, и в ходу будут те и другие. Ценики ещё с июня висят с двойной ценой,это удобно, не запутаешься.))
Аватар пользователя julias
Насыщенность путешествий - мой конек))) Муж с дочкой стонут иногда. Брест мечтали посмотреть, но не хватило сил. А про Зеленую карту очень правильно - без нее нельзя.
Аватар пользователя Ирина
Понравился ваш рассказ! Очень расстроило только, что Вы не увидели парка в Несвижском замке! Цитирую: "Кругом сувениры и ларьки с едой, очень не хватает ухоженного парка с аллеями, где можно было бы погулять, любуясь видами." Ларьки с сувенирами и едой расположены перед входом в замок, а позади.... позади огромнейший парк Альба!!! Со скульптурами, своими легендами, редкими растениями, красивыми прудами. Сейчас он разделен на 5 парков: Старый парк;
Японский сад;
Марысин парк;
Английский парк;
Замковый парк.
. Обойти за день-невозможно. Мы вот так и не смогли за 2 посещения))) Хотя и живем в Минске. Ездили в Несвиж летом, но очень хотим поехать "золотой" осенью- красота там вообще обалденная вокруг!
Аватар пользователя Юлия Соловьева
Большое спасибо за комментарий. Мы были без экскурсовода и о том, что позади замка прекрасный парк, к сожалению, не знали. Безумно жаль, потому что между замком и парком я всегда выберу парк. Есть повод вернуться.
П.С. По прошествии довольно большого количества времени, могу сказать, что Беларусь - одно из лучших мест, где удалось побывать.
Аватар пользователя Ирина
Большое спасибо, Юлия, за тёплые слова о Беларуси! Может, не так много в ней осталось исторических памятникоа после войн и революций, но не только это интересно в любой стране. Мне кажется, интересны сами люди, их взаимоотношения, их быт и др. Приезжайте ещё, будем Вам рады!!!