Путешествие на Юг России. Часть 1. Волгоград

Волгоград... Какие ассоциации возникают при этом слове? Сталинградская битва, окружение армии Паулюса, перелом в Великой Отечественной войне. И, наверное, нет ни одного россиянина, который не мечтал бы побывать на Мамаевом кургане. Я не была исключением, но попасть в этот город на Волге долго не могла. Во-первых, это довольно-таки далеко и по не очень хорошей трассе, и это ещё мягко сказано. Во-вторых, Волгоград всегда лежал вдалеке от наших маршрутов. Ну и в-третьих, напрямки из Рязани не на чем не доехать, кроме машины. Поэтому когда мы собрались в Чечню, точнее в путешествие на Юг России, то с первой остановкой сомнений не было никаких – Волгоград, и минимум на две ночи.
Выезжать хотели с утра пораньше, чтобы успеть заехать в Урюпинск (да, такой город существует!), прикупить мне шаль. А заодно посмотреть музеи и памятники, но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Выезжать нам пришлось в 8-15 утра, и это немного спутало наши планы. Но обо всём по порядку.

Дорога по М6. Заезд в Урюпинск

До Волгограда ехать предстояло по так называемой "Волгоградке" (автомобильная дорога М6/Р-22 "Каспий"). Конечно, это не та убийственная дорога по плитам, что была раньше, но всё равно ничего особо хорошего от 800 километров пути ждать не приходилось. Так оно и оказалось. В основном двухполосная, очень сильно загруженная трасса. Нам ещё повезло, что октябрь это уже совсем не сезон ехать на Волгу, и основной поток грузовиков шёл с Юга. Но всё равно дорога до Волгограда далась тяжело.
И в этой дороге было, пожалуй, только два светлых момента. Первый - в Урюпинск мы всё-таки заехали, и шаль я себе купила. Просто Урюпинские шали славятся больше, чем оренбургские, а меня последнее время «пробивает» на народное.
А теперь сдаю адреса. Дело в том, что Пуховой рынок в Урюпинске по воскресеньям (кому интересно, можете посмотреть http://anna-stepnova.livejournal.com/194505.html), а мы ехали в субботу. Поэтому пришлось полазить, поискать, где же в субботу можно купить шаль. В итоге нашла ООО "Узоры" (Урюпинск, ул. Штеменко, 5А, пн-сб 8.00 - 19.00, вс. 9.00 - 16-00). Находим этот магазин. Оказывается, это небольшой закуточек в местном ателье, выбор не очень большой, но есть. В итоге покупаю себе митенки, перчатки и шаль.
Кстати, там же рядом есть неплохое кафе, там мы и пообедали. Интерьер не провинциальный, вкусно, правда, цены не плохи.
Заезд в Урюпинск «обошелся нам» в 40 километров в одну сторону. Конечно, стоило бы сходить в Музей Козы и посмотреть памятник ей же, но ни времени, ни сил на это не было. Впереди были ещё триста с лишним километров.
Второй раз мы порадовались, когда пошли бахчи, и стали продавать арбузы. Таких дешевых арбузов (5 рублей килограмм) давно не видели. В итоге покупаем большой арбуз и дыню на 80 рублей, но так как с сотни сдачи не было, нам отдают второй, маленький килограмм на 8. При этом всё доноситься до машины. Вот такой сервис. Забегая вперед скажу, что арбузы были вкусные, а вот дыня нам понравилась не очень.
На этом приятности закончились, а начались неприятности: большая и плотно стоящая пробка под Волгоградом. Её причиной оказался всего лишь ж/д переезд, правда и ямы там были знатные, и дорога сужалась.

Волгоград

Уже в темноте доехали до гостиницы Park Inn by Radisson. Заселились. Сил идти в кафе не было, поэтому просто купили курицу гриль, ей и поужинали. И, если честно, никакие 800 километров нас так не никогда выматывали.
Утро следующего дня началось в 6 утра (привыкли мы с мужем вставать на работу пораньше). От завтрака мы не зависели, поэтому быстренько перекусили и пошли гулять по городу.
Первой нас встретило Здание первой пожарной части города Царицына (Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 5), построенное в 1897.
Обращаю внимание на здание НЭТ (Волгоградский государственный новый экспериментальный театр, ул. Мира, 5, Волгоград).
Напротив располагается памятник Александру Невскому.
А дальше увидели проспект имени Ленина, и как раз по нему должна была проходить линия Метротрама. Оглядываемся – трамвайных путей нет, начинаем пытать местную жительницу. С первых слов вспоминаю про необычный волгоградский трамвай – наполовину подземный.
Но, увидев впереди Аллею Героев, решаем вначале идти туда.

Тополь, переживший войну.

Спускаемся к Волге, а точнее к фонтану "Искусство".
Налюбовавшись Волгой, идем к трамваю, но по дороге не могу не сделать несколько фотографий «фишек» кафе.

По пути «заглядываю» в киоск Роспечати. Уже не помню где прочитала, что самые дешевые сувениры продаются именно здесь. Закупаюсь. И об этом потом не пожалела. Тот же магнитик около Мамаева кургана был на двадцать рублей дороже.
Ну а мы спускаемся к Метротраму и садимся в трамвай. Ощущения странные: с одной стороны, полное ощущение метро, с другой ты находишься в маленьком стареньком трамвае. Но ощущения ощущениями, а трамвай очень быстро довез нас до нужной остановке. Поэтому, если хотите добраться дешево и быстро, рекомендую.
А тем временем мы подъехали к самой главной достопримечательности Волгограда – Мамаеву кургану.
Знакомство с комплексом мы начали с горельефа «Память поколений».
Купили внизу букетики цветов к вечному огню. Заглянули в киоск. Отметила для себя, что экскурсия для группы до 5 человек стоит 700 рублей. Пошли дальше.
Поднимаемся по ступенькам к Алле пирамидальных тополей, начинаю, как обычно, фотографировать. И тут старушка, сидящая слева на скамеечке, предложила нам взять экскурсию, мы соглашаемся. Как оказалось позднее, это сотрудницы музея предлагают экскурсии, при этом действует правило «пост сдал, пост принял», то есть прежде чем уйти с нами, бабушка по телефону вызвала на пост следующую старушку.
Экскурсия обошлась нам в 500 рублей, но она того стоила. Во-первых, как ни готовься, всё равно всё запомнить невозможно, а тут тебе дают и экскурс в историю Битвы, и в историю создания памятника, и обращают внимание на такие мелочи, которые сам ты никогда не узнаешь. Прогулка по Мамаеву кургану без экскурсовода была бы просто прогулкой, а с нашей «бабушкой» это получилось полноценная экскурсия. Да, местами пафосная, местами до слёз, но очень интересная. И когда уже дома стала просматривать снимки, случайно нашла кадр, в который попал наш экскурсовод – посмотрите на скамейку слева.
А теперь немного истории. Битва за Сталинград была одной из самых жестоких битв Великой Отечественной. Погибло около 2 миллионов военнослужащих с обеих сторон, добавьте к этому потери среди мирного населения, ведь эвакуация была запрещена. Битва продолжалась 200 жарких дней и ночей. После этой битвы Сталинград лежал в руинах, даже были предложения не восстанавливать город, а, оставив его как памятник, построить новый Сталинград на другом месте.
Но, несмотря на руины, уже через месяц была воздвигнута 20 метровая Стелла на высоте 102 или нынешнем Мамаевом кургане. А первый конкурс на проект будущего памятника был объявлен уже в 44 году, правда, ни одна из идей «из окопов» не была реализована.
Вся идея существующего сейчас грандиозного комплекса принадлежит Евгению Вучетичу. Основной материал мемориала – бетон, что не случайно, потому что к моменту начала строительства (май 1959) часть города ещё лежала в руинах, и денег на более дорогой материал попросту не было. Но, несмотря на сложности, весь комплекс был торжественно открыт 5 октября 1967. Если Вас заинтересовала история как Сталинградской битвы, так и возведения комплекса, советую поискать в интернете, там очень много интересных фильмов. Ну а я вернусь к нашей экскурсии.
На Мамаевом кургане две основные скульптуры – "Родина-мать зовет!" и "Стоять насмерть". Если смотреть издалека, то "Родина-мать" возвышается над бойцом. И трудно поверить, что когда подходишь к нему, то она полностью исчезает, как бы прячется за спину своего защитника.

А пока мы этому не верили, но поражались другому факту – линия обороны проходила по нынешней железной дороге, и эту черту фашисты так переступить и не смогли. Хотя после окончания сражения на каждом квадратном метре высоты 102 находили до 1200 осколков снарядов и мин. Действительно, это была израненная земля.
Перейдя рубеж, мы попадаем на площадь "Стоявших насмерть". Основной фигурой этой площади является тот самый воин-защитник. Его прототипом стал Василий Иванович Чуйков, командующий 62-й армией в Сталинградской битве. И, заметьте, действительно этот воин полностью заслонил собой "Родину-мать".

Дальше были Стены – руины. Они символизируют разрушенное бомбежками, обстрелами здание. И все надписи были взяты именно с разрушенных домов.

Всё это сопровождается взрывом бомб, воем самолетов, страшно… Хочется обернуться, чтобы почувствовать мирный город.
А впереди уже ждет Площадь Героев.
С надписью – жестокой правдой тех лет: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Василия Гроссмана. И когда открывали мемориал, писатель уже был в опале, так что надпись осталась, а имя автора – нет.
А вот и они сами – герои той битвы.
Солдат, поддерживающий раненого товарища.
Девушка-санитарка, несущая раненого бойца.
Матрос со связкой гранат и раненый солдат-пехотинец.
Солдат, поддерживающий раненого командира.
Раненый боец и воин, подхватывающий из его рук знамя.
Два бойца, бросающих свастику и гидру.
А вокруг мирная тишина, даже гладь воды не тревожит ветер.

Но мы уже рассматриваем вход в Зал Воинской Славы.

Проходим, отдаем память погибшим воинам хотя бы маленькими букетиками цветов, стоим, у меня на глазах слёзы. Ведь весь Мамаев курган - это большая братская могила наших воинов, их здесь покоится около 34,5 тысячи, точнее никто сказать не сможет, страшная правда войны.
Выходим и идём к могиле Василия Ивановича Чуйкова. По его завещанию он похоронен на Мамаевом кургане, единственный маршал, нашедший свое последнее пристанище не в Москве.
Она из сильных скульптур - "Скорбящая мать". Мать, обнимающая своего убитого сына, мать, пережившая своего ребенка, что может быть страшнее? Убивает, когда люди в таких местах делают селфи.
А мы идем дальше, осматриваем надгробные плиты, посвященные похороненным здесь. Хотя действительно могилы есть только под тремя из них: две в начале и одна на самом верху.

Тем временем над нами начинает возвышаться "Родина-мать". Только вблизи понимаешь, насколько она велика - 52 метра высотою, добавьте к этому 33-метровый меч, в устойчивом положении фигуру удерживают 99 канатов.
Возводилась скульптура интересным способом: рядом была сделана её копия, уменьшенная в десять раз, эту копию разрезали на слои, увеличивали в десять раз и отливали формы для основной скульптуры.
Здесь на площадке мы и попрощались с нашим экскурсоводом, всё-таки старушке не так легко дается подъем. А сами отправились гулять дальше. Полюбовались сверху на новый мирный «памятник» - арену, возводимую к Чемпионату Мира.
Храм Всех Святых (открыт в мае 2005).

А дальше наш путь лежал к выставке военной технике, о её нахождении на Мамаевом кургане нам подсказал экскурсовод. Выходим на аллею за "Родиной-матерью" и идем, не сворачивая, до выхода (кстати, кому трудно дается подъем зайти на комплекс можно и отсюда, миную многочисленные лестницы), переходим дорогу, а там как раз и есть площадка с техникой. Правда вся техника за забором, в наше посещение подойти поближе было нельзя.

А мы, осмотрев самолеты и танки, возвращаемся назад.

Обратно спускаемся по тропинке, минуя ступеньки.
Но «вернуться к народу» приходиться. И тут мы хвалим себя: насколько правильно мы приехали к комплексу в восемь утра, народа к десяти часам стало намного больше. Кстати, информация для тех, кто бывает в Волгограде в неурочное время – комплекс работает круглосуточно.
А мы попрощались с Мамаевым курганом, сели на трамвай и отправились на остановку "площадь Ленина", а если быть более точным - к трем другим достопримечательностям Волгограда:
  1. Мельнице Гергардта (ул. имени Маршала В.И. Чуйкова, 47) ,
  2. Музею-панораме "Сталинградская битва" (ул. имени Маршала В.И. Чуйкова, 47, http://www.stalingrad-battle.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=681),
  3. Дому Павлова (ул. Советская, 39, Волгоград).
Первой решили пойти к Мельнице, ну а заодно к Панораме.
Мельница Гергардта была построена в 1903 году, до 14 сентября 1942 продолжала работать, а потом целых 58 дней была одним из узлов нашей обороны. После войны её решили не восстанавливать.
Во дворе стоит тот самый фонтан.
Рядом с мельницей располагается Музей-панорама "Сталинградская битва".
В саму панораму мы не пошли, слишком много младших школьников вошло туда перед нами, а это означало одно – либо ждать, либо смириться, ни то, ни другое делать не хотелось. Так что просто с удовольствие погуляли вокруг, полюбовались Волгой и военной техникой.

Последним мы побывали у Дома Павлова. В этом доме 58 дней держала оборону группа сержанта Павлова.
На этом наш Сталинград закончился, надо было идти есть, и отправляться в Царицын, а ещё точнее - в Старую Сарепту.

Мои впечатления. Волгоград - город, неразрывно связанный с Великой Отечественной войной. Здесь на каждом доме можно вешать мемориальную табличку. Это город, где очень много памятников посвящено именно этой, прошедшей, войне. А Мамаев курган - это грандиозный комплекс, огромная братская могила, и каждый россиянин должен попытаться хотя бы раз приехать сюда и поклониться памяти наших дедов, добывших эту тяжелую Победу.

Все статьи цикла "Путешествие на Юг России":

1. Путешествие на Юг России. Часть 1. Волгоград
  2. Гостиница Park Inn by Radisson Волгоград. Отзыв
  3. Путешествие на Юг России. Часть 2. Волгоград. Музей-заповедник "Старая Сарепта"
  4. Путешествие на Юг России. Часть 3. Достопримечательности Элисты
  5. Элиста. Где мы жили, где мы ели. Гостевой дом "Турист". Кафе "Чиполлино"
  6. Путешествие на Юг России. Часть 4. Достопримечательности Грозного и Аргуна
  7. Грозный. Central City Hotel. В центре, уютно и не дорого. Отзыв
  8. Особенности чеченской кухни, или Где и что поесть в Грозном?
  9. Путешествие в Чечню. 13 вопросов и ответов
  10. Что можно посмотреть в Чечне. Интересные места и достопримечательности ЧР
  11. Путешествие на Юг России. Ч. 5. Поездка на Кезеной-Ам. Самые красивые достопримечательности Чечни
  12. Путешествие на Юг России. Часть 6. Чечня. Поездка в Аргунское ущелье. Что можно посмотреть?
  13. Кисловодск. Гостевой дом "Сказка на Ярошенко", или Что такое кавказское гостеприимство. Отзыв
  14. Путешествие на Юг России. Часть 7. Кисловодск. Прогулки по городу
  15. Путешествие на Юг России. Часть 8. Достопримечательности в окрестностях Кисловодска

Я тоже на Мамаевом Кургане всегда плачу... а внутри у вечного огня это вобще просто слезы и все... но будет возможность заеду опять...
Рассказала, Анюта, как всегда все супер... вроде везде была и все фотола и все равно с таким интересом будто в первый раз...
А маленькая Родина-мать, хотя не такая уж она маленькая, стоит на даче Вутечича, правда сколько не искала на экскурсию туда нельзя, но из-за забора кое что видно... дача как вы поняли в Москве)
Спасибо, Лена. Просто тема войны для меня всегда заканчивается слезами, а в таком месте тем более...
Аватар пользователя Александр Веселов
Как давно я был в Волгограде! В конце 1980-х годов.На этой неделе перечитал книгу "Повесть о настоящем человеке" и решил - поедем с женой в Волгоград и Камышин.В этом году было 100 лет со дня рождения А. П. Маресьева. Нашли его относительно недалеко от моего села. В годы войны деревня Плав (в книге д.Плавни) входила в Бологовский район.
А ещё город Урюпинск является неофициальной столицей малых городов России.
Спасибо, Александр, за информацию, про Урюпинск не знала. А книгу когда-то до дыр зачитывала, надо будет перечитать.
Супер отчет. Фотографии замечательные и в деталях. Только смогла просмотреть, прочту завтра. Спасибо.
Спасибо, Елена.
Аватар пользователя Фирсова Анастасия
Как заново побывала в Волгограде, заезжали туда по пути на море, и после Волгограда, впечатления от моря, как то стерлись. Побывать там надо каждому!
Аня, рассказ как всегда интересный, спасибо большое! С удовольствием почитала, вернулась на 4 года назад в свой весенний Волгоград, ещё раз прочувствовала до слез всю ту душевную боль, которую ощутила в полной мере на экскурсии.
Кстати, нам тоже проводила индивидуальную экскурсию интелигентного вида пенсионерка, которую мы встретили на лавочке))) Она так душевно рассказывала и заостряла внимание на мелочах, на которые мы сами100% не обратили бы внимание. В моём рейтинге эта была лучшая экскурсия несколько лет. Провели мы тогда с ней там 4, 5 часа и даже усталости не почувствовали - настолько сильны были переживания.
С интересом смотрела фотографии набережной, мельницы, дома Павлова, тополя- ветерана, музея панорамы.... тяжелые места, город на крови, но это наша история и она нужна нам.
4 года прошло, а посмотрела как будто вчера там была - всё знакомое.
В Панораму попасть нам повезло больше, школьников-студентов не было. Мы присоединились к небольшой группе туристов из 10 человек и нам провели замечательную экскурсию.
Еще нам город запомнился самым большим в мире памятником Ленину. На крупнейшую в Европе Волжскую ГЭС съездили посмотреть как открывались шлюзы.
Спасибо, Анютка, за наводку про шаль урюпинскую. Честно, я даже не знала, всегда мечтала об оренбургском пуховом платке.
Тебе очень идет!!! heart Анечка, а она не колется? А то сколько разных перещупала, все какие-то колючие, а хочется нежную, мягкую, и чтоб не лезла.
Кариш, сказала про памятник Ленину и я тоже вспомнила, как ездили... только у нас сперва была поездка ко второму по величине Ленину, а потом уж к этому...
А второй по величине это в Дубне?
ага
А для меня самый прикольный в Улан-Удэ: огромная голова с "азиатским" прищуром.
До Улан-Удэ пока не доехала, а в посещаемой части самый прикольный в Рыбинске, он там в зимней шапке
Спасибо, Карина. Нет, шаль не колется, тепло ;-) В перчатках сейчас холодно, но смотрятся красиво и не у кого таких нет :-D
Аватар пользователя Чернев Сергей Николаевич
Дважды поднимался на Мамаев курган, одного раза не хватило бъять необъятное. Поразил пантеон, таблички, фамилии. Сюда надо насильно-добровольно привозить группами всех, кому неймется развязывать новые войны, кто спустя столько лет после победы советского народа пытается пересмотреть итоги войны, считает победителями американцев иже с ними. Во всём мире нет ничего похожего на наши военные памятники, Мамаев курган самый запоминающийся.
Я бы "сторонников войны" много куда свозила, страшно когда жизнь людей рушится в один момент. А сколько при этом жертв... Смотрела фильм про Сталинград, так вот количество захороненых подсчитано примерно т.к. когда свозили останки, считали ведрами, а потом уже переводили в количество. Страшно даже об этом думать...
Знакомый, любимый город. Смотрела фотки и хотелось вскрикнуть -з десь мы, были, и здесь, и здесь то же...
Дороги стали нормальными, можно снова ехать ;-)
Теперь спустя некоторое количество лет. Я в Волгограде была не раз. Все же моя малая родина. Сам по себе, для жизни, город очень тяжелый. А вот на Мамаевом Кургане должен побывать каждый россиянин.
Я бы там жить не смогла, слишком большие расстояния.
Аватар пользователя anastasiya
читала и не могла сдержать слез... это место берет за душу... я там должна побывать...
Аватар пользователя irinaa
Анна, спасибо за великолепные фото и рассказ. Очень масштабно, познавательно, отдельное спасибо за Урюпинск, я тоже большой фанат меховых и пуховых изделий, нужно обязательно заехать и пополнить коллекцию.
Аватар пользователя juliag
Аня, как же тебе идет этот пуховый платок. Ты в нем прекрасная тургеневская девушка!
Рассказ потрясающий. Такие места всегда берут за душу и вызывают желание побывать там лично. По силе эмоций мне напомнило Брестскую крепость, где тоже все пронизано историей, трагедией и героизмом наших людей.
Спасибо, Юля. Платок ношу с удовольствием ;-) А место... Да в таких местах чувствуешь, как досталась Победа...
Хотя я ни разу не была в Волгограде, я очень люблю этот город. Читала про него книги, смотрела передачи и мечтаю там побывать. Большое вам спасибо за такую интересную виртуальную экскурсию, когда читала у меня прямо мурашки бегали, какая страшная участь у города и его жителей. Родина-мать впечатляет даже на фотографиях.
Даже читать и смтреть фотографии очень тяжело, а уж быть там... Но обязательно нужно там побывать. Спасибо за информацию про бабушку.

Платок, Анют, очень тебе к лицу)
Спасибо, Ира. А "бабушка " замечательная: очень интеллигентная и рассказывает хорошо. А вот с такой " подачей " экскурсий столкнулась впервые: я то думала, что она просто на скамейке отдыхает, книжку читает, а не экскурсии предлагает.
Аватар пользователя natalia_a
Свежая информация об экскурсиях с бабушками с лавочки по Мамаеву Кургану. В августе этого года экскурсии стоят 1000р. за 1 час.