Поездка в Карелию. Часть XII. Рускеала. Водопады. Мраморный каньон

И снова Карелия. И снова наше июньское поездка по Северо-Западу России. Чую, мой рассказ о нем будет длиться в разы дольше, чем продолжалось само 23-х дневное путешествие. :)
Собственно говоря, мой рассказ о карельской части нашего большого турне подходит к концу. Осталось лишь полтора дня, красивая и важная часть (впрочем, других и не было!) - поездка в Рускеалу на водопады и в горный парк к Мраморному каньону и переезд из Сортавала в Выборг.
Когда захожу в альбом с рускеальскими фотографиями, просто растворяюсь в нем. Испытываю непередаваемые чувства, глядя на это карельское великолепие. Появляются разные мысли: желание увидеть снова, увидеть еще больше... Сегодня посетовала, что не увидели Итальянский карьер, на что муж ответил: "Ой, да ладно! Будет повод вернуться". Знает меня. :) В душе сразу разлилась сладкая нега...
Представляю вам обзорный пост о десятом дне нашей поездки в Карелию, в котором расскажу
  • как побывали на Рускеальских водопадах,
  • что увидели и что не увидели в Горном парке "Рускеала" и почему,
  • стоит или не стоит ехать в зоопарк копытных на базе отдыха "Черные камни".

День 10

​День начался со скромного и быстрого, можно сказать, условного, завтрака на съемной квартире. Печенюшки, чай. Оделись. Выдвинулись в сторону Рускеалы.
Достопримечательности Рускеалы - водопады и Мраморный каньон - находятся на одной трассе - А130. От Сортавала до Рускеальских водопадов 27 километров, далее по трассе, через километров пять - Мраморный каньон. На карте это выглядит так:
По хорошей дороге добрались, не заметили как.
Проехать Рускеальские водопады невозможно, уже с дороги видна парковка, прудик и один из водопадов.
На стенде, который стоит у парковки, написано "Водопады Ахинкоски". Рускеальские водопады - название новое, Ахинкоски - старое финское название.

Рускеальские водопады - облагороженная достопримечательность Карелии (как и водопад Кивач) - кафе, парковка, информационный стенд, туалеты (не ахти какие, но есть), для удобства подъема туристов к водопадам проложены лесенки,
для колорита - поставлены различные деревянные фигурки - леший, баба Яга и проч. Интересно здесь и взрослым, и детям. Сама видела, с каким восторгом и азартом ходят здесь посетители.
Самое главное здесь, конечно, водопады.
Полазили, посмотрели,
пофотографировали.

И отправились дальше. Всего провели на водопадах чуть более часа. Думаю, вполне достаточно.
Перед отъездом обратили внимание на рекламный щит зоопарка копытных, живущих в естественной среде. После парка львов "Тайган" мы к таким местам неравнодушны. К тому же про зоопарк на базе отдыха "Черные камни" я уже знала. Решили, если будет возможность, останется время, съездим.
А наше путешествие по трассе А130 к одной из главных достопримечательностей Карелии - Горному парку "Рускеала" - продолжалось.
Проблем с указателями на него никаких. Но такой указатель может вполне ввести в заблуждение.
Дело в том, что Горный парк "Рускеала" - это не только Мраморный каньон. Думая так, многие не доходят до Итальянского карьера, Рускеальского провала "Подземное озеро". А ведь это потрясающие объекты!!! Кстати, и мы не дошли, но по другим причинам. Как-то все сумбурно получилось, даже сами не поняли как.
Вот так выглядит схема Горного парка "Рускеала" (с сайта ruskeala.info) и его окрестностей. Глядя на нее, понимаю - нам есть к чему стремиться, зачем возвращаться в Карелию еще раз.
Поставили на почти полной парковке машину. Пошли к кассам.

Там нам предложили катание на лодке по Мраморному каньону. Я сразу отказалась (панически боюсь подобные лодочные прогулки), муж решил покататься. Соня с ним. Ну и что получилось - купили один билет на лодочную прогулку (400 руб. - цена за лодку!), один - обычную прогулку (150 руб.). И так разделились.
В этом и была наша ошибка. Надо было мне подождать моих "лодочников", а потом идти гулять по парку всем вместе.
  • Во-первых, вместе "весело шагать по просторам". Ну интереснее, однозначно. Одиночные плавания - это категорически не мое. Степень удовольствия от видимого уменьшается в разы.
  • Во-вторых, были места, где мне одной на маршруте было страшновато.
  • В-третьих, я торопилась, видя, что мои уже "уехали", накатавшись, и не пошла туда, куда надо было сходить - провал и Итальянский каньон.
  • В-четвертых, я отдала свой фотоаппарат мужу, думая, что именно с лодки самые лучшие виды, и ходила с его фотоаппаратом. А цветопередача его фотика хуже, чем моего, увы... Фотографий у Кости вышло с гулькин нос - иль греби, иль фотографируй, а те, что получились, получились не очень. Временами фотоаппарат брало в руки мое маленькое сокровище.
В общем, первый мой совет, не делайте так, как мы - не разделяйтесь! Второй - не делайте ставки на фото с воды. Фотографии сверху эффектнее и возможностей различных ракурсов здесь значительно больше.
А теперь фотографии.
Посадила своих на лодку, помахала ручкой и пошла по маршруту. Не мать, а ехидна. Ребенка послала, а сама не поплыла.

На самом деле я была в таком паническом, "заледенелом" состоянии, что ничего вокруг не видела. Не прочитала даже надпись крупными буквами "Выход с маршрута". То, что я ее видела, это факт (ну фотография-то моя!). Но и то, что я даже не подозревала, что иду в обратную сторону, истинная правда. И каково было мое удивление (мягко говоря), когда месяц спустя я разглядывала свои фотографии Мраморного каньона и увидела это фото.
Много-много фотографий моей прогулки вокруг Мраморного каньона будет в отдельном посте - фоторепортаже (читайте его здесь). Сейчас лишь несколько штучек для затравки.

Ну и фотографии Мраморного каньона, сделанные Костей и Соней на пару.

Первая гребля в жизни оказалась не такой простой. :)
А начало маршрута было здесь. :) Так что не потеряйтесь, как я, когда приедете в Рускеалу.
"Под занавес" походили, посмотрели сувениры. Хорошие сувениры, но цены какие-то безумные. Так ничего и не купили. Вообще ничего. :( Даже книги.

К этому моменту на часах было 15.30. Решаем доехать все-таки до базы отдыха "Черные камни", где располагается зоопарк копытных.
Лучше б не ездили. Только время потеряли.
Дорога туда оказалась - 10 километров грунтовки. До поворота с А130 доезжаешь по нормальной дороге, ну а дальше сюрприз, о котором на рекламных щитах не пишут.

Как добраться до базы отдыха "Черные камни", т.е. зоопарка, посмотрите на карте. Что касается расстояний - проблем нет. От Сортавала до зоопарка - 53,7 км. От Мраморного каньона до зоопарка - 22 км. Только как я уже сказала, 12 километров асфальтированного шоссе, а 10 - грунтовая дорога.
С трассы на повороте к зоопарку есть указатели. Проехать мимо трудно.
По грунтовке пилили со скоростью 20 км./ч. Езда еще та.
Система посещения зоопарка нам показалась очень странной. Просто так, без экскурсий, туда не пускают. С экскурсией стоимость, если не путаю, 250 руб./чел. К тому же группу надо было ждать. К этому моменту начинало моросить. Ну это так, до кучи. Решающим моментом не было. В общем, развернулись мы и попилили обратно 10 километров по грунтовке. Вообще-то надо бы и дорогу проложить. Не серьезно как-то людей зазывать и не создать никаких условий.
Ехали мимо забора зоопарка. Увидев оленей, не остановиться не смогли. Справедливости ради надо отметить, животные выглядели чистыми, ухоженными, сытыми, вполне довольными жизнью.

Посмотрев в эти чудные оленьи глаза, я поняла - что ехали мы не зря. Хоть что-то увидели теплое и нежное.
Когда уже ехали по трассе обратно в Сортавала, муж заметил на противоположной стороне дороги водопад (не доезжая до парковки и "окультуренных" водопадов). Не удержался. Остановился на обочине. Побежал фотографировать.

Вернувшись в Сортавала, ужинать пошли опять в кафе "Релакс". Покормили нас замечательно!

После ужина какое-то время мы погуляли еще по Сортавала,
а потом отправились отдыхать. Машину опять поставили на платную парковку недалеко от дома, где мы жили,
потому что ставить ее во дворе было небезопасно, да и толком негде. Своих девать некуда. Да и парковкой это назвать трудно.
С огромной неохотой вернулись в снятые нами "апартаменты".
Предстояло пережить тут еще одну ночь. Со светлыми мыслями о Выборге, куда мы отправлялись на следующий день, о продолжении нашего путешествия мы легли спать.
А поездка в Карелию, тем временем, подходила к концу (не путайте с самим путешествием, до середины которого мы еще и не добрались!). Самое главное, что многие достопримечательности этого благословенного края мы увидели, в том числе Рускеальские водопады и Мраморный каньон в Горном парке "Рускеала".

Хотели пойти на завод, а там куча собак, то ли не по правильной дорожке пошли, то ли пока ходить туда нельзя. Провал мы видели рано утром вид не очень, зато понравилось что зимой туда спускают покататься на коньках, сама идея очень понравилась. Если окажусь там когда-нибудь зимой обязательно воспользуюсь. Еще я бы на тросе пролетела над каньоном, но это развлечение только с 11 часов, а мы приехали прям к открытию, на парковке были вторыми. Цены на это весьма симпатичные пока. Итальянский карьер мне понравился больше всего.
Да, на троссе полетать стоит 1 000 рублей. Не шибко дорого, но и желающих я так и не дождалась. Хотелось поснимать смельчаков.))

Итальянский карьер - это то, что я теперь сплю и вижу посмотреть.
Аватар пользователя juliag
А мы когда были зимой, этот провал стал нашим самым большим разочарованием. Идея с коньками просто супер, но мы были организованной экскурсией и времени в обрез, тем более световой день короткий. Стояли в очереди, стояли, но так и не достоялись... Но я про это писала в своих старых заметках на Subscribe.
Даааа, как бы я не любила организованные туры, но это только для новичков. Профессионалы там от несвободы измаятся...
То есть кататься народ катался, но была очередь на это развлечение?
Аватар пользователя juliag
Да, Лен, все катались, развлекались, но желающих было слишком много. Тем более это медленный процесс. Вручную опускают и поднимают по одному человеку. Я пришлю тебе фотки, посмотришь.
Круто! Хочу очень!
Галюш, каждая твоя новая статья Карельского путешествия - новое откровение, новый восторг, новая волна планов и идей!
Галя, твой совет не разделятся в путешествии немного меня напряг. Мы как раз обсуждаем возможность делиться, а не ходить привязанными друг другу. Хотя, чувствуем себя потерянными, даже если отходим друг от друга дальше, чем на расстояние видимости. Но иногда, для дела, нужно бы и делиться. В общем, всё зависит от места и ситуации. Но у вас, кажется, получилось не очень плохо - вы стали обладателями снимков и сверху, и снизу! Жду отдельного фото-рассказа! Люблю твои снимки в большом формате - чудо, гораздо лучше, чем фотки размером с небольшой блокнот.
А вот от горшка я бы не отказалась. Чего бы он не стоил! Хачу!
Просто ты ко мне необъективно относишься, Танюш! Но все равно - спасибо! Твое мнение для меня очень важно.

Насчет разделяться/не разделяться. Все индивидуально. Мы, наверное, чересчур срослись, надо было экспериментировать раньше начинать. Разделились и что? Делу и удовольствию это точно не помогло. Только помешало. Да, сняли с разных точек. Но и сняли не так, как хочется. И посмотрели только часть. А Костя-то вообще не посмотрел на каньон сверху. Ну нет. Нафиг такое разделение...

Снимков в отдельном посте будет много. Насмотришься вдоволь. Буквально шаг за шагом со мной пройдешь весь путь. ))
Аватар пользователя Галина517
Галочка! прекрасная работа. не перестаю удивляться твоим фотоработам. По-моему, тебе пора организовывать фотовыставку о ваших путешествиях по России. Мы вот пока до Карелии не добрались, но обязательно исправим эту ошибку. Спасибо огромное.
Спасибо, Галюшечка, очень приятны твои слова. kissДаже не сомневаюсь, что до Карелии вы доберетесь. Если что - проконсультирую максимально возможно, чтоб не повторяли наших промахов. laugh
Аватар пользователя Галина517
Спасибо, Галочка! Обязательно воспользуюсь твоей консультацией.kiss
Аватар пользователя Ирина Серёгина
Красота нереальная, Галюш! Но я вот все смотрю и не вижу там ничего приличного с гостиницами.. Нашла рядом, но оч дорого.. Какие лодочки симпатиШные) надо бы еще и гребцов давать, чтобы руки были свободны для фотоаппарата)
Ирунь, в статье про Сортавала я написала о пяти гостиницах в Сортавала, которые видела сама лично (со стороны, конечно). 4 из них на Букинге отсутствуют. Одна, дорогая и хорошая, есть.
Для себя я решила, что в следующий раз буду бронировать что-то хорошее напрямую в гостинице. Жалею, что так не сделала в этом году. Но я тогда города не знала, расположения отелей не представляла, да вообще не думала, что квартиры - это... настолько не наше. А теперь точно решилась бы и без Букинга обойтись. Всё лучше, чтоб жить в такой ж..., как жили мы.
Аватар пользователя Ирина Серёгина
У меня был опыт бронирования по телефону, очень все было неудачно. А ехать без бронирования можно только не в сезон.
А у меня было несколько таких опытов. Изначально я бронировала в гостиницах напрямую всегда. Я про Букинг тогда почти ничего не знала.
Форс-мажоров с отелями у меня не было. Но... Букинг - это удобно и просто. Захотел забронировал, захотел - снял. И не испытываешь по этому поводу никакого неудобства, не извиняешься, не кланяешься. Наконец набронировал 3 десятка отелей на целый год вперед и спишь спокойно. Я сомневаюсь, что можно забронировать гостиницу напрямую на август 2016 года, например. Уверена, что бронь почти нигде не примут. А на Букинге - запросто!
Есть достаточное количество жилья рядом с парком. Есть коттеджи, базы отдыха, гостиницы, кемпинги. Просто этого всего нет на Букинге
Ага, жилья много. Реклама аж вдоль дорог стоит (см. фото). Но как такое жилье находить, сидя дома, выбирать, не видя, бронировать? Наобоум? Гарантий никаких.
Аватар пользователя Любовь
Да,жаль,что у вас не совсем удачно сложилась прогулка по горному парку.Мы проходили весь маршрут организованно с экскурсоводом и поэтому все самые красивые видовые точки смогли увидеть.Я думаю,что если бы мы были в таком месте первый раз самостоятельно,наверное тоже не совсем бы правильно сориентировались.Зато теперь если еще раз доведется там побывать,то можно просто гулять,наслаждаться природой и получать удовольствие.Мы когда ездили в Курелию,я тоже обращала внимание на многочисленные ркламные щиты о размещении и приехав домой искала варианты - и базы отдыха и так называемые загородные парк отели .Все что красиво и современно не дешево.
Если бы мы топали всем нашим маленьким коллективом, то точно дошли бы до конца. Муж у меня такой, ему надо увидеть все.
Конечно в экскурсионной поездке туда есть прелесть. Я обгоняла несколько групп, краем уха слышала, на какие нюансы обращают внимание экскурсоводы, как их люди слушают. И есть что слушать. Сам на многое внимание не обратишь.
Но у нас был другой формат. Будем считать эту поездку разведкой. ))) В следующий раз точно посмотрим всё.

В Карелии все дорого - сувениры, экскурсии, еда, жилье. Даже ерундовое жилье недешево, что уж говорить про красивое и современное. Что поделать, специфика... Пожалуй, с таким нигде еще не встречались...
Аватар пользователя Любовь
По поводу дорого - в августе были 4 дня в Питере,так от цен на экскурсии просто глаза на лоб лезли(нас 3 взрослых),в про карту гостя узнала потом.Для примера Исакиевский собор 400 руб. музей и 300 колонада.Но так, как была очень хорошая погода,то мы старались больше гулять,кататься на корабликах.А вообще то, поездка в Питер в августе была во многом подготовлена по отзывам твоего,Галя,блога.Как здорово-открываешь нужную страницу и вопрос где поесть и где остановиться уже почти не стоит.
Для меня это высшая награда за труды - когда я узнаю, что помогла в чем-то на деле. Собственно ради этого все - подробное описание отелей, рассказ о кафе и прочих едальных заведениях. Без этого путешествий не бывает, хотя многие бояться признаться себе в этом.))
Да, в Питере тоже дороги экскурсии и входные билеты. Мы вот в июне были в Меншиковском дворце. Там, если память не изменяет, 300 руб. входной билет. И я знаю, что это еще не самые высокие цены. Поэтому такие походы дозируем и совмещаем с прогулками по городу. Иначе в трубу вылетишь. ))
На колоннаду тоже поднимались. Вернее муж. Мне-то туда Щас не влезть. Я и раньше-то, 10 лет назад, поднималась на Исакий на полусогнутых. А теперь-то бы так уж и совсем никудЫ. )) Так что сэкономили на мне.)))
Кстати, на кораблике тоже катались. Цену... не помню. Ой. Записывать все надо.))
Мы были в в гостинице в кирхе, симпатично, по-деревенски, много финов и хозяйка так смешно лопочет с ними по-фински
А как вы эту гостиницу нашли? Сколько стоила? Где конкретно находится? В Рускеале?
В инете нашла, правда ничего не бронировали, просто приехали и все, я считаю что для такой гостиницы дорого, 1200 руб с человека, для финов это удобно и недорого, на них все и ориентировано... вот ссылка на неё на карте https://old.maps.yandex.ru/-/CVgDEEjL
Ой, спасибо, Лен! А называется она как? Ну чтоб найти ее в инете.
Без названия, просто гостиница в кирхе
Да, занятное местечко. Нашла фотографии, рассказы о гостинице. А вот своего сайта у них, похоже нет. Как народ бронирует (ну если хочется заранее) не знаю. Ничего подобного не нашла. Даже телефон.
Я когда искала то нашла вот такие телефоны, но не звонили, ехали уже поздно, толком не знали как оно будет, мысли были все вразброд: (81430) 33268; 89214676320. там завтрак еще входит в житье
Спасибо, Ленуль! Будем знать новое место, где можно там остановиться. Это ценно.
А фотографии есть? Если есть, может постик-отзыв сделаешь?
Аватар пользователя ЕленаС
Нет, Галь, к сожалению фото нет. Приехали поздно, устали, фотик забыла в машине и сил сходить просто не было, а утром очень торопились. Хотели и в парк сходить и успеть до Петрозаводска не совсем в ночь приехать
Ну ничего. Главное, что мы теперь знаем, что такое место есть.
Но в целом как оно? Рекомендуешь эту гостиницу?
В целом нрмально, чисто. Да места очень нужные в номере все общественные, но нормальные. Она в 13 году сгорела, сейчас по новой отстраивается, поэтому стройка чувствуется, хозяйка приветлива, дороговато, но нам хотелось очень спать. думаю что поискать найдется что-то еще, мне было прикольно, что это здание кирхи
Да, согласна, это очень необычно. ))
Аватар пользователя Валентина
А у нас на лодочках не получилось покататься, очередь была очень большая, а т.к. мы были с организованной экскурсией, во времени ограничены. Можно было бы конечно достоять в очереди и покататься, но тогда бы мы пропустили саму экскурсию.
Мраморный каньон, конечно впечатлил, красота.
В Итальянский карьер и к провалу нас не водили. Почему-то экскурсовод сказала, что там ещё экскурсии не проводятся, а предложила приезжать туда на следующий год. Странно, а люди оказывается туда ходят. Да, в Рускеальский парк нужно точно самостоятельно ехать, что бы везде сходить, всё посмотреть и покататься.
Мне тоже кажется, что группы в Итальянский карьер и пролом не водят, группы идут только по периметру Мраморного каньона, а шаг вправо, шаг влево - никого, аж страшновато становится. Именно такие у меня и были впечатления. Кстати, и индивидуалы-то не все про эти объекты знают. Думаю, что организованных туристов не водят к карьеру и провалу из экономии времени. Если включат их в программу, то цены на экскурсию точно вырастут.
С другой стороны, Валя, это замечательно, что вы экскурсию прослушали. Это идеальный вариант - сначала с экскурсией приехать, потом - самостоятельно.
Мы карьер обошлм три раза и пока мы с мужем не завернули к провалу ощущение было что ни кому и не интересна та тропинка, а уж у итальянскому за нами только одга семья пошла
Спасибо! Я уже читала отчеты об этих местах, очень понравлось! Замечательные фотоснимки, просто моя мечта! Галь, а из Крыма, как лучше добираться в Карелию? На самолете до Питера, а потом поезд? До Петрозаводска билетов от нас нет.(
Да, до Питера на самолете, Танюш.
А из Петербурга до Петрозаводска можно добраться поездом или автобусом. Кстати, это недалеко. По трассе часов 5 езды всего.
Да и на поезде "Ласточка" ехать всего 5 часов. Подробно тут.
В принципе ничего невозможного нет. Во всяком случае Карелия - это вполне реально и доступно.
спасибо, я уже смотрела билеты. Галюнь, на НГ вообще стоит туда ехать. Мы то зимы не видем в Крыму, а там все настоящее, плюс зодчество, да и на собачьих упряжках ведь можно покататься.. Что скажешь?
Стоит, конечно! Посмотреть заледеневшие водопады - просто супер. Ну и на собачьих упряжках... А можно и на Кижи - на судне на воздушной подушке. В общем, это будет настоящее Путешествие.
ок, спасибо! Пошла мониторить цены)))
В Петрозаводск тоже самолеты летаютwink
Смотря откуда. Таня пишет, что из Крыма не летают. А из Питера... Два самолете, наверное, перебор?.. wink
Ну вобщем-то да... я из Москвы туда на "кукурузнике" летала, сейчас может что изменилось, но там вроде аэродром для больших самолетов не предназначен
Аватар пользователя AllaB
Все таки на воду, тем более бурлящую, можно смотреть вечно... завораживает, слов нет!!!