Отчет о поездке в Карелию. Часть VI. Кивач. Кондопога. Петрозаводск

Продолжение. Начало: часть I, часть II ...

Когда располагаешь в поездке ограниченным количеством времени и внушительным списком достопримечательностей, ради которых, собственно, и ехал за тридевять земель, то на расслабление и неспешные прогулки времени почти не остается. И как бы мы не любили именно такой, свободный, формат путешествий, приходится все время "быть в тонусе". Так получилось и в Карелии. Именно эта часть июньского путешествия прошла по задуманной программе, ну и, конечно, в поисках неизвестных нам интересных мест.
​Итак, в первый (полный) день в Петрозаводске мы ездили на Кижи. Второй день был посвящен другой знаменитой достопримечательности - водопаду Кивач. Начав с Кивача, программу продолжили в Кондопоге, где познакомились с городом и главной его жемчужиной - Успенской церковью. Завершали день по уже сложившейся традиции в Петрозаводске - прогулкой по городу, ужином, а также посещением кафедрального собора Александра Невского, где случайно попали на очень серьезное событие.
Вот таким получился седьмой день нашей поездки в Карелию. А теперь отчет обо всем более подробно.

День VII. Кивач - Кондопога - Петрозаводск

Вышли утром из гостиницы (гостевой дом "Солнечный"), погода шепчет. + 21, солнце, ясное небо - очень даже неплохо для начала июня в Карелии. Если б не ветер (а ветерок здесь не простой, северный), было бы очень тепло.
Берем курс на Мурманск и
выезжаем на трассу М18 "Кола".
Обратите внимание на электронное табло над дорогой - ветер 13 м/с. Согласно шкале Бофорта, это сильный ветер, приближенный к оценке "от сильного до очень сильного". Поэтому мы в Карелии все время подмерзали и Сонечке одевали шапку. Даже если по градусам было достаточно тепло. За одно низкий поклон - ни одна капля не упала нам на головы.
Камни, скалы и деревья на них - такой пейзаж сопровождал нас в течение всей поездки по Карелии. В голове у меня все время, как звоночек, звучало: "И на камнях растут деревья". Еще как растут! К сожалению, не видела почти ни одной не разрисованной и не исписанной скалы вдоль дорог. Люди, опомнитесь!
Еще на этапе подготовки к путешествию занесла в свой список Кондопогу. Про Успенскую церковь каких только "од" не сложено. Захотелось посмотреть и проникнуться лично.
Но решаем заехать сюда на обратном пути.
От Петрозаводска до Кивача недалеко - 82 километра. До поворота на заповедник мы доехали ровно за час. Дорога нескучная, поэтому время в пути пролетело незаметно.
Еще 12 минут по такой вот живописной дороге
и мы у шлагбаума заповедника Кивач.
Костя выходит из машины, оплачивает в кассе билеты (120 руб. взрослые), и мы проезжаем на территорию.

Заповедник Кивач

На территории заповедника Кивач есть несколько достопримечательностей, доступных посетителям - водопад, дендрарий и Музей природы. Сначала идем смотреть главное - водопад Кивач.

Людей здесь не то чтоб уж очень много, но есть. Все, мягко говоря, с азартом фотографируются - долго, нудно, во всех мыслимых и немыслимых позах. Мне это мешало. Если честно, даже не все сняла, что хотела и как хотела. Думала, пережду и вернусь. Но всех теток, видно, не переждать. Вообще меры не знают.
Мы, конечно, тоже фотографировались, но никому при этом не мешали.
Несколько слов о водопаде Кивач. Располагается он на реке Суна. Происхождение названия предположительно финское - от слова kiivas - мощный, стремительный. И водопад действительно такой. Общая высота 10,7 метров. Высота отвесного падения - 8 метров. Вроде бы не огромный, но впечатление производит. Состоит из двух потоков. Вот этот - главный - идет 4-мя уступами.
Второй поток спадает отдельными струями и

впадает в главный поток под прямым углом. Вот здесь это хорошо видно.
Водопад Кивач - второй (по некоторым данным четвертый) по величине равнинный водопад в Европе. Нам повезло, мы приехали в начале июня. Считается, что в мае и начале июня Кивач наиболее полноводный.
Безусловно, водопад Кивач одно из самых романтических мест в Карелии. Не напрасно, во все времена его воспевали в поэзии, рисовали на полотнах. Есть даже легенда о его возникновении. Пересказывать ее не буду, вы можете познакомиться с ней в статье Елены Себякиной.

Редкий кадр со мной. Больше люблю снимать сама.
Еще до поездки меня очень волновал вопрос безопасности у водопада Кивач. Все-таки мы с ребенком, который ничего не боится и везде норовит залезть. Приходится быть все время настороже. Так вот, для всех, кто сомневается, можно ли сюда ехать с маленькими детьми, не очень ли здесь страшно, отвечаю - можно, не страшно, ограда имеется. Но глаз с ребенка лучше не спускать.
А фотосессию себе здесь все-таки при случае устройте. Место фантастическое. Нам очень понравилось. Лавина пенящейся воды, шум, брызги, скалы. Стихия! Хотя и облагороженная для туристов.

Все, что смогли заснять, засняли. Полазили по камням. И по мостику отправились дальше.
С этой точки хорошо видно количество людей там, где мы до этого фотографировались. Набежало даже больше, чем было. Так что нам еще повезло. Кстати, на этой фотографии видны оба потока водопада Кивач.

Тем, кто любит полазить по скалам, здесь раздолье.

Вот такая резьба по дереву... Интересно, что это? Полное отсутствие мозгов? Или частичное?
На водопаде мы провели около получаса и отправились дальше - в Музей природы.
Вот такой маленький домик, в котором находится крошечный музей.
Музей невелик, но атмосфера, подборка экспонатов здесь очень интересные.

После Музея природы прогулка по дендрарию.
Дендрарий заповедника Кивач - это различные деревья и растения. Лично мне было интересно сравнить две березы - карельскую и обычную, повислую, которую мы все знаем и ни с чем не спутаем. Вот они рядышком растут.
Береза повислая.
Карельская береза.
На этом знакомство с заповедником Кивач закончилось.
Но путешествие по Карелии продолжалось. Мы отправились в Кондопогу.

Кондопога

О Кондопоге расскажу сейчас коротко. Есть мысли сделать отдельную статью. Здесь мне не очень хочется углубляться потому, что боюсь, люди не найдут нужную информацию в большом пространном посте. А информацию я просто мечтаю донести. Потому что сами намучились без нее.
Итак, главное что мы хотели в Кондопоге - посмотреть Успенскую церковь, деревянный храм на берегу Онеги, памятник зодчества XVIII века. Безусловно хотелось познакомиться и самим городом.
Городок показался... очень теплым. Вроде ничего особенного - старый жилой фонд, местами хрущевки с местным орнаментом, местами деревянная застройка.
Но город понравился. Видно, что он развивается.
Например, в Кондопоге недавно построили один из лучших на северо-западе России Ледовый дворец.
Рядом с дворцом стоит интересное сооружение с колокольчиками - карильон. Это механический музыкальный инструмент. В Кондопоге их два: здесь, около Ледового Дворца, и у здания Сбербанка на Пролетарской улице.

Есть в городе и свой Дворец Культуры, и краеведческий музей - Музей Кондопожского края.
А вот такое симпатичное здание это железнодорожный вокзал.
Но наша главная цель была кондопожская Успенская церковь (1774 г.). Ну, я вам скажу, мы и наездились, пока ее нашли. Жуть! Никаких указателей, никакой достоверной и подробной информации в интернете. Читала, как люди приезжают в Кондопогу и не находят церковь. Нормально развивают туризм в городе? А ведь эта церковь в настоящее время относится к музею Кондопоги. Уж могли бы как-то позаботиться об указателях на дороге или информации у себя на сайте.
Но мы настойчивые, мы церковь нашли!

Резьба по дереву и здесь присутствует. Причем "выгрызали" надписи не наши с вами современники. Некоторые автографы датированы... 1968 годом.
Очень интересен иконостас церкви и
ее расписное небо (небеса). Подобная конструкция потолочного перекрытия свойственна храмам Русского Севера.
Идем гулять по территории.
Здесь невероятно красиво и тихо. Настоящее прикосновение к вечности.

Уезжали из Кондопоги мы со светлым сердцем, как будто сделали что-то очень важное. Красивый храм в красивом месте. У меня нет слов описывать чувства, которые я испытала здесь... Да и не хочется облекать чувства в слова. Особенное благодатное место, о котором я еще раз обязательно с вами поговорю.
Таким образом мы перевернули еще одну страницу этого дня. Вечерело. Музей (а церковь эта музей) закрывался. Пора было ехать ужинать в Петрозаводск.

Петрозаводск

На этот вечер у нас были большие планы. Петрозаводск мы пока увидели недостаточно, хотя уже два вечера посвятили ему. Да и в главный храм города неплохо было бы заглянуть.
Сначала мы поехали в кафе "Дежавю".
Железнодорожный вокзал Петрозаводска.
Park Inn by Radisson Petrozavodsk (стандартный 2-мест. номер с завтраком 4 400 руб.) располагается рядом с вокзалом.
Едем по улице Ленина.
Еще одна большая гостиница Петрозаводска "Северная" (2-мест. стандарт с завтраком 3 600 руб.). Хорошее расположение у отеля.
О кафе "Дежавю" (на фото ниже оно слева) я рассказала ранее в своем отзыве.
После ужина опять был Петрозаводск, его улицы....
и главный храм. Не побывать в соборе Александра Невского - не увидеть Петрозаводск в полной мере.
Но нам несказанно повезло! Мы смогли увидеть даже больше. В собор в этот день всего на сутки привезли две великие святыни из монастыря Ксенофонт Святой Горы Афон - десницу святого великомученика Георгия Победоносца и чудотворную икону Святого Георгия, обретенную в IX веке.
Народа в храме было очень много. И люди все шли, и шли... На входе каждому выдавали георгиевские ленточки с булавочкой.

Набралась храбрости и сделала в соборе два кадра. Для вас. Поклонение деснице.
Поклонение иконе св. Георгия.
В мае 2010 года в сквере около кафедрального собора установили памятник святому благоверному великому князю Александру Невскому. Очень хороший памятник!

В завершение дня мы заехали в гипермаркет "Лента", закупились продуктами для завтрака и
отправились в гостиницу.
Еще один день в Карелии закончился. Белые ночи продолжались. Поездка продолжалась.
Продолжение:
Отчет о поездке в Карелию. Часть VII. Гора Сампо. Марциальные воды.
Отчет о поездке в Карелию. Часть VIII. Вулкан и каньон в Гирвасе

Мы вроде на Киваче были тоже в начале июня, правда было холодней на порядок, мы все в куртках, но народу были мы и еще одна пара . Повезло наверно или раньше правда меньше ездили по России. Как же мне все это нравится, мне порой кажется, что север я люблю больше, меня те красоты манят к себе, хочу еще дальше на север, очень... смотрю твои фото и понимаю как же я соскучилась по тем местам... лет пять ездили каждый год, а то и не раз, а уже 4 года выходит не были...хочу очень!
Думаю, что ездить стали больше. Собственно, Лен, мы для этого и пишем - чтоб люди путешествовали, не боясь ничего. ))
Дааа, Карелия особенная. Стоит к ней проникнуться и всё - это навсегда. Тоже теперь всегда будет тянуть сюда.
Галюш, теперь ты знаешь. что иногда приходится ограничивать своё "свободное плавание" в путешествиях ради достопримечательностей. Особенно, когда примёлся куда-нибудь за тридевять земель. Одно дело - Псков. Хоть и не близко, но можно никуда не рваться, почему бы и ещё в Псков не приехать? А когда за плечами тысячи вёрст, то приходится всё-таки больше времени уделять тем местам, которые НАДО увидеть.
Снимки великолепные, спасибо! Дух захватило от кардов, где Костя с Сонечкой на обрыве стоят. Так и захотелось закричать Косте: "Осторожно!" smiley

Галюш, знаешь, я очень люблю завтракать в гостинице самостийными завтраками с местной снедью. Вечером идёшь в локальный супер, выбираешь, что ты хочешь (кстати, не то, что тебе дадут, на завтрак, а что твоя душа пожелает!), а утром наслаждаешься вкусненьким. Сыры, йогурты, колбаски всякие, иногда пирожные или даже тортик к чаю или кофе! Всегда выбираю то, "что дома не варили".
Галочка, спасибо тебе за моё утреннее предрабочее настроение! Второй день на твоём сайте заряжаюсь позитивом! Жду продолжения!
Танюш, ограничивать "прогулоны" приходится. И раньше приходилось. Здесь сделала на этом акцент для того, чтобы передать специфику Карелии. Достопримечательностей много, они все разъездные (а не в рамках одного города, местности). Ищу приемы, чтобы глубже передать суть.))))
Да, Костя хорошо придумал с "экстримальным" фото над водопадом. laugh

А мы предпочитаем организованные завтраки "шведский стол". Ну или завтраки в кафе - Костя любит кашу, я - блинчики или оладушки, кофеек.
Насчет местных магазинов - у нас как-то не срастается с ними. Их, хорошие, тоже надо знать. Поэтому предпочитаем гипермаркеты, которые нам знакомы, и где цены нормальные.

Танюш, продолжение последует... Но такие посты мне даются нелегко почему-то. Все пропускаю через себя. Словно переживаю второй раз. Уууух, какие эмоции! По отели я пишу на одном дыхании. Вот что значит кто на что учился кто кем работал (работает). Все-таки это мое.
"Разъездные" достопримечательности - хороший приём, давно себя оправдал. Очень удобно сделать какое-то место базой и ездить оттуда. Правда, здесь есть риск нарваться на не очень хорошую гостиницу. Одно - когда ты переночевал, плюнул и забыл. А когда почти неделю живёшь в одном месте.... Ну, слава Богу, с этим у вас было всё в порядке.

Завтрак "шведский стол" - идеальная утренняя еда в гостинице. Не везде они включены и иногда за них просят откровенно больше, чем они того стоят. Всё-таки предпочтения в еде очень индивидуальны. Мы терпеть не можем гиперы. Дома по возможности избегаем их. Наш идеал - рынок и маленькие локальные продуктовые. Об их наличии всегда узнаём у персонала гостиницы. Кусок ароматной домашней колбасы на завтрак или свеже-копчёной рыбы - такое в супере не купишь, только на рынке.

Галя, понимаю твои муки рождения общего отчёта. Это самое трудное! Но ты справишься!
Не хочу хвастаться, но гостиницы я выбирать умею. Я была отличным менеджером по туризму. То, что сейчас пишу, людям раньше на словах рассказывала. Представь, к моему тексту еще и мои эмоции прибавить. ))

Предпочтения в еде - самое, пожалуй, индивидуальное. Признаться, мы на еде в магазинах стараемся экономить. Поэтому гипермаркет для нас в самый раз. Пока на любимю колбасу и рыбу не заработали. ))
Аватар пользователя AllaB
Галь, фото Кости и Сони над водопадом - отрыв!!!! Думается такие эмиции Соня запомнит на всю жизнь!!!!
Ой, не знаю... Маленькая она еще. Да и не трусиха. Вот если меня так подержать, я б точно не забыла. ))))
На фотографиях при приближении видно, что она не боится, она улыбается.

Аватар пользователя AllaB
Так вот мне и кажется, что она не забудет этот восторг! этот полёт! Страху тут нет и не было места (ну покрайней мере у Сони точно!).
Мне кажется что лет так через -надцать, глядя на эти фото, она будет говорит: "Ой, а я помню как классно было! И хотелось, чтоб папа меня еще и еще так подкидывал!"
К сожалению, она растет так быстро, что скоро папа ее уже не подкинет и даже долго на руках не подержит. )))
А запомнит она или нет... мне даже самой интересно. Надеюсь, что пройдет время и она сама здесь нам напишет, что полет над Кивачом остался у нее в памяти. ))
Аватар пользователя Ирина Серёгина
Галочка!!! а я, прям, ощущаю этот ветер! а потом тепло, которое исходит от этой церковки на краю... И как вам повезло, что и к мощам приложились. Водопад просто отпадный. Хочу! хочу! а какая дорога, мечтаааа!!!! кака раз для моего кукусика. Пишешь так заразительно и так позитивно.
Ой, Ирусь, как ты хорошо написала... да, ветер, тепло от церкви... Ты очень здорово все ощутила... Умница ты моя! Мне казалось, я не смогла передать... Ну как тут передашь??? Это же что-то запредельное...

Насчет мощей - врать не буду. Не прикладывались. Просто побыли, прониклись, ощутили. Не смогла я подойти. Мы с фотиками пришли, я в джинсах... Нет, не смогла. Не хорошо. Это надо осмысленно. Посмотрела, с каким трепетом люди идут. А тут мы - случайно залетели. Неее, так подходить между делом не надо.

А дорога в Карелии почти везде мечта! Ехать одно удовольствие. Плохую мы только словили, когда ехали от Сортавалы в Приозерск. Там да, 20 км. грунтовки.
Аватар пользователя Любовь
Галя, с большим нетерпением ждала фотоотчета о заповеднике Кивач.Все очень узнаваемо,несмотря на то,что были зимой.У нас фото почти с тех же точек и на тех же камнях,только в другом цвете - в снегу.А погода прямо для меня - после 2010 года я с трудом переношу жару.Побывав в Карелии,на Ладоге,в Пскове,Вологде поняла,что русский Север уже не отпустит.На зимних каникулах тоже было очень много народу,с одной стороны не очень комфортно в такой толпе,а с другой отрадно-люди ездят,интерес есть.
А про завтраки прям повеселилась - наш постоянный с мужем спор - он любит в номере,посетив накануне местный супермаркет,а я организованно пусть хотя бы каша и кофе!
Лен, начну с завтраков. ))) Тут все просто. Если мы едим в номере, то я, по сути, остаюсь голодная. Ну не могу я много перекусывать, что поделать - или йогурт съем, или сырок глазированный, или круассан. Не привычная я завтракать даже дома. А если мы поедим в кафе (сырники, блинчики и т.п. я в любом случае слопаю с удовольствием) , то я могу спокойно до вечера путешествовать. Я описываю все подробно - сами видите, что едим в путешествиях мы в основном 2 раза - завтрак и ужин часов уже 8. Ну как на одном йогурте весь день держаться?? Не нормально. Муж-то мой в принципе и в номере накидать себе всего может. А я нет. И ребенок нет. В кафе хоть что-то ей засунем.
Я уж не говорю о том, что желудки у нас проблемные и с едой нам шутить опасно.

Лен, я только сегодня увидела в интернете фотографии Кивача зимой. И у меня все зажглось.
Красииииво, просто фантастика! Захотелось посмотреть зимнюю Карелию. Так что взяла себе на заметку. Если муж не будет против, то перспективе съездим.
А жару мы тоже плохо переносим. Муж так особенно. Так что с погодой нам очень повезло. Солнечно и нежарко.

А Кондопога, судя по фото, похорошела! В 80-х годах это было довольно унылое место, а воды Онеги отравлял местный целлюлозо-бумажный комбинат :(
Кивач великолепен. Жаль только, что у нас столько вандалов - граффити на камнях, на деревьях...
Да, Кондопога на месте не стоит. Отстраивается - магазины современные, супермаркет, дворцы культуры и спорта... Есть, конечно, над чем работать. Но унылым городком я бы его не назвала.
"Рисунки на камне" и "резьба по дереву" - безобразие. Не могу к этому спокойно относиться. И если рисунки еще можно смыть (не понятно, почему этим никто не занимается), резьбу ничем не убрать. Портят деревья, портят храмы...
Аватар пользователя Любовь
А еще после больших путешествий (больше 3 дней) у меня всегда такое чувство,что мы очень интересное все-таки не увидели!Потому что на поездку в 2-3 дня планируешь конкретные объекты, когда уже больше дней, то и глаза разбегаются, и что-то незапланированное возникает..Хотя что касается времени в пути муж всегда заранее определяет расчетное время в пути.Про Кондопогу нам рассказывали и мы там к сожалению не были,но я даже и представить не могла,что церковь настолько хороша.Да и сам город тоже,а ведь несколько лет назад там вроде даже какие -то события на национальной почве происходили.А сейчас там вроде бы даже и производство восстанавливается,ведь если в таких местах у людей есть работа,они не уезжают и город уже не депрессивный.
)) Только после путешествия и можешь оценить и понять сколько всего интересного в том месте, где ты побывал... А самое главное понимаешь - хочешь или не хочешь увидеть все это.

Церковь настолько хороша, что этого не передать. И если честно, не хочу петь уж совсем неуемные дифирамбы. Потому что начитавшись ими, человек пронимается чужими чувствами. Знаю по себе. Я много читала про эту церковь перед дорогой. И когда туда приехала, стала искать там те, чужие чувтсва. Мне это мешало сначала понять свои. Сбивало. Я начинала сравнивать, пытаться смотреть чужими глазами.
Так что излагать свои чувства это не только ответственно, но и не всегда нужно вообще. Имею в виду подобные ситуации.

А Кондопога оставила теплые чувства. Люблю такие маленькие города. Рада, что мы здесь побывали.
Аватар пользователя Любовь
Согласна,что церкви и монастыри дело очень интимное.В поездках все-таки стараюсь подходить к этому ,как к объекту кулльтурного наследия , а все остальное уже как сложится.И если видим,что храм не туристический объект,то можем и не зайти.Никогда на понимала людей,которые во время турпоездки еще умудряются в храме как у деда мороза что-нибудь попросить и загадать желание.Хотя в Порхове и Острове было несколько очень душевных храмов, где местные бабушки,торгующие свечами и принимающие записки,очень приветливо и храм показали,и про то,куда свечи ставить и кому объяснили, и на брюки не указывали.
Ну глубоко верущие, истинно воцерковленные люди и в турпоездках бывают. Я это достоверно знаю. И конечно они используют случай приложиться к мощам, помолиться. Другой вопрос, что мы таковыми не являемся, поэтому я в очередь и не встала. Так честнее.
Север завораживает heart. Всё таки это природа более на Забайкалье похожа, поэтому так к себе и тянет.

А насчёт монастырей и церквей. Не знаю, у меня "как сложится": иногда заходишь и сразу понимаешь, что вот оно, тогда стараюсь совсем не снимать, что бы сохранить настрой. Вот тогда можно и к иконам и к мощам подойти. А иногда заходишь, и начинаешь снимать, потому что делать больше нечего. Хотя именно фотоаппарат очень здорово "убивает" настрой. Когда для статьи про Дивеево снимала, вроде ведь и ехала не за этим, и снимки делала только в конце Дорожки, а всё равно ловишь себя на мысли: вот кадр красивый был бы, и тут веточка удачно склонилась, так что всё равно настрой не тот. Поэтому видимо всё-таки либо молиться либо снимать.
Для меня да - либо молиться, либо снимать. Но я знаю тех, кто и молится, и снимает лучше, чем кто-то просто молится. Все индивидуально.
Аватар пользователя juliag
Кивач и Рускеала - одни из самых ярких воспоминаний нашей зимней поездки в Карелию. Водопад хорош в любое время года. А зимой у него еще какое-то сказочное очарование добавляется.

Фото Сонечки с Костей это нечто. Прям живые фотообои сзади)) Ощущение мощности потока невероятно реалистичное..
Конечно, присылай фотографии. Очень интересно посмотреть.
Мне Кивач тоже очень понравился. Мощное место.
Аватар пользователя AllaB
Деревянная церковь - просто АХ! Такое благородство, какое великолепие! Даже от фотографии веет благодатью!
Счастливая ты Галь, что все это увидела своими глазами!
Аватар пользователя Tatiana
Сегодня были около церкви, к сожалению она сгорела.
Аватар пользователя Mik
Спасибо огромное, Галина, за путешествие! Словно опять побывал в тех местах и глядя на фотографии слышал шум водопада и опять ощутил прикосновение брызг воды Кивача. Кивач по прежнему прекрасен! И на одной из фотографий я кажется увидел оромный ексок скалы, возле которого была сделана одна из моих самых любимых фотографий.

Не хотелось бы писать о грустном, но факт остается фактом, о котором нужно говорить.Не могу равнодушно смотреть на дурацкие надписи. И почему этим идиотам ни кто не напишет на лбу, где они были и оставили надпись на память? Из моих поездок в Карелию самые неприятные воспоминания остались от исписанных скал и деревьев, к огромному сожаление, такое можно увидеть не только в Карелии. Те, кто высек надпись на церкви вполне могут быть нашими современниками, только они в преклонном возрасте.
Это да. Могут быть вполне живы. Я имела в виду, что написали это давно, а не сейчас наша современная молодежь. Дураков всегда хватало.