Очарование Домбая. Отдых в Домбае зимой, весной и летом

Домбай - это живописные горы, чистейший, можно сказать, вкусный воздух, красота и движение. Домбай - это больше, чем горнолыжный, альпинистский курорт, это место для всех, кто любит активный отдых, ищет незабываемых, ярких впечатлений, стремится к оздоровлению. Домбай подходит для круглогодичного отдыха, потому что здесь всегда есть что делать и что посмотреть - зимой, весной, летом, осенью.
Елена Себякина испытала на себе невероятную притягательность этих мест. А как еще назвать тот факт, что она приезжала сюда со своей семьей много раз на протяжении нескольких лет? Очарование Домбаем.

При рассказе о Домбае хочется писать только восторженные эпитеты, настолько там все красиво и захватывает дух. Может я просто люблю горы… Да, я не лыжник и не альпинист, но просто отдыхать на Домбае, гулять, залезать повыше и смотреть вниз – разве это не здорово?

В Домбай можно добраться по трассе М4 "Дон" - ехать до Ростова-на-Дону и после него - около Павловской - уйти на Тихорецк и Кропоткин. Другой путь - от Ростова уйти на Ставрополь. В обоих случаях дорога хорошая и расстояния одинаковые - 1600 км.
Пока едешь по России (области - Московская, Тульская, Липецкая, Воронежская и Ростовская. - Прим. ред.) проблем нет. При заезде в Карачаево-Черкесию очень советую соблюдать правила, «любят» местные гаишники приезжих, не зверствуют, но то, что можно местным, никак нельзя приезжим.
Карачаево-Черкесия - дружелюбная республика, никаких проблем с общением или еще чем-то у нас ни разу не возникало. Мы обычно быстро проезжаем и Невинномысск, и Черкесск, и Карачаевск, хотя города очень колоритные. Но в одну из поездок в Домбай все-таки побывали во всех этих городках. Там есть что посмотреть. Но про них как-нибудь в другой раз.
Всегда останавливаемся в долине реки Теберды, недалеко от поселка Домбай. Там произрастают реликтовые сосновые леса. Со всей страны приезжают сюда лечить астму и легочные заболевания. Воздух вкусный до необыкновения. Удовольствие - просто подышать. В связи с целебностью местного климата в окрестностях поселка находятся многочисленные санатории и профилактории. Поэтому Домбай - это не просто горнолыжный отдых, отдых на природе, Домбай - это лечение, оздоровление.
Дорога до поселка хорошая, по полосе в каждую сторону, машин очень мало, и каждый год она обязательно ремонтируется и восстанавливается.
Поселок Домбай располагается в месте слияния трех горных рек - Аманауз, Алибек и Домбай-Ульген. Реки необыкновенно красивы. Здесь уже чувствуется дыхание гор. Уже видны снежные вершины, ведь расположен курорт на высоте 1 650 метров в межгорной котловине Главного Кавказского хребта.
Мы были в поселке и летом, и зимой и весной. По мне там лучше всего летом, но у каждого времени года есть свое очарование Домбая.
Отдых в Домбае летом имеет несколько преимуществ. Одно из них - возможность выбирать лучшую гостиницу по расположению и ценовой категории. Мы жили в отеле стоимостью номера зимой чуть больше 10 000 руб., зато летом это было всего 2 000. Номер необычайных размеров, с огромной прихожей и это понятно зачем. Можно найти номера и по тысяче, говорят, есть просто койко-места.
Кушали в ресторане при гостинице. Очень любят местные повара необычные рецепты (там я первый раз ела жаренное мороженое), но очень вкусно и совсем недорого. Ужин с алкоголем, мясом и десертом на двоих нам обошелся около полутора тысяч рублей.
Цена подъема на канатной дороге в кабинках на одну очередь 400 рублей, на все три 900 руб. Стоимость на других дорогах колеблется в этих же пределах.
Летом погода меняется со скоростью света. Можно выйти с утра, и на улице моросит дождь, дойдешь до подъемника, уже светит солнышко, потом начинается град, опускается туман...
Летом работают всего 4 очереди подъемника, пятая не работала, шестую строили, но мы пешком поднялись две последние очереди. Могу сказать, экстрим еще тот, не из-за того, что круто, а просто не хватает воздуха и неподготовленному человеку очень и очень тяжело. На вершине горы Мусса-Ачитара (высота более 3 000 метров) стоит кем-то заботливо принесенный стульчик, сидя на нем, ощущаешь себя властелином гор.
Зимой мы поехали на новогодних каникулах сразу после праздника. Вышло спонтанно. Говорят, что номера тут бронируют с лета, и что просто так не найти… Мы убедились в этом сами… Номер искали 5 часов. Нашли в гостинице на отшибе за баснословные 8 000 руб. Номер был двухместный, но нам разрешили жить вчетвером, дали одну раскладушку. За столько денег надолго мы никак не были согласны, поэтому переночевали там всего 2 ночи и уехали. Тем более что перед нашим приездом шел снег, его выпало необычайно много, на парковках машины были завалены выше крыш. Зимнее очарование Домбая... Но все дороги и во время снегопада и сразу после него были расчищены.
Сутки подъемники не работали, и толпы людей, которым нечего было делать, шатались по поселку. А на следующий день были необычайные очереди на подъем. Мы совершили небольшой поход по окрестностям, получили массу положительных эмоций, извалялись в снегу и по возвращении напились необычайно вкусного горного чая с чабрецом.
Очень советую пить чай не в кафе, а на улице, на главной площади, из самовара. Его там раздают бесплатно, но это нисколько не делает его хуже. В этом месте самый вкусный чай.
Весной мы приехали в Домбае на майские, поселок был полупустой. Наверху в это время еще очень много снега, и это надо учитывать. Мы приехали уже в летней обуви и ходить там не смогли, в кроссовки набивался снег, таял, ноги мерзли. У лыжников сезон еще был не окончен, они катались.
На канатной дороге мы поднимались весной только в кабинках и втором кресельном подъемнике. Выше - очень холодно. Кроме поездок на канатке в горы, на Домбае масса достопримечательностей: горные реки, ущелья, озера, ледники. Стоит сходить на кладбище альпинистов, почтить память и просто удивится мужеству этих людей. Надо обращать внимание на растения там произрастающие, например, там растет и цветет необыкновенный черный тюльпан.
Перечислить все и рассказать про Домбай и отдых там просто невозможно. Могу сказать точно - туда ехать надо, и смотреть, и впитывать все как губка… места просто необыкновенные!

А теперь фотографии Домбая, сделанные Еленой Себякиной в разные времена года - зимой, весной, летом, и великолепно иллюстрирующие ее рассказ.

Отдых в Домбае зимой

Отдых в Домбае весной

Отдых в Домбае летом

Елена Себякина,
г. Москва
P.S. После прочтения статьи Елены не очароваться Домбаем я не могла. Естественно, сразу подумала о расстоянии до сюда (прямо скажем - вполне посильно), цене вопроса и пр. Решила узнать о гостинице - где конкретно останавливалась в Домбае наш уважаемый автор, и в каком районе поселка в целом лучше выбирать жилье (гостиницу). Ответ Елены был такой:
"Мы жили в «Орионе», «Золотом Мустанге» и «Шале». Для меня лучше самый центр поселка, около "Сбербанка", там и до канаток близко, и место для машины есть, и нет шума и суеты вечером".
А что хотели бы вы, дорогие читатели, узнать у Елены о Домбае?

Какие горы интересные, они как пироженое бизе высокие. Фото ущелья бесподобные, да и вообще места, как картина маслом! У меня пока вопросов нет))), я поняла, что планировать отдых нужно летом. Горнолыжные курорты всегда по цене дороже пляжных, а российские всегда дороже западных. Остается только мечтать о таком красивом отдыхе!
Это ж молодые горы, поэтому и пики высоченные. Но приехать сюда стоит, не пожалете это точно!
Елена, я страстная поклонница гор, поэтому таких, которые меня разочаруют, просто не существует. Конечно приехать стоит, но планировать нужно такой отдых заранее, особенно в длительные новогодние выходные. Спасибо вам за репортаж, который пополнил мою копилку желаний!)))
Аватар пользователя Владимир
Я был в сентябре. Мне очень понравилось, даже лучше, чем зимой кататься. Ходили на ледник, на водопад.
В сентябре наверно как летом еще, хочу съездить на золотую осень... думаю это безумно красиво.
Аватар пользователя Владимир
В октябре уже довольно холодно, а в сентябре днем мы вовсю загорали, хотя вечера были уже прохладные. Ходили на ледник Алибек, там неподалеку горное озеро, начало которого на леднике. Было очень жарко и я решил искупаться в этом озере, лучше бы я этого не делал! Но говорят, что дурной пример заразительный, почти вся группа искупалась.
Аватар пользователя ladybloger
Я бы хотела в Домбай. Но только летом. Не люблю зиму и холод.

Моя подруга как-то ездила туда летом. Гуляла в одиночестве по лесам. Волков встретила. )) Говорят, они там очень дружелюбные и туристы их даже подкармливают. Не знаю, хотела ли бы идти в одиночестве и повстречаться в волками... Наверное, нет.

А горы очень красивые. Хотя, навереное, мне наши зелёные черноморские больше нравятся. Но чтобы сравнить - надо увидеть. :)

А канатная дорога там длинная? Судя по фото, вижу, что высота немаленькая. А длина?
Я по метрам не знаю, но длинная и она там не она ни одна, несколько очередей, в нескольких направлениях
Аватар пользователя ladybloger
Елена, спасибо за столь информативный ответ! Есть из чего выбирать! :)
Аватар пользователя елена
Елена! Спасибо за отзыв. Подскажите по пооживанию летом 2 студентам - любителям походить по горам- где лучше остановиться в п. Домбай: возможно из тех гостиниц, где Вы останавливались (Орион, Золотой Мустанг, Шале), а возможно Вы когда там были приметили еще какую-нибудь.
Если Вы ходили/ездили в горы, то нужен ли пропуск в погранзону.
Доброго дня! Спасибо за ваше внимание к Домбаю и отзыв. Летом с гостиницами там полет фантазии практически неограничен, все зависит от бюджета. Мы летом ни разу не бронировали, приезжаешь, и во все что нравится, заходишь, спрашиваешь, сколько стоит, и уже сам выбираешь, что приглянулось по деньгам. Я не знаю, может в связи с санкциями народу больше, но все предыдущие годы там ходит ощущение человек пять с тобой и больше никого. А на счет пропуска я бы сказала так, если вы ни разу не были и ничего не видели, то можно сперва подняться на горы на которые пропуск не нужен, но если тянет именно в ту сторону граничную, то пропуск нужен. Я его ни разу пока не оформляла. Я не альпинист и сильно вглубь гор не полезу, а то, что по дорогам с краю пропуск не нужен. Знаю, что на все полосы такие оформление занимает примерно 30 дней. Так на Алтае, так в Карелии, не думаю что тут меньше. Можно именно про оформление пошерстить интернет, думаю инфа найдется
До чего же здесь хорошо)) мне кажется,что самое красивое время года там- зима) Очень хотелось бы увидеть своими глазами. А на чем Вы добирались?
Там правда очень хорошо, мне нравится во все времена года. Зимой очень людно, но красиво.Зато летом там очень мало народу. Мы ездим только на машине. Дорога туда отличная
Аватар пользователя Наталья
Всем доброго времени суток! Подскажите (может, кто знает), где можно снять домик с камином или люкс? Хотим с мужем поучиться кататься на борде, после чего зайти в номер и посидеть у камина, отдохнуть, погреться...