Как мы зиму провожали: Масленица в Переславле-Залесском

В субботу, 1 марта, мы отправились на проводы Масленицы. Это мероприятие уже стало нашей семейной традицией - второй год подряд мы совершаем вояж на проводы русской зимы. В прошлом году жутко неудачно съездили в Коломну. Пересказывать не буду, но, если интересно, можете прочитать об этом в статье "Как мы зиму провожали: Масленица в Коломне".
В этот раз наш выбор пал на Переславль-Залесский, один из самых известных и мной любимых городов Золотого кольца России.

Признаться, ехали мы без какой-либо уверенности, что в этот раз с выбором не промахнулись. Ну не найдешь в интернете достаточной информации, проводятся ли какие-то народные гулянья, празднества в наших старинных городах, а если проводятся, то где конкретно. Теперь я точно знаю, что Масленица в Переславле-Залесском отмечается, отмечается шумно, весело, сытно, соответственно древним русским традициям. Главное место, где провожают Широкую Масленицу в Переславле-Залесском - это Дендросад.
Кстати, Дендрологический сад - это место проведения многих праздников.

А теперь расскажу о нашей поездке по порядку, но схематично.
В конце января, когда пришла пора задумываться о проведении праздников в ближайшие месяцы и расписывать путешествия, первой мы "решали судьбу" именно Масленицы. Остановились на Переславле, куда было желание поехать еще в прошлом году. Через Booking.com я забронировала гостиницу Виктория Плаза на сутки. Надумали путешествовать по-крупному, гулять так гулять - сразу два дня - 1 и 2 марта.
С погодой в этом году неслыханно повезло. Было чуть ниже нуля и даже местами солнечно. Вернее первый день светило солнышко, а во второй, аккурат после сожжения чучела Масленицы и проводов зимы, наконец, она и пришла, окаянная. Снег повалил не на шутку.

День первый

Итак, выехали в 9 часов, благо ехать всего два часа. Мы поэтому Переславль и выбрали - ехать мало, а впечатлений - много.

Трасса М8 - Ярославское шоссе. По нему движемся в сторону Переславля-Залесского.

Прошло чуть более полутора месяцев, как мы ехали по этой трассе в Ярославль. Ничего не изменилось. Все так же невероятно бесснежно.
Сколько раз была в ПереславлеЗалесском... И все равно каждый раз приезжаю сюда с удовольствием. Разнообразная экскурсионная программа, куча занятных, интересных музейчиков, прекрасное место для прогулок на природе, для семейного торжества, для путешествия дружной компанией, народного праздника... Лучше Переславля для коллективного выезда людей самого разного возраста не найдешь.

Мы не знали, где будут (и будут ли!) в городе гуляния, поэтому первым делом отправились в Успенский Горицкий монастырь, где нынче располагается музей-заповедник. На сайте музея была небольшая заметка с упоминанием Масленицы в Горицком монастыре.
Да мы не знали, где Праздник, а ведь увидеть подсказку могли. Знаете, что это за подсказка? Машина ГИБДД и марширующий около нее страж порядка! На фотографии ниже перекресток. Указатель влево отправляет нас в музей-заповедник, вправо - в Дендросад. Внимательный глаз заметит, с какой стороны стоит гибддешник. А мы не обратили внимание...

Только подъехали к музею-заповеднику, из машины вышли, слышим - музыка - шутки - прибаутки. Идет мероприятие. Купили билеты (250 руб./взр.), зашли.

Памятник Юрию Долгорукому - основателю Переславля-Залесского - в Горицком монастыре
На территории музея полным ходом шла театрализованно-развлекательная программа для организованной группы. Индивидуалы, конечно, тоже были и любовались зрелищем. Людей в целом было немного, но все что положено - чай с блинами, культурная программа - все было.
Программа, кстати, повторяется по кругу с небольшими интервалами. Приехала группа - началась программа. Так что во сколько бы вы ни приехали - в 11.00, 12.00 и пр., вы не опоздаете, пока есть для кого показывать.

На территории музея-заповедника

Игры, конкурсы, хороводы...

Театральное представление

Хоровод перед сожжением чучела Масленицы

Сожжение чучела Масленицы

На территории музея-заповедника были организованы беспроигрышные розыгрыши, а также еда - блины, чай, шашлыки, глинтвейн...

В ассортименте

Мы поели блинов, добавили к блинам шашлычков, посмотрели программу и отправились по музеям.
Посетили три музея, которые располагаются в недействующих храмах. Музеи нам понравились. Это к вопросу о маленьких музеях в небольших городах. Коллекция подобрана интересно, есть что посмотреть, чему, так сказать, глазу зацепиться. Особо хочу отметить очень приятных и внимательных смотрителей. Просто выше всяких похвал.

В звоннице располагается смотровая площадка

Со смотровой площадки открываются красивые виды.

Лед Плещеева озера усыпан малюсенькими фигурками рыбаков.

В Горицком монастыре мы увидели много всего интересного. Читайте об этом в статье "Переславль-Залесский. Горицкий монастырь. Масленица".
А мы пойдем дальше.
Во время экскурсии одна из смотрительниц рассказала нам, что отличный праздник Масленицы проходит в Переславле именно в Дендросаду. Вот туда-то мы и отправились. Было опасение, что уже опоздали, ведь из Горицкого монастыря уезжали часа в два.
Дендросад находится через дорогу от музея-заповедника. И нам невероятно повезло - успели вовремя. Блины еще не все съели, кашу тоже.

Веселье, народные забавы шли полным ходом. Одна из них - лазание по столбу.
Прочитала, что называется это забава «Ледяной столб». В старину ставили высокий столб, обливали его холодной водой. Сверху столба вешали подарки. Задача - взобраться на скользкий столб, чтоб заполучить подарок.
Видимо нынче мужики перевелись. Никто не смог добраться до верха. Я к этому отнеслась как-то спокойно. А муж мой долго сокрушался на тему: "Эх, перевелись мужики на Руси". Но от моего шутливого предложения испытать свои силы отказался.
Несколько мужчин пытались залезть на столб. Лишь один добрался до середины, остальные съезжали по скользкому столбу сразу. В итоге был сделан ход конем - мужики построили пирамиду.
Но и это им не помогло.
А дело двигалось к сжиганию чучела Масленицы.

Люди кругом встали вокруг Масленицы...
И действо началось...
Прощай, зима! Здравствуй, весна!

А в завершение хоровод

Кадр на память
Самое главное - сжигание Масленицы - мы увидели. Радости нашей не было предела (слишком свежи были прошлогодние воспоминания). Чучело Масленицы было очень живописным. Смотреть на процесс сжигания его сложный. Жалко было такую красоту уничтожать. Но традиция есть традиция. Софи удалось еще и в хороводе под музыку походить.
После этого мы купили ей два шарика и отправились на поиски обеда.

Воздушное счастье
Еще в процессе подготовки к поездке, когда искала лучшие кафе в Переславле-Залесском, я обратила внимание на "Альбицкий сад". Кафешка, и правда, оказалась очень хорошей. Кухня вкусная, дизайн, оформление - симпатичные, и обстановка приятная. Минус один - цены. Но тут так - или цены, или все остальное. Переславль очень раскрученный туристический город. Вкусно, эстетично и одновременно дешево поесть практически невозможно.

Кафе и отель "Альбицкий сад"

В кафе два зала (один из которых в баре), мы пошли во второй. Зал небольшой, столов 8-10 (точнее не помню). Обратила внимание, что сюда постоянно приходят люди. Публика интеллигентная, многие компаниями, с детьми.
Софи быстро нашла себе компанию - маленького мальчика. Все время, пока мы там были, они проиграли шариками. Когда уходили из кафе, Софи подарила синий шарик своему новому приятелю.
Пока обедали, нам позвонили из гостиницы. Потеряли нас, начали уже волноваться. Мы успокоили администратора, что уже давно в городе, сказали, что приедем чуть позже и продолжили программу.
Подъехали к Музею утюгов, но пока закупали сувениры, прибыл большой автобус на 50 человек. И мы решили отложить утюги на завтра. И отправились в сторону Красной площади.
Обращаю внимание, что самые симпатичные цены на сувениры у музея утюгов, самые дорогие - в музее-заповеднике (Горицком монастыре).

Красная площадь в Переславле-Залесском одно из моих любимых мест. Во-первых, здесь просторно, красиво. Во-вторых, на площади находится уникальный Спасо-Преображенский собор (середина 12 века).

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском на Красной площади
Помимо Спасо-Преображенского собора на площади находится три храма: Владимирский собор, церковь Александра Невского, церковь Петра митрополита, а так же памятник Александру Невскому, памятник на могиле переславских большевиков, камень ледниковой эпохи (возраст 2,5 миллиарда лет).

Владимирско-Сретенский собор (1740 - 1749) и церковь Александра Невского (1740 - 1749) - храмы Богородицко-Сретенского Новодевичьего монастыря

Церковь Петра Митрополита - уникальный памятник архитектуры, шатровый храм 16 века
Кроме перечисленных достопримечательностей есть и еще одна - земляной вал, который когда-то окружал старый город. Сейчас по нему интересно погулять, порассматривать достопримечательности и пейзажи. Мы, правда, долго там ходить не смогли - поверхность вала обледенела. Ходить с ребенком там было небезопасно. Поэтому мы только поднялись, посмотрели, пофотографировали и спустились.
На этом программу первого дня решили завершить. Устали, замерзли, набрались впечатлений, пора было ехать в гостиницу.
В связи с тем, что мост через реку Трубеж сейчас ремонтируется, пришлось ехать в объезд. От выезда из Переславля-Залесского до гостиницы по объездной дороге 20 минут езды. Вот такой крюк получился.

Объездная дорога около Переславля-Залесского
Когда ехали мимо Дома Берендея, праздник Масленицы там шел еще полным ходом. А было уже около 6-ти часов вечера.

Дом Берендея
Подъезжаем к гостинице. Ого, аншлаг! Хорошо, что автостоянка большая.

Отель "Виктория Плаза"
Отель Victoria Plaza*** превзошел все ожидания. Если и были у меня какие-то сомнения при бронировании, связанные с расположением гостиницы и невключенными в стоимость завтраками, то все они рассеялись, как дым. Нормальное расположение, хорошие завтраки - это одно, с другой стороны - уютнейший номер, потрясающая детская игровая комната, замечательный ресторан с живой музыкой и отличной кухней. Придраться вообще не к чему. Да и цена стандартного номера - 2200 руб. (завтраки входят в стоимость!) - просто песня!

Стандартный номер в отеле
Поразило то, что отель был абсолютно заполнен. И опять сложилось впечатление, что мы попали на съезд москвичей и "подмосквичей". Почему опять? То же самое чувство было у меня на Рождество в Ярославле, когда мы приехали в гостиницу "Ибис". Но тогда я подумала, что это обусловлено тем, что на дворе праздники. А тут... Даже не знаю, что сказать. Сейчас очень много народу путешествует самостоятельно. У каждого музея в Переславле - несколько машин. Люди целенаправленно, с удовольствием ездят. Поверьте, еще несколько лет назад такого не было.
Ну да ладно. Гостинице я посвящу традиционный отдельный пост.
А в следующей статье расскажу о том, как прошел наш второй масленичный день в Переславле-Залесском.

Аватар пользователя nehydna
Два блина - 100 рублей... Кх-кх! Да уж... Во втором месте мне больше понравилось !:)))
Молодцы какие, здорово погуляли!
Да, недешево. Путешествовать вообще недешево. Попить-поесть, сувенирчики купить, музеи посетить... Так и набирается. Но в то же время ничего совсем уж недоступного нет. Жалко, что многие боятся путешествовать.
Радует, что путешественников становится всё больше и больше! Ну а вы так просто задаёте всем нужный тон. О храмах Переславля-Залесского у меня есть небольшая брошюра, "путешествовала" по её страницам. Всегда нравилось само название этого города.
А я на Масленицу была на занятиях по русскому языку в Ясной Поляне, проверяла таким образом свои знания.
Здорово провести Масленицу в Ясной поляне. Даже на занятиях...
Лена, а в Туле, Ясной поляне и соседних городках вашей области отмечают как-нибудь Масленицу? Есть какие-то народные гуляния?
Конечно! Везде отмечают. Катания, блины, игры всякие - всё как всегда. После моих занятий возле Дома культуры были проводы зимы, но я не осталась, поспешила домой.
Вот может быть нам собраться на следующий год в Тулу и Ясную поляну... Это было бы здорово. Муж пока у вас не был, а с Масленицей объединить так вообще интересно. Такой драйв.
Приезжайте летом. Это тепло, зелень, красота природы.
Летом, да, красота неземная у вас. Но я спросила именно про Масленицу, потому что достоверную информацию можно только от своих получить. Про это вообще редко пишут. Это плохо.
Просто для себя буду знать, что можно поехать и к вам. Да и мало ли кто спросит, куда можно поехать. Теперь уже буду знать, что отвечать.
Приезжай в любое время года. Я буду рада увидеться!
Я тоже.))) Ленуль, надеюсь, что соберемся в ваши края.
Аватар пользователя Иришка
Так посмотришь на дорогу и думаешь, толи весна, то ли очень...
Молодцы, что вырвались провожать масленицу,а мы в этом году променяли масленицу на горнолыжну. базу, кроме сына. Он как положено провожал масленицу с бабушкой)))
О, горнолыжная база это здорово! Главное - дома не сидели, получили приятные впечатления и эмоции.
Но блинов-то хоть поели, Ириш! wink
Аватар пользователя Иришка
Ещё-бы. Оба выходных, да и всю неделю муж меня баловалблинами с различной начинкой)
Значит можно считать, что Масленица вами отпразднована и отпразднована правильно. smiley
Аватар пользователя Юльчатка
Хорошо, когда гуляют широко )) На нескольких площадках. У нас тоже весь город практически задействован всегда. В этом году мы в двух местах побывали.
К слову, у нас расценки на блины немногим ниже. А детям вообще бесплатно раздают.
Что мне не нравится в проводах зимы, так это сожжение чучела. Такую красоту наваяют сначала, что глаз радуется, а потом..
Дети расстраиваются.
Это хорошо, когда праздник для людей организовывают. Просто замечательно, когда народный праздник так душевно и весело отмечается.
А сжигать чучело правда жалко. Они красивые такие. smiley
Как я давно не была на таких широких праздниках, очень захотелось окунуться в эту атмосферу... Очень рада за тебя, Галочка, а то, что дорговато, ну так это же праздник, да и любое путешествие праздник!
Аватар пользователя Алекса
Галочка, какая же у вас отличная традиция - это так трогательно и так по-семейному, вы молодцы! А мы Масленицу как-то и пропустили мимо ушей и глаз, мама блинов разве что напекла и в нашем крупном харьковском ТРЦ бесплатно выдавали блины с любыми начинками. Это такая мелочь, но так приятно было :) Как ребенок обрадовалась, что меня в праздник и угостили )))
А мы Переславль как то "проскочили". Ничего толком не увидели, а оказывается довольно интересный город. Надо бы еще раз туда съездить, от нас он тоже недалеко.

Отличная получилась у вас Масленица, и весело и сытно и впечатлений много!
Переславль очень интересный город и в плане истории, и в плане достопримечательностей. Если смотреть все, то в один день точно не уложиться. Лена, обязательно, при возможности, побывайте здесь.
Какой вам шоколадный номер достался Галь!))) Сама люблю такие цвета.
Замечательно вы провели Масленицу, по-настоящему, в лучших традициях русского народа. Я всего лишь один раз была на такой и то в детстве.
У нас тоже гуляют, но не так открыто и весело. В прошлом году мои соседи чучело жгли во дворе дома, чуть соседу машину не спалили... Помню, что шел дождь, снег на Масленицу у нас редко бывает.
Галь, а Софийка видела мультфильм Масленница?
Танюш, там все номера шоколадные. ))) Очень спокойный цвет. Да вообще номера приятные.
Да, Масленицу отмечают у нас весело. Практически везде. И с каждым годом все веселее. Это хорошо. Хоть какие-то традиции сохраняются, вообще же мы в этом не слишком прилежны.

Насчет мультика - не знаю. Но возьму на заметку. Найдем - посмотрим обязательно. Спасибо, что сказала. )))
Посмотри, он смешной и со смыслом))) Мульт из детства нашего, уверенна, ты его видела))).