Кострома - Ярославль. Часть III. Сусанино, Кострома

Продолжение. Начало: часть I, часть II

Продолжалось наше майское путешествие по маршруту "Кострома - Ярославль".
Из пяти дней поездки на Кострому мы заложили 3-4 дня. Многовато, возможно. При хорошем раскладе город и его достопримечательности вполне можно посмотреть за день-два. Архитектура центра Костромы, Ипатьевский монастырь, Музей деревянного зодчества, церковь Воскресения на Дебре. Вот, собственно, и все основные достопримечательности. Можно посетить еще Богоявленско-Анастасиин монастырь, прогуляться по набережной, по Музейной аллее, сходить в Романовский музей, музей льна, терем Снегурочки. В наши планы хождение по музеям не входило. Изначально поездка была задумана как "природно-гулябельная". Волжские просторы, костромские пейзажи, майская благодать... С благодатью не срослось. Карты спутала погода. Все пошло кувырком. Пожалуй, только первый день был таким, как нам хотелось... И третий. ;)

В этот, третий день, я хотела посетить Ипатьевский монастырь, Музей деревянного зодчества, погулять по набережной Волги. Но планы изменил муж. Он проснулся с устойчивым желанием вырваться из Костромы, в надежде на что-то новое и интересное. Кострома его просто выводила из себя своими дорогами и неуютностью. "Поедем в Сусанино!", - сказал он. Я не возражала. У меня самой было уже какое-то растерянно-безразличное состояние.

День III. Сусанино - Кострома

После завтрака в гостинице вышли на улицу. Солнце нагрело машину так, что на градуснике было аж 20 градусов. На самом деле значительно меньше. Ветер ледяной.
Отправились в Сусанино...
Вот такая романтическая погода,
вот такая замечательная дорога,
вот такие живописные окрестности.
В общем, всё
А тут еще и дождь пошел.
Едем, смеёмся. У нас всегда такая реакция, когда ситуация приобретает форму абсурда, а мы во всем этом главные участники. Так мы "просмеялись" 60 километров в течение 2-х часов. Быстрее "смеяться" не получалось. Самые "ямные" части дороги (а их здесь большинство) я не сфотографировала. Это просто невозможно.
Над этим дорожным знаком вообще можно было обхохотаться. Поди стоит тут лет 40, если не больше. На такой дороге самая стремительная скорость это 35 км/час. Но чаще мы ехали еще меньше - 15-20.
"А дорога серою лентою вьется...". laugh
Ехали мы по навигатору. Иначе вообще было невозможно догадаться о том, что Сусанино находится где-то здесь, в этом направлении. На указателях никакого Сусанина мы за 2 часа езды не встретили. И тут на одном скромном Т-образном перекрестке (см. фото выше) навигатор сказал нам: "Поворачивайте налево, граждане!". Мы повернули. На бетонку. Раздолбанную-раздолбанную.
Немного проехали, навигатор опять велит нам поворачивать. Теперь направо. Ну это вообще не дорога. Здесь даже асфальта уже не осталось. Но следы колес есть. Следы колес таких же заезжих горемык путешественников, как мы.
Пока здесь ехали, вообще гомерически смеялись, до слез. Люди, где мы? Ау! "Дорога" привела в какой-то поселок. В основном частный сектор. Стали пытаться понять, где мы. Поколесили по улочкам. Нашли на табличках госучреждений слово "Сусанинский". Фу! Туда попали.
Как сказал Костя: "Мне кажется заслуги Сусанина сильно преувеличены. Тут любому заблудиться ничего не стоит!". laugh

Кстати, для тех, кто соберется сюда, и будет искать информацию, как добраться до Сусанино. Все просто. По трассе Р99 ехать все время прямо, пока не увидите указатель на Сусанино (поворот налево). Поверьте, он будет. До этого, ни Боже мой, не сворачивайте никуда, что бы вам не говорил друг-навигатор.

Сусанино

Сусанино - один из 11-ти исторических городов Костромской области. Вернее, это городок городского типа с населением 3678 человек. До 1939 года село называлось Молвитино. Недалеко отсюда родился Иван Сусанин - народный герой, чей подвиг связан со спасением будущего первого русского царя Михаила Фёдоровича от польских интервентов в 1613 году. Иван Сусанин завел врагов в болота, где они и погибли. Погиб и сам герой. Вообще, глядя на окружающие сырые непролазные леса, во всю эту историю мне верится безоговорочно. Даже в 21 веке, с дороги костромские дебри выглядят впечатляюще.
Достопримечательности Сусанино можно пересчитать по пальцам. Есть здесь несколько старинных домов конца XIX - начала XX века и три церкви.
Самое интересное мы посмотрели. Например, этот дом И.Д. Осипова с витиеватым балкончиком и
окнами с каменной резьбой.

Симпатичная реставрируемая Покровская церковь (1876 г.).

Но главной достопримечательностью Сусанино является Воскресенская церковь XVII века. Церковь, конечно, очень красивая, старинная, но едут сюда люди не за интересной архитектурой. Во-первых, эта церковь изображена на самой знаменитой картине А. К. Саврасова "Грачи прилетели". Любопытно увидеть воочию храм с полотна, узнать историю написания шедевра.
Вот такая она Воскресенская церковь сейчас.

Шатровая колокольня храма дошла до наших дней в подлинном виде, без переделок.
Вторая привлекательность храма - в его сегодняшнем дне. Сейчас в церкви располагается Музей подвига Ивана Сусанина. Это филиал замечательного Костромского музея-заповедника.
Мы взяли в музее экскурсию (400 руб.). Хоть сам музей достаточно скромный, экскурсия, проведенная экскурсоводом Маргаритой, нам очень понравилась, было интересно. Я обязательно расскажу обо всем, что мы увидели и услышали в музее в отдельном посте.
Экскурсия длилась ровно 45 минут. Выйдя на улицу, мы с еще большим любопытством принялись изучать Воскресенскую церковь, ее расположение, сравнивать увиденное в реальности с картиной Саврасова. Это было очень интересно. Вот ради таких моментов, открытий мы и путешествуем.
Вполне довольные идем к машине. В Сусанино больше делать нечего.
Отправились обратно в Кострому. "По горам, по долам...".

До свидания, Сусанино! Ты стал теперь для нас именем нарицательным, вспоминая которое мы будем всегда улыбаться.
Оглядываемся на Сусанино, располагающееся на высоком холме. Как хорошо отсюда видна Воскресенская церковь, увековеченная Саврасовым на полотне.
Около дороги стоит каменный знак, неизвестного мне происхождения. Информации о нем, к сожалению, нигде не нашла.

Наш вечный спутник в эту поездку - дождь...
Глядь в окошко, а там радуга во всей красе. Поверьте, фотография не передает всех красок и великолепия!
Не удержавшись, останавливаемся сфотографировать радугу.
Дождь прекращается. Едем с открытыми окнами. Слушаем звонкое пенье птиц. "Пьем" волшебный лесной воздух. Объезжаем многочисленных лягушек-квакушек на дороге. Смотрим на кружащего в небе ястреба (или коршуна?). Как оживилась природа в этих заповедных лесах после дождя...
А человек так устроен, что всегда и во всем ищет хорошее. Нашли его здесь и мы.
А вот и Кострома.

Кострома

Наконец мы добрались до цивилизации и самой благоустроенной улицы Костромы - Советской. Едем, наслаждаемся ровной дорогой и окружающей архитектурой.

Old Street - лучший отель Костромы, располагающийся в самом центре. Если бы при моем бронировании этот отель уже продавал номера, мы жили бы здесь.
Наша любимая кофейня "Рога и копыта" располагается с Old Street по соседству. Весьма удобно. А там уже и Торговые ряды, и Сусанинская площадь начинаются.
На часах шестой час. Мы голодные. С утра ничего не ели. Едем ужинать в ресторан "Белое солнце", который располагается на набережной Волги. Мимо гостиницы "Московская застава" (еще одного хорошего отеля), мимо ресторана "Старая пристань",
мимо беседки Островского
подъезжаем к набережной.
К этому моменту неожиданно распогодилось. Решаем, что еда подождет. Идем гулять. Хитро подмигивающее из-за облаков солнце, красавица Волга, белые теплоходы... Кажется, что это именно то, что мы искали и не находили в эту поездку...

Наконец-то мой муж мечтательно задумался...

А теплоходы все подходят...
Идем к беседке Островского. Это место - один из символов Костромы. Здесь всегда много людей.

Погуляли, пора поесть. Вот так выглядит ресторан "Белое солнце" - один из лучших ресторанов, если верить Трипадвизору. А я ему верю.
В дизайне интерьера обыгрывается сюжет фильма "Белое солнце пустыни". Это ресторан восточной кухни. Впрочем, в меню есть блюда и русские, и европейские.
Придя сюда, мы изменили своему решению не ходить в заведения с восточной кухней, потому что у нас просто не умеют готовить эти блюда.

Удивительно, но мне в этот раз повезло - заказанный мной шашлык был выше всех похвал. Хорош был и плов, который взяли Соне. А вот долма, которую выбрал мой муж, ему не понравилась. Она была сделана с маринованными виноградными листьями и вообще не очень вкусная. Так или нет - не знаю. Но спорить с человеком, который родился и вырос на востоке, бесполезно. Боюсь теперь ничто не заставит мужа пойти в подобные заведения.

Цены в "Белом солнце" значительно выше цен в кофейне "Рога и копыта" и выше цен в ресторане "Славянский". Все эти заведения относятся к одной сети - "Сфера влияния". И, надо отдать должное, уровень у них очень высокий.
Десертов в "Белом солнце" нет. К тому же муж остался неудовлетворенным нашим ужином. "Залакировать" ощущения отправляемся в "Рога и копыта".
Кстати, в столовой "Лимпопо" на Советской мы не были. Но это все та же самая сеть кафе и ресторанов.
В "Рогах и копытах" мы чувствуем себя уже как дома - легко, непринужденно.
Еда вкусная,
молочный коктейль, капучино - просто супер!
Вечер, наконец, становится томным. Идем гулять по вечерней Костроме. Это одна из самых приятных страниц нашего костромского путешествия.

С площади Сусанина переходим на проспект Мира. Его начальная часть - Аллея Признания - весьма романтичное место для прогулок в темное время суток.
В этом доме с красивым балкончиком жил А.Н. Островский.

Сама улица, как музей, погружает в прошлое.

Здесь в вечерний час очень много парочек. Магическое, притягательное местечко. Жаль, очень небольшое по протяженности.
Надеюсь подробно рассказать о Костроме и ее лучших достопримечательностях в отдельном посте.
Романовский музей - одно из зданий музея-заповедника. Построено в 1913 году специально для музея.
А это театр Островского. Чудесное место.
Нам настолько здесь понравилось, что утром следующего дня мы вернулись на Аллею Признания. Но это уже совсем другая история...

Подведу краткий итог третьему дню путешествия в Кострому и Ярославль.
Безусловно, этот день стал самым интересным из всей поездки, самым насыщенным. Мы открыли для себя Сусанино, место, где никогда не были. Могу ли я рекомендовать поездку в Сусанино? Не знаю. Это сложный вопрос. Поездка сюда отнимает много времени, по сути целый день. Если время есть, если достопримечательности Костромы вы уже посмотрели, если интересуетесь русской историей не поверхностно, а глубоко, то приехать стоит. Нам было здесь интересно. Всегда лучше посетить новое место, чем в очередной раз смотреть виденное.
Кроме Сусанина, день запомнился прогулкой по набережной Волги и проспекту Мира. Пожалуй, это самые атмосферные места для прогулок в Костроме. Атмосфернее я не знаю. А вы?

Все статьи цикла "Кострома - Ярославль"

Аватар пользователя Анашина Мария
Мне Сусанино по твоему посту показалось очень интересным. Может потому, что это "неизбитое" место. В Костороме бывали многие. Фотографий, отзывов - масса. А вот Сусанино, как я поняла, посетит редкий путешественник. И посмотреть есть на что. Я, например, не знала, что Воскресенская церковь изображена на картине Саврасова.
Да уж, Сусанино - это эксклюзив. Здесь туристов мы вообще не видели. Они все в Ипатьевском монастыре толпятся. Я рада, что мы сюда добрались. Узнавать такие места очень интересно. Настоящий драйв.
Галюш, если бы я не знала, что дорожные снимки твои, авторские и увидела бы их где-нибудь на другом сайте, сказала бы, что это мои фотографии трассы в районе Великого Устюга. Галюш, на ходу из лобового стекла, на этих рытвинах кадров, отражающих картину состояния дороги не получится. Мне Пётр специально останавливал на проблемных участках и я снимала их с обочины и с дороги. В общем, мы с тобой теперь убедились, что такое "нет дороги". Я не верила и дулась на мужа, думая, что он преувеличивает.
Покровский храм в Сусанино без колокольни выглядит куцим. Колоколенка так и простится, шатровая, думаю, как на Воскресенской. Она бы весь объём невысокой церковки вверх потянула. Уверена, что она была.
Галя, спасибо тебе, что открыла для меня Сусанино. На обучении в Третьяковке нам про нето говорили, что этот храм расположен в Костромской области и уцелел доныне, но не более того. Мы непременно туда поедем. Если доживём до того момента, когда туда дорогу сделают.
Танюш, ты права. Сама церковь перестраивалась, а вот колокольня нет. Оригинал.
Сусанино, да, хорошее место. Обидно, что дорога встает камнем преткновения для того, чтоб люди сюда ехали. Была б отличная дорога, то 60 км. преодолеть не проблема, а удовольствие. А так...
Аватар пользователя AllaB
Ну тут уже так живенько все!
А дороги, они во многих местах такие... что очень печально... ремонтируют в основном федеральные трассы...
Такие дороги на таком протяжении мы впервые видим. Знали бы - не поехали. К сожалению, об этом редко пишут.
Аватар пользователя Александр Веселов
Когда был в Костроме, хотел посетить и Анастасьинский монастырь. Почему-то около дверей не было никакого движения людей. Даже тургрупп не было поблизости. Есть куда стремиться попасть.
Попозже надо поискать в сети возможность посещения Сусанина "безлошадным" любителям-путешественникам. Хоть Сусанино районный центр, но вряд ли из Костромы ходят автобусы, тем более по таким дорогам...
Безлошадным в Сусанино, боюсь, не добраться. Даже лошадным это сделать проблематично. smiley
Аватар пользователя Ольга
Здравствуйте. С интересом прочитала о вашей поздке в Кострому-Сусанино. Мой брат с семьей и я с родителями переехали в Сусанинский район из Москвы в 2011г. (так- для справки).

Общественный транспорт в Сусанино ходит, при чем, регулярно. От автовокзала в Костроме. Примерно каждый час- полтора с 6:30 , обратно , самое позднее (по-моему_ в 20:00, в выходные еще на час позже.

Вы попали в самое неудачное время- дороги еще не все залатали и природа еще не проснулась. Ну, и с погодой не очень повезло. Зимой , поздней весной и ранней осень здесь очень красиво- а вид на Сусанино на горке!!!- очень красиво.

Хотя, дороги- да, бич Костромы и области,хотя трасса Кострома-Буй (на которой располагается Сусанино) -федеральная. Только поэтому, наверное, она каждый год латается весной после схода асфальта вместе со снегом.

Жалко, что Вы не доехали до Сусанинского камня, расположенного в 10ти км примерно- там памятный камень смотровая площадка : оооочень красивые виды в любое время годы (погуглите в инете). Есть маршрут на предположительное место гибели И.Сусанино (раньше было востребовано театральное представление небольшое по мотивам). Так же по ходу село Домнино (где , как раз, мы и обосновались) - которое считается вотчиной Романовых - у нас очень красивый храм (где могут провести небольшую экскурсию) и небольшой женский монастырь. Есть еще недалеко часовня- на месте дома И.Сусанина.

Недалеко от Костромы есть еще лосиная ферма- очень интересно для детей и взрослых в любое время года.

Так что- где-то так. При езжайте еще : в удачное время года- когда дороги лучше и погода.
Ольга, огромное вам спасибо за комментарий. Он для меня - как привет из Сусанино. Все время его вспоминаем с мужем, улыбаемся.
Кострому всегда любили, особенно любили, больше других городов Золотого кольца. Но в этот раз дороги нас достали. Ездим много, такого безобращия нигде нет.
Спасибо вам и за информацию об общественном транспорте из Костромы в Сусанино, и о многочисленных достопримечательностях, которые мы не увидели. Сразу захотелось поехать. Но мы для себя решили - подождем, когда трассу сделают. Тогда точно приедем. Ну не могут ее не сделать никогда.
Аватар пользователя Ольга
Ну, что сказать- в нашей стране могут.
Но уже есть положительные моменты- в Сусанино по главной улице летом положили асфальт, в Костроме много улиц сделали, частями и трассу стали делать. Но- большая часть трассы находится на плитах - т.е. просто поверх плит уложили асфальт, поэтому и трещины идут поперек регулярно. Чтобы была дорога- плиты надо убирать, а это уже совсем другие деньги.

Но, дай Бог, сделают. А летом все ямы были заплатами заделаны, как и каждый год (рановато приехали Вы- ямочный ремонт только начался), а зимой, если не свежий снегопад, и правда, все ямы трамбуются снегом и все ровно.

Так что планируйте досмотреть недосмотренное!

Ну, и удачи в остальных путешествиях!
Да, бетонку делать непросто. Согласна. Таких бетонок по России, ууух сколько. Но ведь начали уже кое-где плиты выкорчевывать... Ну а если остаться при плитах... то хоть асфальт бы новый положили. Заплатки вопрос не решают. Верю, что дорогу у вас сделают. Иначе не может быть. Потихоньку же начали, и сюда дойдут.
Еще рас спасибо вам, Ольга. Приятно было познакомиться, пообщаться, узнать для себя новое. ))
Взаимно.
Аватар пользователя juliag
Галя, ваша поездка очень напомнила нашу в Царский скит из Дивеева. Дорога в таком же ужасающем состоянии, едут туда тоже редкие туристы. Но... зато ты попадаешь в уникальное место, которое становится значимым событием из всей поездки. Косте, я думаю, в восточных заведениях не не везет, а просто, когда ты пробовал оригинал вкуснейшего исполнения, который стал эталоном, все остальное кажется жалким подобием)))
Я рада, что мы съездили в Сусанино. Косте там, конечно, понравилось, но он все равно считает, что при такой дороге - это потеря времени и риск для машины.
Насчет заведений... Трудно судить, в чем тут дело. Если бы я пришла в кафе, и мне подали под видом борща какую-то бурду стилизованную под борщ, мне бы тоже это не понравилось. К тому же есть же места, где вкусно готовят восточные блюда. Мы 2 таких в Геленджике знаем. Значит можно и у нас приготовить и вкусно, и правильно... Да разводят нас, Юль, в этих заведениях, пользуясь, что мы в этом мало понимаем.
Аватар пользователя ЛяЛя
Дороги конечно жесть. Проехать 60 км за 2 часа это видимо тоже костромской "эксклюзив"...(нам до Щелыково где-то 120 км,значит 4 часа туда и 4 обратно...что-то совсем не радостно)....
А у вас денёк в целом получился неплохой! Хоть и не простой,но насыщенный. Прогулка по набережной -настоящий бонус. На вашего папу там,вон, даже мечтательность напала,значит всё было не зря!))
Лен, так Щелыково совсем в другой стороне и по другой дороге. Может там другая дорога, нормальная. К тому же, я так поняла, зимой ехать лучше - все ямы снегом забиваются и так не ощущаются. laugh
Денек этот да, был самым лучшим, пожалуй, из всех 5-ти дней. После него было все хуже и хуже. Одни дожди.
Аватар пользователя Александр Веселов
Ура! Для "безлошадных" читателей могу сообщить, что из Костромы в Сусанино ходят автобусы. И очень часто, если верить яндекс расписанию. В ходу "Пазики" и даже "Мерседесы". Автобусы маршрутов Кострома - Сусанино и Кострома - Буй отправляются от автовокзала Костромы. В пути порядка полутора часов.
Вспомнил интересный факт. В костромской области есть город Кологрив. В нём есть железнодорожный вокзал, а железной дороги нет. Жаль, далеко от Костромы. По таким дорогам ломать машину. И вероятно, проблемы с ночлегом. Может, конечно, какая и есть со времён СССР. Ещё вариант - куда-то ехать, чтобы по пути завернуть.
Вот-вот! Ломать машину. Да и с ночлегом в такой глубинке проблемы. В Сусанино, например, даже кафешки приличной нету. А какая есть работает не всегда.