Гуамское ущелье - уникальный памятник природы в Адыгее

Скоро лето, мы все поедем в путешествия. Кто-то большие, кто-то маленькие, кто-то самостоятельно, на автомобиле, а кто-то организованно, по путевке, на поезде. Все мы хотим не просто отдохнуть, а зарядиться энергией, собрать багаж воспоминаний, о которых будет приятно думать в ненастные зимние вечера, перебирать фотографии, радоваться, что ты тут был. Меня завораживают горы, нравится ощущение полета, но я не турист и не скалолаз. Люблю тропы и места, куда можно пройти практически без усилий.
Как всегда, перебирая интернет, я наталкиваюсь на ущелье фантастического вида - внизу течет речка, а наверху, на смотровой площадке, стоят люди. Первая мысль, что это для что-то альпинистов. Лезу в интернет и нахожу, что Гуамское ущелье - это уникальный памятник природы в Адыгее, доступный к посещению даже с маленькими детьми. Вот это нам подходит. Выяснила, что Гуамское ущелье находится с северной оконечности плато Лаго-Наки. Ну, это совсем наша тема.

Первое описание дороги к ущелью, которое я нашла, шло от поселка Мезмай. Не повторяйте наших ошибок. У нас хоть и полноприводная машинка, но паркетник. Мы проехать не смогли.
Расстроенные поехали на море, но запланировали два дня при возвращении, чтобы попытаться с другой стороны.
По населенным пунктам это выглядит так - из Майкопа мы поехали в сторону станицы Курджипской, далее Дагестанская, Нижегородская и Гуамка. Хутор Гуамка - очень небольшой, но там великое множество гостиниц. Нам показалось цены ну очень кусачими. С условием, что приехали часов в 9 вечера и хотели только переночевать за троих с нас просили, начиная с 5 тыс. (Даже учитывая, что обычно в отелях берут деньги за сутки проживания, независимо от времени заселения, цена в 5 000 рублей немаленькая. - Прим. ред.).
Решаем отъехать от Гуамки и поспрашивать в гостиницах на подъезде. Остановились в замечательном деревянном домике со всеми удобствами на турбазе «Ореховая роща». Рекомендую! С условием, что в 10 мы уже уедем, за номер с нас взяли всего 2 тыс. В номере чистота и порядок. Все душевые принадлежности в наличии, есть замечательный Wi-Fi и место на улице для шашлыков,. Аренда мангала оплачивается отдельно. Мы про шашлыки не думали, и просто развели костер, и так душевно на палочках жарили хлеб…
Ночь была изумительная. Плохого утра после такой ночи не может быть.
Приехали в Гуамку, выяснилось, что сами мы пойти в ущелье не можем, надо ждать поезд.

Поезд, насколько я помню, ходит раз в час. Полчаса везет в сторону ущелья и столько же возвращается. Билетов на 11 часовой поезд не было. Но мы решили никуда не уходить и походить прямо тут у станции. И правильно сделали! Когда пришел поезд, выяснилось, что есть 2 места. Мы первые. Но так как нас трое, то продают три билета и мы нежданно-негаданно, уезжаем на 11 часовом поезде.
Когда сели в поезд, очень огорчалась, что место у нас совсем далеко от окна, и что нам ничего не видно. Если вдруг так у вас получится, не огорчайтесь. Скорее всего назад вы поедете в практически пустом поезде. Многие экономят и туда едут на поезде, потом ждут 5 часов и возвращаются пешком. После 17.00 поезд перестает ходить, и 2 часа можно походить по путям. Мы ездили туда и обратно на поезде. Обратно нафоткались от души.

Ну, теперь немножко истории ущелья. Оно, конечно, существовало и раньше, но, как нам рассказали, пока мы ждали поезд, позже его расширили. После расширения проложили узкоколейную железную дорогу. Стали возить с плато Лаго-Наки какое-то ценное дерево. Нашим высокопоставленным чиновникам очень нравилась мебель из этого дерева.
Как вы понимаете, дорогу строили заключенные. Строительство было еще в 30-х годах прошлого века.
Это места, куда рабочие вбивали анкера, с помощью них расширяли проход или в узких местах висели на них. Ценой скольких жизней все это было построено, думаю тоже говорить не надо.

Во время Великой Отечественной войны немцы пытались пробиться через ущелье, но в месте слияния Курджипса и Сухой балки наши взорвали мост, и пройти там не представлялось возможным.
В конце прошлого века дорогу забросили и только в 2008 году восстановили всего лишь 1,7 км. путей из 5 км. всего ущелья, до Мезмая 8 км.
В 2011 году произошел большой оползень, и дорогу до Мезмая засыпало.
Народ говорит, что все равно пройти можно, но нам хватило прогулки и до оползня. Для людей с маленькими детьми могу сказать, что их там много. Идти по дороге несложно, уклон совсем маленький. На третьем километре в высоту поднимаемся всего на 80 метров. Ущелье шириной местами всего 2 метра, высота скал - до 400 метров. Виды завораживающие. У меня было ощущение детского восторга, словами не передать. Поэтому просто посмотрите фото и наслаждайтесь видами.

От Москвы до Гуамки 1 500 километров. На карте это выглядит так:

Аватар пользователя juliag
Ущелье, бурная река... Красотища! А фото, где едет поезд и люди лежат на каких-то ящиках, у меня почему-то, вызвало ассоциацию с азиатскими странами, когда там все запрыгивают на ходу и висят как обезьяны))
Это туристы, они ждут пять часов чтобы пройти пешком, денюжки не хотят платить за поезд...Там реально КРАСОТИЩА!!!
А обратила внимание что через фотографию в реке вагончик валяется?
Аватар пользователя juliag
Он такой перевернутый, что я даже не поняла, что это вагон. Жутковатенько)) Лен, а что поезд такой дорогой, что туристы готовы сидеть 5 часов, только денег бы не платить?
Мне кажется 300 рублей, точно не помню... думаю у них принцип пешком, а не ехать...Хотя там в группе были в основном совсем молодые люди... они мороженку одну на пятерых покупали... может прикол, а может правда денег нет... а вагон правда перевернутый... раньше ни каких проверок не было и машинист пьяный поехал, и скорость набрал, а там совсем медленно надо ехать... благо ни кто не погиб... нам так рассказали, но думаю правда
Аватар пользователя Оксана
Надо же.....Сколько лет я прожила в тех местах, а в Гуамке ни разу не была.
Надо наверстать упущенное... место стоит того чтобы приехать... были планы в этом году зимой туда съездить, но не срослось... план пока выглядит как план... но не все потеряно
Аватар пользователя ladybloger
Очень красивые места! Но и опасные тоже... Про этот вагончик в реке мне ещё дочка старшая рассказывала, он там давно лежит. Я как про вагончик узнала, сразу решила, что лучше там пешком там идти. :) А, оказывается, пешком тоже не рекомендуется... ))

В идеале, конечно, туда на поезде, обратно - пешком. Чтобы всё оценить и увидеть.

Без детей бы точно хотя бы назад пешком прошла. Не потому, чтобы сэконоить 300 р, и не потому, что вагончика сильно испугалась, а потому что люблю пешком гулять по красивым природным местам. Но вот понравится ли такая пешая прогулка детям, кто знает...
Мы ехали на поезде потому как сын сказал я ждать не буду... хотите сидите тут, а я поеду и буду вас ждать в машине... пришлось тоже ехать... Очень хочу туда еще раз и пешком пройти все и подняться на оползень, фото где я сижу руки развожу, что все дальше пути нет, сын позади показывает ес, слава богу назад идем...а я бы пошла наверх без путей, посмотреть что там... жалею, что пока ни как не складывается вторая поездка туда
Аватар пользователя ladybloger
Спасибо за ответ, Елена! У нас пока и первая поездка не сложилась, так что не сожалейте! :) В прошлом году уже даже жильё забронировала и тут - проливные дожди на 2 недели. Пришлось снять бронь и не ехать... Ну а потом, как всегда, закрутилось-завертелось, другие дела, планы... Но об Адыгее думаю всерьёз. Очень хочется увидеть хоть что-то из её красот.
В Адыгею один раз ехать очень мало... мы ездим уже 6 лет и бывает не один раз в год и каждый раз находятся ну ТАКИЕ мест, что просто... АХ! и ни как больше
Аватар пользователя Галина Шефер
А кто сказал, что я туда только один раз собираюсь? ;) Тут главное - начать. :)
Аватар пользователя Елена С
Я не говорила... другой кто-то наверно ;)