Путешествие с юга на север. Часть II: Владимир - Боголюбово - Суздаль - Кидекша - Муром - Юрьев-Польский. Отчёт

Продолжаю описывать наше летнее путешествие с юга на север. Из Рязани едем во Владимир. Здесь я уже бывала со школьной экскурсией в 1992 году. Поездка запомнилась и понравилась. Город произвел неизгладимое впечатление, особенно посещение Драматического театра. Это к вопросу стоит ли возить детей в музеи. Стоит! Меня всегда тянуло вернуться в те места, где я была ребенком. И Владимир одно из таких мест.
Вторую часть отчёта посвящаю Владимиру и Владимирской области (Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Муром, Юрьев-Польский). Расскажу о составлении маршрута и своих впечатлениях. Углубляться в исторические факты не буду, обо всех этих городах и о каждой достопримечательности в отдельности можно прочитать подробно на страницах "Клуба путешественников LT".
...Итак, добрались до Владимира чуть больше чем за 3 часа. Уже проезжая мост через Клязьму, насладились видом Успенского собора. Приехали, благополучно заселились на квартиру.

Квартира нам понравилась, хотя и маленькая по площади, но какая-то уютная и светлая. Ее бронировала через Суточно.ру. Изначально ставила в бронь апартаменты на Booking.com, но потом из-за включения в маршрут Рязани пришлось сдвинуть даты посещения Владимира. Эти даты в выбранной квартире оказались заняты. И агент предложил посмотреть его варианты на другом сайте и дал ссылку на Суточно.ру. Так как я неоднократно уже бронировала жилье через этот сайт и оставалась довольно, то смело выбрала там подходящий вариант.

Владимир

Утром проснулись, быстро позавтракали и поехали к парку Пушкина. Поставили машину в переулке Сушкова. Начали осмотр с Дмитриевского собора, придворного храма Всеволода Большое гнездо.
От смотровой площадки пошли по тропинке мимо собора к памятнику Владимиру. Попутно, как и другие туристы и путешественники, любовались видами.
Прогулялись, осмотрелись, пофотографировались. Мой юный турист щелкал все на телефон – друзьям в школе показать.
Пошли дальше, к Свято-Успенскому собору, любоваться фресками Андрея Рублева. А сами то и дело оглядывались.
Зашли в храм бесплатно, попали на часы работы храма, а не музея. Внутри толкучка из народов мира. Все разговаривают между собой на разных языках. Вроде и шепотом, но в храме стоит гул. А в это время еще и богослужение идет. Внутри немного хаотичная обстановка. Обстановка не храмовая и не музейная – базар какой-то. Но все равно это не уменьшает красоту собора.

Боголюбово

Погуляв по парку Липки вернулись к машине и поехали в Боголюбово. Поставили машину на стоянку возле хозяйственного магазина напротив монастыря. Зашли в сам Свято-Боголюбский монастырь.
Изначально на этом месте располагалась резиденция Андрея Боголюбского. На территории монастыря сохранилась часть замка князя, одно из немногих гражданских зданий Руси дошедших до наших дней. Это часть перехода и башня. По преданию именно в этом переходе был убит великий князь предавшими его боярами. В искупление этого греха позднее на территории замка был основан монастырь.
От монастыря двинулись дальше, на поиски церкви Покрова на Нерли. Пошли вдоль монастырских стен, мимо Боголюбской поликлиники, где сидят монашки и поят всех проходящих квасом собственного производства совершенно бесплатно. Свернули на Вокзальную улицу и вот он знаменитый пешеходный переход, описанный Галей. Хотя я пометила себе, что надо ехать в лифте, но мои отказались, и потопали мы своей дружной толпой по ступенькам. Перешли и влились в поток людей, который плыл по тропинке к храму.
Выпустили детей на волю. Пока я и муж не спеша шли, фотографировали, обсуждали увиденное ранее, и что только предстоит увидеть, мелкие успели сбегать к церкви и обратно. Илья сообщил, что там и лошадки, и художники, и все ноги моют в речке, которая оказалась озером перед храмом. Вот даже хочу спросить – а что это за обычай мыть ноги в местном водоеме? Мы обратили внимание, что многие посетители шли с полотенчиками в руках.

Ну что сказать о церкви Покрова на Нерли?! Шедевр! Осуществилась мечта «идиотки»! Я ее помнила в снегу, и теперь увидела летом. И тогда и сейчас она была и есть прекрасна. Я не могла ее налюбоваться, не могла ее отпустить, или это она меня не отпускала…
Построенная по приказу Андрея Боголюбского в память о погибшем сыне, сейчас она образец Владимиро-суздальского зодчества. В ней есть все – каменная резьба, колончатый пояс, перспективный портал, узкие окна.

Назад шли не так бодро, ножки у всех изрядно устали. Но все равно не могли налюбоваться какой-то «русскостью» пейзажа. Небо обалденное, у нас так низко облака не ходят, кажется, их можно ухватить руками.
Но одним днем знакомство с Владимиром не закончилось. В городе мы были пять дней и каждый вечер делали вылазки в центр, просто погулять по городу. Любовались его красотой. Владимир произвел на меня неизгладимое впечатление. Город очень приятный, цветущий, красивый, чистый, нарядный.
Сходили в Музей хрусталя и лаковой миниатюры. Посетили Военно-историческую экспозицию Золотых ворот (эти облака во владимирском небе сводили меня с ума).
Прогулялись к храму Святого Розария.
К моему любимому Драматическому театру. Именно в нем я впервые увидела живую игру актеров.
Взобрались на Козлов вал, куда же без него.
Совершенно случайно наткнулись на дом адмирала Лазарева, того самого основателя форта Лазарева, т.е. Лазаревского района Большого Сочи, куда мы ездили осенью 2015 года.
Влюбилась я во Владимир раз и навсегда.

Суздаль

Второй и пятый дни посвятили Суздалю. Сразу решила, что для этого города одного дня мало, выделила на него два дня, и то мало оказалось. Совершенно права была хозяйка этого блога, что на Суздаль минимум нужно три дня.
Маршрут поделили на две части. В первый день посетили Музей деревянного зодчества, Кремль и Кидекшу.
Очень я сомневалась насчет музея. Прям даже не знала, нужен ли он мне. Где-то прочитала, что вроде как в Костроме лучше. Но начали мы именно с него и ни капельки не пожалели. Музей хороший, душевный и любопытный. Было интересно посмотреть на обстановку деревянных домов, быт крестьян. Он одновременно и схож с бытом донских казаков, и, в то же время, отличия имеются. В итоге всем, кто едет по городам Золотого кольца, рекомендую данный музей к обязательному посещению.
После Музея деревянного зодчества по мостику перешли речку и двинулись к Кремлю. Чтобы ни перегружаться впечатлениями и информацией, планировали погулять по территории и сходить в Рождественский собор времен Владимира Мономаха. По-моему, валы Суздальского Кремля нашему Антошику больше всего понравились.
Собор работает как музей, фотографировать там можно совершенно свободно, чем я и воспользовалась. Внутри все очень нарядно - яркое убранство, все горит золотом. Самое прекрасное – это, конечно, ворота, выполненные в техники «огневого золочения».
Дальше поехали в Кидекшу, она находится совсем близко от Суздаля, минут 20 на машине.

Кидекша

Кидекша – это резиденция Юрия Долгорукого. Интересна тем, что на ее территории сохранилась церковь Бориса и Глеба XII века с фресками того же времени.
Поделюсь с вами историей, которая произошла с нами в этом музеи. Внимательные читали блога знают, что один из моих сыновей - особый ребенок, аутист. Т.е. поведение у него не всегда соответствует месту и времени. И решил он в церкви побаловаться, начал бегать и веселиться. Муж хотел с ним выйти на улицу, но смотрительница музея не то что не сделала замечания («какой невоспитанный мальчик» и т.п., что я обычно выслушиваю от сторонних людей в наш адрес), а наоборот уговорила нас остаться и продолжить осмотр экспозиции. Сказала, что он никому не мешает и пусть побегает, раз ему так хочется. В первый раз столкнулась с таким понимающим ситуацию отношением. Эта женщина меня по-настоящему растрогала своей добротой.

Мы купили наивкуснейшие малосольные огурцы у дедули возле магазина продуктов. Я таких вкусных огурцов никогда в жизни не ела. Хоть бери и поезжай туда за рецептом.
Кидекша мне понравилась очень, и место само очень душевное, и люди очень добрые, и огурцы вкусные.

На второй раз в Суздале мы оставили два монастыря: Покровский и Спасо-Евфимиевский.
Машину поставили на улице Ленина, возле школы. Смотрим, купала какого-то монастыря, решили зайти. Таким чудесным образом мы попали в Ризоположенский монастырь. Когда готовилась в поездку, читала, что Суздаль такой вот весь вылизанный для туриста. Но этот монастырь развеял мои представления о гламурности Суздаля. Центральные улицы да, а вот только сойдешь с нахоженных мест и началось.
Ризоположенский монастырь очень интересный: двуглавые святые ворота, собор Положения риз, Преподобенская колокольня. К сожалению, все довольно в запущенном виде, но с надеждой на будущее величие – здания в строительных лесах.
Дальше двинулись в сторону Евфимиевского монастыря. Планировали погулять по нему часика 2-3, затем заскочить в Покровский монастырь и распрощаться с Суздалем. Но этому плану не суждено было осуществиться. Тошик категорически отказался заходить в стены монастыря. Только мы стали приближаться к воротам, он в крик-плач. Такое бывает, но очень-очень-очень редко. Посоветовавшись, решили пока прогуляться вокруг в надежде, что это просто каприз. Обошли стены крепости кругом, спустились к речке, с мостика послушали колокольный звон.
Дошли к Покровскому монастырю - обители аристократок. Зашли на его территорию без всяких проблем, зашли внутрь собора в отличном настроении.
Обошли Покровский монастырь кругом, нехожеными тропами. Спустились к Каменке, попугали рыбу местным рыбакам.
Вернулись под стены Спасо-Евфимиевского монастыря... И все началось сначала. Ребенок в слезы, тащит меня и отца за руки в другую сторону. И осталась я, как лиса из известной всем басни: кто без винограда, а кто без музЭя. Ну что же, путешествия с особым ребенком требуют особой гибкости. В следующий раз начнем с этого места. И вообще на этот комплекс нужен отдельный день. Только взгляд со стороны, уже дает представление, какая это махина. И совмещать его посещение еще с чем-то не стоит.

Муром

Отдельный день выделили на поездку в Муром. Очень я сомневалась, стоит ли ехать одним днем так далеко. Но муж сказал, что поедем, и я ничуть не пожалела о таком решении.
Пока ехали, любовались дорогой - роскошным лесом, березками…
Муром встретил нас приветливыми флажками с ромашками. Увидели какую-то церковь, остановились. Это оказалась Вознесенская церковь XVIII века.
От нее по улице Московской пошли пешком в поисках семейного счастья (Свято-Троицкого монастыря). Увидели самую чудесную площадь перед городской администрацией.
Дети немного поиграли на замечательной площадке. Затем двинулись дальше.
Территория монастыря не большая. Людей было многовато, но не толпа. Мы попали на 12 июля, праздник Петра и Павла. Вот очередь в церковную лавку была грандиозная, к памятнику у входа в монастырь так же не подступиться, а поклониться мощам святых Петра и Февронии почти никого.
В соседний монастырь не пошли, слишком большой поток информации и впечатлений. Вернулись пешком по улицам Красноармейской и Толстого к машине. Должна сказать, любим мы походить нетуристическими дорожками, полазить по закоулочкам, сунуть свой нос по сусекам. Люблю проникнуться бытом места, почувствовать себя местным жителем, примерить на себя город, посмотреть, как живут простые люди.
Дальше был Спасо-Преображенский монастырь, где хранится частица мощей Ильи Муромца. Сами мощи святого воина находятся в Киево-Печерской Лавре. Мы были в Киеве 3 года назад, но тогда дети были слишком малы, чтобы спускаться с ними в пещеры для поклонения святым мощам. Поэтому мы не могли упустить возможность сделать это сейчас в Муроме.
Территория монастыря нам всем очень понравилась – большая и ухоженная. Случайно обнаружили лестницу к набережной Оки. О ней или я не читала или пропустила мимо себя эту информацию. Но мы очень обрадовались находке и спустились вниз.
Налюбовавшись Окой, поднялись на монастырский двор, там долго гуляли, отдыхали. Приложились к мощам Ильи Муромца (его пальцу), которые хранятся в деревянном саркофаге в виде скульптурного изображения богатыря. Купили в местной лавке муромских калачей. Выпечка в монастыре чудесная, хотя я стараюсь не увлекаться мучным, но эти калачи запомню надолго. Самая вкусная сдоба, которую мне когда-либо приходилось кушать. Уставшие, но довольные, тронулись в обратный путь. По дороге то и дело останавливались, чтобы любоваться природой. Какие виды, какой простор, какая красота кругом!
Муром запал мне в душу. Городу мало одного дня, в нем нужно переночевать, а лучше поехать дня на три. Обойти каждый монастырь по отдельности, неспешно, что называется - проникнуться местом.

Юрьев-Польский

Напоследок я вам расскажу о своих впечатлениях от Юрьев-Польского. Если бы не прочитала об этом городе в блоге, и знать бы о нем ничего не знала. Но загорелась, порылась на просторах инета в поисках информации о Георгиевском соборе. Влюбилась заочно и не разочаровалась в нем нисколечко.
В изначальные планы входило в один день посетить Юрьев-Польский и Александров. Но я отменила Александров ради встречи с одноклассницей. Мы не виделись 20 лет, и мне очень хотелось с ней пообщаться. Тем более, что в эти дни у нее гостила мама, наша учительница русского языка и литературы. Как я могла упустить такой шанс?! Наши посиделки я оставлю за кадром. А вот встречу с Юрьев-Польским опишу поподробней. Приехали мы утром и сразу нырнули в очарование Михайло-Архангельского монастыря.
Монастырь, конечно, далеко не в лучшем состоянии, его еще нужно ремонтировать и реставрировать. Но в нем есть какая-то прелесть: милый пруд и скачущие лягушата по траве, кучи угля во дворе, наличники по стенам, как картины прошлой жизни. Все это придает неповторимое очарование месту.
Со двора монастыря пошли к Георгиевскому собору сквозь строительный мусор. Слегка заблудились, сбитые с толку огромным красным Троицким собором. Потом слились с толпой китайских туристов и достигли цели. Конечно же, собор неподражаем. Ажурная каменная резьба стен настолько легкая и тонкая, что кажется это кружево.
Мы еще побродили кругом, сходили к памятнику Юрию Долгорукому, основателю города, поднялись на крепостной вал. Хотелось бы лучше познакомиться с городом. Но времени было мало. Меня еще ждала встреча с друзьями. А это куда важнее любых памятников.

Итоги моего повествования – я влюбилась во Владимир и всю Владимирскую область. Природа, атмосфера городов, качество дорог, люди, чистота улиц, и, конечно же, многочисленные памятники, шедевры Всемирного наследия – это все то, что зачем нужно ехать в те места. А так как я не успела посмотреть все, что бы мне хотелось, то буду мечтать сюда вернуться. А может еще и не раз…

Окончание отчёта читайте здесь.