Ладожская кругосветка на машинах за 9 дней (2500 км.). Часть I. Шлиссельбург. Крепость Орешек

Любое путешествие начинается с мечты. Кто-то грезит о жарких странах, о белоснежных песках и бирюзовом море, а мы рисовали в своем воображении суровую красоту Русского Севера, буйные воды Ладожского озера, величественные скалы Валаама… Так родилась идея нашей Ладожской кругосветки – когда вокруг еще заваливал снегом январь, а в печке потрескивали дрова. Тур наметили на июньские праздники и начали подготовку: просматривали карты, искали места стоянок, описания достопримечательностей и дорог. Внимательно отнеслись и к выбору попутчиков, пригласив самых надежных и проверенных людей. В итоге 9 июня 2016 года в 3 часа утра мы на трех машинах выехали по маршруту "Москва – Валдай – Шлиссельбург – Кронштадт – берег Балтийского моря – Выборг – Приозерск – Сортавала – о. Валаам – водопады Питкярантского района – берег Ладожского озера – Старая Ладога – Волхов – Москва".
Следует сказать, что не все пункты изначально были заложены в наш маршрут. Погода и обстоятельства внесли свои коррективы, о чем я расскажу подробнее ниже.

Позвольте вам представить участников экспедиции. Я думаю, что удобнее будет нас всех запоминать по литерам. Экипаж 1 включал семью М.(откуда я) и семью К., экипаж 2 – семью Г.(где были дети 8 и 13 лет), экипаж 3 – семью О. и одинокого Т. Таким образом, нас было 9 взрослых и два детеныша. По плану (так и вышло) возвращаться мы должны были 18 июня вечером, и длительность нашего путешествия составляла 9 дней.

Ранним утром 9 июня мы, нагруженные по полной, по пустынному Ленинградскому шоссе мчались навстречу нашей мечте – озеру Ладожскому, которое в старину было принято называть Ладожским морем. Ленинградка – известная многим трасса М10: дорожное покрытие у нее хорошее, обычно она по полосе в каждую сторону, есть и обгонная полоса. Мы не стояли в пробках, а на обратном пути пользовались платной объездной дорогой (кстати, овес нынче дорог, как говорил классик: 200 рублей за проезд по участку М11).
Еще в машине я проводила краткую обзорную экскурсию для своего экипажа, который с интересом и радостью меня слушал. Слушал и посапывал, а иногда и похрапывал.

Первая наша остановка на озере Валдай была непростая - это был завтрак. Его мы приготовили дома, поэтому просто достали столик и вкусили пищу, а некоторые из наших экипажей побежали осматривать Иверский мужской монастырь, основанный в 1653 году. В этот раз я не ходила, но впечатление он всегда производит сильное.
После быстрого завтрака мы поехали дальше, и уже в 16.00 стояли на пристани города Шлиссельбург. В этот день было очень холодно и ветрено, мы надели на себя все, что у нас было, и являли собой поистине андеграундное зрелище. Желающих попасть в крепость Орешек было не так много, некоторые рейсы морского транспорта даже отменили, а вот в выходные, говорят, не протолкнуться. Шхуна до острова идет 15 минут.

Шлиссельбург. Крепость Орешек

Сразу хочу сказать, что мы сконцентрировались именно на посещении крепости Орешек, а сам город Шлиссельбург не рассматривали. Крепость потрясает своей мощью и славной историей, которую одновременно можно рассматривать и как героическую, и как трагическую. В разное время крепость защищала Россию от шведов, была политической тюрьмой, но самая важная, на мой взгляд, страница в истории Орешка – это действительно отважная оборона крепости в годы Великой Отечественной войны. Именно благодаря тому, что гарнизон Орешка не сдавался, хотя сам город Шлиссельбург был оккупирован, фашисты не полностью замкнули кольцо вокруг Ленинграда, а наши смогли проложить Дорогу жизни для голодного города.
Вообще вся наша поездка проходила по местам сражений нашего народа с немецкими захватчиками, а также по полям боев советско-финской кампании. Мы видели в лесу под Питкярантой траншеи и огневые точки 70-летней давности, крест Скорби, братские могилы, Синявинские высоты… Слушали информацию про Шлиссельбургский десант и каждый, думаю, преклонил колени перед памятью павших. Наверное, именно про те места сказал В. Высоцкий: «Здесь раньше вставала земля на дыбы…».

Полезная информация: билет до крепости стоит 200 рублей, вход в крепость - 250 (в эту стоимость входит экскурсия). Покажут даже камеры тюрьмы, расскажут о знаменитых узниках (в их числе Иоанн Антонович) и о всех важных вехах в жизни Орешка.
Цитадель крепости, в которой содержались узники.
То, что осталось после фашистских налетов.
Здесь был собор, который представлял собой отличный ориентир для немецких бомбардировщиков. Что осталось от собора стало мемориальным комплексом павшим воинам.
После насыщенного дня мы поехали в прекрасный отель – гостевой дом «Шлиссельбург». Он нам очень понравился: колоритный (бывший дом купца), чистый, уютный, с потрясающим рестораном. Взяли уху (520 руб.), рис (200 руб.), курицу по-шлиссельбургски (480 руб.), бутылку вина, чай, кофе. Средний счет на человека – 1400 руб., могу ошибаться. Вкус был – лучше, чем дома! Можно сказать, что вечер провели в ресторане .

Если подводить итог по Шлиссельбургу, то можно отметить, что сам город не вызвал у нас интереса, а вот крепость Орешек – героический бастион нашей Родины – заставила пожалеть, что выделили мы на нее всего 1,5 часа…