Козьмодемьянск. Марийский, народный, этнографический

Продолжение. Начало - "Козьмодемьянск. Резной, купеческий, бе́ндеровский"

Этнографический музей под открытым небом мы заметили его еще, когда въезжали в Козьмодемьянск. Но оставили «сладенькое» на закуску. Я обожаю этнографические музеи, и проехать мимо них никак не могу. Если помните, в эту поездку уже успели побывать в татарском "Тататр Авылы". Теперь вот настала очередь марийского. Подъезжаем к музею, оставляем машину, идем к калитке. 
Заходим, а там никого. Хочется крикнуть: "Ау, люди, вы где?". Как оказалась в последствии, во-первых, мы зашли с «тыла», а не через «парадный» въезд, а во-вторых, опять «пароходы», вернее полное их отсутствие в этот день. Пока мужчины пытались кого-нибудь отыскать, я начинаю фотографировать.

И, наконец-то, минут через 6-7 нас замечают, и из домика для персонала появляется женщина.
В итоге находят кассира, покупаем опять полный набор – билеты, съемка, экскурсия. За всё - 500 рублей.
Кассир в свою очередь вызывает экскурсовода. У нашего гида как раз в этот день был День рожденья, ее даже пришла поздравить сестра, но, несмотря на это, экскурсию для нас провели на высшем уровне!
А теперь давайте гулять по Этнографическому музею.
Осмотр музея начали с мельницы. Подняться на неё не разрешили, но зато мы узнали интересную вещь. Оказывается жерди позади мельницы были не просто так, это давало возможность «ловить» ветер: дует ветер с запада – повернули лопасти туда, ветер подул с севера - разворачиваемся обратно. Так что наши деды, однако, мудрецы были!
Внутри мельницы жернова, правда, они уже не в рабочем состоянии.
Зато принцип действия можно рассмотреть на крупомолке.
Следующей шла кузня. Кузнец был на деревне отнюдь не последним человеком, и работы у него хватало.

 
А в этот станок заводили лошадей, чтобы подковы ставить было удобнее.
Куда же раньше без лошади? Главная рабочая сила в любом хозяйстве! Это сейчас в деревнях их можно пересчитать по пальцами, да и то, одной руки уже слишком много будет. И на этой картинке так же видно подтверждение того, что у любой кузни был источник воды, в данном случае колодец.
А здесь расположились как раз те сельхозорудия, которые и возили раньше лошадки.
Затем зашли в баньку по-черному, т.е. без трубы. Казалось бы, проще ведь трубу сделать. Но нет, дело было не в лени. Раньше считалось, что дым всё обеззараживает. Недаром на севере очень многие дома топились по-черному, когда уже вовсю применялись трубы.
Конечно же, живя на такой великой реке как Волга, марийцы не могли не рыбачить.
Вокруг нас «кипела» мирная деревенская жизнь.
А результатом этой жизни, в том числе, был и лён, и изделия из него.

Народные костюмы меня всегда притягивают как магнит, может быть и просто скроено, но зато как украшено! Какое же терпение должно быть у мастериц, у меня его явно не хватило бы!
Это вышивка горных марийцев, ее отличало, то, что она очень мелкая. Только гляньте на эту кропотливую работу.


Согласитесь, что всё- таки есть различия с марийцами с другой стороны Волги.
Это национальный костюм живущих на той стороне Волги.
И в старину женщины не могли обойтись без украшений.
Это одежда уже поновее, в ней видно смешение двух культур – марийской и татарской.
Одежда одеждой, но и обувь была нужна, и тара под грибы, ягоды, да мало ли ещё подо что. Решалось это в те времена просто - и обувь, и тару просто плели.


А это обувка того времени.
Угадайте, чем русские лапти отличались от марийских? А ответ-то прост: наши русские делались на правую и левую ногу отдельно, с одной стороны удобно, но не практично.
А это вообще раритет. Оказывается, босоножки были придуманы очень давно.
Помимо одежды и плетенных изделий крестьяне выращивали хлеб, а для его хранения нужен был амбар.
 
Кстати, все постройки в музее соединены древним «асфальтом». По грязи никто ходить не любил.
Но вернемся к амбару. Конечно же все нужно было где-то хранить, для этого и нужны были бочки, кадушки, лари.

Сито для просеивания муки.
И, конечно же, весы. А как иначе эту муку продать.
 
Лачуга. В нашем, русском, понимании лачуга, это такое полуразрушенное жильё, а в марийском народном - это было место, где готовили.


Здесь можно было что-то растолочь.
Постирать.
А на этом коромысле бельё полоскали в речке.
Так же в лачуге варили брагу.
И просто еду.
Следующая – курная изба, кстати, зажиточного крестьянина, распространена она в Марий Эл была в XVIII - XIX веке.
 
Внутри всё довольно просто, с глинобитным полом.
Вот такое корыто подставляли под лучину, чтобы дом случайно не поджечь.
Ухват на колесиках позволял закатывать в печь очень большие горшки.
После избы крестьянина (и как они там такими большими семьями помещались?) мы подошли к двум странным сооружениям.
Одно из них было более-менее понятно – пилорама для получения досок.
А вот второе вызывало вопросы. Оказалось, что на нем колотушками отбивали холсты. Занятие монотонное, вот и стали девушки петь в это время. Одну из таких песен нам спела экскурсовод на марийском языке. Очень интересно было послушать.
А напоследок мы зашли в избу зажиточного крестьянина, но уже XIX - XX века. Разница с курной избой заметна сразу.
Заметьте, и здесь присутствует резьба.
Здесь уже всё гораздо богаче.



И знаете, меня поразили здесь лапти для ходьбы по болотам, впервые такие видела.
Ещё узнала, что складочки на сапогах были не от «старости», а потому что кожа на голенище в этом месте бралась более тонкая.
А вообще-то кожаную обувь берегли, в грязь надевали сверху лапти.
Изба раньше без двора и хозяйственных построек была невозможна. В этом марийцы похожи на забайкальцев, все огорожено забором.
Во дворе хранили сани и телеги.


И инструмент.
Здесь же жили домашние животные.
Готовили еду.

Хранили запасы.
 
Обратите внимание, какой раньше был водосток – деревянный.
В общем, в то время дом оправдывал свое название: мой дом – моя крепость.
А потом мы отправились в самостоятельное плаванье. Посмотрели на летний шалаш, обычно такие устраивали на покосе.
Оригинальный деревянный мостик.
А потом мои мужчины решили покачаться на качелях. Ну, когда ещё такая возможность будет?


А напоследок не могли опять не полюбоваться на Волгу.


Вот такой он Этнографический музей в Козьмодемьянске. Пожалуй, это пока мой фаворит среди подобных музеев. Он не такой «лубочный» как в Суздале, и здесь нет такой безнадёги как в Костроме. А ещё, если Вы приедете не в «пароходный» день, то будете единственными посетителями . А погулять здесь с экскурсоводом я ой как советую, поверьте, откроете для себя много нового.

Так стоило ли делать крюк в 80 километров ради Козьмодемьянска? Однозначно стоило! Этот городок, наравне со Звенигово, стал фаворитом в нашем сентябрьском турне. Здесь ещё сохранилась атмосфера маленького городка, здесь много интересных музеев. А ведь мы ещё не успели сходить в Художественный музей имени Григорьева (ул. Лихачева, 10, http://www.mari.ru/kozm_museum/), где представлены полотна Айвазовского, Брюллова, Левитана, Сурикова. Откуда такое богатство в маленьком городке? А просто Волжско-Камскую передвижную выставку война в 1918 году застала именно в Козьмодемьянске, и художники побоялись везти её дальше. Зато город приобрел прекрасную коллекцию живописи. Так что заехать в этот городок стоит обязательно. А может не заехать, а приплыть, как все туристы на теплоходе. Решать это Вам.
Напоследок фото-шутка из Козьмодемьянска. Как Вам такой кинотеатр 3D?


Не хотите пропустить новую статью?
Подпишитесь на новости!
Похожие статьи:


Реклама:

Комментарии

Аватар пользователя elenau

Музей шикарный! Соглашусь,что лучше,чем в Суздале,и даже может быть чем в Витославлицах под В.Новгородом...
И ведь как вам повезло,Анют! Ходили,слушали,смотрели -никто не мешал,не отвлекал,над душой не стоял,виды не загораживал!)) Счастье просто!

Я детство до 7 лет провела у бабушки в сибирской деревне,и хоть это не Мари Эл,но многое мне знакомо. Особенно банька по-черному,до сих пор помню её пряный запах ( в предбанничке действительно сушились травы, а внутри вкусно пахло дымком и вениками)...
Конечно же вы не зря сделали крюк в 80 км.! Теперь и мы знаем про этот прекрасный уголок деревянного зодчества и крестьянского быта! Спасибо! 

Аватар пользователя annas

Что повезло – это точно! Во-первых, такой симпатичный городок для себя «откопали», во-вторых, везде как лучших и единственных гостей встречали. Так, что к лучшему, что без «пароходов» приехали wink А домики тоже чем-то мне родину напомнили, у нас в Забайкалье ведь практически все из дерева.

Аватар пользователя Валентина

Замечательный музей. Люблю такие. Столько интересного в них узнаёшь. И музей в Козьмодемьянске не менее интересен, чем знаменитый музей на острове Кижи.

Аватар пользователя annas

Кижи пока моя мечта.

Аватар пользователя irinas

Какие интересные качели) еще мне понравился забор из веток... тын? и дорожка, выложенная кусочками бревнышек.. Увидела, наконец, пилораму))

Аватар пользователя annas

Вот про забор то и не спросила :( Хотя вряд ли бы название запомнила :) Я и таблички то по этому снимала, названия - язык сломаешь, но ведь интересно, живут марийцы совсем рядом, а язык отличается.

Добавить комментарий